С чего начать для ограждения многоквартирного дома. Что делать с незаконно огороженными парковками во дворах. Сколько стоит установить забор


Поступил вопрос от нашего читателя: «Имеют ли право закрывать воротами дворы домов, чем ограничивают свободный проход, а также создавая проблемы при необходимости оперативного попадания внутрь в экстренных случаях, например, пожара?»

Давайте для начала разберемся с понятием «придомовая территория». Земельный участок, на котором стоит многоквартирный жилой дом, называется придомовой территорией. Территория принадлежит всем собственникам дома, поэтому каждый из них вправе пользоваться этим земельным участком (чаще всего в лице ТСЖ) - строить детские площадки и устанавливать объекты различного характера (в том числе, шлагбаумы, препятствующие въезду автомобилей на придомовую территорию).

Стоит помнить о некоторых требованиях, предъявляемых законодательством, с помощью которых пользование территорией будет считаться ПРАВОМЕРНЫМ.

Права на придомовую территорию нужно зарегистрировать в местных органах управления. При этом земельный участок (придомовая территория) необходимо поставить на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», после чего рассматриваемый участок переходит в полные права пользования.

В частности, ТСЖ (от имени собственников придомовой территории) имеет право возводить различного рода ограждения, не являющимися объектами капитального строительства, в том случае, если новый объект не связан с вскрытием грунта и не расположен непосредственно на проезжей части (п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В противном случае следует согласовать проект на установку ограждения, получить разрешение в отделе ГИБДД, а также ордер технической инспекции (в случае, если установка требует земельных работ).

Установка ограждений, препятствующих въезду любого транспорта, считается неправомерной, если перечисленных разрешений нет. Такие объекты подвергаются демонтажу согласно постановлению ФАС ЗСО от 31.05.2007 N Ф04-2600/2007 (33725-А70-17).

Здравствуйте, друзья. Ушли в прошлое времена, когда вопросы о том, каким будет двор вашего дома, занимали лишь застройщиков и муниципальные власти. Сегодня в наш обиход прочно вошло понятие собственник. Оно имеет четкое отражение в Жилищном Кодексе РФ. И речь идет не только о собственности на жилые помещения – дома, квартиры, комнаты, но и на земельные участки под ними.

Земельный участок дает возможность жителям-собственникам определить, каким будет двор, в котором они живут. Нужна ли детская площадка, парковка, ограждение придомовой территории многоквартирного дома? Ответы на этот вопрос дают собственники на общем собрании. Причем для того, чтобы решение приобрело законную силу, необходимо согласие ⅔ из их числа.

Кто владелец земли

Мы остановимся сегодня лишь на одном понятии – ограждении. Но прежде чем вести речь о видах ограждений, правилах и порядке их установки, надо понять, что такое земельный участок многоквартирного дома. Разъяснения по этому поводу даны в также в Жилищном кодексе. В нем четко сказано, что территория многоквартирного дома является долевой собственностью жителей.

Нормы придомовой территории рассчитываются по СНиПу. Для этого существует определенная формула. При расчете учитывают площадь жилых помещений, этаж, год сдачи дома в эксплуатацию и др. Площадь этого участка не может быть меньше площади дома. Узнать, какова она, можно в Росреестре. Впрочем, это возможно для жителей тех домов, земельный участок в которых оформлен.

Если речь идет о домах, в которых оформление не проведено и по закону участок принадлежит муниципалитету, собственники могут провести собрание, подготовить необходимый пакет документов и передать их в муниципалитет, с тем чтобы стать его собственниками. И только после этого решать, что и каким образом будет размещено на участке.

Газон или шлагбаум?

Строгое регламентирование обустройства домовой территории в законе отсутствует. Собственники сами решают, будет ли и какая установлена детская или спортивная площадка, какое необходимо ограждение и т. д. Итак, какое ограждение вправе выбрать жители дома? Это могут быть:

  • газон, то есть растения или кустарники высотой не более 50 см;
  • декоративные заборчики, выполненные из металла, проволоки, дерева;
  • шлагбаумы.

СНиПом предусмотрено, как делать ограждения конкретно по каждому материалу – как должны закрепляться стойки, на какой глубине устанавливать ограды без башмаков, какие меры соблюдать при устройстве оград из проволоки, как устраивать их в условиях вечной мерзлоты и др.

А если пожар...

Несмотря на то, что разрешения на установку ограждений не требуется, согласовывать проект нужно обязательно. Делается это в отделе архитектуры местного органа самоуправления. Пожарная служба (МЧС), органы ГИБДД, служба скорой помощи, коммунальщики – это те организации, с которыми также должно быть проведено согласование. Особенно это касается случаев с установкой шлагбаума.

Дело в том, что названные службы должны иметь возможность беспрепятственно попадать к дому. Если случится авария, коммунальщики должны иметь возможность устранить ее. Если произойдет пожар, то пожарные службы имеют право снести препятствующий им шлагбаум и возмещать ущерб не будут. Напротив, если ущерб будет нанесен машине, то раскошеливаться придется собственникам.

По решению общего собрания ограждение может быть установлено вокруг детской площадки, спортивной, а также вокруг парковки. Ее организовать также могут собственники решением общего собрания. Должно быть набрано две трети голосов. Если кто-то отсутствовал на собрании, но решение принято, он обязан исполнять его. Куда идти жаловаться?

В случае несогласия


Не всегда организация ограждения принимается на “ура”. Незаконная и самовольная установка их гражданами встречает противодействие служб, права которых нарушены. Точно так же самовольное устройство ограждений управляющей компанией без разрешения на то собственников вызовет ответные действия с их стороны.

Представим ситуацию: во дворе дома установлено ограждение, которое вызывает недовольство той или иной стороны. Что делать? Сначала нужно понять, по закону либо самовольно установлено это сооружение. Если по закону, придется принять данную ситуацию. Если нет, надо действовать.

Необходимо подготовить заявление в муниципальные органы власти, подкрепить фото. В заявлении должны быть указаны адрес и кадастровый номер, его должны зарегистрировать. Если все оформлено правильно, решение будет в вашу пользу, и в течение 30 дней ограждение должно быть демонтировано.

Прислушаться к большинству и получить разрешение

Сегодня, когда законодательство изменилось, у собственников есть реальная возможность сделать двор в соответствии со своими желаниями и представлениями. Изящно выполненное ограждение может придать ему особый уют. Вместе с тем оно перекроет доступ пьяным гулякам и другим нежелательным посетителям, а также бездомным животным.

Главное, чтобы эти преобразования опирались на мнение 70 процентов жителей, были согласованы с местной администрацией и не перекрывали проезд служебному транспорту. В некоторых новых домах сегодня вообще устанавливают ворота, проехать через которые без специального ключа-домофона невозможно.

Считаете ли вы, что подобные ограждения законны? Какие, на ваш взгляд, наиболее подходят во дворах многоквартирных домов. Получили ли вы из нашей статьи ответы на интересующие вас вопросы. Мы будем рады узнать ваше мнение – оставляйте его на нашем сайте. До новых встреч!

Ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что в существующей застройке земельный участок, занятый многоквартирным домом и поставленный на государственный кадастровый учёт до вступления в силу ЖК РФ, бесплатно переходит в общую долевую собственность всех собственников помещений со дня вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Право долевой собственности на землю возникает в силу закона с 1 марта 2005 года.

Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 года, придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, на придомовую территорию, как, например, и на лестницы, лифты, технические этажи и прочее, устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п.п. «е», «ж» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором находится многоквартирный дом.

В том случае, если участок ранее не был сформирован, это необходимо сделать в установленном порядке. Для перехода в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости и придомовая территория, должен пройти процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учёт. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Эти органы обязаны рассмотреть такое заявление и провести необходимые действия по формированию земельного участка и постановке на государственный кадастровый учёт. Границы и размер земельного участка под зданием и придомовой территории будут определяться в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Однако необходимо помнить, что кадастровые работы в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются платными и выполняются за счет заинтересованных лиц на основании заключенного договора.

Участок сформирован, получены необходимые документы, что дальше?

Принципиальное решение об установке ограждения должно быть принято на общем собрании жильцов. При этом обязательно должна быть соблюдена процедура созыва такого собрания, голосования и порядок оформления документов по его итогам. Здесь мы не будем подробно останавливаться на этих требованиях, отметим лишь, что нарушения, которые допущены при созыве собрания и оформлении его решения, могут послужить основанием для дальнейшего оспаривания этого решения в суде.

На собрании необходимо определиться со стоимостью ограждения и работ по его установке, разработке проекта, дизайну, типах замков, шлагбаумов и по др. практическим вопросам. Многие жильцы имеют в личной собственности автомашину, нужно учесть и их интересы. Вообще, при планировании благоустройства территории нужно решить множество вопросов и постараться учесть мнение всех собственников. Нужно определить потребность и количество мест для парковки, провести зонирование придомовой территории с целью определения возможности организации открытой автостоянки достаточной вместимости с учётом существующих и планируемых площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, зеленых насаждений, проходов, круглосуточного беспрепятственного проезда специального транспорта (скорой помощи, мусоросборочной, пожарной, снегоуборочной техники и т.п.). При этом необходимо соблюдать градостроительные нормы. То есть, потребуется составить и затем утвердить на общем собрании полноценный проект. Очевидно, что силами энтузиастов в большинстве случаев такой проект составить не получится, придется нанимать профессионалов и оплачивать их работу. Профессиональные проектировщики выполнят все необходимые согласования, в т.ч. с пожарными и другими экстренными службами, учтут наличие инженерных коммуникаций, что в дальнейшем позволит значительно сократить расходы на содержание ограждения.

Текст: Анастасия Дорофеева

В конце апреля - начале мая коммунальные службы демонтировали по всей Москве желто-зеленые ограждения вокруг палисадников и газонов между домами. На это обратили внимание пользователи социальных сетей . В мэрии снос заборов объяснили тем, что они устарели: морально и физически. Урбанисты ликовали - по их мнению, низкие заборы бесполезны, занимают место и на деле не защищают газоны от пешеходов и машин. При желании их можно легко перешагнуть - по этим причинам в западных странах такие конструкции не используются. Но оказалось, что радоваться рано: судя по документам, на месте желто-зеленых заборов скоро появятся новые.

The Village попытался выяснить, зачем заборы возвращают на место после показательного сноса и почему ограды покрасили прямо перед демонтажем.

Почему снесли заборы и как к этому отнеслись горожане

По официальным заявлениям, желто-зеленые заборы снесли во всем городе, за исключением мест, где они функционально необходимы, например закрывают двор от проезда машин. По мнению специалиста кафедры территориального развития РАНХиГС Петра Иванова, чиновники «случайно приняли решение, которое неожиданно привело к эстетически неплохому результату».

Горожане встретили нововведение неоднозначно - почти сразу нашлись желающие сохранить ограждения в своем дворе. Для этого нужно создать инициативную группу и обратиться в управу или непосредственно в «Жилищник». Так, например, поступили жители одного из домов в районе Теплого Стана, составившие протокол общего собрания собственников многоквартирного дома.

Но все же больше вопросов у горожан вызвал даже не сам факт сноса, а то, что за несколько дней до этого практически все заборы покрасили.

В мэрии и городском департаменте ЖКХ не смогли ответить на запросы о причинах такого нелогичного решения и о том, во сколько покраска обошлась бюджету.

Вскоре после сноса заборов пользователи соцсетей также начали жаловаться на то, что на газонах стали парковаться автомобили. В комментариях к таким постам горожане делились фотографиями с оставленными на газонах машинами:

Что появится на месте заборов

Префект ЦАО Владимир Говердовский в одном из интервью сказал, что хорошим способом борьбы с машинами на газонах после демонтажа заборов была бы живая изгородь. По его словам, именно ей в большинстве случаев и планируется заменить газонные ограждения в период весенне-летнего благоустройства.

При этом, судя по документам на сайте госзакупок, новые газонные ограждения все же появятся. Например, за «Жилищником» Даниловского района числится открытый аукцион на «поставку газонных ограждений для нужд ГБУ» на сумму 5 854 679 рублей. Такая же ситуация и с «Жилищником» района Выхино-Жулебино, только там за «изготовление и монтаж металлических ограждений на дворовых территориях», которые сносят, готовы заплатить 1 352 932 рубля из городского бюджета. А «закупка газонного ограждения для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий района Коптево» числится среди завершенных в начале мая. По итогам аукциона выбрали компанию, которая готова выполнить работу за 1 693 894 рубля. В документах закупки удалось найти изображения заборов, которые планируют установить по нескольким адресам в разных точках района.

В конкурсной документации содержался список адресов, по которым поставят такие заборы: с помощью Google Street Views получилось определить, что в основном они огораживают парковки от газонов. Изначально в планы мэрии возвращать заборы на такие места не входило.

Из документов закупок от «Жилищников» других районов следует, что там установят газонные ограждения ЛГО-10 и «Радуга» . Они выглядят следующим образом:

Чтобы узнать, зачем на месте снесенных заборов ставят новые, в том числе и на участках, где речь не идет об отделении проезжей части, мы обзвонили «Жилищники», размещавшие эту документацию на портале госзакупок. Связаться удалось только с организацией в Коптеве, где на вопрос ответить не смогли. В районных управах получить комментарий также не получилось.

Старые новые заборы

Между тем уже сейчас на местах снесенных заборов стали появляться новые ограждения, соответствующие изображению из заказа «Жилищника» Коптева. Это все те же низкие ограды, только не желто-зеленого, а черного цвета. В документах закупок по другим районам также указано, что для заборов теперь закупают черную, серую и фисташковую краски.

В «Жилищнике» района Хорошёво-Мнёвники прокомментировали это явление следующим образом:

«Мы ставим черные новые заборы на дворах комплексного благоустройства, огораживаем детские площадки за счет средств управы района. Жители просят вернуть ограждения, и мы стараемся идти им навстречу. У нас все делается по просьбам жителей, только ограждения мы снимали не по их просьбам ».

Прокуратура разъясняет:

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Резюмируя вышесказанное:

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

В СНиП 2.07.01-89 говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц - 20 тысяч рублей.









2024 © voenkvm.ru.