В Беларуси появились адресные субсидии на жильё. Безналичные жилищные субсидии: коротко и ясно о том, как это будет работать


В Беларуси вводится адресное субсидирование при строительстве жилья. Претендующие на господдержку граждане смогут брать кредиты в банках по коммерческим ставкам, а государство будет выделять субсидии на погашение части процентов по таким кредитам, а в отдельных случаях - и на погашение части основного долга. Такой механизм предусмотрен президентским указом №240, который опубликован сегодня на Национальном правовом интернет-портале. О том, на каких условиях будут предоставляться субсидии и кто сможет их получить, рассказал на пресс-конференции Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Минстройархитектуры.

«Указ №240 долго вынашивался в недрах органов госуправления. Его появление вызвано тем, что государство в настоящее время запланировало привлекать не только прямые бюджетные ресурсы на поддержку жилищного строительства, но и ресурсы банковской системы, - отметил Александр Горваль. - Новый механизм позволит расширить объем кредитования и при этом уменьшить затраты бюджета».

Кто сможет получить?

На субсидии смогут претендовать категории граждан, перечисленные в указе №13 от 6 января 2012 года - все те, кто и раньше мог рассчитывать на льготный кредит. Но механизм распределения господдержки принципиально иной: по 240-му указу компенсация станет адресной и будет выделяться гражданам, а не банкам, как это происходит сейчас.

Субсидии будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом, а многодетным, молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение основного долга по таким кредитам.

Как будет работать схема? Александр Горваль привел пример:

«Гражданин, имеющий право на получение господдержки по указу №13 при подходе очереди оповещается исполкомом либо органом госуправления (силовые структуры, где состоит на учете). Он обращается в банк, заключает договор на кредитование, предоставляет его в исполком. Исполком производит начисление субсидии в погашение кредита. Если ставка, условно, 20% годовых, то договор заключается на 20%, а уже расчетно определяется тот объем субсидии, который будет гражданину начисляться».

Размер субсидий на уплату процентов составит:

  • многодетным семьям с тремя несовершеннолетними детьми - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • многодетным семьям с четырьмя и более детьми - ставка рефинансирования плюс 3 процентных пункта;
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают), - ставка рефинансирования плюс 2 процентных пункта;
  • другим гражданам, имеющим право на господдержку, - ставка рефинансирования минус 2 процентных пункта.

Размер субсидии будет определяться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования, ее размер будет корректироваться в зависимости от изменений ставки рефинансирования, при изменении состава семьи.

«Финансовая нагрузка на граждан немного увеличится»

Наряду с тем, что выплаты по кредитам с субсидией будут приближены к размерам выплат по льготным кредитам на условиях указа №13, финансовая нагрузка на очередников все же немного увеличится. Начальник управления Минстройархитектуры назвал конкретные цифры. Допустим, семья из трех человек строит квартиру площадью 60 кв. м при нормативе стоимости квадратного метра 660 рублей, кредит выдан на 35 тысяч рублей. Сейчас такая семья платит в месяц по кредиту 224 рубля, а с субсидией будет платить 347 рублей. Семья из 4 человек платит 298 рублей, будет платить 463 рубля. Многодетная семья с тремя детьми заплатит уже не 45 рублей, как сейчас, а все 80 рублей. Полностью погашать основной долг и проценты государство будет только многодетным семьям, имеющим четверо и более детей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан, но, на наш взгляд, это подъемные средства, которые можно выплачивать для того, чтобы улучшить свои жилищные условия» , - подчеркнул Александр Горваль.

Какие банки будут участвовать?

«Под указ на сегодняшний день оценочно определено 135 млн рублей: 60 млн „Беларусбанка“ и 75 млн „Белагропромбанка“. Это средства тех банков, которые активным образом участвовали в подготовке указа и первыми вступят на путь его реализации, - пояснил Александр Горваль. - Что касается иных банков, то мы с ними тоже работали в процессе подготовки указа. Они хотят еще присмотреться к этому законодательному комплексу, чтобы увидеть там свой интерес. Будет существовать перечень коммерческих банков, которые изъявят желание работать в этой системе. Этот перечень нужен для того, чтобы гражданин знал, куда обратиться за заключением кредитного договора, если он имеет право на субсидию».

175 млн рублей - это средства только двух банков, с помощью которых в ближайшие годы можно построить порядка 4000 квартир.

«Учитывая, что сейчас избыточная ликвидность у целого ряда коммерческих банков и они ищут проекты, я думаю, будут и другие желающие. И они уже заявлялись на работу в этой системе. Поэтому ресурс будет больший, - добавил представитель Минстройархитектуры. - Тут одно ограничение существует - возможности бюджета. На 135 млн сейчас бюджет имеет возможность проиндексировать».

«Это шаг к рыночным отношениям»

На пресс-конференции журналисты поинтересовались: не пора ли вовсе отменить указ №13 о льготном кредитовании. Такие призывы сегодня звучат в комментариях под каждой статьей о господдержке.

«Критика на форумах имеет под собой определенную почву. Получается так, что человек самый бедный может получить в собственность очень дорогую вещь. А человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может. Дисбаланс существует, - признал Александр Горваль. - Тут нужна некоторая поэтапность. Первый этап пройден. Если раньше деньги напрямую вливались в „Беларусбанк“ и за счет этих денег давались льготные кредиты, то теперь бюджет дает только компенсацию процентной ставки, а основное тело кредита финансируется за счет банка. То есть это шаг к рыночным отношениям. В будущем, возможно, 13-й указ потеряет свою актуальность. Но для этого надо, чтобы ставка рефинансирования и инфляционные процессы стабилизировались. Когда кредиты будут под 2-3%, тогда государство сможет сконцентрироваться на арендном, социальном жилье, которое не переходит в собственность».

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем?

Только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на погашение процентов субсидии выдадут:

  1. Льготной категории граждан, перечисленных в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
  2. Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры – не менее 5 календарных.
  3. Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).
На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:
  • многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей;
  • нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.
На что будут выдавать субсидии?
  • на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов;
  • на реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

! В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 2%* .

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 3%* .

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам – ставка рефинансирования + 2%* .

* если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

4. другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования – 2%. То есть 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

– для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми – 95% основного долга по кредиту;

– для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100% основного долга по кредиту.

– для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):

  • первого ребенка – 10% основного долга по кредиту;
  • второго ребенка – 20% основного долга по кредиту.
– для детей-сирот – 35% основного долга по кредиту.

! Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Калькулятор «МП»

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

  • многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%;
  • многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых – 14,5% субсидия);
  • всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Картина цифрами

Всегда проще понять суть любого нововведения на примерах. Берем за образец разные семьи, которые могут рассчитывать на господдержку по Указу № 240, и подсчитываем: насколько в денежном выражении коммерческий кредит на жилье стал доступнее.

На какую часть жилплощади предоставят субсидии для уплаты части процентов кредита?

Пример 1.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 35 640 рублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 17 820 рублей: (20 кв. метров x 3 человека – 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 46 200 рублей: (20 кв. метров x 5 человек – 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) – 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье в 150 000 рублей. Стоимость хозяйственных построек – 15 000 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составит 79 200 рублей: 66 000 рублей х 20% + 66 000 рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составила 35 640 рублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составила 47 520 рублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

Справочно

* 20 кв. метров – норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 Указа №13.

** 660 рублей – предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета Министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Александр Горваль. Фото БЕЛТА

Как сообщалось, Александр Лукашенко 4 июля подписал «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13 2012 года.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», - сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом № 13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 - 347 рублей; для семьи из 4-х человек - 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми - 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства - можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», - считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья может быть отменена

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть сделан шаг к рыночным механизмам», - считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», - сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», - подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди - молодые семьи, 30,5 тыс. - многодетные, 29 тыс. - дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) - 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) - около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.

Указ № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» предусматривает внедрение с 1 октября 2016 года системы предоставления государственной помощи для частичной компенсации при оплате ЖКУ с учетом общего дохода семьи, площади жилья потребителей и определенных условий потребления услуг. Цель закона — социальная защита более уязвимой части общества. О нюансах предоставления безналичных жилищных субсидий Порталу коммунальной грамотности рассказали в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства.

Кто имеет право на субсидию?

Государство компенсирует затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг, превышающие 20 % от совокупного дохода семьи (или отдельного гражданина) в городе и 15 % — в сельской местности. Конечно, только в том случае, если фактические объемы потребления не будут превышать установленных государством нормативов потребления ЖКУ.

"При начислении безналичных жилищных субсидий будет учитываться нормативное потребление ЖКУ. Соответственно, если у человека большая квартира, в которой он проживает один, льет воду без меры, то сравниваться будет не его фактическое потребление, а нормативное. Все, что потребляется сверх нормы, будет оплачиваться им самостоятельно", — отмечает Первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Олег ПОСКРОБКО.

Кто может получить субсидию?

Собственники жилья либо наниматели государственного жилья, а также члены их семей. Кроме того, субсидию могут оформить члены организации застройщиков.

Кто не получит безналичную жилищную субсидию?

В оформлении госпомощи будет отказано, если владелец жилья будет иметь в собственности несколько жилых помещений или долей в другой квартире (искл. — многодетные семьи), будет сдавать жилье по договору найма или владеть квартирой, в которой зарегистрировано частное предприятие.

Приостановить выплату субсидии могут, если собственник поменяет место жительства (оформить госпомощь можно по новому месту жительства) или предоставит недостоверные данные о доходах. Кроме того, от начисления субсидии можно отказаться, написав заявление в службу субсидирования (исполком) о прекращении предоставления субсидии.

Куда обращаться за назначением субсидии?

Такая помощь будет предоставляться на основе заявительного и выявительного принципов. «По выявительному принципу помощь государства смогут получить неработающие пенсионеры или неработающие совершеннолетние инвалиды, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи», — уточняет Олег ПОСКРОБКО. По его словам, этим категориям граждан субсидия будет назначена автоматически, никаких справок и документов собирать не нужно.

В Министерстве ЖКХ подсчитали, что под данный вид государственной поддержки попадут порядка 400 тысяч домохозяйств, то есть до 10 % от их общего количества (3,7 млн).

Документы, необходимые для оформления субсидии

Чтобы оформить госпомощь на оплату ЖКУ, гражданину необходимо предоставить в исполком по месту жительства полный пакет документов, а именно:

заявление на получение субсидии (образец предоставят в исполкоме);

паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);

документы, подтверждающие доходы собственника жилья и членов семьи за 6 месяцев (справка о зарплате, пособии, доходах от предпринимательской деятельности и пр.);

трудовую книжку ;

свидетельство о рождении ребенка (для тех, у кого есть дети до 18 лет);

свидетельство о заключении (или расторжении) брака ;

пенсионное удостоверение или удостоверение инвалида (если в семье собственника есть пенсионеры или инвалиды).

На какой срок предоставляется субсидия?

Субсидия неработающим пенсионерам и инвалидам предоставляется на 3 месяца и продлевается автоматически. Для всех остальных — на 6 месяцев (для продления субсидии необходимо будет обращаться в исполком по месту жительства с паспортом и заявлением).

Заявление на получение субсидии рассматривается должностными лицами в течение 10 дней. Если потребуется запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может увеличиться до 15 дней. Если потребуется проверка предоставленных документов — до 20 дней.

На какие ЖКУ распространяется субсидия?

Безналичные жилищные субсидии будут распространяться на основные жилищно-коммунальные услуги — горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, капитальный ремонт и техобслуживание жилого дома, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, а также расходы на электроэнергию для освещения подъездов и работу лифтов в многоквартирном жилом доме и снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок.

"Не будут субсидироваться дополнительные ЖКУ, от которых человек может отказаться. К примеру, обслуживание запорно-переговорных устройств, видеонаблюдение", — отметил Олег ПОСКРОБКО.

Субсидия на услуги ЖКХ будет рассчитываться только в рамках нормативов потребления. К примеру, если семья из трех человек израсходует воды больше, чем предусмотрено нормативами - 140 литров на человека в сутки (при наличии счетчика), то эти использованные сверх нормы литры воды субсидироваться не будут.

Форма расчета об язательного платежа

Разница между начисленной по нормативам суммой платы за жилищно-коммунальные услуги за вычетом безналичной жилищной субсидии и обязательного платежа (20 % для городских и 15 % для сельских жителей) будет компенсироваться из бюджета.

Особенности предоставления субсидии

По словам Олега ПОСКРОБКО, сумма господдержки в каждом случае будет рассчитываться индивидуально, с учетом дохода семьи, площади жилого помещения, количества проживающих на ней граждан, объема потребляемых жилищно-коммунальных услуг. При этом по выявительному принципу будут приниматься в расчет доходы семьи за три месяца, а по заявительному — за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Субсидия в деньгах на руки не выдается, государство перечислит ее поставщикам услуг. Размер субсидии будет отражен в счет-извещении, на эту сумму уменьшится и плата.

Если изменятся тарифы, субсидию пересчитают автоматически.

Яна Щука, Портал коммунальной грамотности населения

В последний день апреля Совет министров своим постановлением № 555 утвердил Положение «О предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». Одно из основных новшеств данного документа состоит в том, что теперь для получения субсидии претендент должен документально подтвердить наличие у него собственных или заемных средств, позволяющих оплатить неоплаченную субсидией часть затрат по строительству (реконструкции) или покупке жилого помещения.

Согласно постановлению малообеспеченные трудоспособные граждане-очередники, а также граждане, имеющие право на внеочередное получение социального жилья, имеют право получить одноразовую безвозмездную субсидию на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Эти же субсидии могут использоваться на приобретение подлежащих переоборудованию под жилье неэффективно используемых зданий и сооружений, не завершенных строительством жилых домов (квартир) в любом населенном пункте республики. Гражданам, которые по закону не могут претендовать на одновременное получение льготного кредита и субсидии для улучшения своих жилищных условий, имеют право выбрать один вид господдержки - субсидию или льготный кредит.

Правительством установлено, что субсидии на строительство (реконструкцию) жилого помещения предоставляются в период до ввода в эксплуатацию дома. Если в этот период состав семьи получателя субсидии изменился, то перерасчет последней не производится.

В соответствии с утвержденным Положением субсидия может предоставляться в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню. Перечисленные виды безвозмездной помощи

суммарно в стоимостном выражении (с зачетом жилищных квот) не могут превышать 70 процентов стоимости строительства, нормируемой для семьи из расчета на каждого человека 20 кв. м общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Что касается денежной субсидии, то она перечисляется на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" и используется в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых по письменному поручению владельца субсидии. На денежные средства, перечисленные гражданину на спецсчет "Субсидия", производится начисление процентов в размере, предусмотренном для вкладов до востребования. Соответствующие суммы начисленных процентов используются гражданином в порядке, установленном для использования субсидий. Субсидия предоставляется в порядке очереди, с учетом времени постановки на учет. Но если гражданин состоит на учете по месту жительства и по месту работы, то очередность получения субсидии и ее размер определяются по более ранней дате постановки на учет.

Местным исполнительным и распорядительным органам и организациям разрешено предоставлять субсидии вне очереди инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним в установленном порядке лицам. Эти же льготы распространяются на: граждан, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (воинам-интернационалистам); военнослужащих, уволенных в запас (отставку) до 2 декабря 1992 года, кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений. На внеочередное получение субсидий могут рассчитывать члены семей погибших или пропавших без вести военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, полученных в результате боевых действий в годы Великой Отечественной войны, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при выполнении воинского либо служебного долга в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (а равно пропавших без вести в районах ведения боевых действий), либо при исполнении воинских (служебных) обязанностей. К льготной категории относятся и те граждане, которые проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также специалисты, направленные государственными органами на работу в сельскую местность.

По положению субсидия должна быть использована ее владельцем в течение срока строительства, оговоренного в договоре на строительство (реконструкцию) жилых помещений, но не превышающего трех лет со времени перечисления ее на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк". В случае приобретения жилых помещений другими способами, например путем купли-продажи, срок использования субсидии не должен превышать шести месяцев.

Положением определен и порядок начисления субсидий. Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с использованием субсидии. Если величина полученной безвозмездной материальной поддержки в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню превышает размер начисленной денежной субсидии, то последняя не предоставляется. В иных случаях денежная субсидия предоставляется в размере разницы между величиной начисленной субсидии и величиной оказанной гражданам безвозмездной материальной поддержки в стоимостном выражении.

При определении базовой доли субсидии учитывается: время нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме случаев, если субсидия получается вне очереди), количество членов семьи, состоящих на учете и изъявивших желание улучшить жилищные условия совместно с претендентом на получение субсидии; среднемесячный совокупный дохода семьи. Также принимается во внимание размер общей площади жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи, либо занимаемого ими по договору найма.

Гражданам, получающим субсидии вне очереди, молодым гражданам и гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом перечисленных выше критериев. Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений), в том числе уволенным в запас (отставку), нуждающимся в улучшении жилищных условий, сумма базовой доли субсидии исчисляется в зависимости от срока их военной службы в календарном исчислении или времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Чтобы получить субсидию, претендент должен подать заявление в службу субсидирования по месту жительства. Если субсидия нужна на строительство, то к заявлению прилагаются документы, подтверждающие участие претендента в ЖСК, долевом или ином строительстве жилого помещения, а также справки о сметной стоимости этого строительства. Если речь идет о строительстве индивидуального дома, то нужно еще иметь акт землепользования, документы, подтверждающие право на строительство дома, справку о его сметной стоимости, о стоимости уже выполненных строительных работ и купленных стройматерилов. Соответствующий перечень документов нужен и при получении субсидии на реконструкцию жилого помещения или переоборудование нежилого под жилое.

Если речь идет о покупке квартиры, то к заявлению прилагаются проект договора о купле-продаже, копия техпаспорта на приобретаемую квартиру, справка о ее оценочной стоимости, выданная БРТИ или сельским Советом депутатов.

Кроме этого, претенденты на субсидию должны представить документы, подтверждающие наличие у них средств (собственных и заемных), покрывающих разницу между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии. Граждане, имеющие право на совместное использование льготных кредитов и субсидий, предоставляют справку обособленного подразделения АСБ "Беларусбанк" о размере открытой кредитной линии на жилищное строительство, размере кредита, полученного в счет открытой кредитной линии, или справку о том, что кредит не выдавался.

При отсутствии у претендента перечисленных документов либо отсутствии у него собственных средств, необходимых на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии, ему может быть отказано в предоставлении субсидии. Но это не исключает возможность обратиться за субсидией повторно.









2024 © voenkvm.ru.