Должностная инструкция. Должностные обязанности педагога-психолога Должностные обязанности школьного психолога


Должностная инструкция педагога – психолога школы

Общие положения

Психологическая поддержка экспериментальной деятельности по освоению технологии деятельностного метода в образовательном процессе – необходимое условие его эффективной реализации. Она представляет собой целостную систему деятельности педагогов-психологов, включающую несколько направлений, ориентированных на поддержку эффективной деятельности субъектов образовательного пространства: педагогов, родителей, детей, администрацию. Деятельность психолога носит систематический, целенаправленный характер.

Цели работы психолога ОУ:

1. Создать условия гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.

2. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии деятельностного метода.

Задачи деятельности:

1. Реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого – педагогическое сопровождение программы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей.

2. Создать условия для реализации возрастных и индивидуально – личностных возможностей и способностей учащихся школы.

3. Оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности; создать условия для оказания психологической помощи всем участникам образовательной среды в реализации задач эксперимента (консультативная и информационная поддержка).

4. Исследовать теоретические и практические аспекты психолого – педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

Организация работы педагога – психолога ОУ.

Система психологической службы по сопровождению обучения, воспитания и развития детей в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО является необходимой частью системы образования в ОУ, в значительной степени отражает его актуальное состояние и формирует запросы на необходимые методы и способы его развития.

Общие положения работы психолога ОУ:

1. Педагог – психолог относится к категории специалистов по экспериментальной деятельности, имеющих высшее психологическое образование и прошедших профессиональную подготовку.

2. Педагог – психолог реализует психологическое сопровождение непосредственно под руководством администрации ОУ.

3. В своей работе педагог-психолог руководствуется нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Педагог – психолог работает по графику и плану, утвержденному руководителем ОУ.

Функциональные обязанности педагога – психолога

1. Педагог – психолог осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода в соответствии с планом школы. Профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей ОУ, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС НОО.

2. Педагог – психолог содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

3. Педагог – психолог создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей ОУ на каждом возрастном этапе. Осуществляет помощь в развитии у всех учеников деятельностных качеств, способностей к самоопределению и саморазвитию в соответствии с концепцией «Основной общеобразовательной программы».

4. Педагог – психолог определяет проблемные зоны и факторы, препятствующие развитию личности детей ОУ, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, развивающей, консультативной) всем субъектам учебно - воспитательного процесса.

5. Педагог – психолог проводит экспертизу занятий в технологии деятельностного метода (не реже, чем одно занятие в месяц), выявляет проблемные зоны и их причины, дает рекомендации педагогу и методисту по их устранению.

6. Консультирует педагогов при подготовке открытых занятий в соответствии с планом трансляции.

7. Педагог – психолог проводит экспериментальные исследования в объеме не более шести классов СОШ разных возрастных категорий (на одну ставку), включая мониторинг психического развития, надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

8. По результатам диагностических и исследовательских работ составляет психолого – педагогические заключения с целью ориентирования всех участников УВП и координации работы ОУ в проблемах личностного развития детей. Результаты исследований доводит до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику).

9. Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС НОО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения.

10. Проводит работу по социально – психологическому просвещению и повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей по темам эксперимента.

11. Активно участвует в собеседованиях со всеми участниками УВП, в проведении психолого - педагогических консилиумов, педсоветов и других общих мероприятиях в ОУ.

12. Участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС НОО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия.

13. Обобщает материалы исследований и подготавливает информацию по результатам деятельности с введением ФГОС НОО.

14. Подготавливает (с предварительным согласованием) для руководителя ОУ и методиста перспективный план работы мероприятий и рефлексивный анализ по итогам года.

15. Педагог – психолог при составлении плана – графика работы на год согласовывает с руководителем ОУ присутственные дни в ОУ, а также день работы вне ОУ для участия в работе методического объединения психологов Томского района.

16. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и семинарах.

4. Основные направления деятельности педагога – психолога в ОУ:

· информационно-аналитическое;

· консультационное;

· профилактическое;

· коррекционно – развивающее;

· просветительское;

· организационно – методическое;

· научно – исследовательское.

1. Взаимодействие с администрацией.

Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ, методиста по эксперименту.)

Виды деятельности:

Взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т. ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

Участие в экспертных и творческих группах (округ, район: открытые занятия, уроки, статьи, участие в творческих разработках по темам ФГОС);

Консультирование по вопросам адекватного стиля руководства в конкретном коллективе;

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ДС ДМО.

Виды деятельности:

Формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;

Создание предпосылок к овладению психологическими знаниями;

Психологическое обоснование принципов дидактической системы ДМО при обучении детей в ОУ;

Разработка игр и тренингов по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала личности;

Разработка методического инструментария для изучения особенностей личности;

Формирование у педагогов мотивационной основы творческой работы с детьми;

Осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа;

Создание условий для осознания степени реализованности творческого потенциала педагогами;

Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом по вопросам развития, воспитания и обучения детей в рамках введения ФГОС НОО;

Психодиагностика развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педколлектива;

Профилактика конфликтов в педколлективе.

3. Взаимодействие с детьми.

Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Развитие познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы детей;

Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе непрерывной социализации;

Разработка, апробация и внедрение мониторинга психического развития для детей разного возраста с учетом задач каждого возрастного этапа;

Развивающие индивидуальные и групповые занятия;

Составление индивидуальных коррекционных программ;

Формирование навыков социального развития, коммуникативных способностей;

Элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;

Выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению;

Обеспечение преемственности;

Психокоррекция индивидуальных особенностей личности;

Проведение дифференциальной психодиагностики с целью выявления уровня психического здоровья и отклонений от нормы в развитии ребенка.

4. Взаимодействие с родителями.

Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Психологическое просвещение родителей по теме ООП НОО: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях освоения и реализации ФГОС НОО;

Формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

Развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

Диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления стиля воспитания, запроса родителей к психологу.

Права психолога

1. Педагог – психолог имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положения об образовательном учреждении.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, педагог – психолог имеет право вносить на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности ОУ в рамках введения ФГОС НОО и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения проблемных зон, имеющихся в деятельности ОУ недостатков.

3. Привлекать к совместной деятельности специалистов структурных подразделений.

4. Запрашивать необходимую информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы

Белютина Е.Б.

" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция

педагога-психолога

БОУ города Омска «Открытая (сменная)

общеобразовательная школа №13»

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

1. Общие положения.

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом), требованиями ФГОС нового поколения и рекомендациями по их реализации. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;

2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;

2.3. оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

3. Должностные обязанности.

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

3.2. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;

3.3. способствует гармонизации и стабилизации микроклимата школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

3.5. проводит индивидуальную работу с обучающимися «группы риска», определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; анализирует проблемы в рамках своей компетенции.

3.6 проводит работу с обучающимися, состоящими на профилактических учётах (анализ причин совершения правонарушений, изучение личности обучающихся, совершивших правонарушение, разработка рекомендаций для педагогов по социализации обучающихся, участие в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, оказание консультативной индивидуальной помощи в конкретной ситуации).

3.7. проводит консультации для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогического коллектива с целью решения конкретных психолого-педагогических проблем;

3.8. проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.9. опирается во всех видах своей деятельности на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

3.10. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

3.11. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в профессиональных целях;

3.12. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС;

3.13. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

3.14. участвует в формировании психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;

3.15. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

3.16. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

3.17. знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;

3.18. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.19. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

3.20. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.21. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, их родителями и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

4.2. отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения;

4.3. обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;

4.4. знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности;

4.7. повышать квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.8. защищать свою профессиональную честь и достоинство.

5. Ответственность.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность:

5.1. за жизнь и здоровье обучающихся во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий;

5.2. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-психолог:

6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;

6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;

6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся.

С должностной инструкцией ознакомлена


1 . Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использо-вания достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

2 . Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.

3 . Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.

4 . Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной ра-боты с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обуче-нии на новом школьном этапе.

5 . Проводит необходимую психокоррекционную работу.

6 . Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.

7 . Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по во-просам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

8 . Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.

9 . По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительст-ва, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологиче-скую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.

10 . Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического сове-та и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.

11 . Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).

12 . Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.

13 . Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).

14 . Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.

15 . Осуществляет учёт результатов психолго-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

С функциональными обязанностями ознакомлен(а):

«___» ______________ 2010 г.

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников.

1.3.На должность педагога-психолога назначается лицо:

Имеющее высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не признанное недееспособным в установленном федеральном законом порядке (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ).

1.4.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

1.5.Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора техникума по представлению заместителя директора по УВР.

1.6. Педагог-психолог подчиняется руководителю Психологической службы техникума. В отсутствие руководителя Психологической службы техникума педагог-психолог подчиняется лицу, назначенному приказом директора техникума ответственным за руководство Психологической службой.

1.7.Педагог-психологдолжен знать:

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8.В своей работе педагог-психолог руководствуется;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

Международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей;

Нормативными правовыми документами органов управления образованием;

Положением «О службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы»;

Уставом техникума;

Положением о психологической службе техникума;

Нормами и правилами охраны труда и техники безопасности,

Настоящей инструкцией.

1.9.На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

  1. 2. Функции

2.1.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе их обучения в техникуме.

2.2. Содействует охране прав личности обучающихся в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

2.4.Оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем.

2.5.Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

2.6.Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.7.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску.

2.8.Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития, по мере возможности проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.9.Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).

2.10.Консультирует администрацию техникума по вопросам развития техникума, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

  1. 3. Должностные обязанности

Педагог-психолог обязан:

3.1.Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не решать проблемы, невыполнимые с точки зрения современной психологической науки и практики, а также проблемы, решение которых находится в компетенции представителей других специальностей.

3.2. Использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, фармакологических средств и т.п.).

3.3.Знать новейшие достижения психологической науки в целом, возрастной и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

3.4.Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов психологической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

3.5.В решении всех вопросов исходить из интересов обучающегося, задач его полноценного психического развития. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу техникума, а также родителям (лицам, их заменяющим) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся и реализацией индивидуализированного подхода.

3.6.Оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем.

3.7.В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом "не навреди", т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству.

3.8.Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб обучающемуся или его окружению.

3.9.Информировать администрацию и педагогических работников техникума о задачах, содержании и результатах проводимой работы.

3.10.Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

3.11.Распределять рабочее время, исходя из36-часовой недельной нагрузки, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 01.03.2004г. №945.

3.12.Выполнять требования в соответствии с должностной инструкцией по охране труда.

3.13.Исполнять другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

  1. 4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:

4.1.Самостоятельно определять приоритетные направления своей работы с учетом конкретных условий техникума и т.п..

4.2.Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, педагогическим коллективом, родителями (лицами, их заменяющими), выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ в соответствии с годовым планом работы Психологической службы техникума;

4.3.Отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения и требовать от администрации техникума оказания содействия в исполнении указанных обязанностей;

4.4.Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования и администрации техникума, в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4.5.Знакомиться с необходимой документацией, получать от руководителей и специалистов техникума информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.6.Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения, обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающегося.

4.7.Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогического консилиума и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся. В случае несогласия с решением комиссии педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

4.8.Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, а также в оценке их эффективности.

4.9.Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в исследовательских целях.

4.10.Публиковать материалы из опыта своей работы в научных журналах и других изданиях.

4.11.Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.

4.12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

4.13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам, связанным с защитой прав и интересов обучающихся.

  1. 5. Ответственность

Педагог-психолог привлекается к ответственности:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба- в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных - в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения - в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

5.6.Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

5.7. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность и оформление в установленном порядке протоколов обследований и прочей документации.

5.8.Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента (обучающихся, сотрудников техникума, родителей (лиц, их заменяющих)).

  1. 6. Взаимодействия

Педагог-психолог:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие. План работы утверждается заместителем директором по учебно-воспитательной работе техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней до окончания полугодия и учебного года.

6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.Систематически взаимодействует по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора техникума.

6.6.Передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.

6.7.Соблюдает конфиденциальность.

Добавлен на сайт:

Должностная инструкция педагога-психолога [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

Общую психологию;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-психологу запрещается:

Оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-психолога;

Использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя]

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях.

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательной организации и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

2.5. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

2.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

2.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.11. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

2.13. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.14. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

2.15. Консультирует работников образовательной организации по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

2.16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

2.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.22. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.23. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся (воспитанников, детей) культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.24. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.25. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

На сокращенную продолжительность рабочего времени;

На дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

На длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

На предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

На предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]









2024 © voenkvm.ru.