Как компании повышают престиж рабочих профессий. Повышение престижа профессии педагога в контексте создания условий, направленных на обеспечение современного качества образования Внимание - коллективному договору


Престиж профессии выступает одним из основных социальных механизмов, регулирующих процесс профессионального самоопределения, и понимается как сравнительная оценка значимости и привлекательности различных профессий на основе определенных ценностей. Каждой социальной и социально-профессиональной группе присуща определенная шкала престижа, обусловленная различными системами ценностей. Поэтому профессии, привлекательные для одних социальных групп молодежи, могут не пользоваться престижем у других. Иерархия престижа в общественном сознании меняется во времени, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Престиж профессий, востребованных в данный момент времени на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе.

У различных социально-профессиональных групп имеется общий набор ценностей , но их функциональный вес разный. Поэтому молодежь оценивает выше престиж тех профессий, с которыми лучше знакома, но по одним и тем же критериям. Отчасти этим же объясняется завышенная оценка престижа своей собственной профессии.

Роль престижа профессии в регуляции процесса профессионального самоопределения молодежи заключается в том, что престиж определяет привлекательность профессий и их популярность среди молодежи и тем самым ориентирует молодежь на предпочтения одних профессий другим. Согласно американским социологам, престиж профессий отражает систему стратификации конкретного общества, стало быть, исследование престижа является одним из методов изучения социальной стратификации.

Помимо престижа профессии, престиж вуза также рассматривается как социальный механизм регуляции профессионального самоопределения молодежи со стороны социальных институтов профессии и образования.

В общественном сознании престиж профессии и вуза связан с возможностями трудоустройства, а также профессиональной карьеры. Нод профессиональной карьерой понимается успешное продвижение по ступеням профессиональной, социальной, должностной, имущественной и иной иерархии. Возможности карьеры определяют выбор перспективной профессии и престижного вуза, что обеспечивает регуляцию профессиональным самоопределением на личностном уровне.

На данный момент существует ситуация, которая заключается в противоречивости иерархии престижа. Растет престиж профессий, которым соответствует наиболее высокая оплата труда и широкие возможности сделать карьеру (юрист, менеджер) и отмечается падение престижа ряда профессий, требующих высокой квалификации и уровня образования (инженер, учитель). Данная иерархия престижа отражает кризисное переходное состояние общества – несоответствие между получаемым образованием, профессией и доходом как индикаторами социального статуса. В результате, ориентируясь на определенный социальный статус, молодежь, поступающая в вузы, имеет мало возможностей получить работу или доход, соответствующие профилю и уровню профессиональной подготовки. Нарушение связи между уровнем образования, сферой профессиональной занятости и оплатой труда специалиста формирует соответствующую шкалу престижа и тем самым не только ведет к вынужденному трудоустройству не по специальности, но и оказывает влияние на мотивацию выбора уровня образования, профессии и вуза.

Российскими социологами проводилось исследование образа профессии, который взаимосвязан с понятием престижа профессии. Образ профессии – субъективная картина мира, она отражает взаимодействие субъекта (профессионала) и его окружения, динамику формирования профессионализма и его изменение в зависимости от изменения социальной среды. Потенциальные специалисты делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее – образа специалиста определенной профессиональной группы. Они выбирают профессию не как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего. Будущая профессия воспринимается ими как инструмент формирования этого будущего.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы нс могут существовать иначе, как через группы профессиональные. Понятие престижа профессии связано с понятием профессиональной карьеры. Оба этих термина выступают показателем и индикатором индивидуальных успехов с позиции изменения социального положения индивида.

Проблемы терминологии

Давая определение карьеры в "Словаре русского языка", С. И. Ожегов отмечает, что существует несколько значений этого слова. Первое – где под карьерой понимается род занятий. В другом значении карьера "путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение этого положения" .

Российскими учеными проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что отношение к престижу профессии среди студентов меняется на протяжении всего их обучения в вузе. При переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся в выборе своего будущего занятия мотивом призвания, и одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения с профессиональным жизненным миром на основе оценки престижности будущей работы, перспектив должностного роста, уровня оплаты труда.

Престиж профессии подвижен во времени: иерархия профессий в общественном сознании меняется, что зависит от изменений в сфере профессиональной стратификации и мобильности. Перемещения различных профессий по шкале общественного престижа во времени объясняются меняющимися потребностями рынка труда в специалистах определенного профиля и определенной квалификации.

Престиж профессии определяется и уровнем квалификации, временем, затраченным на профессиональную подготовку для овладения профессией. Следовательно, выбор профессии осуществляется уже с выбора системы подготовки, уровня профессионального образования. Так, высокий престиж профессий интеллектуального труда для определенных слоев молодежи ориентирует их на поступление в вузы.

Престиж профессий, пользующихся в данный момент спросом на рынке труда, обеспечивает привлекательность соответствующих факультетов и специальностей в вузе; на данные специальности ориентируются наиболее подготовленные абитуриенты, способные выдержать конкурсные экзамены. Остальные вынуждены в своем выборе ориентироваться, скорее, не на престижность профессии, а на получение высшего образования вообще, таким образом заранее формируя ситуацию, когда последующие планы не связаны (или почти не связаны) с трудоустройством и карьерой по получаемой в вузе специальности. Следовательно, социальная ориентация в данном случае полностью вытесняет профессиональную.

Итак, престиж профессии и вуза в общественном сознании связан с возможностями профессионального роста, профессиональной карьеры, что на личностном уровне регулирует процесс профессионального самоопределения.

Интервью студентов различных вузов города Санкт-Петербурга. Структура выборки включила в себя студентов различных факультетов, получающих абсолютно разные специальности. Цель данного исследования – сбор и анализ данных, позволяющих определить факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение студенческой молодежи.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать следующие выводы. Сегодня почти все студенты – это работающие студенты. Род их деятельности влияет на ценностное сознание студентов. Студенты, не имеющие никакого практического опыта, в меньшей степени ориентированы на карьеру и профессиональный рост. Ценности образованности и профессионализма более значимы для тех студентов, у которых работа связана с профилем получаемой специальности. Если студент планирует работать по специальности, то она становится для него актуальной ценностью. В противном случае превалируют ценности материальные. Специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным, может быть переосмыслен с учетом нового опыта и пересмотрен. Во многом это зависит от удовлетворенности уже осуществленным выбором вуза и специальности, поскольку мотивация выбора будущего места работы и профессиональные планы во многом зависят от этого. Довольна выбором вуза и профессии половина опрошенных. Высокая удовлетворенность выбором профессии и вуза наблюдается у экономистов, архитекторов, юристов. Во многом это связано с престижем и высокой оплатой труда в данных профессиях. Удовлетворенные своим выбором студенты чаще планируют работать по специальности. Среди мотивирующих ценностей преобладает интересный характер работы, статусная мотивация – ценят престиж профессии. Для почти всех опрошенных характерна черта доминирования мотива высоких заработков в будущей или настоящей работе. Также можно отметить некий эгоцентризм в процессе профессиональной ориентации: профессия нужна для того, чтобы реализовать свой потенциал, сделать карьеру, иметь хороший доход. Студенты стремятся получить выгоду для себя, а не отдавать людям, обществу, государству.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 239.

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в котopoй не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит оcoбый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается coциальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные споcoбности, деятельность. И наoбopoт, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» - это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его coдержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия - это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтереcoвать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финанcoвыми отчетами - это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое - «престижный» образ жизни .

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем - этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о coциальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбopoм, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется coдержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж coответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о coциально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии .

Спиcoк аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн coдержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, выcoкооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих фактopoв, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хopoшо обдумать и проанализировать ее оcoбенности, а также возможные coвмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, coгласно котopoму, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры. В связи с тем, что в некоторых крупнейших гopoдах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Оcoбенно будет цениться coчетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И нформационные технологии и коммуникации - самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, coздающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспоcoбность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и выcoкооплачиваемых.

Специалисты в области нанотехнологий. Так как на данный момент в России развитие и внедрение нанотехнологий (технологий, основанных на работе с молекулами и атомами) является федеральной целевой программой правительства, то, безусловно, в ближайшем будущем будет расти спрос специалистов-нанотехнологов практически во всех сферах: в машиностроении, в космических технологиях, в пищевой промышленности, а также в медицине.

Специалисты, coвмещающие электронику и биотехнологии. Биотехнологии, использующие биологические системы и их элементы, широко применяются в наши дни в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Кроме того, они применяются в молекулярной медицине, биофармацевтических производствах и других отраслях. Целью научных разработок может являться, например, coздание новых источников питания или электронных схем, основанных на живых микроорганизмах.

Маркетологи. По прогнозам экспертов, через десять лет на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение, следовательно, стране потребуются маркетологи - стратеги компаний, задача которых руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интереcoв производителей и потребителей; проводить исследования рынка, разрабатывать бизнес-планы, предлагать наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

Специалисты в области сервиса. Рост востребованности профессий сферы обслуживания в ближайшее десятилетие обусловлен потребностью населения страны в качественном сервисе. Поэтому будет возрастать необходимость в таких специалистах как частные врачи, юристы, учителя, медицинские работники, психологи, имиджмейкеры, менеджеры, специалисты в области coздания официальных и развлекательных мероприятий, работники кафе, ресторанов, парикмахерских, магазинов.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы coхранения окружающей среды. В coответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов co знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процесcoв.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни. Через десять лет специалисты в области медицины прогнозируют в нашей стране внедрение в практику уже разработанных на данный момент достижений в области электроники и биотехнологии, связанных с поиском средств продления жизни человека. Следовательно, это повлечет необходимость в специалистах-практиках.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти .

Заканчивая первую главу курcoвой работы, можно сделать следующий вывод.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котopoм происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью котopoй является профессиональная деятельность. Период юности - это период самоопределения. Coциальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое самоопределение coставляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Профессиональное самоопределение coпряжено с задачами coциального и личностного самоопределения, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и оcoзнанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012», Сергиев-Посад, Московская область:
Дайте возможность ощутить себя героями

Престиж профессии учителя я ощущаю один раз в году. На конкурсе «Учитель года России». Когда учитель оказывается в центре внимания именно как уникальная личность, когда труд и особенности этой личности серьезно обсуждаются, когда складывается вокруг учителя пространство общения. И потому у меня уже есть «зависимость»: попаду ли в этом году в состав жюри конкурса, именно чтобы подпитаться ощущением значимости педагогической профессии?
К сожалению, в повседневной учительской жизни такое ощущение возникает не всегда. Нет, конечно, ничто не заменит уважения и веры в тебя твоих собственных учеников. Это самое главное, и это, я уверен, было и будет существовать. Но, как мне представляется, вопрос о престиже все же вопрос о более широком контексте восприятия учительской профессии в обществе.
Не буду писать о зарплате. Здесь все понятно, и высказывания премьера лишний раз комментировать не хочется. Напишу лучше об истории, произошедшей в регионе Х, которой я был свидетелем.
Форум для педагогов с участием министра образования этого региона проходит в педагогическом колледже. В зале - учителя и студенты этого колледжа. Министр задерживается. Все сидят и ждут, не начиная форум, пока министр не появится в зале. Проходит 40 минут. По залу гул: машина министра въехала на территорию колледжа. На протяжении следующего часа информация обновляется: министр осматривает территорию колледжа, министр дает интервью местным СМИ, министр обедает. Министр знает, что вот уже полтора часа в зале сидят несколько сотен человек и ждут. Но никуда не торопится. Спустя без малого 2 часа от назначенного времени министр с улыбкой поднимается на сцену и говорит о том, как ценны и значимы учителя.
Я не верю этому министру. Не верю хотя бы потому, что за полчаса до этого слышал, как со слезами на глазах одна из студенток колледжа, будущий учитель, просила отпустить ее - по расписанию занятия закончились, у нее курсы в автошколе, а дома ждет мама, - в чем ей было категорически отказано: пока министр не появится, все будем сидеть. Министр в это время, как мы помним, обедает...
Причина непрестижности профессии в нас же самих. Что все знают: учителя приедут куда нужно, скажут что нужно, поддержат что нужно. И отношение в обществе к учителю вполне соразмерно - это отношение к зависимому человеку. А дальше может быть много слов. Правильных и красивых. Но считываются не слова, а как раз то, что за словами. Так и ученики в школе - то, как учитель живет сам, всегда будет считано ими и будет для них важнее того, что он им говорит.
Чтобы поменять ситуацию с престижем профессии, мне кажется, нужно взять пример с «Учителя года». Выходит на сцену учитель, и только он решает, что и как он сейчас сделает. На нем огромная ответственность, и он осознает это. Но только он удерживает сейчас в своей руке время и мысль. И эта сила, эта ответственность, эта свобода вызывают уважение к нему - уважение к личности. Генерировать такие ситуации для учителя - ситуации решения, выбора, риска, веры - и значит повышать престиж его профессии. Прежде всего в его собственных глазах.
Профессия ведь в самом деле героическая. Только дайте учителям возможность себя этими героями ощутить.

Мария АХАПКИНА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель английского языка гимназии «Пущино», Московская область:
Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Статус учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют. Главным образом о том, что статус педагога нужно повышать, что необходимо создавать все условия, чтобы в профессию приходили молодые и талантливые, ищущие и неравнодушные, чтобы на вопрос «Кем вы работаете?» можно было с гордостью ответить: «Я учитель!». От чего же зависит этот самый статус? И почему именно в последние годы он так пошатнулся?
Я как учитель не люблю обсуждать эту тему, потому как ответы на эти вопросы мне кажутся очевидными и даже банальными. Объясню почему. Давайте обратимся к двум специфичным признакам, по которым определяется социальный статус любой профессии: экономический и профессиональный признаки. Итак, экономический признак - заработная плата учителя. И тут же мне возразят: «Плохому учителю сколько ни плати, он все равно не станет лучше!», «Все учителя сводят вопрос статуса к зарплате!», еще можно предложить учителю быть расторопным и «искать себе дополнительные источники финансового благополучия, заниматься бизнесом, например». Уровень благополучия учителя действительно вырос за последние годы, но... молодые педагоги по-прежнему имеют достаточно низкую зарплату в первые 3 года работы (спасают только подъемные выплаты), а затем, когда они станут опытными педагогами с высшей категорией, им придется забыть о себе, о своей личной жизни и «пахать» по 14 часов в сутки, дабы заработать премиальные и стимулирующие выплаты и получать достойную зарплату. Вот почему многие талантливые и умные ребята не выбирают профессию учителя при поступлении в вузы, и это уже ответ на вопрос о профессиональном признаке термина «статус». Конечно, мы работаем не ради денег, славы или награды, но...
Зачастую, да простят меня многие мои коллеги, в школу приходят учителя, которые относятся к этой профессии как к обычной работе, такие урокодатели, они не горят своим делом, они равнодушны к ребятам, они просто готовят их к ЕГЭ и на этом считают свою миссию выполненной. Соответственно отношение к ним родителей и учеников весьма нелестно.
К сожалению, и СМИ не способствуют поддержанию уважительного отношения к учителям. Вспомните, когда вы в последний раз видели передачу об учителе, беззаветно любящем свое дело? Скорее вы увидите скандальные истории о жестоких и несправедливых учителях, услышите много раз слово «училка». Фильмы о школе и педагогах показывают образовательные учреждения чаще с негативной точки зрения. Конечно, есть проблемы, и их надо обсуждать, но давайте показывать сюжеты и о хороших учителях, тех, кто работает и днем и ночью и бескорыстно любит свою профессию. Почему бы не снять биографический фильм об одном из победителей конкурса «Учитель года России» или о яркой личности в педагогике? В американском кинематографе есть примеры таких байопиков, например, «Писатели свободы».
Но сколько ни снимай передач или фильмов, сколько ни повышай зарплату, все же статус учителя зависит в большей степени от самого учителя! Мне больше импонирует слово «авторитет». Он зарабатывается реальными делами и поступками, неравнодушным отношением к своим ученикам и их жизненным ситуациям, желанием творить и придумывать разные формы работы, не стоять на месте, постоянно самосовершенствоваться и верить в лучшее! Есть только одно пожелание. Уважаемые чиновники! Не дайте утонуть учителям в безбрежном море ненужной документации! Дайте возможность творить! Меньше проверяйте, больше доверяйте!

Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», учитель истории и обществознания гимназии №1, Самара:
До цели далеко

Тема о том, как важно повышение престижа учительской профессии, возникает в дискуссиях различного уровня достаточно часто. А накануне нового учебного года практически обязательно. Обычно под этим подразумевается достижение былого престижа нашей профессии в советские годы, пошатнувшегося в 90-е годы и до сих пор не в полной мере восстановленного.
Престиж - это уважение к социальному статусу со стороны общества. Но не только общества - и государства также. Причем эти явления взаимосвязаны: отношение со стороны общества и со стороны государства.
Что мы имеем на данный момент? Ситуация, как обычно, противоречива. Конечно, до достижения цели по повышению престижа учительской профессии достаточно далеко, причем иногда кажется, что, как в старом анекдоте, «теперь точно далеко». Во-первых, проблема достойной учительской зарплаты не решена. Во-вторых, к мнению учительской общественности далеко не всегда прислушиваются при проведении реформ в системе образования. В-третьих, следует констатировать значительно возросшее недоверие к учителю как со стороны родителей, так и со стороны администрации школ. Вспоминается известная карикатура, на которой противопоставляются ситуации 1969 года и нынешняя: в 1969 году родители требовали объяснения плохих отметок от ребенка, сегодня - уже от учителя. Отсюда скрытые записи видео на уроках, отсюда жалобы в надзорные инстанции, из-за чего администрации школ стараются обезопасить себя от этих лишних проблем и давят на учителей. Не кривя душой, иногда и сами учителя делают такое, что уж никак не способствует повышению престижа профессии.
Во всех школах и у всех учителей так? Конечно, нет. Поэтому, с другой стороны, как у нас обычно и бывает, на нормальных и добрых людях все держится. На тех родителях, которые уважают учителей и прививают это уважение своим детям. Не могу забыть ситуацию, когда прошлым летом в очереди в поликлинике женщина с девочкой лет четырех вдруг обратилась ко мне: «Здравствуйте! Я вас знаю, вы учитель из первой гимназии. У меня там старшая дочка». И уступила мне с 5-месячной дочкой на руках место. Все держится также на директорах школ, которые создают дружелюбную атмосферу в школе, поощряют проявления творчества и свободы учителей. На тех, кто в управлении образованием борется с мешающей учителю рутиной, приглашает учителей к обсуждению образовательных реформ, поощряет учительские конкурсы, делая профессию действительно уважаемой. И, конечно, на тех авторитетных учителях, которых просто нельзя не уважать.
Итак, противоречие я обозначил. А в какую сторону изменится ситуация, зависит от нашего общества, от каждого из нас.

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек - место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение.

Престиж профессии определяется не только высоким доходом и социальным статусом, но и такими показателями как стабильность, перспектива карьерного роста, востребованность в отдалённом будущем.

ТОП-10 самых престижных профессий в России:

  1. Программисты, специалисты IT-технологий. Специалисты этой сферы высоко востребованы в настоящее время, их труд хорошо оплачивается. Бурное развитие IT-технологий в России предполагает постоянную востребованность профессии на долгие годы.
  2. Предприниматели, бизнесмены. Частный бизнес при наличии коммерческих способностей может приносить высокие доходы. Дополнительным плюсом является независимость от работодателя.
  3. Топ-менеджер — лицо компании, руководитель высшего звена, что само по себе престижно. И соответственно оплачивается. Кроме профессиональных навыков и специфических знаний в своей отрасли, топ-менеджер должен обладать креативным и гибким мышлением, высокими аналитическими способностями, постоянно учиться новому. Причём в разные периоды деятельности компании от топ-менеджера требуются разнообразные качества: на этапе start-up он должен проявить себя ярким лидером и успешным предпринимателем; в период расцвета — дальновидным стратегом; в момент кризиса — опытным антикризисным управляющим.
  4. Юристы, адвокаты. Население России в большей части является юридически неграмотным, а юриспруденция — громоздкой, поэтому юристы будут востребованы постоянно. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми во все времена являются юристы по гражданским делам.
  5. Врачи. Профессия считается самой благородной и престижной во всём мире, но не очень высокооплачиваемой в России. Самая высокая зарплата врачей на Камчатке.
  6. Лётчики и космонавты. Эти профессии не только престижны, но уважаемы, романтичны и высокооплачиваемы в любом регионе России.
  7. Творческие профессии (дизайнеры, артисты) престижны в смысле уважения и узнаваемости. Всё зависит от таланта, целеустремлённости, удачи. Как справедливо говорится о творческих профессиях: «Первую половину жизни человек работает на имя, вторую половину — имя работает на человека».
  8. Инженеры. Престиж этой профессии возрастает в период развития промышленности, но с материальной точки зрения это не самая выгодная профессия в России.
  9. Банкиры. Все профессии, которые ассоциируются с финансами, изначально престижны. Быть банкиром считалось престижным во все времена. Здесь всё зависит от размеров банка, занимаемой должности, региона и т. п. В последнее время престижнее работать в государственном банке, чем в частном.
  10. Экономисты. Престиж профессии также зависит от места работы, должности, региона. Но несомненно то, что эта профессия универсальна и востребована при любом социальном строе, в любой отрасли народного хозяйства и на всех уровнях.

При выборе профессии надо помнить и то, что не место красит человека, а человек — место. Не стоит забывать о том, что профессия должна соответствовать способностям и приносить моральное удовлетворение. Понять свою предрасположенность к определенной профессии вы можете на консультации по профориентации в центре Эльмиры Давыдовой.

Самые престижные профессии в мире

  1. Нанотехнологи. Специалисты этой сферы будут постоянно востребованы в будущем. Поскольку отрасль является самой актуальной государственной программой в развитых странах мира и хорошо финансируется, высокая оплата труда нанотехнологов гарантирована на многие годы вперёд.
  2. IT-специалисты. Эта профессия уже много лет находится в списке престижных и в будущем также предполагается её высокая востребованность, достойная оплата ввиду того, что специалисты IT-технологий обеспечивают функционирование практически всех процессов современного мира.
  3. Биотехнологи — профессия будущего в сельском хозяйстве, здравоохранении и пищевой промышленности. Являясь государственной программой, которой предстоит бурное развитие, биотехнология достойно финансируется. Быть учёным или практиком в этой сфере очень престижно.
  4. Экологи. Проблема загрязнения окружающей среды со временем только усугубляется. Поэтому экологи будут востребованы всегда не только с целью очищения среды, но и для разработки новых экологически чистых технологий и производств.
  5. Маркетологи. Современный мир перенасыщен товарами и предложениями услуг. Без маркетологов в деле их реализации и производства новых, необходимых потребителям, не обойтись.
  6. Врачи разной специализации: анестезиологи, хирурги, психиатры, терапевты, дантисты. Здоровье — это главное, что ценят люди и на чём они не экономят. А хорошие врачи пользуются заслуженным уважением.
  7. Технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности. Для создания нового конкурентоспособного продукта или новых технологий требуется умение работать с большими объёмами информации, координировать работу многих сотен людей. Такая работа под силу неординарным личностям.
  8. Юристы. Во всех странах мира профессионалы юриспруденции имеют престижный статус. Ведь даже в век интернет-технологий, когда любому человеку доступны книги по законодательству, разобраться в их громоздких хитросплетениях может далеко не каждый.
  9. Пилоты. Пассажиры авиалайнеров изначально относятся с уважением к профессионалам, которым доверяют свои жизни. Современный самолёт — это суперсложная машина, для управления которой требуются серьёзные технические знания, отличная физическая подготовка, психологическая устойчивость, умение оперативно принимать ответственные решения.
  10. Финансовый аналитик рынка — специалист, владеющий информацией о колебании цен, соотношении спроса и предложения на рынке. Он может дать грамотную консультацию по сделкам на финансовых рынках и прогноз на будущее.

Ни для кого не секрет, что российский производственный сектор в целом и оренбургский в частности уже давно испытывает нехватку тех, кто умеет, а главное хочет работать руками. Утверждение, что рабочие специальности - низкооплачиваемые и малопривлекательные, прочно держится в общественном сознании. На промышленных предприятиях остро ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

По словам министра труда и занятости Оренбургской области Вячеслава Кузьмина , нельзя рассматривать вопросы престижа профессий, трудоустройства молодежи без понимания основ развития экономики.

С одной стороны, за последние семь лет валовой региональный продукт вырос с 500 до 850 млрд. рублей, соответственно и бюджет вырос с 50 до 80 млрд рублей, - говорит министр. - С другой - у нас есть майские указы президента, требующие повышения заработной платы работникам здравоохранения, образования, культуры. Все это - непроизводственная сфера, в которой не производится продукция как таковая. Где взять средства? Понятно, что появиться они могут только за счет повышения производительности труда, развития экономики, как следствие - роста поступлений в бюджет.

Повышение производительности труда возможно при условии технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий, интенсификации труда, рациональной организации производственных процессов и зависит от профессиональной состоятельности кадров.

Нынешний тип экономики предполагает постоянное совершенствование рабочей силы через ее обучение и повышение квалификации и диктует потребность в трудовых ресурсах качественно иного типа.

Однако у нас нередки случаи, когда специалист, имея диплом по той или иной специальности, новую технику, что называется, в глаза не видел, - говорит Вячеслав Кузьмин. - Еще хуже ситуация, когда так называемый специалист, получив диплом, считает, что теперь он нигде и ничему учиться не должен.

Сегодня в области на 14,4 тысяч безработных 10 тысяч вакансий. И эти вакансии некому зачастую занимать, так как нет работников с подходящей квалификацией.

Учебно-производственный симбиоз

Чтобы из техникумов и коллежей выходили специалисты должной квалификации, не стоят на месте и образовательные программы. С ближайшего учебного года внедряется новый образовательный стандарт, призванный кардинально изменить подход к обучению в среднепрофессиональных учебных заведениях.

- В министерстве труда России составили перечень востребованных на рынке труда профессий, требующих среднего профессионального образования, - рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования Оренбургской области Лариса Филькова . - Этот список получил название «ТОП-50» профессий. Он составлен исходя из запросов страны, ориентир составляли высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills.

По данным областного министерства образования, в этом году 31 организация спеднеспециального профессионального образования в области готова принять около 1500 абитуриентов.

Эти требования задают и новые подходы к самому обучению - чтобы воспитать грамотного и квалифицированного специалиста, для начала нужно вложить в педагогов, которые смогут передать знания должного уровня.

Для того, чтобы уже в процессе обучения будущие специалисты получали не только теоретические, но и практические навыки, причем именно те, которые в будущем понадобятся на конкретном производстве, колледжи и техникумы заключают своеобразный симбиоз с промышленными предприятиями. Такое взаимовыгодное сотрудничество выстроилось, например, между ПО «Стрела» и Университетским колледжем ОГУ. Предприятие потратило средства и закупило необходимое оборудование, на котором студенты разных ссузов могут пройти практику. Как говорит заместитель директора колледжа Сергей Дорофеев , нарабатывая таким образом опыт на протяжении всего обучения, предприятие получает в свои ряды готового специалиста с теми навыками, которые необходимы именно на этом месте работы.

Но здесь важно понимать, что успешная карьера ждет только тех, кто реально заинтересован в ее построении. Чем раньше школьник определиться с будущей профессией, тем вероятнее, что он пройдет все стадии, предшествующие рождению настоящего профессионала. Именно такие ребята приходят в оренбургский Колледж сервиса.

- Есть у нас ребята, которые еще до поступления ходят к нам на различные курсы, чтобы ближе познакомиться с профессией, - делится директор Колледжа сервиса Татьяна Мальгина . - Поэтому после окончания практически 100% выпускников находят себе работу. За последние пару лет я могу вспомнить только один случай, когда наш студент оказался на бирже труда.

Штучный товар

Если специалисты полностью готовы к работе на производстве, то их расхватывают как горячие пирожки. Но будем честными, такое случается не так часто, как хотелось бы. Вполне обыденными стали ситуации, когда предприятия переучивают или доучивают тех, кто пришел к ним уже с дипломом.

- Мы понимаем, что у нас специфическое производство, а потому готовых специалистов, которые могут прийти к нам на предприятие и сразу приступить к работе, мы просто не найдем, - говорит руководитель службы управления персоналом ООО «Пластик» Ольга Косова . - Поэтому у нас на производстве развит институт наставничества, когда более профессиональные сотрудники делятся своим опытом с молодыми.

Несколько иная ситуация сложилась на экоферме «Кушкульские теплицы». Предприятие работает с совершенно новыми технологиями, выращивая овощи в закрытом грунте.

- К сожалению, когда мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников для нашего предприятия, то выяснили, что Оренбургский областной аграрный университет не готовит таких специалистов, - поделилась менеджер по персоналу экофермы Юлия Чусова . - Поэтому мы решили сами обучать практически с нуля тех, кто желает у нас работать. В итоге мы буквально получаем штучный товар, который полностью соответствует нашим требованиям.

Корень проблем в небольшом престиже рабочих профессий эксперты видят в том, что в определенный период времени государство упустило возможность регулировать рынок труда.

- В 90-е годы, когда главное для государства было вытянуть молодежь из подворотен, стали массово набирать выпускников на гуманитарные специальности, - говорит заместитель председателя комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга Андрей Кириллов . - Именно тогда мы получили массовый выпуск экономистов и юристов, которые попросту перенасытили рынок труда. Сегодня же, несмотря на целевые наборы и другие попытки регулировать социальный заказ на кадры, государство так и не отладило эту систему. В любом случае, решение проблемы в диалоге между всеми сторонами-участниками процесса, в том числе и между бизнес-сообществом как потенциальным работодателем.

С этим согласились все участники круглого стола, признав,что конструктивный диалог состоялся, а значит, каждый участник получил представление, над чем работать каждой стороне, чтобы в итоге совместными усилиями решить кадровые проблемы в регионе.

КОМПЕТЕНТНО

Воспитание в отрыве от жизни

Анна Павленко, начальник управления молодежной политики администрации Оренбурга:

« К сожалению, сегодня, когда мы приходим в школы и проводим профориентационные мероприятия, то видим, то вплоть до выпуска школьники не представляют, кем хотят быть в будущем. Для того, чтобы они получили возможность поближе познакомиться именно с рабочими специальностями, мы предлагаем им поработать во время летних каникул. Ситуация с трудоустройством подростков тоже осталяет желать лучшего. Раньше на работу просилось больше ребят. Сегодня бывают случаи, когда в штабы по трудоустройству подростков приводят мамы. Помимо этого, школьники уже не хотят заниматься благоустройством и уборкой территорий. Их больше привлекает работа в офисах, хотя квалификации для нее у них не хватает. В чем причина? Во многих факторах, но я считаю, что львиная доля ответственности лежит на воспитании. К сожалению, сегодня детей максимально ограждают от жизни, берегут от всего и часто слишком сильно. Школьники не видят ручного труда, потому что предприятия боятся брать на себя ответственность и следить за техникой безопасности работы с подростком. Даже уроки труда в школе сегодня превратились в теоретические. Откуда тогда нам получать слесарей и токарей, если дети даже не знают, как выглядят станки?».

Евгения Матрусенко, главный специалист отдела охраны труда и промышленной безопасности управление промышленной безопасности ООО «Газпромнефть-Оренбурга»:

«Для работы на нашем предприятии необходима определённая квалификация, так как у нас сложное современное производство. Чтобы адаптировать специалиста, мы для него организуем обучение на курсах повышения квалификации, а также прикрепляем наставника, чтобы поддержать в первые месяцы трудовой деятельности. Представители каждой профессии ежегодно проходят тестирование, по результатам которого решается вопрос о необходимости дополнительного обучения. Профессиональные учебные заведения, безусловно, дают будущему специалисту определённые знания о методах тех или иных работ. Но работать на таком специфичном производстве, как нефтедобыча, специалиста могут научить только в компании. Но это не все: мало быть квалифицированным работником, важно выполнять свою работу безопасно. И наряду с достойной заработной платой и соцпакетом «Газпромнефть-Оренбург» предлагает своим сотрудником безопасные условия труда. Одна из главных корпоративных ценностей компании - производственная безопасность и охрана труда. В своей работе мы стремимся достичь «Цели - ноль». Это значит ноль вреда здоровью человека, ноль вреда окружающей среде, ноль вреда оборудованию, на котором мы работаем. Для этого компания реализует комплекс профилактических мероприятий, например, программа «5 шагов безопасности», которые призваны сформировать правильное понимание к этим важным вопросам, повысить культуру производства. Большие средства компании вкладывает в соответствующее обучение персонала, обеспечение всех сотрудников современными и качественными средствами индивидуальной защиты. Хочу отметить, что наше предприятие занесено в областной реестр самых добросовестных работодателей, ежегодно подтверждает звание лучшего в Оренбуржье предприятия в области охраны труда. Такой значимый для нас статус - результат планомерной работы в рамках общекорпоративной политики в сфере производственной безопасности».

ДОСЛОВНО

Лилия Кошелева, руководитель отдела управления персоналом Оренбургского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»:

«У нас есть должности, на которые мы принимаем и без опыта работы - с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. Это специальности, которые не требуют особой квалификации: контролёры, техники, операторы контакт - центра. Если люди хотят дальше развиваться и получить более серьёзную должность, то им, безусловно, нужно будет получить высшее профессиональное образование. Кадровая политика нашего предприятия направлено на то, чтобы помогать развиваться своим сотрудникам. Есть возможность обучаться, получать образование за счёт компании, работает система наставничества. Нам нужны высококвалифицированные специалисты, но если их не удаётся найти, мы готовим их сами.

Мы с удовольствием продвигаем сотрудников своего предприятия по карьерной лестнице. У нас развита горизонтальная и вертикальная ротация. На должности, которые требуют высокого уровня компетенции и соответственно высоко оплачиваются, мы, как правило, назначаем тех, кто уже поработал у нас некоторое время. Но сотрудники должны показать, что они готовы обучаться: возможно, задерживаться после работы, изучать новые программные комплексы.

Ежемесячно мы принимаем до 10 человек во всех филиалах компании в Оренбуржье. Уровень начальной заработной платы не менее 15 тыс.руб. Однако, если сотрудник проявит себя, у него есть шанс зарабатывать больше и занимать высокую должность. Компания присутствует в 17 регионах. И наши бывшие сотрудники сегодня работают на должностях самого высокого уровня в других городах. В целом возможностей для развития молодых специалистов очень много. И если человек желает попробовать свои силы, он может заявить о себе несколькими способами. Во-первых, прийти на практику, после которой многие молодые люди остаются на предприятии. Также он может прислать резюме: в электронном или бумажном виде. Из-за внутренних переводов нам практически всегда требуются контролёры и сотрудники контакт-центра, мы приглашаем новых сотрудников на эти должности».

Александр Шлычков, начальник учебно-производственного центра АО «ПО «Стрела»:

«Испытывает ли регион нехватку рабочих кадров? Я бы сказал точнее: регион испытывает нехватку квалифицированных кадров. А квалифицированным рабочий, к примеру, токарь, может стать только после 5-6 лет работы. Наш учебно-производственный центр существует с 60-х годов. На сегодняшний день ежегодно порядка 500 человек из школ, вузов и сузов приходят к нам - и специалисты УПЦ знакомят их с производственным процессом, технологиями, применяемыми на объединении, современным высокоточным оборудованием. У нас есть лицензия на обучение по 65 профессиям. Для этого в учебном центре есть все условия: оборудованные аудитории, отличный компьютерный класс, производственный участок, где установлены 8 станков. Это универсальные и станки с ЧПУ. Все специалисты, которые преподают теоретические дисциплины, прошли подготовку по психолого-педагогическим основам профессионального обучения взрослых. Будущие станочники сначала проходят теоретическую подготовку. Это такие предметы как: металловедение, допуски и технические измерения, чтение чертежей и схем, охрана труда, спецтехнологии - все то, что должен знать высококвалифицированный рабочий.

Прямые затраты на обучение, к примеру, токаря составляют порядка 60 тыс.руб. Кроме того, каждый месяц мы выплачиваем ученику зарплату в размере 1 МРОТ.

Однако, некоторые ученики всё же не доучиваются: уходят, поняв, что это не их профессии. Но их очень мало - менее 3%. Остальные остаются на производстве. У предприятия заключены договора со многими учебными заведениями, откуда много ребят приходит на практику. И всё же, только мы сами можем полностью подготовить сотрудника под свою специфику. Да, мы отбираем работников, оставляем только лучших. Но мы и платим достойную заработную плату - а это в среднем более 40 тыс. руб. по заводу - и точно знаем, что людям интересна их работа, они заинтересованы в ней и останутся на предприятии».

В ТЕМУ

Перечень профессий, пользующихся спросом на рынке труда области за май 2017 года*:

  • врачи различной специализации;
  • медицинская сестра;
  • учителя различной специализации;
  • водитель автомобиля;
  • кассир;
  • повар;
  • механизатор;
  • слесарь по ремонту подвижного состава;
  • токарь;
  • тракторист.

*по данным областного министерства труда и занятости









2024 © voenkvm.ru.