Религиозные правила. §5. Право и религиозные нормы


Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

    определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

    определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

    регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

    закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считатьрелигиозными правовыми системами. К таковым можно отнестииндусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, имусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространеноканоническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

    создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

    распространяются на членов данного сообщества;

    обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

    закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

    условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;

    порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;

    компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;

    источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

    не обладают общеобязательностью права;

    не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.

Религиозные нормы

Это правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).

В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги - Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы

Они регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Такого рода нормы существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае, они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование, и противоборство.

Политические нормы не должны иметь первенства над правом, иначе это порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

Эти нормы регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций коммерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательство создаст правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными органами. Конституция предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Законом установлены запреты создавать объединения, имеющие преступные цели или осуществляющие свою деятельность насильственными методами, а также совершать действия, выходящие за пределы задач, предусмотренных их уставами.

Нормы морали

Под моралью (от лат. - нравственный) понимаются взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости. В то же время мораль - это и нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

Будучи формой общественного сознания, мораль, как и право, носит исторический характер. Она находится в движении, постоянно изменяется, отражая уровень развития общества, его социальную структуру, национальные, бытовые, религиозные и в первую очередь экономические факторы. Мораль первобытного общества, эпох рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны, а некоторые из них даже противоположны друг другу.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только во взаимоотношениях к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его совесть, порядочность, честность, осознание собственного долга.

Такие выработанные веками общечеловеческие моральные принципы и устои, как честность, человеколюбие, милосердие, справедливость, принципиальность, трудолюбие, призваны быть руководящими основами поведения людей, их взаимоотношений. Гуманное содержание морали в концентрированном виде сформулировано в известном еще с древних времен "золотом правиле": "Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Общее правовое предписание современного гражданского общества о том, что осуществление нрав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), гармонично дополняет и развивает это правило.

Наконец, последний вид социальных норм - это нормы права (см. гл. 20).

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий - улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание - «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, - это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий - омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы - это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина - это образ церкви, а мужчина - это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея -точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы - ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской - наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание — по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:

  • (правовые нормы);
  • нормы морали (нравственности);
  • религиозные нормы;
  • корпоративные нормы;
  • нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).

Нормы морали

Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.

Первое течение — фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения является эпикуреизм , связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.

Второе течение — перфекциопизм (от лат. peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.

Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития , определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.

Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.

Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.

Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения (mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч. ethic a , ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.

Имеет внутренний и внешний аспекты.

Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.

«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».

Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».

Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.

Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» — эти заповеди относились только к израильтянам , т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.

Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.

Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали , т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.

Нормы морали охраняются силой и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.

Религиозные нормы

Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

  • определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
  • определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
  • регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
  • закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право , которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

  • создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
  • распространяются на членов данного сообщества;
  • обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
  • закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

  • условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
  • порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества.

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

  • не обладают общеобязательностью права;
  • не обеспечиваются государственным принуждением.

Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.

Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.

Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

Виды социальных норм но содержанию:

  • политические — это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами, социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. К ним относятся нормы права, программы политических партий и т. д.;
  • нормы культуры или этические нормы. Это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (форма обращения, одежда, манеры и т. д.);
  • эстетические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному, посредственному, безобразному;
  • организационные нормы — определяют структуру, порядок образования и деятельности государственных органов и общественных организаций. Например, уставы общественных организаций.








2024 © voenkvm.ru.