Развитие словаря в театрализованной деятельности детей. Теоретические основы изучения театрализованной игры как средства эстетического воспитания. Индивидуальные встречи с родителями
развитие речь дошкольный театрализированный
«Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.
В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль.
В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.
В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально_игровая деятельность дошкольников» - это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры_драматизации», а «театрализованные игры» - это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».
«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Замена термина «театрально - игровая деятельность дошкольников» обусловлена дальнейшим развитием психолого-педагогической науки, сменой парадигмы современного образования.
Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. . Под театрализованными играми ученые понимают игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко . Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г.В. Генова , арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Л. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности .
Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:
- 1. роль (определяющий компонент)
- 2. игровые действия
- 3. игровое употребление предметов
- 4. реальные отношения.
В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
- 1. игры-драматизации и
- 2. режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.
Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.
Видами драматизации являются:
- 1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- 2. Ролевые диалоги на основе текста;
- 3. Инсценировки произведений;
- 4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- 5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Игра-драматизация? деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.
К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:
- 1. Игры - драматизации с пальчиками;
- 2. Игры - драматизации с куклами би-ба-бо;
- 3. Импровизация. (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.)
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду (Приложение Ц):
- 1. Настольный;
- 2. плоскостной и объемный;
- 3. кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т.д.);
- 4. катушечный;
- 5. ложковый;
- 6. баночный;
- 7. кулачковый и т.д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.
Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры - драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками. (Рисунок 1.1. Классификация театрализованных игр Н.А. Реуцкой). }