Выборы депутатов мажилиса. Как будут проходить выборы в мажилис. Список избранных депутатов


Внеочередные выборы депутатов мажилиса парламента Республики Казахстан были назначены и состоялись 20 марта 2016 года . Это седьмые в истории независимого Казахстана парламентские выборы вновь (в 5-й раз) внеочередные.

В парламентских выборах приняли участие шесть политических партий, три из которых по итоговым результатам преодолели семипроцентный барьер и прошли в мажилис (нижнюю палату парламента Казахстана): Партия «Нур Отан» (82,15 %), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18 %), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14 %).

Предпосылки

Выборы 2016 года являются внеочередными. 22 января 2016 года Президент Республики Казахстан своим указом распустил Мажилис по обращению сделанному 13 января 2016 года самими депутатами действующего Мажилиса 5 созыва, полномочия которого истекают осенью 2016 года.

Основными причинами прекращения полномочий действующего созыва депутатское обращение называло выполнение нынешним созывом «своей исторической миссии » путём создания «законодательной базы реализации “Плана Нации” », необходимость «широкой общественной консолидации в ответственное время », а также «совмещение выборов в парламент с выборами в местные маслихаты ».

Также причину проведения досрочных выборов эксперты видят в том, что власти боятся дестабилизации ситуации в Казахстане на фоне усиливающегося экономического кризиса: рост общественной напряженности в результате принятия правительством непопулярных антикризисных мер повышает риски социальной нестабильности и снижения рейтинга власти к концу 2016 года - конституционному сроку выборов.

При этом, эксперты отмечают, что фактор неожиданности исключает полноценную подготовку и так разобщенных и ослабленных местных оппозиционных и прозападных групп, делает невозможной длительную и заранее спланированную электоральную кампанию . При том, что кадровые перестановки в руководстве президентской партии «Нур Отан» и реорганизация партийной системы были проведены летом-осенью 2015 года.

Прогнозы

Предыдущие выборы в состоялись в январе 2012 года. В них принимали участие семь партий, смогли преодолеть 7%-ный барьер три из них - партия власти «Нур Отан» (83 места), партия «Ак жол» (8 мест) и Коммунистическая народная партия Казахстана (7 мест).

По мнению аналитиков, на планируемых выборах расклад голосов будет примерно тот же .

Также ожидается изменение статуса Дариги Назарбаевой, назначенной в сентябре 2015 года на должность вице-премьера: казахстанские политологи ожидают занятие дочерью президента места председателя Мажилиса.

Выборы позволят включить в состав парламента вновь созданную партию «Ауыл» , призванную консолидировать национал-патриотические настроения, и воссозданную «Бирлик».

Ход кампании

С февраля 2016 года началась предвыборная агитация.

Согласно данным Центризбиркома, в выборах участвуют шесть партий - «Нур Отан» , Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), «Ак Жол» , «Бирлик» , «Ауыл» и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) .

Результаты

По итогам голосования, в парламент прошли 3 партии: «Нур Отан» - 82,15 % голосов; Демократическая партия Казахстана «Ак Жол» - 7,18 %, Коммунистическая народная партия Казахстана - 7,14 % . Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» набрала два процента голосов, общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) - 1,18 процента; партия «Бірлік» - 0,29 процента .

Голосование прошло на 9840 избирательных участках, из них 65 избирательных участков были открыты при представительствах Казахстана в других государствах. В списки избирателей было включено 9 791 165 человек. 7 500 000 казахстанцев проголосовали. Явка избирателей на выборах составила 77,1 процента казахстанцев, самая высокая была в Алматинской области - 94,06 %, а самая низкая - в Алма-Ате (34,1 %) .

Список избранных депутатов

Шаблон:Main По результатам выборов был замещён депутатский корпус состоящий из 107 человек, из которых 98 депутатов избирались по партийным спискам, а 9 делегированы в Ассамблеей народа Казахстана.

Состоявшиеся в воскресенье, 20 марта, внеочередные выборы в нижнюю палату парламента Казахстана (мажилис) особых сенсаций не принесли. По информации, озвученной главой Центризбиркома Куандыком Турганкуловым, при явке избирателей более чем в 77 процентов в мажилис прошли только три политические партии, преодолевшие установленный законом 7-процентный барьер.

Завидные показатели

Речь идет о получившей 82,15 процента президентской "Нур Отан" ("Свет Отечества"), а также партии предпринимателей "Ак жол" ("Светлый путь") и Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). За двух последних, по данным ЦИКа, проголосовали соответственно 7,18 и 7,14 процента избирателей.

Что касается трех оставших партий, участвовавших в выборах, то "Ауыл" ("Село"), а также оппозиционные "Бирлик" ("Единство") и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) в сумме получили чуть более 4 процентов. Интересно, что данные ЦИКа практически до сотых долей совпали с результатами проведенных различными социологическими компаниями экзитполов.

Узнав о победе "Нур Отана", президент Назарбаев, прибыл в штаб возглавляемой им партии и подчеркнул: "Народ еще раз оказал доверие курсу, который мы проводим, тем программам и платформам, о которых объявил "Нур Отан". Задача перед нами очень непростая, и эта победа - это доверие народа. Посмотрите: 82 процента! Какая партия в мире может вообще мечтать о таких показателях?!"

Маленькая сенсация и сомнения в официальных итогах

Впрочем, без маленькой сенсации на нынешних выборах не обошлось. В самом политически активном городе Казахстана - Алма-Ате - к избирательным урнам пришли только 34 процента тех, кто имеет право голоса. В то время как в других регионах страны еще за 3 часа до закрытия избирательных участков сообщали о явке в районе 70 процентов. Этот факт, а также немалое количество размещенных в социальных сетях видео- и фотоматериалов, зафиксировавших, по утверждениям их авторов, нарушения избирательного законодательства, позволили опрошенным DW экспертам поставить под сомнение итоги выборов.

По словам политолога Толганай Умбеталиевой, несмотря на то, что политическая и экономическая ситуация в Казахстане сильно изменилась, результаты завершившихся выборов повторили итоги предыдущих, от 2012 года.

"На мой взгляд, новый партийный расклад в мажилисе отражает интересы и настроения не казахстанского общества, а власти, основная задача которой заключается в сохранении стабильности своего статуса. Ведь новый расклад позволит "Нур Отану" вновь принимать львиную долю решений без участия других партий. Значит, не будет острых дискуссий, а сам парламент сохранит свой застойный характер", - заявила Умбеталиева в интервью DW.

Стабильность или стагнация?

Схожей точки зрения придерживается и общественный деятель из Атырау Жасулан Кужеков. В разговоре с DW он заметил, что, использовав опробованные технологии недопущения в парламент оппозиционных партий, власти Казахстана не учли резко возросшую роль социальных сетей.

"Именно в них зафиксированы десятки грубейших нарушений процедуры голосования и подсчета голосов. Что, впрочем, не помешало избиркомам и судам проигнорировать претензии независимых наблюдателей. Сегодня в Казахстане сложилась ситуация, когда власти даже не утруждают себя оправданиями или наказанием пойманных за руку нарушителей", - отметил Кужеков. И добавил, что прошедшие выборы показали, что цинизм и отсутствие честных отношений между властью и населением Казахстана стали нормой, которая может быть изменена лишь радикальными политическими реформами: "А они могут быть осуществлены лишь при одном условии. Но об этом условии все предпочитают помалкивать. Промолчу и я".

Контекст

Оппозиционный политик Амиржан Косанов в интервью DW итоги выборов в мажилис назвал ожидаемыми: "Существующая в Казахстане система выборов не позволяет появиться даже росткам реальной конкуренции. Такое ощущение, что наша власть перепутала два понятия: стабильность и стагнация".

По выражению Косанова, даже несмотря на кризис и резкое ухудшение жизни людей, в парламент попали те же партии, что и прежде, и полученные ими проценты остались на том же уровне, что свидетельствует о стагнации. "Сенсации не получилось. Теоретически ее автором могла стать единая оппозиция. Но она и на этот раз так и не появилась", - посетовал Косанов.

Оценки наблюдателей и взгляд в будущее

Между тем в обнародованном в понедельник, 21 марта, отчете наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ подвергли сомнению рекордную явка избирателей и отметили непрозрачность процесса формирования областных и территориальных избирательных комиссий, в состав которых не были допущены представители оппозиции. Кроме того, в отчете обращается внимание на формальный подход к обеспечению равного доступа политических партий к СМИ, финансируемым из госбюджета. А вот наблюдатели от СНГ, ШОС и Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА), не выявив каких-либо нарушений, назвали выборы в мажилис "объективными, открытыми, свободными и демократичными".

МИД Казахстана в лице его руководителя Ерлана Идрисова уже отреагировал на критику наблюдателей от ОБСЕ: "Мы - молодая страна и знаем, что наши политические институты находятся в процессе развития. Разумеется, мы тщательно изучим оценки и рекомендации международных наблюдателей".

О возможной политической модернизации страны после выборов заявил президент Казахстана Назарбаев. Но эксперты в этой связи настроены скептически. По мнению политолога Артура Нигметова, в ближайшее время ожидать объявленных властями конституционных реформ не стоит: "Да, в парламенте появятся новые люди, но мажилис продолжит штамповать законы, спущенные депутатам правительством. В ряде областей появятся новые акимы (губернаторы. - Ред. ), произойдут кадровые перестановки в Кабмине. Не исключено, что в администрации президента сменятся кураторы внутренней политики, которые принесут некоторую новизну в идеологическую политику. Но не более того".


ПРЕСС-РЕЛИЗ

21 января состоялась пресс-конференция ЦИК РК по разъяснению основных избирательных процедур по подготовке и проведению предстоящих выборов в Мажилис Парламента и маслихаты


21 января в Службе Центральных Коммуникаций при Президенте Республики Казахстан состоялась пресс-конференция Центральной избирательной комиссии по разъяснению основных избирательных процедур по подготовке и проведению назначенных на 20 марта 2016 года выборов депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам, и выборов депутатов маслихатов, а также назначенных на 21 марта 2016 года выборов депутатов Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана.

Председатель Центризбиркома К. Турганкулов проинформировал представителей средств массовой информации о том, что 20 января Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан утвердила календарные планы основных мероприятий по подготовке и проведению данных избирательных кампаний.

«В целом считаем, что совмещение выборов депутатов Мажилиса и депутатов маслихатов в нынешних экономических условиях является объективно обоснованным решением. Это позволит обеспечить значительную экономию бюджетных средств, выделяемых для проведения избирательных кампаний. А это порядка 4,8 миллиардов тенге» - сказал К. Турганкулов.

Согласно утвержденным календарным планам основные этапы избирательных кампаний пройдут в следующие сроки.

На выборах депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам, выдвижение кандидатов будет проходить по 8 февраля, а регистрация партийных списков по 19 февраля 2016 года.

В соответствии с законом о выборах право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана – Совету Ассамблеи.

Для избрания депутатом Мажилиса гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным Конституцией Республики Казахстан.

В частности, согласно положениям Основного закона нашей страны, депутатом Мажилиса может быть избрано лицо, достигшее 25 лет, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Включение в партийный список лиц для избрания в депутаты Мажилиса производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии. При этом политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии.

Сроки избирательных процедур по выборам депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, не совпадают со сроками, определенными для выборов депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам.

Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана продлится по 29 февраля, а их регистрация пройдет в период с 29 февраля по 5 марта.

При этом выдвижение кандидатов в депутаты маслихатов производится республиканскими или местными общественными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке, а также их структурными подразделениями и гражданами - путем самовыдвижения.

В ходе пресс-конференции Глава Центризбиркома подчеркнул, что в настоящее время Центризбирком располагает всеми необходимыми кадровыми и материальными ресурсами и готов к проведению выборов.

Гражданам и участникам избирательного процесса будет обеспечена возможность свободно реализовать свое конституционное право.

В завершение своего выступления Глава Центризбиркома проинформировал о том, что в ближайшее время будет открыт постоянно действующий на время подготовки и проведения выборов пресс-центр.

В ходе пресс-конференции члены Центризбиркома ответили на вопросы представителей средств массовой информации.

В частности было отмечено, что одной из важнейших задач избирательных органов страны является обеспечение соблюдения основных международных принципов организации, подготовки и проведения выборов.

Открытости, гласности и транспарентности избирательного процесса на всех его этапах также будет способствовать активное участие в наблюдении за выборами отечественных и иностранных экспертов. Для этого совместно с Министерством иностранных дел будет открыт институт международных наблюдателей.

Центризбирком окажет избирательным органам необходимую организационную, методическую и информационную поддержку. Разрабатываются соответствующие пособия, брошюры, печатные, а также аудио и видео материалы.

16.05.2016

I . Состав делегации наблюдателей на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан от ЦИК России

20–21 марта 2016 года состоялись внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

В период с 18 по 22 марта 2016 года по согласованию с Исполнительным комитетом СНГ и МИД России в Казахстане находилась делегация Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в составе Миссии наблюдателей от СНГ на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

В состав делегации вошли:

С.М. Шапиев – член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (координатор);

В.Н. Песенко – заместитель Руководителя Аппарата ЦИК России – начальник Управления государственной службы и кадров;

Е.В. Орловская – начальник Управления по работе с территориями;

С.Н. Апарнев – советник Председателя ЦИК России;

М.Х. Евлоев – председатель Избирательной комиссии Республики Ингушетия;

В.М. Гешев – председатель Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики;

М.Х. Байтоков – председатель Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики;

Ю.Д. Демьяненко – заместитель начальника отдела международного сотрудничества и связей с международными организациями Управления внешних связей;

А.А. Таболкин – главный советник отдела международного сотрудничества и связей с международными организациями Управления внешних связей.

В составе Миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (далее – Миссия наблюдателей от ШОС) работал председатель Избирательной комиссии Ставропольского края Е.В. Демьянов.

В соответствии с обращением МИД России и Председателя ЦИК России В.Е. Чурова к главам ряда субъектов Российской Федерации (имеющим тесные экономические и культурные связи с регионами Казахстана) в состав Миссии от СНГ были направлены наблюдатели, включая представителей избирательных комиссий, которые осуществляли свою деятельность за счет региональных (местных) бюджетов.

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Регион наблюдения

Республика Башкортостан

Х.А. Валеев

председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан

г. Астана

Республика Татарстан

Э.С. Губайдуллин

председатель Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан

г. Астана

Алтайский край

Ю.Н. Сметанин

заместитель председателя Избирательной комиссии Алтайского края

В.В. Замаруев

начальник отдела Избирательной комиссии Алтайского края

Восточно-Казахстанская область

Г.Н. Комарова

председатель избирательной комиссии муниципального образования г. Барнаула

Восточно-Казахстанская область

Забайкальский край

С.В. Судакова

председатель Избирательной комиссии Забайкальского края

г. Астана

Ивановская область

А.А. Соловьева

председатель Избирательной комиссии Ивановской области

г. Астана

Курганская область

В.П. Самокрутов

заместитель председателя Избирательной комиссии Курганской области

Северо-Казахстанская область

А.В. Кравченко

начальник управления организации избирательного процесса Избирательной комиссии Курганской области

Северо-Казахстанская область

В.А. Украинцев

консультант Восточного межрайонного отдела управления организации избирательного процесса аппарата Избирательной комиссии Курганской области

Северо-Казахстанская область

Ленинградская область

О.Н. Журавленко

начальник сектора по работе со средствами массовой информации и общественными объединениями Избирательной комиссии Ленинградской области

г. Алма-Ата

Новосибирская область

Н.П. Кошкина

секретарь Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии

Павлодарская область

А.А. Пасынкова

ведущий специалист Избирательной комиссии Новосибирской области

Павлодарская область

Е.Л. Рягузов

член Избирательной комиссии Новосибирской области

Павлодарская область

Оренбургская область

А.Ю. Нальвадов

председатель Избирательной комиссии Оренбургской области

Актюбинская область

Ростовская область

председатель Избирательной комиссии Ростовской области

г. Алма-Ата

Л.М. Каткова

инспектор территориальной избирательной комиссии Белокалитвинского района

г. Алма-Ата

С.Д. Никонов

член Избирательной комиссии Ростовской области с правом совещательного голоса

Мангистауская область

О.И. Коломийцева

консультант по выборам Сальского района Ростовской области организационно-территориального отдела Избирательной комиссии Ростовской области

Мангистауская область

Самарская область

Н.В. Таран

секретарь Избирательной комиссии Самарской области

Западно-Казахстанская область

Саратовская область

Ю.В. Брызгалин

заместитель председателя Избирательной комиссии Саратовской области

Западно-Казахстанская область

Тюменская область

И.Н. Халин

председатель Избирательной комиссии Тюменской области

Северо-Казахстанская область

Д.В. Прокопьев

начальник юридического отдела Избирательной комиссии Тюменской области

Северо-Казахстанская область

В.Г. Елишев

Северо-Казахстанская область

О.А. Колосов

член Избирательной комиссии Тюменской области

Северо-Казахстанская область

Челябинская область

Н.Е. Гавриш

секретарь Избирательной комиссии Челябинской области

Кустанайская область

Всего в Миссии наблюдателей от СНГ было аккредитовано 301 человек. В состав Миссии вошли представители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Возглавил Миссию Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н. Лебедев.

Наблюдатели от СНГ в своей деятельности руководствовались законодательством Республики Казахстан, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

19 марта 2016 года делегация наблюдателей от ЦИК России, возглавляемая членом ЦИК России С.М. Шапиевым, встретилась с руководством ЦИК Казахстана. Глава ЦИК Казахстана К.Т. Турганкулов ознакомил членов делегации с деятельностью Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению парламентских выборов, рассказал об особенностях избирательной кампании, о ходе подготовки ко дню голосования.

Во время пребывания делегации ЦИК России в Казахстане состоялись многочисленные встречи с коллегами – наблюдателями из разных стран, в ходе которых произошел обмен мнениями по вопросам наблюдения за проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Предпосылки назначения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Предыдущие выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстана являлись также внеочередными и состоялись 15–16 января 2012 года.

13 января 2016 года депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстана приняли Обращение к Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву с инициативой о досрочном прекращении полномочий Мажилиса V созыва и назначении внеочередных выборов.

В соответствии с требованием Конституции Казахстана главой государства были проведены консультации с председателями Палат Парламента, Премьер-министром и председателем Конституционного Совета, по итогам которых было принято решение поддержать инициативу депутатов.

Указом Президента Республики Казахстан от 20 января 2016 года № 181 «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан» выборы 98 депутатов, избираемых по партийным спискам были назначены на 20 марта, а 9 депутатов Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – на 21 марта 2016 года.

II . Законодательная база выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК).

Избирательная система

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, 224 территориальных и 9840 участковых избирательных комиссий, в том числе 65 – за рубежом. Интересно, что женщины составляют 75 % от общего числа членов участковых избирательных комиссий.

Порядок образования и правовой статус избирательных комиссий определен Конституционным законом.

ЦИК возглавляет единую систему избирательных комиссий, является постоянно действующим органом и состоит из Председателя и шести членов.

Председателя и двух членов Центральной комиссии назначает Президент Республики Казахстан, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан. Срок их полномочий составляет пять лет.

Территориальные и участковые избирательные комиссии (далее – ТИК, УИК) в составе 7 членов были сформированы в 2014 году сроком на пять лет соответствующими местными представительными органами (маслихатами) на основании предложений политических партий.

В соответствии с Конституционным законом членом избирательной комиссии не может быть:

депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления;

кандидаты в депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, а также доверенные лица кандидатов;

лица, занимающие должность политического государственного служащего;

судьи судов Республики Казахстан;

лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;

лицо, признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Сведения о составе и местах нахождения ТИК и УИК публиковались в установленные Конституционным законом сроки в средствах массовой информации (не позднее чем через десять и семь дней после назначения выборов соответственно).

III . Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан

В соответствии с Конституционным законом право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, – Совету Ассамблеи.

Депутатом Мажилиса может быть гражданин Казахстана, постоянно проживающий на территории республики последние десять лет, обладающий активным избирательным правом и достигший возраста 25 лет. Не может быть депутатом Мажилиса гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

В Казахстане зарегистрировано семь политических партий, из них шесть приняли решение участвовать в выборах (Демократическая партия Казахстана «Азат» отказалась от участия в выборах).

Шесть политических партий, принявшие решение участвовать в выборах, в период с 20 января по 8 февраля 2016 года провели свои съезды, на которых утвердили партийные списки и представили их в ЦИК.

Политическая партия включала в список только лиц, являющихся членами данной партии. Список составлялся в алфавитном порядке государственного языка (казахский).

Количество лиц, включенных в список кандидатов, не должно было превышать установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий на 30 % (98 мандатов+29 (30 %)=127 кандидатов. Таким образом максимальное число кандидатов, включенных в партийный список не ложно было превышать 127.

Вместе с документами для регистрации кандидатов необходимо было внести избирательный залог в 15-ти кратном размере минимальной заработной платы (342 885 тенге, что составляет около 69 000 рублей).

Общий размер избирательного фонда политической партии не должен был превышать размер минимальной заработной платы более чем в 15 000 раз – не более 342 млн. 885 тыс тенге (около 68 млн. 600 тыс. рублей).

Избирательный фонд партии образуется из:

собственных средств партии, общая сумма которых не должна превышать размер минимальной заработной платы более чем в 5000 раз (114 млн. 295 тыс. тенге);

добровольных пожертвований граждан и организаций Казахстана, общая сумма которых не должна превышать размер минимальной заработной платы более чем в 10 000 раз (228 млн. 590 тыс. тенге).

Внесенный залог возвращается политической партии в случаях, если по итогам выборов партия набрала не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти единственного кандидата, включенного в партийный список. Во всех остальных случаях залог возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета.

Центральная избирательная комиссия, проверив соответствие кандидатов в депутаты, включенных в партийные списки, требованиям, предъявляемым к ним Конституцией и Конституционным законом, зарегистрировала списки всех шести политических партий, в которые были включены 234 кандидата в депутаты, в том числе 47 женщин (20 %).

На заседании ЦИК 16 февраля 2016 года путем жеребьевки была определена очередность размещения наименований политических партий и избирательном бюллетене:

1. Партия «Нур Отан» (127 кандидатов).

2. Коммунистическая Народная партия Казахстана (22 кандидата).

3. Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ» (35 кандидатов).

4. Политическая Партия «Бiрлiк» (8 кандидатов).

5. Общенациональная социал-демократическая партия (23 кандидата).

6. Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»
(19 кандидатов).

Процедура выдвижения кандидатов в депутаты, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, состоялась 26 февраля 2016 года, а их регистрация – на заседании ЦИК 2 марта 2016 года.

Партии должны были получить не менее семи процентов от общего числа голосов, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов. После выборов мандаты распределяются партиями среди кандидатов без учета номера в списке.

IV . Подготовка избирательной системы к внеочередным выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Центральная избирательная комиссия последовательно и целенаправленно вела работу по обучению организаторов выборов и участников избирательного процесса.

ЦИК провела республиканский семинар-совещание по вопросам организации подготовки и проведения выборов с участием председателей и секретарей областных, городов Астана и Алма-Ата избирательных комиссий.

ЦИК и территориальными избирательными комиссиями проведено в общей сложности свыше 900 семинаров, совещаний и тренингов для участников избирательного процесса, на которых вырабатывались рекомендации по организации работы со списками избирателей, обеспечению открытости и легитимности избирательных процедур, прозрачности подсчета голосов.

Для обеспечения единообразного применения норм Конституционного закона и надлежащего оформления документов Центральной избирательной комиссией были изданы:

«Сборник некоторых постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, принятых до назначения выборов»;

«Памятка для политических партий, выдвинувших партийные списки, и их доверенных лиц»;

«Памятка для территориальных избирательных комиссий»;

«Памятка по рассмотрению обращений физических и юридических лиц о нарушениях избирательного законодательства»;

«Информационно-справочный материал для наблюдателей иностранных государств, международных организаций и представителей иностранных средств массовой информации».

Также был подготовлен обучающий видеофильм для участковых избирательных комиссий «День выборов», в котором поэтапно разъяснялись обязанности членов УИК в день голосования.

По заказу Центральной избирательной комиссии были изготовлены восемь видов плакатов, информирующих о международных обязательствах страны в области демократических выборов, об ответственности за нарушение законодательства о выборах, о порядке уточнения списков избирателей, голосования с использованием открепительных удостоверений и голосования вне помещений для голосования, которые были размещены на всех избирательных участках.

Участковые комиссии были оснащены средствами связи, обеспечены оргтехникой, необходимой методической литературой.

V . Работа со списками избирателей. Избирательные бюллетени

В соответствии с Конституционным законом основанием для включения гражданина в список избирателей является его регистрация по месту жительства на территории избирательного участка. Списки избирателей составлялись акиматами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими учет населения.

Сведения об избирателях предоставляются акиматами на электронных и бумажных носителях в соответствующие территориальные избирательные комиссии к 1 июля и 1 января ежегодно. Кроме того, ЦИК ведет единый электронный Регистрационный реестр граждан – избирателей Республики Казахстан.

Если избирателю не позже чем за 30 дней до дня выборов стало известно о том, что он не сможет принять участия в голосовании по месту своей регистрации, он был вправе обратиться в акимат с письменным заявлением о включении в список избирателей по месту своего нахождения в день выборов.

Списки избирателей по каждому избирательному участку, подписанные акимами, 28 февраля 2016 года были переданы по акту в соответствующие избирательные комиссии.

Члены участковых комиссий путем посещения граждан по месту их жительства уточняли списки избирателей.

Каждый гражданин с 4 марта 2016 года имел право ознакомиться со списками в помещении УИК. Заявления о невключении, неправильном включении в список или исключении из списка, а также о допущенных в нем неточностях рассматривались участковыми комиссиями, решения которых могли быть обжалованы в суде.

При перемене избирателем места пребывания после представления списков для ознакомления он был вправе в период с 4 марта и до 18 часов
19 марта 2016 года обратиться в УИК и получить открепительное удостоверение на право голосования.

Проверить наличие и правильность своих данных в списках избиратели могли на веб-портале «электронного правительства», на сайтах акиматов, а также отправив запрос на адрес электронной почты ЦИК или по телефонам специально созданных при акиматах контактных центров.

До 10 марта 2016 года УИК направили избирателям извещения, содержащие приглашение на выборы, номер избирательного участка, его адрес, телефон и время голосования.

Призывы к жителям республики найти себя в списках избирателей и принять участие в голосовании рассылались операторами сотовой связи через смс-сообщения.

По информации ЦИК, в списки для участия в выборах было включено более 9 млн.800 тыс. избирателей, в том числе 14 013 человек за рубежом.

Каждый избирательный бюллетень был напечатан на двух языках: казахском и русском.

VI . Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Этап предвыборной агитации политических партий, выдвинувших партийные списки, начался 20 февраля и продолжался до 24.00 18 марта 2016 года. Кандидаты в депутаты Мажилиса Парламента, выдвинутые Ассамблеей народа Казахстана, проводили агитацию с 6 по 19 марта 2016 года.

Все агитационные мероприятия политических партий оплачивались из средств созданных ими избирательных фондов.

Каждому кандидату в депутаты Мажилиса Парламента, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, из средств республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации было выделено 630 000 тенге (примерно 125 000 рублей).

Местные исполнительные органы и соответствующие ТИК предоставляли на равных условиях на договорной основе помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц политических партий с избирателями. Графики таких встреч публиковались в средствах массовой информации.

Также были определены места для размещения агитационных печатных материалов, оснащенные стендами, щитами, тумбами.

Конституционным законом политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

В газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы предвыборные программы политических партий.

На канале «Хабар» 16 марта 2016 года состоялись организованные по решению ЦИК теледебаты политических партий, участвовавших в выборах.

По информации ЦИК в период агитационной кампании было опубликовано и вышло в эфир 1948 предвыборных материала партии «Нур Отан», 362 материала КНПК, 480 материалов ДПК «АК ЖОЛ», 230 материалов ПП «Бірлік», 139 материалов ОСДП, 356 материалов НДПП «Ауыл».

В борьбе за голоса избирателей партии использовали свои веб-сайты, партийные печатные издания. Агитация также проводилась путем проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Агитационная кампания проходила спокойно и организованно, однако допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации. Были отмечены случаи заклеивания плакатов политических партий плакатами конкурентов, порчи агитационных материалов.

По данным ЦИК средства массовой информации в сопоставимых объемах подавали материалы о деятельности политических партий. С начала предвыборной агитации в СМИ опубликовано 1924 информационных материала о деятельности партии «Нур Отан», 1575 материалов о деятельности КНПК, 1661 материал о деятельности ДПК «АК ЖОЛ», 1471 материал о деятельности ПП «Бірлік», 1531 материал о деятельности ОСДП, 1504 материала о деятельности НДПП «Ауыл».

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Члены ЦИК, руководители территориальных комиссий на страницах печатных изданий, в эфире телевизионных и радиоканалов информировали граждан о работе комиссий, о ходе выборной кампании, разъясняли нормы избирательного законодательства.

Центральная избирательная комиссия 22 января 2016 года приняла «Обращение ко всем участникам избирательного процесса», разъясняющее основания для включения граждан в списки избирателей, порядок выдачи открепительных удостоверений, а также процедуру организации голосования вне помещений для голосования.

По заказу ЦИК были изготовлены 5 информационных, 13 обучающих и 4 мобилизационных видеороликов, а также 20 аудиороликов, которые транслировались в эфире республиканских и региональных теле- и радиоканалов, размещались на популярных интернет-ресурсах.

Были изготовлены 829 информационных билбордов, содержавших основную информацию о выборах и призывавших граждан принять участие в голосовании.

При Центральной избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов действовал Пресс-центр, где проводились брифинги, пресс-конференции для представителей национальных и зарубежных СМИ.

Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности ЦИК размещалась на интернет-сайте Центральной избирательной комиссии.

За период с 20 февраля по 18 марта 2016 года в республиканских и региональных СМИ опубликовано около 13 000 материалов по выборной тематике. На республиканских теле- и радиоканалах вышло в эфир около 6000 сюжетов, в газетах опубликовано почти 900 статей, а на Интернет-ресурсах размещено более 2600 публикаций. В региональных СМИ было опубликовано свыше 3500 материалов.

VII . Работа с обращениями и жалобами участников избирательного процесса

В Центральную избирательную комиссию поступило 30 жалоб и обращений, связанных с избирательной кампанией по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, из них 4 жалобы, 11 обращений по вопросам разъяснения отдельных норм выборного законодательства, еще 15 обращений касались избирательных процедур, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и информацией о включенных в партийные списки. Все жалобы и обращения рассмотрены в установленные Конституционным законом сроки, заявителям своевременно были даны ответы.

В Верховный Суд Республики Казахстан поступило 1 заявление об обжаловании действий ЦИК. В принятии заявления было отказано в связи с несоблюдением сроков обжалования.

В Генеральную прокуратуру Республики Казахстан поступили 3 обращения, которые были рассмотрены с вынесением соответствующих актов прокурорского реагирования.

По информации Министерства внутренних дел Республики Казахстан правонарушений, связанных с избирательной кампанией, зафиксировано не было.

VIII . Наблюдение за ходом голосования

В день голосования 20 марта 2016 года члены делегации ЦИК России наблюдали за ходом голосования в городах Астана, Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанской области. Посетили более 70 избирательных участков, осуществляли мониторинг на участках при их открытии, в процессе голосования и при подсчете голосов. Председатель Избирательной комиссии Ставропольского края Е.В. Демьянов, представлявший ЦИК России в Миссии наблюдателей от ШОС осуществлял наблюдение в городе Астана и Карагандинской области.

Избирательные участки, как правило, были образованы в помещениях школ, библиотек, высших учебных заведений. На всех избирательных участках в день голосования была создана праздничная и доброжелательная атмосфера. При открытии звучал государственный гимн республики, присутствовавшие при этом члены УИК и избиратели, пели его, прижав руку к сердцу. На многих избирательных участках были оборудованы медицинские кабинеты и игровые комнаты для детей, проходили выступления школьных творческих коллективов.

Все избирательные участки были оборудованы кабинами для тайного голосования со шторками одинакового цвета, а также централизованно изготовленными полностью прозрачными одним стационарным и двумя переносными ящиками для голосования. Ящики для голосования перед началом голосования опечатывались в присутствии членов УИК и наблюдателей пластиковыми пломбами и бумажными лентами с печатями УИК.

С момента открытия избирательного участка и до установления результатов голосования на избирательном участке вправе были присутствовать:

наблюдатели иностранных государств и международных организаций;

представители иностранных СМИ;

переводчики, сопровождающие наблюдателей иностранных государств, международных организаций и представителей иностранных СМИ;

по одному наблюдателю от каждой политической партии, иного общественного объединения, других некоммерческих организаций Республики Казахстан;

по одному доверенному лицу от каждой политической партии, выдвинувшей партийный список;

по одному представителю от каждого СМИ Республики Казахстан.

В ходе наблюдения на всех избирательных участках, которые посетили члены делегации ЦИК России, наблюдалась высокая активность избирателей, отлаженность процесса голосования. Была предоставлена возможность для свободного общения с избирателями и членами избирательных комиссий.

По традиции, первыми избирателями были лица пожилого возраста, что, безусловно, являлось положительным примером для избирателей иных возрастных категорий.

Избиратели по предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина, получали избирательные бюллетени и расписывались в списке. В соответствии с Конституционным законом документами, удостоверяющими личность гражданина, являются: паспорт, удостоверение личности, временное удостоверение личности, военный билет для военнослужащих по призыву.

Член УИК, выдавший бюллетень, ставил свою подпись на нем, а также расписывался в списке избирателей напротив фамилии избирателя, получившего бюллетень.

Заполнение бюллетеней избиратели производили в кабине для тайного голосования, путем проставления в соответствии с Конституционным законом, любого знака в пустом квадрате справа от наименования политической партии, за которую он голосовал.

Избиратели, которые по состоянию здоровья, другим уважительным причинам не имели возможность прибыть для голосования на свой избирательный участок, могли проголосовать вне помещения для голосования, сообщив об этом в УИК не менее чем за 12 часов до дня голосования в письменной форме. Заявление должно было быть подано не позднее 12 часов в день голосования.

При поступлении заявления председатель УИК производил соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии избирателя, подавшего заявление. Для обеспечения голосования выезжали два члена УИК с переносным ящиком для голосования. Сопровождать их вправе были наблюдатели или доверенные лица политических партий.

Если избиратель по каким-либо причинам не мог принять участие в голосовании на своем избирательном участке, он был вправе получить открепительное удостоверение. В день голосования избиратель, предъявивший открепительное удостоверение и документ, удостоверяющий его личность, включался членом УИК в список избирателей под следующим после последнего порядковым номером. После заполнения соответствующих данных избирателя в списке избирателей, член УИК расписывался на открепительном удостоверении и выдавал бюллетень.

Избирательные участки были оборудованы компьютерами, предоставленными маслихатами. На них работали, как правило, секретари комиссий. Программное обеспечение позволяет выполнять две задачи: работа со списком избирателей, изготовление протокола (в форме электронной таблицы «excel») об итогах голосования на участке и его распечатка в необходимом количестве экземпляров.

На каждом избирательном участке в отдельном помещении находился компьютер, соединенный по сети с центром обслуживания населения данного района. Если избиратель отсутствовал в списке избирателей, он мог обратиться к работающему за данным компьютером волонтеру, который запрашивал подтверждение о регистрации избирателя. Ответ на запрос приходил, как правило, в течение нескольких минут на официальном бланке по электронной почте или по факсимильной связи и являлся основанием для включения гражданина в список избирателей на данном участке.

В городах Астане и Алма-Ате на выходе с избирательных участков проводились «экзитполы».

Активное участие в наблюдении за ходом подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан приняли представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в составах делегаций своих субъектов.

Так, делегация Тюменской области осуществляла наблюдение в г. Петропавловске, Кызылжарском и Мамлютском районах Северо-Казахстанской области. В ходе наблюдения посетили 41 избирательный участок. Отмечена высокая явка избирателей, как в крупных населенных пунктах, так и в небольших селах, расположенных на значительном удалении от административного центра области – г. Петропавловска. Также отмечены высокий уровень подготовки членов УИК, надлежащее качество выполнения ими своих обязанностей, доброжелательная обстановка, созданная на избирательных участках.

На территории Российской Федерации было образовано пять избирательных участков для голосования казахстанских граждан на внеочередных парламентских выборах. Участки были образованы при дипломатических представительствах Республики Казахстан в городах Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Астрахани, Омске.

В связи с обращением МИД России руководство ЦИК России дало поручение соответствующим избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации об оказании необходимого содействия в организации голосования казахстанских граждан. Так, в Казани и Санкт-Петербурге были предоставлены для оборудования помещений для голосования кабины для тайного голосования. Во всех указанных городах органами внутренних дел обеспечивалась охрана общественного порядка на территории вокруг дипломатических представительств.

21 марта 2016 года член ЦИК России С.М. Шапиев, В.Н. Песенко, С.Н. Апарнев присутствовали на 13-й внеочередной сессии Ассамблеи народа Казахстана, на которой были избраны девять депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В голосовании приняли участие
372 избирателя.

По данным ЦИК Казахстана, в списки избирателей было включено 9 810 852 гражданина, из них приняли участие в голосовании 7 566 150 человек, или 77,12 процента. Вне помещений для голосования проголосовали 116 159 избирателей. Досрочное голосование не проводилось.

22 марта 2016 Центральная избирательная комиссия установила следующие результаты выборов по единому общереспубликанскому округу:

Коммунистическая Народная партия Казахстана – 537 123 голоса (7,14 %);

Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ» – 540 406 голосов (7,18 %);

Общенациональная социал-демократическая партия – 88 813 голосов (1,18 %);

Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» – 151 285 (2,01 %).

С учетом семипроцентного барьера депутатские мандаты среди политических партий распределились следующим образом:

Партия «Нур Отан» – 84;

Коммунистическая Народная партия Казахстана – 7;

Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ» – 7.

По итогам наблюдения можно сделать вывод, что внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан проведены в соответствии с международными стандартами, согласно действующему законодательству Республики Казахстан и на хорошем организационно-правовом уровне.

Наблюдение показало, что в целом процесс голосования и подсчета голосов проходил открыто и гласно, а недостатки носили технический характер. Нарушений, ставивших под сомнение результаты выборов, не выявлено.

X . Недостатки в организации голосования

По мнению членов делегации ЦИК России, можно отметить следующее:

1. Недостаточный количественный состав УИК. Традиционно в Казахстане высокая активность избирателей наблюдается в первые 3–5 часов голосования, при этом во время выдачи бюллетеней возникали значительные скопления граждан. Это создавало некоторые трудности для наблюдателей, поскольку их места были расположены таким образом, что не всегда обеспечивали наблюдение за выдачей бюллетеней и процессом голосования.

2. Условия для голосования граждан с инвалидностью недостаточно проработаны. Далеко не везде при входе на избирательные участки были установлены пандусы, некоторые помещения для голосования находились на втором этаже, что, в принципе, исключало возможность голосования инвалида-колясочника. Не было никакого оборудования для голосования инвалидов по зрению. В соответствии с Конституционным законом избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет, фамилия которого после голосования вносится в список рядом с подписью избирателя в получении избирательного бюллетеня. Таким лицом не могут быть члены УИК, наблюдатели, представители СМИ, доверенные лица кандидатов, должностные лица маслихата или акимата. Однако, по информации избирательных комиссий, подавляющее большинство избирателей с инвалидностью предпочитают голосовать вне помещения для голосования. Можно отметить, что на многих избирательных участках присутствовали волонтеры, которые при необходимости оказывали помощь инвалидам.

4. Использование одного стационарного ящика для голосования при высокой явке избирателей создавало определенные трудности для голосующих, членов УИК и наблюдателей, приводило к значительным скоплениям граждан.

5. Площадь помещений УИК не всегда соответствовали высокой явке избирателей.

6. Имели место случаи выдачи избирательных бюллетеней без предъявления документа, удостоверяющего личность гражданина, которые не носили массового характера.
































Управление внешних связей









2024 © voenkvm.ru.