Бесплатное обучение от центра занятости: специальности, отзывы. Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан Обучение переобучение повышение квалификации безработных


"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 2000

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (далее - профессиональное обучение) безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиты от безработицы и активной политики занятости населения.

Право безработных граждан на бесплатное профессиональное обучение по направлению органов службы занятости закреплено в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 (в ред. от 20.04.1996 N 36-ФЗ) "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.ст.9, 12).

В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан. Она включает:

формирование сети образовательных учреждений и организаций, имеющих учебно - производственную базу для профессионального обучения безработных граждан;

формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляются либо могут осуществляться профессиональная подготовка, профессиональный отбор безработных граждан с учетом их права на выбор рода деятельности и профессии;

методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан;

формирование учебных групп из числа безработных граждан, а также направление на обучение в индивидуальном порядке;

материальная поддержка безработных граждан в течение периода обучения;

гарантии трудоустройства по окончании обучения.

Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2000 N 3/1 было утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (далее - Положение).

Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению органов службы занятости могут пройти далеко не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, приведенных в ст.23 Закона "О занятости населения в Российской Федерации".

В соответствии с указанной статьей профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. В первую очередь на обучение направляются:

безработные инвалиды;

безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;

граждане, уволенные с военной службы;

жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;

выпускники общеобразовательных учреждений;

граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Итак, каким образом гражданин может реализовать свое право на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости?

Прежде всего следует обратиться в орган службы занятости по месту своего жительства. После регистрации гражданина в качестве безработного в установленном законом порядке он вправе получить полную информацию о возможностях профессионального обучения, профессиональное консультирование с целью выбора профессии (специальности), по которой будет осуществляться обучение, а также материальную поддержку в виде стипендии на период обучения.

Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Вместе с тем не исключается возможность профессионального обучения по профессии (специальности), не пользующейся спросом на рынке труда, но под конкретное рабочее место, предоставляемое работодателем по окончании обучения в соответствии с заключаемым с ним органом службы занятости договором. Органы службы занятости могут предлагать безработным с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности.

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов службы занятости носит, как правило, краткосрочный характер и не может превышать 12 месяцев. При этом образовательным учреждениям и организациям, проводящим обучение, предоставляется право, по согласованию с органами службы занятости, изменять продолжительность обучения, предусмотренную учебными программами.

Положением предусмотрены различные виды профессионального обучения:

профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;

переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий;

обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям;

повышение квалификации рабочих;

профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков;

повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний;

стажировка специалистов.

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по очной и очно - заочной (вечерней) формам обучения и может включать теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку. Заочная форма обучения не предусмотрена.

Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профессиональное консультирование и профессиональный отбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов службы занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

Учебные группы комплектуются, как правило, из лиц, направляемых на обучение по одноименным или родственным профессиям, специальностям, близким по уровню получаемой квалификации, с учетом их образовательной подготовки, практического опыта.

При курсовой (групповой) форме обучения безработных граждан учебные группы комплектуются, как правило, численностью не менее 10 человек, при индивидуальной - за одним преподавателем (консультантом), инструктором производственного обучения закрепляется одновременно не более 2 человек.

Органы службы занятости на конкурсной основе определяют образовательные учреждения, а также организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан, и заключают с ними в установленном порядке договоры.

После проведенного отбора органы службы занятости заключают с безработными гражданами договоры, на основании которых им выдаются направления на обучение по установленной форме. Направление безработных граждан на профессиональное обучение осуществляется круглогодично.

Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государством гарантируются бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного гражданина, устанавливаемая в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.30 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.

Гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, размер стипендии определяется в зависимости от размера их среднего заработка по последнему месту работы. В этом случае стипендия будет выплачиваться в размере 75% среднего заработка по последнему месту работы на протяжении всего обучения. При этом размер стипендии не может превышать уровень средней заработной платы, сложившийся в субъекте Российской Федерации.

Граждане, которые к началу обучения имеют период оплачиваемой работы менее 26 календарных недель, а также граждане, перерыв в трудовой деятельности которых превышает один год, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), могут рассчитывать на стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, либо в размере установленной законом минимальной оплаты труда.

После того как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке определят величину прожиточного минимума в данной республике, крае, области, размер стипендии будет не выше этого прожиточного минимума и не ниже 20% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на период обучения устанавливается стипендия в размере 100% среднего заработка по последнему месту работы, причем за счет средств этих организаций. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, размер стипендии повышается.

В случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца.

При необходимости органы службы занятости могут оказывать гражданам, направленным на профессиональное обучение, материальную помощь.

Действующим Положением предусмотрен случай, когда специалисты не могут найти для себя подходящую работу и желают освоить рабочую профессию. Такая возможность им предоставляется.

Составной частью системы профессионального обучения является обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности. Указанное направление обучения осуществляется в соответствии с Положением об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утвержденным Приказом Федеральной службы занятости России от 18.04.1996 N 93.

Направлению на обучение основам предпринимательской деятельности предшествует профессиональный отбор. В процессе обучения безработные граждане осваивают такие направления и дисциплины, как организация собственного дела, составление бизнес - плана, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.

Образовательные учреждения, организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, издают соответствующие приказы (распоряжения) о начале и окончании обучения.

Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Одной из форм профессионального обучения является вечерняя, поэтому обучение безработных граждан при необходимости и с учетом их желания может совмещаться с выполнением ими оплачиваемых общественных работ на основании заключаемых с ними срочных трудовых договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Успешное завершение профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).

Органы службы занятости принимают участие в осуществлении контроля за качеством обучения. Образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию и осуществляющему профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, государственной аттестационной службой по представлению органов службы занятости может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации направлена в установленном порядке рекламация на качество обучения и несоответствие обучения предъявляемым требованиям.

Отчисление лиц, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение, до окончания обучения осуществляется образовательными учреждениями, организациями в соответствии с установленным ими порядком с обязательным уведомлением органов службы занятости.

Граждане, закончившие профессиональное обучение по направлению органов службы занятости и не нашедшие работы (доходного занятия), признаются безработными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Финансирование профессионального обучения безработных граждан осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, предназначенных на эти цели, и других источников. Органы службы занятости оплачивают следующие затраты, связанные с профессиональным обучением безработных граждан:

оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку;

оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно - методических материалов, средств обучения;

оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно - производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

выплата безработным гражданам стипендий за весь период обучения;

оплата при необходимости стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение в другую местность;

оплата при необходимости спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период профессионального обучения граждан;

затраты на содержание и оснащение учебных центров службы занятости в соответствии с договорами на эти цели;

иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

Правового департамента

Каждому гражданину, получившему статус безработного, предоставляется возможность не только получить государственную поддержку в виде социальных выплат, но и пройти курсы переподготовки. Девятая и двенадцатая статья Закона «О занятости населения» предусматривает, какие курсы можно закончить от центра занятости.

Деятельность биржи труда регулируется:

  • Международными документами относительно занятости населения, ратифицированными РФ в установленном порядке;
  • Кодексом о труде;
  • Федеральным законом о занятости;
  • Другими нормативными актами, предусматривающими порядок предоставления государственной поддержки отдельным категориям людей.

Чем поможет биржа

ЦЗН ведет учет людей, занимающихся поиском работы, способствует их трудоустройству, а также выплачивает пособие лицам, получившим статус безработных. Подобные выплаты начисляются на определенный срок, а их размер зависит от средней заработной платы на предыдущем месте работы, а также времени, на протяжении которого гражданин не работает.

Функции трудовых бирж:

  • Постановка на учет лиц, не имеющих постоянного места работы;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Оформление выплат безработным;
  • Направление незанятых лиц на обучение, переобучение или повышение квалификационного уровня;
  • Подготовка и реализация специальных программ (оплачиваемые общественные работы, другие меры по трудоустройству);
  • Профессиональная и социальная адаптация безработных (психологическая помощь, курсы по переквалификации).

Кого направляют на обучение

ЦЗН вправе предложить гражданину получить другую профессию, если:

  • Человек не имеет никакой профессии;
  • Гражданину следует переквалифицироваться из-за отсутствия работы по специальности;
  • Лицо не может работать по квалификации, которую имеет.

Бесплатные курсы в центре занятости населения могут помочь:

  1. Найти работу;
  2. Открыть свое дело;
  3. Поднять конкурентоспособность на профессиональном рынке.

Льготная очередь на прохождение курсов ЦЗН

Первоочередное право бесплатно пройти обучение от Центра занятости имеют получившие статус безработного:

  • Лица с инвалидностью. При предоставлении акта ВКК о том, что заболевание мешает человеку заниматься определенным видом деятельности;
  • Члены семьи (родители, усыновители, попечители) ребенка-инвалида;
  • Граждане, имеющие статус безработного более полугода;
  • Военные пенсионеры, а также их супруги;
  • Лица, получившие свидетельство об окончании общеобразовательной школы (лицея, гимназии);
  • Впервые обратившиеся за помощью в поиске работы.

Чему обучат курсы ЦЗН

Согласившись пройти курсы от биржи труда, гражданин сможет приобрести одну из свыше пятидесяти специальностей. Выбор профессии зависит от региона проживания. Рынок труда Москвы и районного центра имеют разные потребности в квалифицированных кадрах.

Приоритетными являются такие специализации:

  1. Экономическое направление:
  • Бухгалтера;
  • Ревизор;
  • Аудитор;
  1. Рабочие профессии:
  • Слесарь;
  • Фрезеровщик;
  • Сантехник;
  • Плиточник;
  • Токарь;
  • Сборщик мебели;
  • Комплектовщик;
  • Оператор механизмов;
  1. Сервисные специальности:
  • Помощник руководителя;
  • Кондитер;
  • Парикмахер;
  • Мастер маникюра;
  • Официант;
  • Пекарь;
  • Бармен;
  • Лифтер;
  1. Частное предпринимательство;
  2. Компьютерные технологии:
  • Программист;
  • Верстальщик сайтов;
  • Графический дизайнер;
  1. Медицинские профессии:
  • Медсестра (медбрат);
  • Фармацевт.

Точную информацию относительно перечня специальностей, на которые можно бесплатно переучиться, предоставит местная биржа труда.

Как попасть на курсы

Длительность обучения составляет от одного месяца до полугода. Начало учебы зависит от формирования групп. Некоторые квалификации пользуются повышенным спросом, поэтому в такие группы существует очередь. Если вас заинтересовала определенная специальность, начала обучения придется подождать. К ому же сразу после постановки на учет, сотрудник биржи труда не сразу предложит пройти переобучение.

Перечень документов

Чтобы попасть на курсы от центра занятости, соискатель должен предоставить необходимые документы:

  • Заявление соискателя;
  • Документ, подтверждающий личность (паспорт);
  • Трудовая книжка (при наличии);
  • Свидетельство о приобретенной профессии (аттестат, диплом, свидетельство о прохождении курсов, водительские права);
  • Справка о доходах за квартал (для лиц, имевших работу);

Если вы записываетесь на обучение повторно, понадобятся:

  • Гражданский паспорт;
  • Документ о назначении индивидуальной программы по реабилитации (для лиц с инвалидностью).

Процесс обучения

Не так давно биржи труда начали работать по новой схеме переобучения. Новая система модулей позволяет обучить соискателей необходимым профессиональным навыкам в кратчайший срок. Многие преподаватели проводят занятия в доступной игровой форме. Некоторые гуманитарные дисциплины абитуриенты изучают самостоятельно.

Для повышения квалификации или приобретения новой профессии используется очная форма учебы. Теоретические занятия чередуются с практической отработкой полученных навыков. Курсы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия. Чаще всего это зависит от набора групп.

После окончания курсов, абитуриенту предлагают пройти экзамен для получения сертификата. Проходит он в устной или письменной форме (по желанию соискателя). Свидетельство о прохождении курсов имеет информацию о присвоении разряда или квалификации.

Пособия в период обучения

На время обучения за соискателем сохраняется пособие, предусмотренное законодательством. Размер пособия не зависит от статуса гражданина, имеет значение только присвоение ему статуса безработного.

Материальная помощь не начисляется или ее выплата прекращается, если:

  • Гражданин самовольно прервал процесс обучения;
  • Абитуриента отчислили с курса учебы;
  • На период болезни;
  • На время декретного отпуска.

Преимущества и недостатки курсов от ЦЗН

Выделяют такие преимущества прохождения бесплатной переподготовки от биржи труда:

  • Курсы предлагают овладеть профессией, востребованной у работодателей;
  • Можно попробовать сменить сферу деятельности и в ней преуспеть;
  • Получение новых навыков, которые никому не повредят;
  • Процесс учебы абсолютно бесплатен для соискателя;
  • Безработный получает «стипендию» – материальную помощь от государства.

Обратите внимание, изучать профессию вы будете не с сотрудниками ЦЗН, а с преподавателями учебных заведений, выигравших тендер на предоставление таких услуг. Гражданин может не только переучиться, но и повысить квалификацию по имеющейся специальности. Любой сертификат о повышении профессионализма – ваш бонус при устройстве на работу.

Конечно, есть в этой «бочке меда и ложка дегтя». Соглашаясь на курсы от ЦЗН, помните:

  • Сотрудникам биржи не интересно, какой профессией вы овладеете. Чтобы стать студентом интересующего вас курса, придется подождать;
  • Уровень преподавания в регионах оставляет желать лучшего. Поэтому каким количеством знаний вы овладеете, зависит прежде всего от вас;
  • Получив новую специальность, вы получите новые предложения о трудоустройстве. Но они могут разочаровать вас размером заработной платы. А отказ от нескольких предложенных вакансий может стать причиной отказа в выплате пособия.

Соискатели, уже прошедшие курсы переквалификации от ЦЗН, советуют выбирать специальность, представляющую для вас интерес и отдавать предпочтение занятиям с преподавателями высших учебных заведений.

В рамках Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года внедряется специальная Программа содействия развитию персонала на производстве (1994)1. Она предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по содействию предприятиям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала. Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для профессионального роста и самореализации, получения знаний и навыков непосредственно на рабочих местах, необходимых в период перехода к рыночным условиям хозяйствования, и построения в перспективе на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения. Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным; гражданам в трудоустройстве.
Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор.

Глава 7. подготовка и переподготовка безработных

Государственная служба занятости участвует в программе «Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости», предусматривающей широкий спектр мер по развитию малого бизнеса в России, и берет на себя организацию профконсультирования и обучения основам предпринимательства, финансовую поддержку малого бизнеса на стадии становления; создание бизнес-инкубаторов и социально-деловых центров содействия самозанятости населения. В рамках программы обучения основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела свыше 30 тыс. человек в течение 1997 г. заключили договор со службой занятости. В период реформы резко обострилась проблема роста квалификации работников, занятых на предприятиях.


Многим из них недостает не только профессиональных знаний, но и культуры труда, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.
Ключевой вопрос в организации обучения безработных - разработка его содержания.

Подготовка, переподготовка и повышениеквалификации занятых и безработных граждан

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице.
Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности.

Электронная библиотека

Есть четко фиксированные международные тре­бования к уровням освоения английского языка, правилам вож­дения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др. Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования дол­жен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и вся­кий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных ха­рактеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обуче­ния и потребуют выбора в нем индивидуального пути.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности безработных как социальной группы необходи­мо учитывать в организации их профессиональной переподготовки? 2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы про­фессиональной переподготовки безработных? 3.

Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и преду­сматривает: - формирование минимума профессиональных знаний и уме­ний, необходимых для того, чтобы работник приступил к выпол­нению своих профессиональных, производственных функций; - формирование готовности к овладению и овладение обоб­щенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений; - обеспечение адекватности подготовки специалиста его но­вому рабочему месту. Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-эко­номических условиях, умения мобилизовать потенциальные воз­можности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализа­ция этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер.

Система подготовки и переподготовки безработных с помощью службы занятости

Это побудило государство выступить инициатором воссоздания системы внутрипроизводственной подготовки кадров, приведения ее в соответствие с требованиями становления рынка труда. При этом предполагается, что система внутрипроизводственного обучения персонала будет обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами развития техники, технологии, организации труда и производства; одновременно с этим корректировать стандарты качества образования в стране на всех ступенях профессионального обучения; носить массовый и вместес тем дифференцированный характер; иметь целевую направленность на решение практических задач предприятий; стимулировать работников к приобретению новых знаний и навыков.
Для изучения и распространения опыта эффективного использования профессионального потенциала, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства создана Ассоциация развития персонала (АРП), которая действует на договорной основе между предприятиями и организациями различных отраслей экономики и форм собственности. В сферу деятельности Ассоциации развития персонала входит проведение мониторинга производственной сферы; разработка методологии программ развития персонала предприятий и др. В современных условиях возрастает значение не только всей системы подготовки как особого направления социальной защиты, но и профориентации, что обусловливает необходимость расширения спектра профориентационных услуг на рынке труда.

Социальная защита трудящихся, осуществляемая в этом направлении, может считаться эффективной при условии, если она удовлетворяет ряду требований. Социальная защита безработных граждан, стремящихся повысить свою квалификацию или получить новую профессию, должна основываться не только на свободном выборе самими гражданами форм и видов обучения, нои одновременно с этим, по возможности, должна быть обеспечена преемственность между имеющейся и вновь приобретаемой квалификацией, навыками трудовой деятельности, а также соответствие получаемой профессии потребностям рынка труда. Обучение целесообразно проводить на блочно-модульной основе с использованием высокоэффективных интенсивных учебных технологий и компьютерных методик в соответствии с образовательными стандартами и требованиями работодателей1.

При этом в 1998 г. доля прошедших обучение в ПТУи техникумах составила 21,9%; в вузах, на факультетах и в институтах повышения квалификации — 13,6%; в учебно-курсовых комбинатах, технических школах — 32,9%; в учебных центрах службы занятости — 17,9%. Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из требований работодателей и с учетом их индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости может быть предложена первичная профессиональная подготовка, если они не имеют профессии, переподготовка и освоение второй (смежной, совмещенной) профессии, если невозможно подобрать им подходящую работу с учетом прежней профессии и квалификации, а кроме того, повышение квалификации. Доля прошедших подготовку (первичное обучение) и переподготовку составляет 81,9%, обученных вторым (смежным) профессиям — 15%, повысивших квалификацию — 3,1%.

В п. 1 ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан. Выплата стипендии.

В каких случаях безработный гражданин может быть направлен на профессиональную подготовку или переподготовку? В каких видах и формах осуществляется профессиональное обучение? В каком размере начисляется стипендия безработному, если он направлен службой занятости на профессиональное обучение? Какие удержания могут производиться из стипендии? Выплачивается ли стипендия гражданину, совмещающему профессиональное обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ ? В каких случаях выплата стипендии может быть приостановлена или уменьшен ее размер? При каких условиях может быть прекращена выплата стипендии? Выплачивается ли стипендия безработным, проходящим обучение по направлению службы занятости, в период временной нетрудоспособности ? Возможна ли повторная регистрация в качестве безработного, если после окончания обучения гражданин не трудоустроился? В каких случаях безработный гражданин может быть направлен на профессиональную подготовку или переподготовку?
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам ;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования , учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы , граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) (ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
2. В каких видах и формах осуществляется профессиональное обучение?
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:
- профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
- переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
- обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
- повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности ;
- профессиональная подготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам , предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
- повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
- стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей (п. 6 Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 01.01.2001 №3/1, в ред. постановления Минтруда России и Минобразования России от 01.01.2001 №17/1).
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. В каком размере начисляется стипендия безработному, если он направлен службой занятости на профессиональное обучение?

1. В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

уволенным из организаций по собственному желанию (в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора ; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет), а также уволенным по другим основаниям, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице. Указанные причины увольнения по собственному желанию подтверждаются записями в трудовой книжке;

впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации , а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице.

3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

4. Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

6. Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

7. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность.

8. В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Какие удержания могут производиться из стипендии?
Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Выплачивается ли стипендия гражданину, совмещающему профессиональное обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ?
Безработные граждане, направленные на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку по направлению органов службы занятости снимаются с учета в качестве безработного и приобретают статус занятых.
Общественные работы организуются в целях обеспечения временной занятости для всего населения, в т. ч. работающего и учащегося.
Лицам, желающим участвовать в общественных работах, если при этом они успешно сочетают эту работу с обучением, выплачивают и стипендию. В каких случаях выплата стипендии может быть приостановлена или уменьшен ее размер? При каких условиях может быть прекращена выплата стипендии?
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Прекращение выплаты стипендии производится при прекращении обучения. Другие случаи законодательством не предусмотрены (п. 5 ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Выплачивается ли стипендия безработным, проходящим обучение по направлению службы занятости, в период временной нетрудоспособности?
Государство гарантирует безработным выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (п. 2 ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Возможна ли повторная регистрация в качестве безработного, если после окончания обучения гражданин не трудоустроился?
Граждане, завершившие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и не трудоустроенные, признаются безработными в установленном порядке.

6.3. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан по направлению органов службы занятости

В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Зарегистрированные в качестве безработных имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости в случаях, если:
гражданин не имеет профессии (специальности);
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Одной из задач работодателей является создание условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.
В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.
Порядок прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах. В частности, эти вопросы регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2000 г. (в ред. от 8 февраля 2001 г.), которым утверждено Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие занятости. Перечислите формы занятости.
2. Охарактеризуйте основные направления политики российского государства в сфере содействия занятости и трудоустройства.
3. Назовите основные права граждан РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства.

4. Раскройте понятие трудоустройства и перечислите основные признаки его правовой организации в РФ.
5. В чем проявляются особенности трудоустройства инвалидов, молодежи и иных наименее социально защищенных на рынке труда категорий субъектов? Что такое квотирование рабочих мест и для кого оно устанавливается?
6. Каков правовой статус зарегистрированного в органах государственной службы безработного? Что такое общественные работы?
7. Каково содержание профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения?

Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России: Учебник / Под общ. ред. О.М. Медведева. М., 1997.
Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.
Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: теория и практика. М., 1998.
Горбачева Ж.А. Закрепление в новом Трудовом кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости // Реформа трудового законодательства в России. Вып. 9. М., 2001.
Горбачева Ж.А. Правовое регулирование тестирования в странах Европейского Союза // Вестник МГУ. Серия «Право». 1999. N 1.
Доклад о состоянии занятости в мире в 1998 — 1999 гг. М., 1999.
Киселев И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). М., 1997.
Конвенции Совета Европы и Российская Федерация: Сборник документов. М., 2000.
Курс российского трудового права: В 2 т. Т. 2. Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / Под ред. Е.Б. Хохлова. М., 2001.
Права человека: Сборник международных документов. М., 1986.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т. 1. М., 2003.
Международная организация труда. Конвенции и рекомендации 1919 — 1990: В 2 т. Женева, 1991.
МОТ: Труд на условиях подряда. Доклад N 6(1). МБТ, 85 сессия. Женева, 1997.
Пашков А.С. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994.
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М., 1998.
Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. М., 1996.









2024 © voenkvm.ru.