Должны ли дети учиться в субботу. Заявления об отмене учебы по субботам. Умные, но больные


Уже совсем скоро ВСЕ школы перейдут на пятидневку.

"Информация об организации деятельности образовательных учреждений в режиме 5-дневной учебной недели
03.10.2013

В последнее время в Департамент образования города Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы, Администрацию Президента Российской Федерации всё чаще поступают обращения граждан с просьбой отменить в школах города обучение в субботний день и организовать образовательный процесс для школьников на всех ступенях обучения в режиме 5-дневной учебной недели.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся, принимает образовательная организация.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования установлено, что основная образовательная программа на всех ступенях общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Разработка и утверждение основной образовательной программы общего образования на всех ступенях обучения, установление режима учебной недели осуществляются образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Образовательный процесс может быть выстроен:

С использованием различных образовательных технологий, таких как дистанционные образовательные технологии, электронное обучение;

С применением форм организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов:

Во взаимодействии с различными научными организациями, вузами, организациями культуры, физкультурно-спортивными и другими организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Это позволит обеспечить реализацию основных общеобразовательных программ в режиме 5-дневной учебной недели.

Шестой день недели можно организовать по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное. общеинтеллектуальное, общекультурное) через такие формы как университетские субботы, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования и др. на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса."

В России пятидневка в школах в период 2017-2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Пятидневка в школах России в период 2017-2018

Для начала заметим: учиться при любых обстоятельствах нужно. И если уж приходится делать это 6 дней в неделю, то стоит принять такое течение жизни как данное. В то же время не стоит упускать из виду реальные варианты, которые предполагают ходить в школу 5 дней в неделю на законных основаниях. Думается, все с этим согласны. Переходим непосредственно к теме нашей заметки.

Плюсы шестидневки: есть ли таковые вообще?

Во-первых, разговоры о том, что шестидневка полностью уступит пятидневке, ведутся давно. Естественно, есть люди, которые выступают за ее (пятидневки) внедрение — преимущественно школьники (оно и понятно: мало кто хочет в выходной день идти учиться, к тому же когда на улице хорошая погодка). Есть и те, кто выступает против изменения давно прижившихся традиций. Собственно, вторую группу представляют в основном руководители учебных заведений. Не совсем понятно, по какой причине, но им хочется, чтобы ученики чуть ли не каждый день приходили в школу, усаживались за парты и проводили за ними все свое свободное время. В кругу единомышленников. Создается впечатление, что они (руководители школ) сами никогда не были учениками — будто бы сразу родились руководителями.

Ну да ладно. С одной стороны, шестидневка — это хорошо. Хотя бы потому, что система 5+1 позволяет получить больше знаний в течение одной недели. «Правда?» Более того, такой подход, если, конечно, руководство учебного заведения не против, дает шанс либо уйти на каникулы раньше, либо зимой больше отдыхать. «Действительно?» Но все же на практике это редкое явление, если оно вообще может быть обнаружено в действительности. «Ну…»

В основном система 5+1 позволяет учителям с легкостью отвести намного больше времени на разбор вместе с учениками новых тем из запланированной программы. К примеру, благодаря этому школьники могут чуть более углубленно изучить новый раздел математики, те же пределы, логарифмы, понять, в чем отличие катета, биссектрисы и вершины, и т. д. Ну а еще: язык подтянуть (как свой родной, так и иностранный), себя привести в форму и пр.

Позитивные моменты пятидневной учебной недели

В общем, как видите, у такого подхода к учебному процессу есть свои плюсы. Но все же и 5 дней в неделю, которые школьники тратят на поход в учебное заведение (просыпаясь при этом рано утром) и отсиживание там за партами несколько часов (порой возвращаясь домой поздним вечером), приносят плоды не меньшие. Здесь вопрос заключается в другом: кто хочет — учится, следовательно, получает необходимые знания еще за школьной партой, кто не хочет — не учится, в смысле, как положено, а значит, либо получает двойки-тройки, либо, что хуже, вовсе прогуливает занятия.

Учение — свет, а неученье — тьма. Будешь учиться — заручишься поддержкой необходимых знаний, которые помогут тебе в будущем. Собственно, так легче добиться успеха в жизни. Зачем протирать штаны, поглядывая при этом на лица недоброжелательных учителей? К слову, таковыми они воспринимаются теми, кто относится к учебе свысока. Вот и оставим их, пускай сами решают, что для них хорошо, а что плохо.

Законопроект, который был отвергнут

Отметим, что не так давно Госдума пыталась рассмотреть законопроект, составленный «Справедливой Россией», согласно которому во всех школах, функционирующих на территории РФ, в скором времени будет внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Стоит ли говорить, что депутаты, чтобы не вызвать негодования со стороны тех или иных категорий людей, решили отклонить такие нововведения. Им показалось, что так будет лучше.

Спросите сами себя: лучше учиться 5 дней в неделю, но на совесть, либо отдаться учебе всецело на 6 дней из 7, но лишь создавая видимость? Кажется, третьего не дано. Наверное, лучше выбрать первый вариант. Но к этому надо стремиться. Пока же нужно немного потерпеть и попытаться научиться получать удовольствие от учебы. Во всяком случае, вреда от этого не будет. Главное — это умело распределять время между решением домашнего задания и отдыхом. Тогда все должно быть в порядке: и нервы ученика, и нервы учителя.

Также пятидневка, если бы она была введена, могла забрать уроки у субботы и перенести их на каждый день недели. Это, конечно, нагрузка для школьника, но не такая уж и большая. Если учесть, что учеников и так загружают, по мнению родителей. И все-таки: благодаря такому подходу, как пятидневная учебная неделя, у него (у школьника) было бы в распоряжении целых два выходных дня. Как и у его родителей.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство учебного заведения оставляет за собой право выбирать самостоятельно, сколько дней в неделю обучаться школьникам, которых родители отправили добывать знания в данное место. Как говорится, на заметку.

5 или 6 учебных дней в неделю? Сколько выбрать во благо? С одной стороны, у школьника тоже есть выбор: предпочесть то учебное заведение, которое установило пятидневку. С другой стороны, шестидневка находится где-то рядом. Хорошо это или плохо? Мы, с вашего позволения, сохраним нейтралитет. Вам же остается самостоятельно решить, чему отдать предпочтение.


Уважаемые братья и сестры!
Сообщаем Вам, что на наш запрос в министерство образования РФ по проблеме связанной с соблюдением субботнего дня для детей из адвентистских семей мы получили ответ за подписью заместителя министра образования. Вы можете использовать этот документ для решения соответствующих проблем. Просим вас известить об этом всех служителей вашей церковной организации.
С уважением, Столяр В.Д., Гончаров О.Ю.

Уважаемый Василий Дмитриевич!

В связи с Вашим обращением в Администрацию Президента Российской Федерации по вопросу об обучении школьников, чьи родители (законные представители) являются верующими христианами-адвентистами, в рамках шестидневной учебной недели и невозможности перехода на иные учебные планы Минобрнауки России сообщает.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

При этом нормы международного права устанавливают, что государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей по обеспечению условий на образование и обучение, которые соответствуют их собственным религиозным и философским убеждениям (ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 г.); ст. 5 Конвенции ООН о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в 1960 г., вступила в силу в 1962 г.).

Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области образования и реализации прав на свободу совести и вероисповедания получили развитие в Законе Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон).

Законом установлено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (пункт 4 статьи 50).

В соответствии с Законом родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении (статья 52).

Кроме того, граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа (пункт 3 статьи 50).

Законом закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подбора и расстановке кадров, ведении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, текущего контроля успеваемости обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона (ст. 32).

При этом вопросы, связанные с выбором системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, в том числе основаниями для отчисления обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе образовательного учреждения и правилах внутреннего распорядка (статья 13).

Исключение из образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, допускается по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, только с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 7 статьи 19).

Вместе с тем, «Гигиеническим требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02» (далее -требования СанПиН), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 ноября 2002 г. № 44, установлено, что образовательный процесс для обучающихся 2-11 классов может быть организован как в режиме 5-ти дневной, так и в режиме 6-дневной учебных недель, в зависимости от уровня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями.

В соответствии с пунктом 2.9.17 требований СанПиН расписание уроков строится с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся, приведенной в прилагаемых к СанПиН гигиенических требованиях к расписанию уроков. Указанными гигиеническими требованиями определено, что распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Требованиями СанПиН установлено, что расписание считается составленным неправильно, в случае если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

При этом образовательные учреждения обязаны, соблюдая требования СанПиН, а также учитывая права родителей (законных представителей) и их приоритет в воспитании своих детей (статья 63 Семейного кодекса Российской Федерации), принимать во внимание пожелания родителей (законных представителей), в том числе при составлении расписания уроков в крайние дни недели (в том числе, в субботу).

В случае невозможности удовлетворения пожеланий родителей (законных представителей) образовательным учреждением, последние могут обратиться в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к полномочиям которых Законом отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в целях обеспечения права на получение образования детьми в иных образовательных учреждениях, образовательный процесс которых организован в режиме 5-ти дневной учебной недели.

Учитывая право каждого на свободу совести и вероисповедания, «соблюдение субботы» не может трактоваться в качестве грубого нарушения устава образовательного учреждения, в том случае, если родители (законные представители) предприняли все необходимые и своевременные меры для согласования с образовательным учреждением индивидуального плана обучения ребёнка.

Таким образом, законодательством Российской Федерации в области образования и иными нормативными актами Российской Федерации предусмотрена возможность для родителей (законных представителей) обеспечить право на образование несовершеннолетних детей, независимо вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.

В России пятидневка в школах в период 2017–2018 может стать полноценной заменой понедельному шестидневному графику учебного процесса. Вполне возможно. В то же время у руководства учебного заведения останется право решать самостоятельно, внедрять ли такую систему в свою программу, распланированную заблаговременно на целый год, или нет. Вопрос пятидневки в школах живо дискутируется в обществе и существует даже несколько петиций президенту по данному вопросу. Ну а теперь давайте обо всем по порядку.

Дискуссия о достоинствах и недостатках пятидневной и шестидневной рабочей недели в учебных заведениях не нова. Это больная тема, решение которой не заключается в чьей-то политической воле и не базируется исключительно на подписанных указах. При выборе формата обучения конкретно взятого учебного заведения учитывается множество факторов:

  • тип учебного заведения (так, для школ I и II ступени проще ввести пятидневку);
  • профиль (при углубленном изучении определенных предметов количество часов в параллелях может существенно возрастать, что тоже создает определенные препятствия для введения 5-тидневки);
  • наличие второй смены (обучение в две смены не позволяет поставить ученикам 7-8 уроков);
  • количество учителей-предметников (с численностью преподавательского состава напрямую связаны проблемы сведения школьного расписания).

И это только самые очевидные факторы, влияющие на выбор формата обучения в той или иной школе. Конечно же, большинству детей и родителей не хочется думать об этом, ведь они не сталкиваются с этими проблемами в повседневной жизни. Давайте же подробнее разберемся, какие достоинства и недостатки несут в себе два предлагаемых варианта организации учебного процесса

Плюсы и минусы шестидневки

Хотя многие видят в рабочих субботах только недостатки, такая система имеет ряд весомых преимуществ, а именно:

  1. Сбалансированное распределение учебной нагрузки. Возможность вынести 4-5 уроков на 6-й день недели позволяет более правильно распределить предметы в остальные дни, максимально приблизившись к существующим требованиям.
  2. Возможность проводить дополнительные уроки и кружковую работу для учеников среднего звена на 7 уроке (при варианте с пятидневкой таковые часто отодвигаются на более позднее время).
  3. Оптимальная нагрузка на учителя. Да и тут тоже есть ряд нормативов. Которые сегодня очень часто нарушаются в школах и гимназиях, что несомненно приводит к снижению качества подготовки учителей к урокам и снижению результативности их работы.
  4. Начало рабочего дня чуть позже, чем в школах с 5-тидневной неделей, что дает ученикам возможность лучше выспаться, а сотрудникам школ добраться до места работы.
  5. Более широкий ассортимент кружков и секций, что обусловлено меньшей занятостью кабинетов и возможностью проводить занятия по субботам.

Прежде чем перейти к негативной стороне такого формата обучения, стоит уточнить, что далеко не все дети в школах с 6-тидневной неделей учатся по субботам. Нередко для родителей этот факт стает неприятным сюрпризом в 7-8 классе, ведь по возможности ученики 1-6 классов учатся и в таких школах 5 дней в неделю, а суббота вводится, когда количество предметов возрастает. Как правило, такая необходимость возникает в классах с профильным изучением определенных предметов, на которые выделяется зачастую в 2 раза больше часов.

Из основных недостатков можно назвать:

  1. Проблемы с посещаемостью школы в «рабочий выходной». Если предмет изучается 1 раз в неделю и при этом урок выпадает на субботу, ждите неприятностей (в идеале, конечно, так в расписании быть не должно).
  2. Психологический фактор. И дети, и родители и учителя не в восторге от необходимости вставать утром, когда у других членов семьи выходной.
  3. Отсутствие официальных выходных. Так, выпадающие на субботу праздники во многих организациях автоматически переносятся на понедельник. Но нет! Если у вас суббота рабочий день, то все – вы уже отдохнули!
  4. Усталость детей ввиду большей нагрузки. И тут стоит вспомнить, что психологически неподготовленные и физически слабые ученики младшей школы, а также дети в период адаптации к переходу в среднюю школу не учатся по субботам! А ученик 7-11 класса (и его родители) должен делать выбор в пользу специализированной школы осознанно.
  5. Некоторые ограничения на общесемейные планы, которые накладывает 6-тидневная учеба ребенка. Пожалуй, этот фактор самый весомый на сегодняшний день.

Помните, отношение ребенка к учебе и школе в целом формируется, в том числе, и проходя через призму отношения к школе самих родителей!

Плюсы и минусы пятидневки

Вне сомнения, самый важный плюс, который виден невооруженным взглядом – это два выходных подряд! Все рады и счастливы. Маме нет необходимости вставать по утрам, можно запланировать выезд за город или даже небольшое путешествие. Но, что же мы получим в результате?

  1. Вставать в школу придется как минимум на полчаса раньше.
  2. Находиться в школе ребенок будет дольше (7-8 уроков).
  3. Хотите кружок – пожалуйста, 8-9 урок к вашим услугам (если, конечно, найдутся учителя, желающие сидеть в школе до этого времени).
  4. Готовить каждый день придется, соответственно, больше домашних заданий.
  5. Как уже говорилось, вместить в 5-тидневку углубленное изучение более чем 1 предмета крайне проблематично (разве что пожертвовав преподаванием других дисциплин).

Но что, если ваша цель – качественное конкурентное образование вашего ребенка? Все просто, суббота все равно будет рабочей, ведь другого времени для репетиторов и дополнительных у вас просто не останется.

Законопроект, который был отвергнут

Не так давно представители политической силы «Справедливая Россия» вынесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором говорится о необходимости перехода школ на пятидневную рабочую неделю для учеников 1-9 классов.

В пояснительной записке в качестве обоснования такого решения депутаты сослались на физическое и психологическое переутомление, которое все чаще диагностируют у детей школьного возраста врачи и психологи.

Но, в Госдуме законопроект не набрал требуемого количества голосов и вопрос вовсе не в том, что депутаты не понимают стремления детей и их родителей выспаться в субботу и хоть на два дня забыть о школе. Причин для того, что бы отложить всеобщий переход на 5-тидневную неделю более чем достаточно. К перечисленным ранее стоит добавить и проблему семей, в которых суббота для родителей – рабочий день, а таких в России тоже достаточно много. Улучшит ли успеваемость и здоровье молодого поколения бесконтрольное сидение перед монитором – вопрос риторический.

Именно поэтому депутаты решили, что этот вопрос требует более глубокого изучения и в 2017-2018 учебном году кардинальных изменений в учебном процессе не будет. Возможно, этот вопрос всплывет снова к началу 2018-2019 учебного года, и кто знает, каким будет решение после рассмотрения всех «За» и «Против» отказа от шестидневки.

Свобода. Самостоятельность. Выбор

На сегодняшний день остается все так, как было раньше. Руководство школ, гимназий и лицеев оставляет за собой право выбирать график работы, учитывая специфику учебных заведений.

Небольшой постскриптум для тех, кто переживает за загруженность своего ребенка. График обучения в реальном физико-математическом лицее (подробности опустим). 5 дней по 4 пары (спаренные уроки до 15:30), суббота – консультации по профильным предметам и дополнительные для олимпиадников (почти полноценный рабочий день), плюс каждые выходные — домашняя контрольная работа по одному из профильных предметов, которую выдают в пятницу и сдать необходимо в понедельник утром. Такой график не мешает ребенку посещать музыкальную школу, принимать участие в творческих конкурсах, олимпиадах и занимать места, защищаясь в Малой Академии Наук.

Виден ли результат? Да! Еще учится в 11 классе, но уже на руках приглашения на бюджет в лучшие ВУЗы страны. И на выбор учебного заведения никоим образом не повлияло то, будет ли суббота рабочим днем, ведь мы выбирали знания, престиж и перспективу.

Составление новых образовательных программ… Не так давно на повестку дня был поставлен еще один вопрос, который коснулся графика работы школ. Сейчас они могут выбирать для себя удобный режим функционирования – в России есть учебные заведения, работающие по четвертной, семестровой и модульной системе, проводящие уроки в течение пяти или шести дней.

Именно о последнем пункте пойдет речь в нашей статье. Психологи и педагоги не устают спорить по поводу того, какой график является самым удобным. Вопрос о пятидневке обсуждают и в Минобразования. Депутаты даже предложили отменить шестидневку, чтобы не перегружать детей и избавить родителей от сборов в субботнее утро, когда так хочется поспать после напряженной трудовой недели. Давайте обсудим плюсы и минусы разных систем обучения, а также узнаем, станет ли пятидневка обязательной для российских школ!

Изменения в образовательном законодательстве

Несколько лет назад депутаты из Санкт-Петербурга предложили внести изменения в Закон РФ «Об образовании» — в той его части, которая касалась недельного расписания занятий. По мнению парламентариев, всех учеников начальных классов следует перевести на пятидневку, чтобы гарантировать малышам полноценный отдых. Главный аргумент — при шестидневке у родителей и ребят остается совсем немного времени, чтобы провести совместные выходные.

Возможно, пятидневка позволит детям больше времени проводить с родными

Инициатива была подкреплена результатами исследований, в которых указано, что пятидневка обеспечивает большую успеваемость детей, чем шестидневное расписание. В процессе обсуждения данной инициативы возникало немало споров, так как депутаты настаивали на необходимости сократить число уроков. Пятидневка не должна была внедряться путем простого переноса занятий с субботы на другие дни. Согласно санитарным правилам, на которые ссылались депутаты, больше 23 часов в неделю ученикам младших классов учиться нельзя.

Оппоненты данной инициативы выдвинули ответные аргументы:

  • в стране есть специализированные школы с углубленным изучением иностранных языков или других предметов, которые традиционно имеют более интенсивный учебный процесс. Отдавая детей в такие школы, родители знают: им придется учиться с нагрузкой, превышающей обычный стандарт. Сократить для таких школ число учебных дней — значит, сделать невозможным процесс углубленного изучения предметов;
  • еще один важный момент – региональные школы Федерации. Например, именно шестидневка дает возможность школам Татарстана или Башкирии включать в программу изучение национального языка, литературы и культуры;
  • нельзя винить в интенсивности нагрузки школьников и ухудшение показателей их здоровья исключительно шестидневку. Уже несколько поколений школьников портит зрение постоянным сидением за компьютерами вместо подвижных игр. Дополнительный день отдыха может привести к тому, что вместо секций, игр во дворе и общения с родителями ребенок будет больше играть в игры и общаться в соцсетях;
  • переход на пятидневный режим может ознаменоваться сокращением учебных часов в школе, из-за чего будет увеличено количество домашнего задания. При этом нагрузка на ребенка может даже усилиться! Только теперь школьник будет не методично разбирать темы в школе под контролем учителя, а зубрить их дома.

В итоге изменения в образовательный стандарт так и не внесли. Руководству каждой школы предоставили право самостоятельно определять, как будет проходить организация процесса обучения — в пятидневном или шестидневном режиме. Главное — соблюдать норматив нагрузок для начальных классов:

  • за четыре года обучения в младшей школе ученики должны отработать в классе не менее 2904 часов и не более 3210 часов;
  • на внеурочную работу отводится до 1350 часов.

В 2016/2017 учебном году вопрос с пятидневкой был поднят повторно. В преддверии очередного Дня знаний министр образования РФ высказалась в отношении того, что российские школы постепенно будут переходить на пятидневку. Причем было отмечено, что этот переход не затронет только учеников старшей школы, которым нужно более интенсивно готовиться к сдаче ЕГЭ.

Необходимость перехода на укороченную учебную неделю обусловлена огромным числом петиций со стороны родителей. Однако эксперты Минобразования отмечают, что мамы и папы часто не понимают, насколько сложно изменить привычный подход к обучению даже в отдельно взятой школе — не говоря уже о всей стране! Недостаточно просто издать указ, ведь необходимость учится на протяжении шести дней, включая субботу, часто диктуется необходимостью.


Подготовка старшеклассников к ЕГЭ предполагает такое количество дисциплин и дополнительных занятий, что впихнуть их в пять дней попросту невозможно

Уроки, которые нужно провести по программе ученикам с 6 по 11 классы, не влазят в рамки пяти дней. Кроме того, нужно учитывать огромное число требований, продиктованных педагогикой и психологией. Их не так-то просто соблюсти, не имея возможности использовать дополнительный день учебы — особенно если школа специализированная. Приведем несколько примеров:

  • математику, физику и иностранные языки нельзя ставить на первый или последний урок;
  • дисциплины, которые требуют усидчивости, нельзя назначать в расписании после урока физической культуры;
  • при составлении предельной нагрузки для школьников определенного возраста нужно учитывать коэффициенты сложности предметов, которые определяют расписание на день;
  • учитель-предметник (в идеале) должен вести не больше трех уроков подряд, после чего у него должен быть перерыв;
  • если дисциплина стоит в расписании больше одного раза в неделю, то уроки по ней должны иметь хотя бы однодневный интервал.

При этом стоит помнить, что школа – это не просто 1, 2, 3 … 11 классы, а целые параллели. И для них нужно составить удобный график, учитывая общую нагрузку учителя, проводящего уроки в нескольких классах по разным программам.

Количество учебных дней в 2018/2019 году

Пока что Министерство образования не издало никаких документов, которые диктовали бы российским школам необходимость перейти на пятидневку. Этот вопрос, как и ранее, был оставлен для решения руководству школ. Представители главного образовательного ведомства страны напоминают родителям, что не нужно писать петиции в адрес министерства или краевых образовательных департаментов. А вот обратиться с этим вопросом к дирекции школы – можно. Впрочем, решать этот вопрос для 2018/2019 учебного года уже поздно – летом завучи по учебной работе уже начинают работать над расписанием.

Если у родителей есть желание перейти на пятидневку, стоит заранее собрать подписи родительского коллектива и обсудить такую возможность с директором. В некоторых школах страны родители и педсостав уже пришли к единому знаменателю. Например, несколько сотен школ в Москве и Питере за два последних года осуществили переход на пятидневку для младшей и средней школы, уложившись при этом в санитарные нормы. Сегодня в Санкт-Петербурге только 66 школ из более чем 700 учатся только в шестидневном режиме.

В Алтайском крае управление, отвечающее за вопросы образования и молодежной политики, рекомендовало руководству школ перейти на пятидневное обучение. Впрочем, итоговое решение оставалось за директорами. 96% учеников высказалось в пользу сокращенного графика учебы, и в итоге большая часть школ приняла решение постепенно перевести на пятидневку 1-4 и 5-7 классы. Примерно 50% школ перейдет на новый режим уже в 2018/2019 учебном году.

Ученики помладше получат больше возможностей участвовать во внеклассных мероприятиях и бывать на экскурсиях, ну а 8-9 и 10-11 классы будут и дальше работать по шесть дней, так как впереди их ждут экзамены. Зато в Хабаровском крае решили, что школам нужна шестидневка, а для сохранения психического и физического здоровья учеников стоит отказаться от преподавания в две смены. Внедрять новый краевой стандарт стали уже с 2017 года, а полный переход на учебу в одну смену намереваются реализовать до 2024 года.

Что лучше, пяти- или шестидневка?


Обе формы обучения имеют свои минусы, к которым апеллируют эксперты

Конечно, вопрос о том, как детям будет лучше учиться, не стоит решать с наскока. Давайте приведем аргументы «за» и «против» для каждого из графиков.

Позитивные и негативные стороны шестидневки

К явным плюсам шестидневки относятся:

  • возможность грамотного и равномерного распределения учебной нагрузки, а также меньшее число уроков в день;
  • ученикам придется проводить в школе меньше времени, поэтому вечером у них будет возможность сделать уроки, а потом погулять или посетить секцию;
  • объем домашнего задания на следующий день будет посильным;
  • в субботний день в расписание обычно ставят не более 4-х уроков, поэтому ученики быстро приходят с занятий;
  • в школах этот день часто является днем «свободной формы», а многим ребятам нравится иметь возможность показаться перед одноклассниками в красивой и модной одежде, а не в стандартном костюме;
  • гимназии, лицеи и спецшколы могут дать ученикам гораздо больше материала, имея в запасе субботний день. Учеба в таких заведениях повышает конкурентоспособность будущих .

Впрочем, есть в этой бочке меда и пара ложек дегтя:

  • психологический аспект — он выражается в устоявшемся неприятии школьниками учебы в «выходной день»;
  • частые прогулы субботних уроков, причем нередко – с разрешения родителей, запланировавших поездку за покупками или дачные работы;
  • конфликты, которые возникают между преподавателями и представителями религиозных течений, налагающих запрет на любую субботнюю деятельность;
  • по сути, все дни при таком подходе заняты учебой, так как уроки на следующую неделю придется делать в воскресенье;
  • учителя тратят свой единственный выходной на проверку скопившихся тетрадок с заданиями и контрольными работами.

Плюсы и минусы пятидневки

Вначале приведем аргументы в пользу пятидневного обучения:

  • дополнительный выходной день можно провести вместе с семьей;
  • у родителей нет необходимости вставать в субботнее утро, собирать ребенка в школу и вести его на уроки, чтобы забрать через пару часов домой;
  • можно планировать на субботу совместные поездки к родственникам, на выставки, концерты и спектакли;
  • у детей есть возможность посещать в субботу репетиров или секции, чтобы не занимать вечерние часы в будние дни;
  • дополнительный день отдыха дает больше времени для восстановления после усиленного труда. Кроме того, в субботу можно сделать все уроки и отдыхать в воскресенье;
  • психологи отмечают, что в наши дни, когда дети и родители больше времени проводят в виртуальном пространстве, чем в реальном, пятидневка – это шанс на укрепление института семьи.

Есть риск, что отдых в субботу дети потратят отнюдь не на общение с семьей

К сожалению, есть у пятидневки и свои недостатки:

  • вполне возможно, что дополнительный день отдыха не оторвет родителей и детей от гаджетов, а лишь предоставит им дополнительные сутки для видеоигр, интернет-серфинга и развлечений.
  • если школа учит детей по спецпрограммам, придется назначать по 7-8 уроков в день, чтобы охватить все темы и предметы. Однако это приведет к противоречию – пятидневка означает 23 учебных часа в неделю, а шестидневка дает возможность учиться 26 часов, то есть возникает риск сокращения учебных программ. Например, во многих физико-математических лицеях Москвы у 10-11 классов и так по 8 уроков в неделю при шестидневке. Перейти на пять дней учебы в таком случае попросту невозможно! А ведь в таких школах учатся одаренные дети, которые любят выбранные ими науки, ездят на всемирные конкурсы и








2024 © voenkvm.ru.