Департаменты министерства иностранных дел рф. Мид рф. Руководство и контактная информация МИД России


    МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, основное внешнеполитическое ведомство России. Официально основано в 1802 императором Александром I. Впервые же особое внешнеполитическое ведомство было создано в конце 15 в. при Иване III (см.… … Энциклопедический словарь

    Список руководителей Посольского приказа России, канцлеров и вице канцлеров России, министров иностранных дел Российской империи, Временного правительства, РСФСР, СССР и Российской Федерации. # Имя Полномочия Действующий глава государства Начало… … Википедия

    В статье представлен список заместителей министра иностранных дел Российской Федерации (Народный комиссариат иностранных дел РСФСР был образован в 1944 г., с 1946 г. Министерство иностранных дел РСФСР). После даты назначения или освобождения от… … Википедия

    - (Минсельхоз России) … Википедия

    Здание Министерства природных ресурсов РФ в Москве Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (до 12.05.2008 Министерство природных ресурсов Российской Федерации) является федеральным органом исполнительной власти,… … Википедия

    Здание Министерства иностранных дел России на Смоленской Сенной площади, 32/34 Неофициальная эмблема МИД Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий… … Википедия

    Министерство иностранных дел РФ (МИД России) - 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Официальная терминология

Министерство иностранных дел Российской Федерации, МИД России - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Министерство подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, либо в соответствии с законодательными актами РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства РФ при международных организациях, территориальные органы - представительства МИДа России. В систему входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подчиненные МИД на территории России. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.

Руководство и контактная информация МИД России

5 августа 2019 , Экономические и гуманитарные отношения со странами СНГ на двусторонней основе Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов Постановление от 3 августа 2019 года №1015. Протокол подписан 17 апреля 2019 года в Москве.

1 августа 2019 , Экономические отношения с зарубежными странами (кроме СНГ) на двусторонней основе Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении Постановление от 1 августа 2019 года №997. Протокол подписан 4 марта 2019 года в Софии.

1 августа 2019 , Евразийский экономический союз. Интеграция на пространстве СНГ Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Соглашения о взаимодействии государств СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий Постановление от 1 августа 2019 года №996. Соглашение подписано 2 ноября 2018 года на заседании Совета глав правительств государств СНГ в Астане.

22 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов Протокол подписан 17 апреля 2019 года в Москве.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения государств СНГ об использовании систем спутниковой связи военного назначения и их дальнейшем совершенствовании Соглашение подписано 6 июня 2018 года в Кызыле.

15 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Россией и Болгарией о социальном обеспечении Протокол подписан 4 марта 2019 года в Софии.

1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения о совместной деятельности государств СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях Соглашение подписано 2 ноября 2018 года в ходе заседания Совета глав правительств государств СНГ в Астане.

1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Киргизии о сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов Протокол подписан 28 марта 2019 года в Бишкеке.

24 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о ратификации Соглашения о взаимодействии государств СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий Соглашение подписано 2 ноября 2018 года на заседании Совета глав правительств государств СНГ в Астане.

20 мая 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о распространении на Всемирную организацию интеллектуальной собственности положений Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений Законопроектом предусматривается признание Российской Федерацией обязательности применения Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 21 ноября 1947 года, к Всемирной организации интеллектуальной собственности.

13 мая 2019 Распоряжение от 10 апреля 2019 года №677-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров в Республику Дагестан, включая создание условий для их адаптации и интеграции, оказание социальной поддержки с целью закрепления переселенцев на территории республики.

1
  • Центральные органы
  • Внешнеполитических сношений россии
  • Ключевые понятия
  • 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, его статус и задачи
  • Оперативная работа центрального аппарата мид России
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.2.
  • 1. Понятие и принципы правового статуса загранпредставительства Российской Федерации
  • 2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения
  • 3. Свобода сношений с аккредитующим государством
  • 4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения
  • 5. Иммунитеты и привилегии персонала дипломатических представительств и консульских учреждений
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.3.
  • 1. Классификация дипломатических представительств
  • 2. Персонал дипломатического представительства
  • 3. Дипломатический корпус
  • 4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции
  • 5. Вопросы межгосударственного обмена
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.4. Консульская служба и ее функции ключевые понятия
  • 1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений
  • 2. Консульские функции
  • 3. Консульские отношения со странами - участницами снг
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 2.5.
  • 1. Постоянные представительства и специальные миссии: правовой статус, формы и приоритеты служебной деятельности
  • 2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы оон
  • 3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях
  • 5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделIii прохождение дипломатической службы
  • Глава 3.1. Работник дипломатической службы: понятие, статус, компетенция ключевые понятия
  • 1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус
  • 2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы
  • 3. Особенности работы с молодыми специалистами
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 3.2. Понятие и особенности прохождения дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база
  • 2. Планирование - основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы
  • 3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения
  • Высшая должность
  • Главная должность
  • Ведущая должность
  • Старшая должность
  • Младшая должность
  • 4. Ротация дипломатических служащих
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 3.3. Безопасность дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Безопасность как проблема дипломатической практики
  • 2. Современные проблемы безопасности и пути их решения
  • 3. Антитеррористическая безопасность
  • 4. Обеспечение безопасности мид России и его аппарата
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделIv
  • Глава 4.1. Организационно-кадровое обеспечение дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы
  • 2. Департамент кадров мид и его основные функции
  • 3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы
  • 4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 4.2.
  • 1. Понятие стиля служебных отношений
  • 2. Классификация стилей служебной деятельности
  • 3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности
  • 4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 4.3. Денежное содержание работников дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Должностной оклад государственного служащего системы мид России
  • 2. Система надбавок к должностному окладу
  • 3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделV основные направления и формы дипломатической службы
  • Глава 5.1. Информационно-аналитическая функция дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Информация и ее роль в системе государственного управления
  • 2. Требования к дипломатической информации
  • 4. Обработка информации
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.2. Экономическая и культурная работа мид россии и его загранпредставительств ключевые понятия
  • 1. Экономическая дипломатия
  • 2. Культурная дипломатия
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.3. Протокольная служба ключевые понятия
  • 1. Понятие дипломатического протокола
  • 2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение
  • 3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы
  • 4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70-80-е годы
  • 5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.4. Дипломатическая служба и средства массовой информации ключевые понятия
  • 1. Государство и сми: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия
  • 2. Основные направления и формы работы пресс-службы мид России
  • Сообщение для печати
  • Заявление
  • Заявление
  • Заявление
  • 3. Опыт деятельности пресс-служб российских дипломатических представительств за рубежом
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 5.5. Документационное обеспечение и дипломатическая переписка в международных отношениях ключевые понятия
  • 1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы
  • 2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы
  • I Европейский департамент
  • 3. Систематизация документов и контроль за их исполнением
  • 4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка
  • Посольство Российской Федерации
  • Министерство иностранных дел
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • РазделVi дипломатическая служба за рубежом
  • Глава 6.1. Международная гражданская служба ключевые понятия
  • 1. История создания
  • 2. Структура системы оон и принципы международной гражданской службы
  • 3. Организация службы. Требования к международным гражданским служащим
  • 4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе
  • 5. Перспективы развития международной гражданской службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.2. Дипломатическая служба франции ключевые понятия
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.3. Британская и американская модели дипломатической службы ключевые понятия
  • 1. Дипломатические службы Великобритании и сша: общее и особенное
  • 2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света
  • 3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях
  • 4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.4. Дипломатическая служба германии ключевые понятия
  • 1. Становление дипломатической службы современной Германии
  • 2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти фрг
  • 3. Организация дипломатической службы и ее структура
  • 4. Приемы и методы германской дипломатической службы
  • 5. Особенности современной дипломатической службы Германии
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Глава 6.5. Дипломатическая служба японии ключевые понятия
  • 1. Становление дипломатической службы Японии
  • 2. Реализация функций мид как основа прохождения дипломатической службы
  • 3. Решение кадровых вопросов
  • 4. Особенности дипломатической службы
  • Контрольные вопросы
  • Литература
  • Приложения
  • 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации, его статус и задачи

    Министерство иностранных дел Российской Федерации - МИД России является центральным федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим государственное управление в об­ласти отношений Российской Федерации с иностранными государст­вами и международными организациями. Министерство образовано в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 112, 114), подведомственно Президенту Российской Федерации, в своей повседневной деятельности руководствуется нормами и тре­бованиями Конституции Российской Федерации, федеральных за­конов, указов и распоряжений Президента страны, Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 14 марта 1995 г. № 271 (с последующими дополнениями и измене­ниями от 5 марта и 31 мая 2000 г.) 2 , постановлениями и распоря­жениями Правительства Российской Федерации.

    В систему МИД России входят Центральный аппарат, россий­ские дипломатические представительства и консульские учрежде­ния за рубежом, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) ор­ганизациях 3 , представительства Министерства в субъектах Россий­ской Федерации, а также и подведомственные предприятия, уч­реждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства 4 . К таким учреждениям относятся и учебные заведе­ния: Дипломатическая Академия, дающая специальное дипломати­ческое образование на базе уже имеющегося высшего образования (при Академии функционируют курсы повышения квалификации кадровых работников центрального аппарата, а также загранучреждений), Московский государственный институт международных отношений - МГИМО (Университет), готовящий специалистов-международников, в области международных политических и эко­номических отношений, юриспруденции, политологии, менедж­мента и делового администрирования, журналистики.

    Министерство обладает статусом юридического лица, имеет пе­чать с изображением Государственного герба Российской Федера­ции и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы, счета в учреждениях банков Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте. Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и частично из внебюджетных средств.

    В соответствии с целями и задачами выстраивается структура министерства:

    A. Руководящий состав:

      Министр - член правительства Российской Федерации;

      Первый заместитель министра;

      Заместители министра - 8 человек (их число может меняться). Все они назначаются Президентом Российской Федерации;

      Коллегия министерства в составе министра - председателя коллегии, его заместителей по должности, а также утвержда­емых в качестве членов других руководящих работников, ученых и специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности ми­нистерства и принимает соответствующие решения. Прини­маются они простым большинством голосов в форме поста­новлений и проводятся в жизнь, как правило, приказами министра;

      Генеральный секретарь. Занимает высшую государственную должность федеральной государственной службы Россий­ской Федерации, курирует деятельность секретариатов ми­нистра и его заместителей. Под его руководством работает группа оперативной информации, отдел документации, кон­троля, инспекции, группа советников министра, а также персонал, занимающийся информацией загранучреждений, письмами и личными обращениями.

    Б. Территориальные департаменты, на которые возложена рабо­та по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями.

    B. Департаменты и управления функционального характера.

    Г. Департаменты, управления, отделы и другие подразделения ад­министративно-хозяйственного характера.

    Д. Вспомогательные подразделения, обеспечивающие необходи­мые условия функционирования центрального аппарата МИДа и подведомственных ему учреждений и организаций, а также загранпредставительств.

    Основные задачи Министерства иностранных дел России:

      разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

      реализация внешнеполитического курса Российской Феде­рации;

      координация международных связей субъектов Российской Федерации;

      обеспечение дипломатическими средствами защиты сувере­нитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене;

      защита прав и интересов граждан и юридических лиц Рос­сийской Федерации за рубежом;

      обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

      координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обес­печения проведения единой политической линии Россий­ской Федерации с иностранными государствами и междуна­родными организациями.

    Задачи определяют функции Министерства, к числу основных из них относятся:

      разработка проектов международных договоров Российской Федерации. Подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров. Обес­печение функционирования единой государственной системы ре­гистрации международных договоров России и постоянного хране­ния их подлинников (заверенных копий, официальных переводов);

      ведение переговоров с иностранными государствами и меж­дународными организациями. Участие в расширении торгово-эко­номических и финансовых связей, научно-технических, культур­ных и других обменов Российской Федерации с иностранными го­сударствами и международными организациями;

      реализация дипломатическими средствами усилий Россий­ской Федерации по обеспечению международного мира, глобаль­ной и региональной безопасности с учетом ответственности Рос­сии как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, конференций и форумов. Содействие повышению роли Россий­ской Федерации как члена мирового сообщества в решении гло­бальных и региональных проблем;

      участие в разработке политики и конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществле­нию конверсии ее оборонной промышленности;

      участие в подготовке предложений о приведении российско­го законодательства в соответствие с международными обязатель­ствами Российской Федерации;

      участие в разработке основных направлений государствен­ной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; подготовка предложений по совершенствованию законо­дательства Российской Федерации в области отношений с соотече­ственниками за рубежом, а также внешнеполитическому и между­народно-правовому обеспечению защиты их прав и законных ин­тересов; координация международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в отношении соотечественников за рубежом; обеспечение функционирования соответствующей Правительст­венной комиссии 1 .

      организация на территории Российской Федерации и за ру­бежом консульской работы. Содействие развитию связей и контак­тов с проживающими за рубежом соотечественниками. Осущест­вление своей компетенции в вопросах гражданства;

      содействие осуществлению межпарламентских и других свя­зей Федерального Собрания;

      содействие распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социаль­но-экономической, культурной и духовной жизни страны;

      информирование загранпредставительств по вопросам внеш­ней и внутренней политики Российской Федерации;

      осуществление кадрового обеспечения центрального аппара­та, загранпредставительств, представительств министерства и под­ведомственных ему организаций на территории Российской Феде­рации; подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дипломатической службы;

      содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции кон­троля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учрежде­ний и организаций.

    Как видим, одной из важнейших задач Министерства ино­странных дел является разработка и представление Президенту Рос­сийской Федерации и в Правительство страны обобщенной информа­ции, а также предложении по вопросам отношений России с ино­странными государствами и международными организациями, за­ключения, продления, приостановки или прекращения ее между­народных договоров.

    С целью должного научного обоснования такого рода предло­жений министру предоставлено право образовывать научно-кон­сультативные, методические и экспертные советы. Состав таких советов и положения о них утверждаются Министром иностран­ных дел.

    Одной из основных функций МИД России является взаимо­действие с органами государственной власти Российской Федера­ции, субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Ее цель: обеспечение проведения единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и междуна­родными организациями.

    Для реализации указанной функции Президентом Российской Федерации 12 марта 1996 г. был издан специальный Указ «О коор­динирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении единой внешнеполитической линии Рос­сийской Федерации» 1 . В соответствии с ним МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполни­тельной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики в выполнении международ­ных обязательств Российской Федерации.

    Указом предусматривается, что с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики, корме Прези­дента и Председателя правительства Российской Федерации, может выступать только Министр иностранных дел, а другие лица - только по соответствующему поручению. При этом пред­ставители федеральных органов исполнительной власти могут вы­ступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполи­тические вопросы, но только по позициям, согласованным с Ми­нистерством иностранных дел Российской Федерации.

    На МИД России возложен оперативный и стратегический кон­троль за выполнением международных обязательств со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Россий­ской Федерации. В свою очередь, федеральным органам исполни­тельной власти и субъектов Российской Федерации предписано информировать МИД России об осуществляемой ими междуна­родной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.

    Более того, упомянутым Указом Президента установлено, что предложения, затрагивающие интересы России, в том числе пред­ложения о проведении переговоров и заключении международных договоров Российской Федерации, включая договоры межведомственного характера, в обязательном порядке должны согласовы­ваться с МИД России. При этом Администрации Президента и Правительству предписано не принимать документы, не согласо­ванные с МИД России, к рассмотрению.

    В развитие упомянутого выше Указа о координирующей роли МИД России Президентом Российской Федерации были изданы Указ «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственны­ми учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубе­жом» (14 июня 1997 г.) и федеральный закон Российской Федера­ции «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (2 декабря 1998 г.). Со­гласно этому закону субъекты Российской Федерации в целях ре­ализации соглашений об осуществлении международных и внеш­неэкономических связей наделены правом открывать свои пред­ставительства за пределами Российской Федерации и представи­тельства субъектов иностранных федеративных государств на своей территории только по согласованию с Министерством иностран­ных дел Российской Федерации (ст. 10, п. 1, 2). В обязанность же Министерства иностранных дел вменено обеспечение координа­ции и контроль за работой представителей и представительств фе­деральных органов исполнительной власти и российских государ­ственных учреждений за рубежом.

    Таким образом, в настоящее время все государственные ведом­ства и учреждения, различные организации и предприятия обяза­ны все свои соглашения, сделки, программы с иностранными контрагентами согласовывать с МИД России. Например, Минис­терство экономического развития и торговли проекты программ и конвенций (по торговле, таможенному контролю и др.) согласовы­вает с правовым департаментом и департаментом экономических связей, Министерство культуры - с департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО, департаментом СНГ, а в необходимых случаях - с соответствующими территориальными департамента­ми. Аналогично действуют другие министерства и ведомства. Что касается субъектов Федерации, то во многих из них откры­ты представительства МИД России 1 .

    К числу их основных задач относится:

      обеспечение взаимодействия министерства с органами ис­полнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион де­ятельности представительства;

      оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых явля­ется Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;

      помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;

      ведение информационно-справочной работы;

      выполнение функций, относящихся к консульской службе;

      взаимодействие с иностранными консульскими учреждения­ми, расположенными в регионе деятельности представительства.

    В целях той же координации Департаментом МИД России по связям с субъектами Федерации собирается два раза в году Кон­сультативный Совет. Как правило, заседания проводят в расширен­ном составе с участием всех заинтересованных представителей с мест. Совет издает свой информационный бюллетень, содержащий необхо­димые сведения для использования их в работе. В свою очередь, Де­партамент консульской службы ежегодно проводит совещание по во­просам, входящим в его компетенцию. Таким образом, связи МИД России с субъектами Российской Федерации осуществляются регу­лярно, причем как по горизонтали, так и по вертикали.

    К числу важнейших прав МИД России в соответствии с Поло­жением о нем относятся:

      получение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их орга­низационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, до­кументов, справочных и иных материалов, необходимых для реше­ния вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;

      осуществление контроля за соответствием законодательству России и международно-правовым нормам ее международных до­говоров;

      внесение на рассмотрение Президента и Правительства Рос­сийской Федерации предложений о разработке проектов законода­тельных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;

      принятие в пределах своей компетенции решений норматив­ного характера, обязательных для исполнения другими федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, атакже предприятиями, учреждениями и организациями, незави­симо от их организационно-правовых норм и ведомственной под­чиненности, при осуществлении ими международных контактов.

    Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Ми­нистр иностранных дел Российской Федерации, который назначает­ся на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавля­емого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, зани­мая государственную должность категории «А», выполняет ряд спе­циальных политических функций. По поручению Президента Рос­сийской Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заклю­чаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаи­моотношениях с органами государственной власти Российской Фе­дерации и ее субъектов, органами государственной власти ино­странных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном по­рядке предложения о назначении или об отзыве послов Россий­ской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительствен­ных) организациях, о назначении или освобождении глав государ­ственных и правительственных делегаций. В пределах своей ком­петенции он назначает на должности или освобождает от долж­ности руководящих работников центрального аппарата министер­ства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.

    Ему предоставлено право присваивать дипломатические ранги от атташе до советника 1-го класса включительно, представлять Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении высших дипломатических рангов Чрезвычайных и Полномочных Посланников 1-го и 2-го классов и Чрезвычайного и Полномочно­го Посла. Министр вправе представлять Президенту Российской Федерации в установленном порядке к награждению правительст­венными наградами и присвоению почетных званий особо отли­чившихся работников. Он осуществляет права и выполняет другие обязанности, вытекающие из Положения о МИД Российской Фе­дерации и ее законодательства.

    В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» не являются государственными служащими. Они исполняют не адми­нистративно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.

    Министр иностранных дел Российской Федерации имеет за­местителей, назначаемых на должность и освобождаемых от долж­ности Президентом Российской Федерации, и распределяет обя­занности между ними. Каждый из заместителей министра руково­дит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

    Структура Министерства иностранных дел, помимо его руко­водства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы 1 . Именно эти подраз­деления являются главными элементами организационно-долж­ностной структуры центрального аппарата МИД.

    К числу департаментов, занимающихся отношениями Россий­ской Федерации с другими государствами, относятся территори­альные департаменты по регионам, которые в свою очередь под­разделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкрет­ными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответст­венно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отно­шениями с государствами Азии также занимаются четыре департа­мента (ДА), причем один из них обеспечивает международные от­ношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании (они входят в компетенцию соответствующих отделов де­партамента, где работают дипломаты, специализирующиеся по этим странам). Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) и Департамент Латинской Америки (ЛАД).

    Особую группу составляют департаменты, занимающиеся от­ношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по регионам, а один - вопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнепо­литическое сотрудничество, экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информаци­онно-аналитические вопросы.

    Таким же образом формируются и функциональные подразде­ления министерства. Все они, за исключением некоторых управле­ний и самостоятельных отделов и групп, также именуются депар­таментами. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), информации и печати (ДИП), экономического сотрудниче­ства (ДЭС), международных организаций (ДМО), общеевропей­ского сотрудничества (ДОС), безопасности и разоружения (ДБР), Управление по вопросам новых вызовов и угроз (УНВ), Управле­ние общеазиатских проблем (УАП), Департамент по делам сооте­чественников и правам человека (ДСПЧ), культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), консульской службы (ДКС), кадров (ДК), внешнеполитического планирования (ДВП) и некоторые другие. Имеются в виду департаменты и управления, относящиеся к об­служиванию министерства в целом: Управление делами (УД), Валютно-финансовый департамент (ВФД), Юридическое управление (ЮрУ), Главное производственное коммерческое управление по обслуживанию дипкорпуса в Москве. Специальное место в этой схеме занимают Историко-документальный департамент (ИДЦ), в котором сосредоточен архив министерства.

    В рамках сложившихся структурных подразделений и на соот­ветствующих государственных должностях организуется прохожде­ние дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, право­вой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реали­зации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.

    Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что под­линно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая долж­ность начинается с должности атташе, поскольку она соответству­ет первому дипломатическому рангу - атташе. Далее идут долж­ности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На долж­ность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника.

    В назначении на должность может иметь значение ранг дипло­матического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг - особое звание, которое при­сваивается в соответствии с занимаемой государственной должнос­тью в Министерстве иностранных дел, дипломатических предста­вительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установ­лены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, - все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычай­ных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвы­чайного и Полномочного посла - присваиваются Президентом Российской Федерации 1 .

    Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, на­пример, первый секретарь I класса может быть назначен, как ис­ключение, на должность советника, а II класса - на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного распи­сания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность - повышение в ранге.

    Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.







    

    2024 © voenkvm.ru.