Основные подходы к классификации трансакционных издержек. Трансакционные издержки. Трансакционные и трансформационные издержки


Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex postn, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл.

Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и намакроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы.

Издержки на поиск информации о сдающихся квартирах, о ценах на рынке жилья: покупка специализированных изданий и звонки по объявлениям или обращение в риэлторскую фирму, которая за комиссионные самостоятельно подбирает несколько вариантов, - издержки в денежной форме и затраты времени.

Издержки ведения переговоров с собственниками отобранных по результатам первого этапа квартир об особых условиях аренды - затраты времени, могут быть переложены на посредника и принять в этом случае денежную форму.

Издержки оценки качества жилья в ходе посещения отобранных квартир - затраты времени и транспортные расходы тоже могут быть переложены на посредника.

Издержки юридического оформления контракта о найме, его нотариального заверения - издержки в денежной форме.

Издержки предотвращения оппортунизма собственника, выражающегося в стремлении изменить условия аренды, например, увеличить арендную плату, - затраты времени, психологические издержки.

Издержки защиты переданного на срок действия контракта права пользования квартирой в случае, если собственник предъявляет арендатору претензии по содержанию квартиры и/или хочет досрочно расторгнуть договор, - затраты времени и издержки в денежной форме, связанные с обращением в суд.

Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москвев середине 90-х годов трансакционные издержки примерно равнялись месячной арендной плате, т. е. составляли эквивалент 200-500 дол.


Теория государства Д. Норта

Основным выразителем институционального подхода к экономической роли государства является Д. Норт, и одной из важнейших предпосылок, лежащих в основе его анализа государства, является наличие тесной взаимосвязи между государством, правами собственности и экономической эффективностью. В этой связи особое значение имеет выделение двух границ производственных возможностей, а именно, технической и структурной .

Уровень знаний, применяемые технологии и наличные ресурсы задают техническую границу производственных возможностей, тогда как система прав собственности задает структурную, или организационную, границу производственных возможностей, которая достигается путем отбора из множества возможных типов экономической организации таких, которые обеспечивают наибольшую экономическую эффективность. Эффективность системы прав собственности определяется близостью структурной границы производственных возможностей к технической границе (рис. 1.3). Сама же система прав собственности определяется государством.


Согласно данной теории, государство - это экономический агент со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющиеся на территорию, границы которой определяются его способностью собирать налоги, а его главной функцией является спецификация и защита прав собствности . Государство возникает как результат общественного договора, по которому в обмен на вознаграждение в виде налогов экономический агент, обладающий сравнительным преимуществом в осуществлении насилия, обеспечивает обществу спецификацию и защиту прав собственности.

Выделяется три основных ограничения государства:

1. издержки получения информации (здесь мы рассмотрим два вида информации, а именно, данные о размере налоговой базы, трудность получения которых заставляет правителя устанавливать пропорциональное налогообложение, оказывающие дестимулирующее влияние на хозяйственную деятельность, и информация о правонарушениях);

2. издержки оппортунизма государственных служащих;

3. внутренняя и внешняя политическая конкуренция.

Одними из наиболее известных формальных моделей, иллюстрирующих некоторые элементы нортовской теории государства, являются модель Финдли-Уилсона и модель оседлого бандита МакГира-Олсона.

Модель Финдли-Уилсона

В данной модели объем выпуска частного сектора определяется использованием трех факторов производства, а именно, труда L , капитала К и правопорядка Р (под ним могут пониматься услуги государства в виде спецификации и защиты прав собственности). Тогда производственная функция будет иметь следующий вид:

где G - труд государственных служащих, а производственная функция для правопорядка такова, что P (0) = 1, т. е. при отсутствии государства производственная функция имела бы вид Y = f (K , L ) . Общее количество труда Н используется в производстве частных и общественных благ, т. е. правопорядка.

Зависимость объема выпуска от количества труда государственных служащих проявляется в том, что, с одной стороны, на величину этого труда сокращается предложение труда в частном секторе, с другой стороны, создаваемый этим трудом правопорядок увеличивает результативность труда в частном секторе (рис. 2.3).


На рис. 2.3 представлена графическая иллюстрация зависимости между трудом государственных служащих и объемом выпуска. В соответствии с принципом убывающей предельной производительности факторов производства каждая последующая единица труда государственных служащих дает все меньший эффект, и после достижения оптимального значения дальнейшее увеличение данного вида труда уже уменьшает выпуск. Оптимальное значение данной величины, в соответствии с маржинальным принципом, будет иметь место в точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах.

В данной модели рассматривается два вида государства: контрактное государство и государство как максимизатор монопольной ренты.

Проблемы асимметричности информации»

Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации. Информация является одним из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации.

Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец товара знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. Управляющие больше знают об издержках фирмы, конкурентной позиции и инвестиционном климате, чем собственники предприятий.

В начале рассмотрим ситуацию, в которой продавцы товара имеют более точную информацию о его качестве, чем покупатели. Мы увидим, как такая асимметричная информация вызывает несовершенство рынка. Затем узнаем, как продавцы избегают возникновения ряда проблем, связанных с асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о качестве своей продукции. Гарантии на товар обеспечивают своего рода страхование, которое может быть эффективным, если покупатели менее информированы, чем продавцы. Но, как будет показано далее, покупка страховки тоже вызывает трудности, если покупатели информированы лучше продавцов. Наконец, покажем, что рынки труда могут функционировать неэффективно, когда работники информированы о своей производительности лучше чем работодатели.

Неопределённость качества и рынок «лимонов»

Для удобства рассмотрим на примере подержанных автомобилей.

Представим себе, что мы приобрели новый автомобиль за 10000 долл., проехали на нем 100 миль, а затем вдруг поняли, что на самом деле он вам не нужен. С автомобилем ничего не случилось - он работал прекрасно и оправдал все ваши ожидания. Мы просто почувствовали, что с таким же успехом могли бы обойтись без него и больше бы выиграли, если бы сохранили деньги для покупки других вещей. Итак, мы решаем продать этот автомобиль. Какую выручку мы могли бы получить за него? Вероятно, не больше 8000 долл., даже если это автомобиль новой марки, имеет лишь 100 миль пробега и гарантию, переходящую другому владельцу. Если бы мы были покупателем, мы, вероятно, не дали бы за него более 8000 долл.

Почему же один лишь факт продажи автомобиля из вторых рук так значительно снижает его ценность? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем о своих собственных сомнениях в роли потенциального покупателя. Почему этот автомобиль продается? Действительно ли его владелец изменил свои намерения, как было сказано, или же с автомобилем что-то не так? Не исключено, что этот автомобиль может оказаться с дефектом.

Подержанные автомобили продаются значительно дешевле, чем новые, потому что информация об их качестве асимметрична: продавец такого автомобиля знает о нем гораздо больше, чем потенциальный покупатель. Покупатель может нанять механика, чтобы проверить автомобиль, однако продавец, имевший опыт его использования, все равно будет знать больше. Кроме того, сам факт продажи этого автомобиля подтверждает, что он на самом деле может быть "лимоном", иначе зачем продавать надежную машину? Поэтому потенциальный покупатель подержанного автомобиля всегда имеет подозрения насчет его качества, и не без оснований.

Значение асимметричной информации о качестве товара было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом в его классической статье. Анализ Акерлофа выходит далеко за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асимметричной информацией о качестве. Чтобы понять ее значение, начнем с рынка подержанных автомобилей и затем увидим, как те же принципы применяются к другим рынкам.

Значение асимметричной информации

Пример с подержанными автомобилями показывает, как асимметричная информация может привести к разрушению рынка. В идеальных условиях рынков совершенной конкуренции потребители имели бы возможность сделать выбор между низко- и высококачественными автомобилями. Некоторые выбрали бы первые из-за их дешевизны, другие предпочли бы заплатить побольше за вторые. К сожалению, в реальном мире потребителям нелегко определить качество подержанных машин в момент покупки, так что их цена падает, и высококачественные автомобили исчезают с рынка.

Это всего лишь условный пример, иллюстрирующий важную проблему, возникающую для многих рынков. Рассмотрим теперь некоторые другие примеры асимметричности информации и возможную реакцию правительства или частных фирм.

Утилитаризм

Первая норма, заложенная в рыночной конституции, - сложный утилитаризм. Она предполагает не только ориентацию индивида на максимизацию своей полезности, но и осознание им связи между получаемой полезностью и своей продуктивной деятельностью, т. е. норма сложного утилитаризма исключает несоответствие между уровнем потребностей и продуктивной деятельностью индивидов. Подобное несоответствие часто лежит в основе «революций неадекватных ожиданий», возникающих при распространении высоких потребительских стандартов среди населения стран, не обладающих высоким производственным потенциалом и высокой производительностью труда 16. В этой ситуации восприятие нового стандарта потребления, происходящее в основном через средства массовой информации, не затрагивает господствующую в обществе модель продуктивной деятельности. Далее, простой утилитаризм предполагает превращение при наличии благоприятных условий максимизации полезности в поиск ренты. Всякое отклонение от ситуации совершенной конкуренции, установление ограничений на обмен (тарифов, квот) обращают усилия простого утилитариста на поиск ренты, или, иначе, на непродуктивную максимизацию прибыли (directly unproductive profitseeking17). Альтернативой является именно сложный утилитаризм как нормативно-ценностное ограничение стремления индивида максимизировать ренту, признание индивидом допустимости получать выигрыш только за счет собственной деятельности, а не в ущерб другим |8.

Утилитаризм:

простой - стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью;

сложный" - максимизация индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности.

Целерациональное действие

Если норма утилитаризма задает целевую функцию индивида, то норма целерациональной деятельности конкретизирует ее, связывая максимизацию полезности с решением конкретных задач. Напомним, что целерациональное поведение предполагает использование индивидом определенного поведения предметов внешнего мира и людей в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. В условиях неполноты информации и ограниченности когнитивных способностей по ее обработке (т. е. неполной рациональности) целерациональное поведение превращается в манипулирование индивидом,обладающим большей информацией, своим контрагентом.

Таким способом индивид стремится превратить окружающих в средства для достижения своей цели - максимизации полезности. Классическими примерами использования асимметричности информации одними агентами в ущерб другим являются рынок подержанных автомобилей («лимонов») и страхование, связанное с ситуацией «морального риска» 19. Подобное поведение получило название оппортунизма, «преследования личного интереса с использованием коварства, обмана в явной или более тонкой форме»20. Гарантии против превращения целерационального поведения в оппортунизм могут быть либо структурного характера, либо формально-правового:

Полнота информации, которой располагают все участники обмена, и их совершенные когнитивные способности;

Использование специальных процедур при заключении контракта.

Последний аспект служит предметом специального изучения теории оптимального контракта и будет рассмотрен позднее, поэтому ограничимся здесь лишь той констатацией, что вторым элементом конституции рынка является целерациональное действие, отвечающее критериям полной рациональности.


Одна из ключевых категорий современной экономической теории. Понятие трансакционных издержек было введено в широкий научный оборот в 1937 г. в статье Р.Коуза «Природа фирмы». В известном смысле демонстрация того факта, что обмен и свободы в экономике не является бесплатным, оказалась революционной. Неоклассическая теория принимает положение о беззатратности трансакций, что весьма существенно отражается на выводах неоклассики. Например, с точки зрения неоклассической теории не важно, каким образом производится обмен: посредством денежного обращения или через бартер. Еще более фундаментальный пример: игнорируя значение трансакционных издержек, неоклассики строят математические модели, с помощью которых доказывают, что социализм при прочих равных может достичь такой же эффективности в распределении ресурсов, что и рыночная экономика . Новая институциональная экономическая теория , в центре которой стоит тезис о ненулевом уровне трансакционных издержек и их большой значимости для функционирования экономики, ставит под сомнение эти выводы.

Знаменитый американский экономист К. Эрроу , характеризуя трансакционные издержки, проводит знаменитую аналогию: трансакционные издержки в экономике играют ту же самую роль, что сила трения - в физике . Другая интересная метафора предложена С.Ченом, который пишет, что трансакционные издержки - это такой вид издержек, который отсутствует в экономике Робинзона Крузо (т.е. там, где действует всего один экономический агент).

Значительная величина трансакционных издержек - основная причина того, что агенты создают правила и механизмы принуждения к их исполнению, т.е. институты.

Трансакционные и трансформационные издержки

В стандартной экономической теории обычно выделяют лишь один тип издержек - трансформационные. Это ресурсы, которые затрачиваются на производство . Новая институциональная теория дополняет это представление категорией трансакционных издержек. Однако две эти категории не трактуются независимо друг от друга - напротив, они подвержены взаимовлиянию, причем это взаимовлияние может быть весьма разнообразным. Например, уменьшение трансформационных издержек может, в свою очередь, уменьшать трансакционные издержки. Например, создание электронных торговых систем резко понизило затратность купли-продажи товаров . В то же время, возможные и другие варианты соотношения этих типов издержек.

В то же время, следует помнить, что в некоторых работах под трансформационными издержками понимаются затраты ресурсов, направляемые на изменение существующих институтов.

Классификация трансакционных издержек

В настоящее время имеется множество разнообразных классификаций трансакционных издержек. Видные экономисты. Э.Фуруботн и Р. Рихтер предлагают следующую типологию: рыночные трансакционные издержки (возникающие при обмене с помощью ценового механизма), издержки управления (возникающие внутри иерархической структуры типа фирмы), а также политические издержки (или издержки использования политического рынка в целях изменения правил или их сохранения).

Наиболее распространенной в наше время является следующая классификация (автор - К.Далман):

  1. Издержки поиска информации и выявления альтернатив.
    Эти издержки возникают, например, при поиске наиболее выгодной цены на рынке.
  2. Издержки измерения полезных свойств товара (покупая бытовую технику с рук, рядовые потребители не знают, как долго она будет служить).
  3. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов (например, затраты на юридически грамотное составление контрактов).
  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности (это может быть, например, как стоимость ресурсов, затрачиваемых на регистрацию прав собственности на землю, так и стоимость колючей проволоки, которой обносится частное владение).
  5. Издержки оппортунистического поведения, т.е. такого поведения индивидов, которое направлено на максимизацию собственного благосостояния посредством нарушения установленных правил (типичный пример - сокрытие дефектов товара при его продаже).
  6. Необходимо отметить, что различные классификации трансакционных издержек не имеют каких-либо абсолютных преимуществ друг перед другом - их применение зависит от исследовательской задачи, которую ставит перед собой экономист.

Рекомендуемая литература

Норт, Дуглас (1992). Институты, институциональные соглашения и функционирование экономики.

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономи-ческой науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального оформления, так и предполагающих простое взаимо-понимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

Трансакционные издержки -центральная объясняющая категория всего неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необхо-димости учитывать издержки по обслуживанию сделок.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыноч-ным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения пере-говоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:
1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.
3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами.
6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.



57) История создания ФРС и концептуальные основы ее функционирования.



Федера́льная резе́рвная систе́ма США́ (ФРС, Федеральный резерв) - система организаций, выполняющая роль центрального банка Соединённых Штатов Америки.
Созданная в 1913 году Законом о Федеральном Резерве, ФРС является государственной структурой с частными компонентами, в которую входят: назначаемый Президентом США Совет управляющих ФРС, Федеральный комитет по открытому рынку, двенадцать региональных Федеральных резервных банков - фискальных агентов Казначейства США, многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые, фиксированной доходности акции Федеральных резервных банков в обмен на вносимый резервный капитал), и разнообразные консультационные советы.
Первым учреждением, выполняющим функции центрального банка США был Первый банк Соединённых Штатов, созданный Александром Хэмилтоном в 1791 году. В 1816 году был образован Второй Банк Соединённых Штатов. С 1837 по 1862 годы в Эру Свободных Банков центрального банка формально не существовало. С 1862 до 1913 гг. в США по соответствующему закону действовала система национальных банков.
В течение последней четверти XIX века и начала XX века экономика США прошла через череду финансовых паник. Главным импульсом к созданию третьего центрального банка стал кризис 1907 года. Многие экономисты и сторонники Федеральной Резервной Системы утверждали, что предыдущие системы обладали двумя основными недостатками: "неэластичной" валютой и недостатком ликвидности. В 1908 году Конгресс принял акт Олдрича-Вриланда, по которому создавалась Национальная Монетарная Комиссия с целью исследовать возможные варианты денежной и банковской реформы.
Сенатор Нельсон Олдрич Рокфеллер основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) - для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением. В 1910 году ведущие финансисты США в течение 10 дней проводили "мозговой штурм" на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США.
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в Совете директоров. Прогрессивные Демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, неподконтрольную финансовой системе Уолл-стрита. Консервативные Демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном Резерве, принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство Республиканцев выступало против его принятия.
Форма собственности капитала
Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. В этом плане США отличаются от стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нём (Бельгия, Япония).
Операционная прибыль
ФРС осуществляет денежную эмиссию путём покупки обязательств (облигаций) Казначейства США (в особых случаях - и других активов). Таким образом, обменные операции с долларами основаны на доверии к Правительству США и финансовой системе США в целом.
Процентные выплаты по облигациям Казначейства составляют доход ФРС. Другими источниками дохода являются доходы от платежных операций, депозитов, операций с ценными бумагами.
Самостоятельность
Решения ФРС имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур.
Согласно закону о Федеральном резерве, ФРС ежегодно отчитывается перед Палатой Представителей Конгресса США, дважды в год - перед Банковским комитетом Конгресса США.
Деятельность ФРС более 100 раз проходила аудит Счётной Палаты США, а также периодически проверяется независимыми аудиторскими фирмами.
Текущие функции ФРС:
выполнение обязанностей центрального банка США
поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений
защита кредитных прав потребителей
управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках
предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям
участие в функционировании системы международных и внутренних платежей
устранение проблем с ликвидностью на местном уровне
укрепление роли США в мировой экономике

Теперь мы можем перейти к задаче классификации трансакционных издержек. Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex post 28 , т.е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие: поиск партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить в виде табл. 10.2 29 .

Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы.

Издержки на поиск информации о сдающихся квартирах, о ценах на рынке жилья: покупка специализированных изданий и звонки по объявлениям или обращение в риэлторскую фирму, которая за комиссионные самостоятельно подбирает несколько вариантов, – издержки в денежной форме и затраты времени.

Издержки ведения переговоров с собственниками отобранных по результатам первого этапа квартир об особых условиях аренды – затраты времени, могут быть переложены на посредника и принять в этом случае денежную форму.

Издержки оценки качества жилья в ходе посещения отобранных квартир – затраты времени и транспортные расходы тоже могут быть переложены на посредника.

Издержки юридического оформления контракта о найме, его нотариального заверения – издержки в денежной форме.

Издержки предотвращения оппортунизма собственника, выражающегося в стремлении изменить условия аренды, например, увеличить арендную плату, – затраты времени, психологические издержки.

Издержки защиты переданного на срок действия контракта права пользования квартирой в случае, если собственник предъявляет арендатору претензии по содержанию квартиры и/ или хочет досрочно расторгнуть договор, – затраты времени и издержки в денежной форме, связанные с обращением в суд.

Таблица 10.2

Издержки ex ante Издержки ex post
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т. е. уклонения от этих условий
Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты
Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки
Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки

Таким образом, количественную оценку возникающих при аренде жилья трансакционных издержек можно получить либо с помощью анализа доходов посреднических фирм, либо с помощью суммирования прямых денежных затрат и затрат времени, помноженных на среднюю почасовую заработную плату. Например, в Москве в середине 90-х годов трансакционные издержки примерно равнялись месячной арендной плате, т.е. составляли эквивалент 200-500 дол.

Проблема измерения

Для оценки трансакционных издержек на макроэкономическом уровне Дж. Уоллис и Д. Норт предложили использовать понятие трансакционного сектор 30 . Они включили в этот сектор оптовую и розничную торговлю, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты на аппарат управления в других отраслях, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность (государственный трансакционный сектор). Согласно сделанным указанными авторами расчетам, доля трансакционного сектора в США выросла с 26% ВНП в 1870 г. до 55% ВНП в 1970 г. (рис. 10.4), но трансакционные издержки на единицу национального продукта сократились, в частности, из-за опережающего роста государственного трансакционного сектора.

Рис. 10.4

Хотя использованная в данных расчетах методология несовершенна и неоднократно подвергалась критике, позволим себе сделать следующее сравнение: затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность составили 13,9% ВНП в США (в 1970 г.) и 1,6% ВНП в России (в 1997 г.) 31 . Таким образом, основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические агенты и именно их запретительно высокая величина в расчете на одну трансакцию объясняет, почему теорема Коуза недостаточно хорошо описывает процесс преобразования государственной собственности в акционерную. Ведь даже учитывая, что и приблизительные количественные расчеты величины трансакционного сектора в России отсутствуют 32 , его значительные размеры предполагаются всеми тремя подходами к объяснению природы трансакционных издержек.

Теория трансакционных издержек обращает внимание на отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций.

Теория общественного выбора делает акцент на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту по сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников.

Теория соглашений объясняет высокий уровень трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения 33 .

Значительное количество видов классификаций трансакционных издержек является следствием множественности подходов к изучению данной проблемы. О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств

К. Менар разделяет трансакционные издержки на 4 группы:

Издержки вычленения;

Издержки масштаба;

Информационные издержки;

Издержки поведения.

Самой известной отечественной типологией трансакционных издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключён контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат – стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причём точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д. 4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на. поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек. Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о её поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию. В частных фирмах и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения – главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического поведения – вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда «вымогательство» остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями. (Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).









2024 © voenkvm.ru.