Изменения и поправки в мсфо. Приняты новые стандарты мсфо Список детализирующих мсфо: основные средства, финансовые инструменты и др


С 1 января 2016 года вступил в силу новый МСФО (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных разниц" (далее - МСФО (IFRS) 14) (в РФ принят согласно приказу Минфина России от 17.12.2014 N 151н), а также ряд поправок к существующим стандартам. Рассмотрим наиболее существенные изменения, разработанные Советом по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB), далее - СМСФО), которые могут быть актуальны для компаний, применяющих МСФО.

Изменения в учете активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием

Во многих странах определенные отрасли (например, коммунальных или транспортных услуг) подвержены тарифному регулированию со стороны государства или регулирующих органов. Они устанавливают для компаний из таких отраслей ограничения на объемы поставок и цены, назначаемые покупателям.

Ранее в МСФО не было стандарта по учету активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием. При этом некоторые национальные стандарты бухгалтерского учета содержат требования о необходимости признания последних на балансе.

У составителей финансовой отчетности по МСФО нередко возникал вопрос: отвечают ли данные активы и обязательства соответствующему определению из Концептуальных основ МСФО? Ответ был очень важен, поскольку невозможность признания подобных активов и обязательств служила препятствием для применения МСФО.

Для устранения данной проблемы был введен в действие МСФО (IFRS) 14, который позволил ограниченному кругу компаний использовать учетную политику, основанную на национальных стандартах бухгалтерского учета в части признания, оценки и обесценения активов и обязательств, связанных с тарифным регулированием.

Сфера действия МСФО (IFRS) 14 является очень узкой и охватывает только компании:

впервые применяющие МСФО;

  • осуществляющие деятельность, подлежащую тарифному регулированию;
  • признающие суммы, которые в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с ранее применявшимися общепринятыми принципами бухгалтерского учета, квалифицируются в качестве остатков по счету отложенных тарифных разниц.

В случае применения МСФО (IFRS) 14 компании следует отдельно учитывать активы и обязательства на "Счетах отложенных тарифных разниц". При этом "Счета отложенных тарифных разниц", а также соответствующее влияние на прибыли или убытки отражают отдельно от других строк финансовой отчетности.

Отметим, что указанные выше правила доступны только для компаний, впервые применяющих МСФО. Их финансовая отчетность будет сопоставима с финансовой отчетностью других организаций за счет того, что все прочие строки и промежуточные итоги будут исключать влияние отложенных тарифных разниц.

Информация о возможной связи МСФО (IFRS) 14 с некоторыми другими стандартами вследствие его применения представлена в пунктах 16-17 МСФО (IFRS) 14 (Приложение "B") и касается адаптации в учетной политике по национальным стандартам. Так, при адаптации следует учитывать стандарты:

  • МСФО (IAS) 10 "События после окончания отчетного периода";
  • МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  • МСФО (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  • МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов";
  • МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса";
  • МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  • МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" и МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия";
  • МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях".
  • МСФО (IFRS) 14 содержит определенные требования к раскрытию в финансовой отчетности информации, в частности:

О характере тарифного регулирования, которое устанавливает ограничения на цены для покупателей, и о связанных с ним рисках;

О влиянии тарифного регулирования на отчет о финансовом положении, отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств.

Кроме того, при раскрытии информации в финансовой отчетности потребуется подробное объяснение признанных сумм. Так, например, для каждого "Счета отложенных тарифных разниц" нужно раскрытие основы первоначального и последующего признания и оценки, включая информацию об обесценении. Для каждого вида деятельности, связанной с тарифным регулированием, по каждому классу остатков по "Счетам отложенных тарифных разниц" нужно раскрыть:

  • сверку балансовой стоимости на начало и конец периода (желательно в табличном виде);
  • норму доходности или ставку дисконтирования;
  • оставшиеся периоды, на протяжении которых компания ожидает возместить (или амортизировать) балансовую стоимость каждого класса дебетовых остатков по счету отложенных тарифных разниц либо восстановить каждый класс кредитовых остатков по счету отложенных тарифных разниц.

Отметим, что МСФО (IFRS) 14 не содержит специфических требований переходного периода. Для компаний, впервые применяющих МСФО, будет доступно освобождение от требований МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности" (далее - МСФО (IFRS) 1), включая, в частности, использование текущего сальдо, сформированного по ранее применяемым национальным правилам бухгалтерского учета, в качестве условной стоимости основных средств и нематериальных активов.

Разъяснен порядок учета при переклассификации активов по МСФО (IFRS) 5

В рамках "Ежегодных усовершенствований Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014 г.г." (далее - Ежегодные усовершенствования (2012-2014)), выпущенных СМСФО 25 сентября 2014 года, в МСФО (IFRS) 5 "Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность" (далее - МСФО (IFRS) 5) были внесены поправки, разъясняющие, что переклассификация актива (или выбывающей группы) из категории "предназначенные для продажи" в категорию "предназначенные для распределения собственникам" или наоборот, не меняет сути изначальных планов на выбытие. Соответственно, компании могут применять все требования (по классификации, представлению и оценке) стандарта, уместные для категории "предназначенные для продажи". Например, если актив более не подпадает под классификацию "предназначенные для распределения собственникам", то к нему следует применять требования МСФО (IFRS) 5 для активов, которые более не подпадают под классификацию "предназначенные для продажи".

Поправка применяется перспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки" (далее - МСФО (IAS) 8), то есть компания может:

  • применять новую учетную политику к операциям, прочим событиям и условиям, имевшим место после даты, на которую политика поменялась (с 01.01.2016);
  • признавать влияние изменения в бухгалтерских оценках в текущем и будущих периодах, затронутых изменением (то есть не затрагивая предыдущих периодов).

Разъяснения в учете права на продолжающееся участие

В рамках Ежегодных усовершенствований (2012-2014) в МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" были внесены поправки, разъясняющие обстоятельства, при которых компания сохраняет за собой право на обслуживание переданного финансового актива (продолжающееся участие). Принятые разъяснения необходимы при учете требований прекращения признания МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" (далее - МСФО (IAS) 39) и МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (далее - МСФО (IFRS) 9).

Продолжающееся участие имеет место, когда компания продолжает обслуживание переданного финансового актива и сохраняет в долгосрочной перспективе заинтересованность в финансовых результатах, которые можно получить от него.

Продолжающееся участие в финансовых активах имеет место в случаях, когда вознаграждение компании, передавшей финансовый актив:

  • является переменным и зависит от суммы поступления денежных потоков по переданному финансовому активу;
  • или является фиксированным, но не уплачивается в полном объеме, если у переданного актива плохие финансовые результаты.

Поправку применяют ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением периодов, начинающихся до годового периода, в котором компания использовала ее впервые. Соответствующая поправка была внесена в МСФО (IFRS) 1 для организаций, впервые применяющих МСФО. Таким образом, у компаний не возникает необходимости определять справедливую стоимость обслуживания в предыдущих периодах.

Поправки в МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам"

Поправки, внесенные в МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам", касаются актуарных допущений по ставке дисконтирования и разъясняют, что высококачественные корпоративные облигации, используемые для определения ставки дисконтирования (значение которой требуется для учета вознаграждения работникам), должны быть выражены в той же валюте, что и связанное с ними будущее вознаграждение работникам. При отсутствии в какой-либо юрисдикции достаточно развитого рынка высококачественных корпоративных облигаций в определенной валюте следует использовать рыночную доходность (на конец отчетного периода) государственных облигаций, выраженных в данной валюте.

Поправки применяют ретроспективно (в соответствии с МСФО (IAS) 8) с начала самого раннего сравнительного периода, представленного в первой финансовой отчетности, в которой компания использовала данную поправку.

Изменения в методе долевого участия в отдельной финансовой отчетности

Поправки в МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность" (далее - МСФО (IAS) 27) были вызваны запросами заинтересованных сторон из тех стран, где единственным отличием обязательной отдельной финансовой отчетности по национальным стандартам и отдельной финансовой отчетности по МСФО является применение метода долевого участия.

Внесенные изменения дают возможность учета инвестиций в дочерние, совместные и ассоциированные предприятия с применением метода долевого участия (как описано в МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия") в отдельной финансовой отчетности, что, в свою очередь, уменьшает расходы на подготовку финансовой отчетности по МСФО для компаний из таких стран.

Отметим, что стандарты по-прежнему не требуют обязательного составления отдельной финансовой отчетности. Однако в случае применения поправок указанный в них подход должен использоваться для всех видов инвестиций. Ранее компания могла учитывать такие инвестиции только по фактической стоимости или в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (МСФО (IAS) 39).

Поправка применяется ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8. Также ею можно воспользоваться досрочно.

Раскрытие информации вне рамок примечаний к промежуточной финансовой отчетности

Согласно изменениям в МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" дополнительное раскрытие информации о значительных событиях и операциях может быть представлено в примечаниях к промежуточной финансовой отчетности или каком-либо другом разделе промежуточного финансового отчета.

Если раскрытие информации сделано в ином отчете, то он должен быть доступен пользователям финансовой отчетности на тех же условиях и в те же сроки, что и промежуточная финансовая отчетность. В противном случае ее комплект является неполным.

Поправка применяется ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8.

Учет приобретения доли участия в совместной операции, деятельность которой представляет собой бизнес

В МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность" (далее - МСФО (IFRS) 11) в настоящий момент не имеет руководства по учету стороной совместной операции приобретения доли участия в совместной операции, когда деятельность в такой операции представляет собой бизнес согласно определению данного термина, указанному в МСФО (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" (далее - МСФО (IFRS) 3).

Важно!

Бизнес - это интегрированная совокупность видов деятельности и активов, осуществление которых и управление которыми способно привести к получению дохода в форме дивидендов, снижения затрат или какой-либо иной экономической выгоды, непосредственно инвесторами или другими собственниками, участниками или членами.

Как следствие, на практике применяют различные подходы к учету покупки доли участия в совместно контролируемых операциях, которые отвечают определению бизнеса, в том числе:

  • превышение оплаты над справедливой ценой идентифицируемых чистых активов признают либо отдельной строкой как гудвил, либо распределяют пропорционально на прочие идентифицируемые активы;
  • отложенные налоги признают либо не признают;
  • затраты, связанные с приобретением, капитализируют либо признают в расходах.

В случае приобретения доли участия в совместной операции, представляющей собой бизнес согласно определению из МСФО (IFRS) 3, организация должна применять принципы данного стандарта в отношении учета приобретения, а также раскрывать соответствующую информацию.

При этом в руководство по применению МСФО (IFRS) 11 добавлены новые параграфы B33A-B33D, которые разъясняют следующие моменты.

1. Некоторые принципы учета сделок объединения бизнеса, которые могут быть применимы для учета покупки доли участия в совместной операции, составляющей бизнес, а именно:

  • оценка по справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств, отличных от статей, для которых предусмотрены исключения в МСФО (IFRS) 3 и других МСФО

признание затрат, связанных с приобретением доли,

  • в качестве расходов в отчете о прибылях и убытках в тех периодах, в которых были понесены эти затраты и получены соответствующие услуги (за тем исключением, что затраты на выпуск долговых или долевых ценных бумаг признаются в соответствии с МСФО (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление информации" и МСФО (IFRS) 9);
  • признание отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, которые возникают при первоначальном признании активов или обязательств (за исключением отложенных налоговых обязательств, возникающих при первоначальном признании гудвила);

признание гудвила;

  • проведение тестирования на обесценение той генерирующей денежные потоки единицы, к которой был отнесен гудвил (как минимум ежегодно, как этого требует МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов").

2. Принципы МСФО (IFRS) 3 должны быть применены при формировании совместной операции, если в соответствии с данным стандартом существующий бизнес - это взнос по крайней мере одной стороны (участника совместной операции).

3. Принципы МСФО (IFRS) 3 неприменимы, если участник совместной операции (деятельность которой представляет собой бизнес согласно определению в МСФО (IFRS) 3) увеличивает долю своего участия в ней и если участник сохраняет совместный контроль над ней.

4. Требования МСФО (IFRS) 3 не применяются, если стороны совместной операции находятся под общим контролем одной и той же стороны (сторон), обладающей конечным контролем до и после приобретения доли, и такой контроль носит постоянный характер.

Кроме того, сопутствующая поправка была внесена в МСФО (IFRS) 1. Она касается того, что освобождение от применения МСФО (IFRS) 3 для прошлых операций объединения бизнеса применяется также и к произошедшим в прошлом приобретениям участия в совместной операции, где деятельность представляет собой бизнес.

Поправки МСФО (IFRS) 11 применяются перспективно. Значит, их можно использовать для покупки долей участия в совместных операциях, которые представляют собой бизнес согласно определению МСФО (IFRS) 3, если дата приобретения - это дата начала первого годового отчетного периода или позже (при этом отчетный период начинается 01.01.2016 или позже). Также разрешено досрочное применение, но его следует раскрыть в финансовой отчетности.

Разъяснения в части приемлемых методов износа и амортизации

В 2011 году Комитет по разъяснениям международной финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretation Committee (IFRIC) (далее - КРМФО)) получил запрос на разъяснение значения термина "потребление будущих экономических выгод, заключенных в активе" из МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" (далее - МСФО (IAS) 38) в случае определения уместного способа амортизации. В свою очередь, СМСФО внес поправки в МСФО (IAS) 16 "Основные средства" (далее - МСФО (IAS) 16) и МСФО (IAS) 38.

Поправки в МСФО (IAS) 16 разъясняют, что применение метода амортизации, основанного на выручке, не допускается, поскольку выручка, генерируемая в результате деятельности, в которой использован актив, как правило, отражает факторы, отличные от потребления заключенных в данном активе экономических выгод. Например, на выручку влияют:

  • другие используемые ресурсы и процессы;
  • деятельность по продаже;
  • изменения объемов и цен продаж;
  • инфляция.

Поправки в МСФО (IAS) 38 вводят опровержимое допущение того, что применение метода амортизации, основанного на выручке для нематериального актива (далее - НМА), не является допустимым и может быть опровергнуто лишь в ограниченных случаях, а именно:

  • если НМА выражен как оценка выручки;
  • или когда можно продемонстрировать, что выручка и потребление экономических выгод от НМА в высшей степени взаимосвязаны.

Например, компания может иметь лицензию на сбор пошлины за использование моста. При этом лицензия допускает сбор пошлин до достижения определенной договором итоговой суммы.

Вследствие поправок в МСФО (IAS) 38 также включено руководство о том, что уместный метод амортизации можно определить на основе "преобладающего ограничивающего фактора" использования актива. Такими факторами являются следующие.

1. Условие договора, ограничивающее сроки права на использование актива (например, в договоре, устанавливающем права компании в отношении использования НМА, последнее может быть выражено как определенное количество лет (то есть время), количество произведенных единиц или фиксированная общая сумма выручки, которая будет сгенерирована активом). Определение такого преобладающего ограничивающего фактора может служить отправной точкой для определения допустимой основы для амортизации. Однако при этом возможно использование другой основы, если она более четко отражает ожидаемый характер потребления экономических выгод.

2. Количество единиц, которое разрешено произвести.

3. Фиксированная общая сумма выручки, которую разрешено сгенерировать. Например, источником выручки является лицензия на добычу или право на эксплуатацию. В обоих случаях выручка ограничена фиксированной общей суммой.

Поправки к обоим стандартам применяются перспективно. При этом разрешено их досрочное применение.

Изменение текущего метода износа или амортизации в результате поправок будет применяться к текущим суммам активов, а результат изменения будет учитываться как изменение в учетных оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 с даты первоначального применения (начало годового периода, который начинается 01.01.2016 или после этой даты). Это потребует раскрытия информации о характере и сумме изменения в бухгалтерских оценках в соответствии с пунктом 39 МСФО (IAS) 8 или характера и суммы тех изменений, которые, как ожидается, окажут влияние в будущих периодах (если это представляется возможным).

Изменения в учете плодовых культур (сельскохозяйственная отрасль)

До поправок, внесенных в МСФО (IAS) 16, учет плодовых культур следовало вести в соответствии с МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство". Все биологические активы оценивались по справедливой стоимости за вычетом расходов на их продажу (кроме редких случаев, когда допущение о том, что справедливая стоимость может быть надежно оценена, было опровергнуто). Принцип оценки был основан на допущении того, что трансформация биологических активов наилучшим образом может быть выражена в оценке по справедливой стоимости.

Однако в ходе публичных обсуждений в адрес СМСФО были направлены запросы от заинтересованных сторон об уместности оценки по справедливой стоимости для сформировавшихся биологических активов. Многие участники обсуждений настаивали на том, что использование в производственном процессе биологических активов схоже с использованием основных средств и, следовательно, для сформировавшихся биологических активов было бы уместно применять модель амортизируемой стоимости из МСФО (IAS) 16. Кроме того, некоторым компаниям оценка биологических активов по справедливой стоимости дорого обходилась, и ее было сложно применять, так как для некоторых видов биологических активов не существует активного рынка.

В результате поправок плодовые культуры следует учитывать в соответствии с МСФО (IAS) 16 как основные средства, а именно:

  • по фактическим затратам;
  • по переоцененной стоимости.

Таким образом, сфера применения МСФО (IAS) 16 была расширена. В нее включили плодовые культуры (как следствие, они исключены из сферы МСФО (IAS) 41) и добавили их определение.

Согласно МСФО (IAS) 16 плодовая культура - это живое растение, которое:

  • используется для производства или получения сельскохозяйственной продукции;
  • как ожидается, будет плодоносить в течение более одного (годового) периода;
  • имеет отдаленную степень вероятности быть проданным в качестве сельскохозяйственной продукции (за исключением побочных продаж в качестве отходов).

Обратите внимание, что в МСФО (IAS) 41 перечислены некоторые растения, которые не соответствуют определению плодовых культур и являются потребляемыми биологическими активами:

  • растения, которые будут получены (собраны) в качестве сельскохозяйственной продукции (например, деревья, выращиваемые с целью заготовки древесины);
  • растения, выращиваемые для цели получения (сбора) сельскохозяйственной продукции, когда вероятность того, что компания в далеком будущем тоже сможет получить (собрать) и продать растения (помимо продажи отходов), очень низкая;
  • однолетние культуры (например, кукуруза и пшеница).

До того, как плодовые культуры смогут производить сельскохозяйственную продукцию (то есть до достижения ими зрелости), они будут учитываться как самостоятельно созданные объекты основных средств. При этом МСФО (IAS) 16 не будет применяться к биологическим активам, связанным с сельскохозяйственной деятельностью, и к продукции на плодовых культурах. Сельскохозяйственная продукция осталась в сфере применения МСФО (IAS) 41 и учитывается по справедливой стоимости.

Поправки в МСФО (IAS) 16 следует применять ретроспективно. При этом разрешено их досрочное применение.

Освобождение переходного периода для целей первого применения МСФО (МСФО (IFRS) 1) относится и к поправкам МСФО (IAS) 16, а именно: действует исключение по условной стоимости. Компании могут использовать справедливую стоимость плодовых культур на начало самого раннего из представленных в финансовой отчетности периодов в качестве условной первоначальной стоимости на эту дату. Данное исключение применимо к плодовым культурам, поскольку они являются объектами основных средств по определению МСФО (IAS) 16.

Изменения, связанные с раскрытием информации в финансовой отчетности

В результате запросов заинтересованных сторон и в рамках глобального проекта СМСФО по совершенствованию требований, связанных с представлением и раскрытием информации в финансовой отчетности, в дополнение к пересмотру Концептуальных основ МСФО был опубликован документ "Инициатива в сфере раскрытия информации (поправки к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности")".

Основная цель поправок - побудить компании (и прочие стороны, задействованные в подготовке и обзоре финансовой отчетности) к тому, чтобы требования к представлению и раскрытию информации в финансовой отчетности были тщательно взвешены посредством применения профессионального суждения (в том числе с учетом соблюдения принципов существенности, понятности и сопоставимости).

Изменения заключаются в следующем.

1. При агрегировании информации не должно допускаться уменьшение понятности финансовой отчетности через вуалирование существенной информации несущественными данными или через агрегирование существенных статей, отличающихся по характеру или функциям. Принцип существенности применяется ко всем четырем формам финансовой отчетности (отчет о финансовом положении на дату окончания периода, отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период, отчет об изменениях в собственном капитале за период, отчет о денежных потоках за период) и примечаниям к ним.

2. Выполнение конкретного требования какого-либо МСФО по раскрытию информации не обязательно, если раскрываемая информация не является существенной. Эти правила должны рассматриваться наряду с определением существенности, указанным в пункте 7 МСФО (IAS) 1, которое требует учитывать статьи по отдельности и в совокупности, так как группа несущественных статей может в случае их объединения стать существенной.

3. Следует рассмотреть необходимость раскрытия дополнительной информации, если выполнение конкретных требований МСФО является недостаточным для понимания финансовой отчетности.

4. В случае представления промежуточных итоговых сумм (в отчете о финансовом положении, отчете о прибылях, убытках и прочем совокупном доходе) такие суммы должны:

  • содержать статьи, которые состоят из сумм, признанных и оцененных в соответствии с МСФО;
  • быть представлены и обозначены таким образом, чтобы были ясны и понятны статьи, составляющие промежуточную итоговую сумму;
  • использоваться последовательно из периода в период;
  • и быть выделены в менее заметном формате по сравнению с промежуточными итоговыми суммами и итоговыми суммами, которые должны быть представлены в отчете о финансовом положении согласно МСФО.

5. Компоненты прочего совокупного дохода (исключая относящиеся к ассоциированным и совместным предприятиям, учитываемые по методу долевого участия), должны быть классифицированы по характеру и сгруппированы как те, которые в соответствии с другими МСФО:

  • и впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.

6. Доля в прочем совокупном доходе ассоциированных и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия с раздельным представлением доли в статьях, которые в соответствии с другими МСФО:

  • не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка;
  • впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.

7. Включены примеры упорядоченного представления или группировки примечаний для соблюдения цели понятности и сопоставимости финансовой отчетности.

В результате поправок были удалены примеры раскрытия учетной политики по налогам на прибыль и курсовым разницам из пункта 120 МСФО (IAS) 1, поскольку не было понятно, почему пользователь финансовой отчетности всегда ожидает, что эта специфическая учетная политика должна быть раскрыта.

В связи с поправками компании, возможно, пожелают пересмотреть:

  • применение принципа существенности;
  • степень агрегирования строк финансовой отчетности;
  • использование промежуточных итоговых сумм;
  • вид представления информации;
  • порядок примечаний к финансовой отчетности;
  • содержание и представление учетной политики;
  • объем раскрытия информации по существенным операциям с учетом удовлетворительного объяснения экономической сущности операций;
  • какая учетная политика является существенной для пользователей финансовой отчетности для целей понимания конкретных операций.

Кроме того, фирмы могут рассмотреть возможность совместной работы с аудиторами и акционерами в процессе определения существенной и уместной информации для раскрытия в финансовой отчетности применительно к конкретному отчетному периоду.

Поправки можно применять досрочно. При этом компании не обязаны раскрывать информацию по МСФО (IAS) 8 (пп. 28-30) в отношении этих поправок. Тем не менее, если компания решила изменить порядок примечаний или информацию, представленную или раскрытую по сравнению с предыдущим периодом, в соответствии с пунктом 38 МСФО (IAS) 1, ей следует также внести корректировки в сопоставимую информацию для приведения в соответствие с текущим периодом представления и раскрытия информации в финансовой отчетности.

Поправки по учету инвестиционных организаций

Пункт 4 (а) МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" (далее - МСФО (IFRS) 10) содержит исключение, позволяющее не составлять консолидированную финансовую отчетность при условии соблюдения определенных специфических критериев данного стандарта. В частности, инвестиционная организация при соблюдении определенных критериев не обязана представлять консолидированную финансовую отчетность, если она будет должна оценивать все свои дочерние предприятия по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Применение этого исключения вызвало ряд частных вопросов у заинтересованных сторон.

Поправки, сделанные СМСФО, разъяснили некоторые аспекты применения МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях" (далее - МСФО (IFRS) 12) и МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия" (далее - МСФО (IAS) 28), связанные с исключением общего характера по инвестиционным организациям. Рассмотрим эти аспекты.

1. Каким образом при подготовке консолидированной финансовой отчетности материнские предприятия должны применять исключение общего характера МСФО (IFRS) 10 для инвестиционных организаций по отсутствию необходимости представлять консолидированную отчетность, если инвестиционная организация - это материнское предприятие?

В МСФО (IFRS) 10 было добавлено разъяснение о том, что материнское предприятие, являющееся инвестиционной организацией, не должно представлять консолидированную финансовую отчетность. Ему следует оценивать все свои дочерние предприятия по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9 (за исключением случая, когда такое предприятие не является инвестиционной организацией, но основной целью его деятельности является оказание услуг, относящихся к деятельности инвестиционной организации по осуществлению инвестиций). Ранее МСФО (IFRS) 10 содержал требование о том, что инвестиционная организация должна консолидировать свои дочерние предприятия, которые оказывают услуги, относящиеся к инвестиционной деятельности инвестиционной организации, так как эта деятельность лишь составная часть деятельности самой инвестиционной организации. Данное утверждение послужило поводом для претензий заинтересованных сторон, поскольку вступало в противоречие с другими требованиями стандарта. Поправка к параграфу 32 МСФО (IFRS) 10 разъясняет, что инвестиционная организация консолидирует только те дочерние предприятия, которые удовлетворяют двум критериям одновременно:

  • дочернее предприятие не является инвестиционной организацией;
  • основная цель деятельности дочернего предприятия - предоставление услуг, которые относятся к инвестиционной деятельности инвестиционной организации.

2. Каким образом компания, не являющаяся инвестиционной, должна учитывать свои доли в ассоциированных компаниях или в совместной деятельности организаций, являющихся инвестиционными?

На практике могут возникнуть случаи, когда компания, которая не является инвестиционной, имеет инвестицию в дочернюю компанию, которая является инвестиционной организацией, и соответственно, эта дочерняя компания в своей финансовой отчетности оценивает доли в своих дочерних компаниях по справедливой стоимости. МСФО (IFRS) 10 четко указывает на то, что компания, которая не является инвестиционной, не должна консолидировать финансовые результаты своей дочерней компании, являющейся инвестиционной организацией, сохраняя оценку по справедливой стоимости дочерних компаний консолидируемой инвестиционной организации. В таких обстоятельствах при подготовке консолидированной финансовой отчетности компания, не являющаяся инвестиционной, должна консолидировать дочерние компании своей инвестиционной дочерней компании в соответствующей последовательности, а затем консолидировать свою инвестиционную дочернюю компанию в свою финансовую отчетность.

МСФО (IAS) 28 на данный момент не содержит аналогичных требований, и, соответственно, руководство стандарта было разъяснено в отношении применения метода долевого участия материнской компанией, не являющейся инвестиционной, для инвестиций в ассоциированное или совместное предприятие, являющееся инвестиционным.

Поправки в МСФО (IAS) 28 разъясняют, что если компания, которая не является инвестиционной организацией, имеет долю участия в ассоциированном или совместном предприятии, являющемся инвестиционной организацией, то, применяя метод долевого участия для учета своих долей в таком ассоциированном или совместном предприятии, она может сохранить оценку дочерних предприятий такого ассоциированного или совместного предприятия по справедливой стоимости (то есть непосредственно из его финансовой отчетности).

Таким образом, для инвестиций материнского предприятия, не являющегося инвестиционной организацией, корректировки в финансовую отчетность дочерних предприятий, являющихся инвестиционными организациями, в случае наличия у них своих дочерних предприятий, учитываемых по справедливой стоимости, потребуются, а в финансовую отчетность ассоциированного или совместного предприятия - не потребуются.

3. Применение МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях" (далее - МСФО (IFRS) 12) инвестиционными организациями.

Поправки в МСФО (IFRS) 10 разъясняют, что инвестиционная организация, составляющая финансовую отчетность, в которой все ее дочерние предприятия оцениваются по справедливой стоимости через прибыли или убытки (в соответствии с МСФО (IFRS) 10), должна раскрывать информацию в отношении инвестиционных организаций в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 12. Отметим, что такие же требования по-прежнему содержатся и в МСФО (IAS) 27.

Досрочное применение поправок разрешается. Поправки применяют ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8. Однако при первом применении МСФО компании должны представлять только сумму корректировки согласно пункту 28 (f) МСФО (IAS) 8 за наиболее поздний сравнительный период, а не за текущий и все сравнительные периоды.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards ) - набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности , необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC) .

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS) .

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение , в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Цели стандартов

Цель стандартов финансовой отчётности - сократить различия и выбор трактовки в предоставлении финансовой отчётности, улучшить качество и сопоставимость информации, унификация стандартов. Единые стандарты позволяют оценивать и сравнивать результаты деятельности различных компаний, в том числе на международном уровне, более эффективно .

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. В документе «Концептуальные основы финансовой отчетности » закреплены все базовые принципы МСФО, в том числе принцип начисления , принцип непрерывности деятельности , принцип осторожности и уместности .

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности :

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности ;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО ;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Иерархия МСФО

В порядке уменьшения важности существует иерархия стандартов:

  • МСФО (IFRS) и (IAS), включая все приложения, являющиеся частью стандарта;
  • Интерпретации КИМФО (IFRIC) и ПКИ (SIC);
  • Приложения к МСФО, не являющиеся частью стандарта;
  • Рекомендации по внедрению, выпущенные СМСФО.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже .

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP , в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, - при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ . Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ . МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты - для отчетности юридических лиц .

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год .

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО .

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список) .

IFRS

IAS

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов :

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members" Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке - отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market - Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 - Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 - The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance - No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes - Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets - Web Site Costs)

Стандарты МСФО — это нормативныйориентир для составления финансовой отчетности по международным нормам. Из нашей статьи вы узнаете об основных понятиях, принципах классификации, составе и структуре МСФО.

Международные стандарты учета и финансовой отчетности — 2016: понятие, состав и основные принципы классификации

Составление финансовой отчетности по международным нормам расширяет возможности фирмы, позволяя:

  • освоить новые сферы деятельности с помощью международного партнерства;
  • получить кредитные средства на выгодных условиях в заграничных банках;
  • выйти на иностранные фондовые рынки;
  • получить иные бонусы и преимущества.

Составить отчетность по международным нормам — это значит представить результаты своей работы на основе требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важно! МСФО — это совокупность стандартов и разъяснений, оформленных в виде отдельных документов, позволяющих составить финансовую отчетность, понятную пользователям во всех странах мира.

В общем виде МСФО-2016 представлены следующей совокупностью документов:

  • КОС ФО по МСФО (концептуальные основы составления финансовой отчетности по международным стандартам);
  • МСФО (IAS);
  • МСФО (IFRS);
  • разъяснения КРМФО (IFRIC);
  • разъяснения ПКР (SIC).

Всю совокупность международных стандартов можно по назначению классифицировать на 5 групп:

  • организационные;
  • отчетные;
  • отраслевые;
  • детализирующие;
  • вспомогательные.

Указанные группы МСФО рассмотрим в следующих разделах.

Организационные и отчетные МСФО

Организационная группа стандартов содержит общие требования к применяемой фирмой учетной системе, а также регламентирует такой важный вопрос, как вхождение в систему подготовки отчетности по международным нормам. Среди таких стандартов можно назвать:

  • МСФО (IFRS) 1 (о первом применении фирмой МСФО);
  • МСФО (IAS) 8 (о ее учетной политике).

К группе отчетных можно отнести стандарты, раскрывающие особенности составления и представления финансовых отчетов (ФО). К примеру, стандарты, посвященные:

  • нюансам ФО в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29);
  • алгоритмам представления ФО (МСФО (IAS) 1);
  • особенностям составления консолидированной и индивидуальной ФО (МСФО (IFRS) 10, МСФО (IAS) 27).

С отчетной группой международных стандартов знакомьтесь в материалах, размещенных на нашем сайте:

Группа отраслевых стандартов

В стандартах данной группы учитывается специфика отдельных отраслей и видов деятельности. Такого внимания удостоились:

  • страховая деятельность (МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»);
  • сельскохозяйственная отрасль (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);
  • учетные нюансы добывающей отрасли (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»).

Список детализирующих МСФО: основные средства, финансовые инструменты и др.

В данных стандартах расшифровываются особенности формирования показателей отчетности, поэтому эту крупную совокупность стандартов можно классифицировать по видам ФО:

  • формирующие балансовые статьи;
  • конкретизирующие строки отчета о совокупном доходе.

К 1-й группе относятся стандарты, описывающие нюансы признания и оценки разнообразных активов и обязательств, информация о которых находит отражение в отчете о финансовом положении (балансе). Перечень МСФО данной группы (частично) представлен ниже:

  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и др.

2-я группа стандартов позволяет сформировать отчет о прибылях и убытках (совокупном доходе):

  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»;
  • МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» и др.

Изучайте детализирующие МСФО с помощью материалов нашего сайта:

Вспомогательные МСФО

В данной группе стандартов конкретизируются отдельные понятия и определения, применяемые в текстах других стандартов, сущность которых требует детального рассмотрения. Например, справедливая стоимость, обесценение и др.

Понять цели и задачи вспомогательных МСФО поможет статья .

Итоги

Стандарты МСФО позволяют сформировать понятную и полезную для пользователей отчетность.

Чтобы показатели финансовой отчетности достоверно отражали финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, необходимо учитывать требования обширного перечня международных стандартов и разъяснений.

Зарегистрировано в Минюсте России 4 августа 2017 г. N 47669

В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2013, N 36, ст. 4578), по согласованию с Центральным банком Российской Федерации приказываю:

1. Ввести в действие на территории Российской Федерации:
1) документ Международных стандартов финансовой отчетности «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 — 2016 гг.» (приложение N 1);
2) документ Международных стандартов финансовой отчетности «Переводы инвестиционной недвижимости из категории в категорию (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 40)» (приложение N 2);
3) Разъяснение КРМФО (IFRIC) 22 «Операции в иностранной валюте и предварительная оплата» (приложение N 3).
2. Установить, что документы Международных стандартов финансовой отчетности, указанные в пункте 1 настоящего приказа, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения — со дня их официального опубликования; для обязательного применения — в сроки, определенные в этих документах.

ЕЖЕГОДНЫЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПЕРИОД 2014 — 2016 ГГ.

Поправки к МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»
Пункт 39D исключить.
Пункт 39F исключить.
Пункт 39L изложить в следующей редакции:
39L МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года) внесены поправки в пункт D1 и удалены пункты D10 и D11. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением МСФО (IAS) 19 (с учетом поправок, выпущенных в июне 2011 года).
В первом предложении пункта 39T слова «, а также добавлен заголовок и пункты E6 — E7» исключить.
Пункт 39AA исключить.
После пункта 39AC включить пункт 39AD следующего содержания:
39AD Документом «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014-2016 гг. «, выпущенным в декабре 2016 года, внесены изменения в пункты 39L и 39T, а также удалены пункты 39D, 39F, 39AA и E3 — E7. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты.
В Приложении Е пункты E3 — E7 и соответствующие заголовки исключить.

Поправки к МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях»

После пункта 5 включить пункт 5A следующего содержания:
5A За исключением ситуации, описанной в пункте B17, требования настоящего МСФО применяются в отношении долей участия организации, перечисленных в пункте 5, которые классифицируются (или включены в состав выбывающей группы, которая классифицируется) как предназначенные для продажи или прекращенная деятельность в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

В Приложении B:
Пункт B17 изложить в следующей редакции:
B17 Если доля участия организации в дочерней организации, совместном предприятии или ассоциированной организации (или часть ее доли участия в совместном предприятии или ассоциированной организации) классифицируется (или включена в состав выбывающей группы, которая классифицируется) как предназначенная для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5, организация не обязана раскрывать обобщенную финансовую информацию по данной дочерней организации, совместному предприятию или ассоциированной организации в соответствии с пунктами B10 — B16.
В Приложении C:
После пункта C1C включить пункт C1D следующего содержания:
C1D Документом «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 — 2016 гг.», выпущенным в декабре 2016 года, добавлен пункт 5A и внесены изменения в пункт B17. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» для годовых периодов, начинающихся 1 января 2017 года или после этой даты.

Поправки к МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»

После пункта 16 заголовок изложить в следующей редакции:

Освобождения от применения метода долевого участия

Пункт 18 изложить в следующей редакции:
18 Если инвестиции в ассоциированную организацию или совместное предприятие принадлежат прямо организации, которая специализируется на венчурных инвестициях или является взаимным фондом, паевым фондом или аналогичной организацией, включая страховые фонды инвестиционного типа, или владение осуществляется через такую организацию, то в этом случае организация может решить оценивать такие инвестиции по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9. Организация должна принять такое решение отдельно для каждой ассоциированной организации или совместного предприятия при первоначальном признании такой ассоциированной организации или совместного предприятия.
Пункт 36A изложить в следующей редакции:
36A Несмотря на требование пункта 36, если организация, которая сама не является инвестиционной организацией, имеет долю участия в ассоциированной организации или совместном предприятии, являющихся инвестиционными организациями, то при применении метода долевого участия такая организация может решить сохранить оценку по справедливой стоимости, примененную ее ассоциированной организацией или совместным предприятием, являющимися инвестиционными организациями, к своим собственным долям участия в дочерних организациях. Такое решение принимается отдельно для каждой ассоциированной организации или совместного предприятия, являющихся инвестиционными организациями, на более позднюю из следующих дат: (a) дату первоначального признания ассоциированной организации или совместного предприятия, являющихся инвестиционными организациями; (b) дату, на которую ассоциированная организация или совместное предприятие становятся инвестиционными организациями; и (c) дату, на которую ассоциированная организация или совместное предприятие, являющиеся инвестиционными организациями, впервые становятся материнскими организациями.
После пункта 45D включить пункт 45E следующего содержания:
45E Документом «Ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2014 — 2016 гг.», выпущенным в декабре 2016 года, внесены изменения в пункты 18 и 36A. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8 для годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки для более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.

2016-04-20 37

МСФО 2016 в России: что изменилось и кто должен применять?

Введение МСФО в России в 2016 году имеет длинную предысторию. Малейшая поправка к стандарту может привести к глобальным изменениям в бухгалтерской системе. Только на первый взгляд кажется, что в бухгалтерском учете все незыблемо. Но именно он отражает функционирование бизнеса и требует к себе повышенного внимания. Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н были снова введены международные стандарты финансовой отчетности (здесь перечень стандартов МСФО 2016). Приказ зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2016 года и с его помощью введено 40 МСФО и 26 разъяснений МСФО. Ряд приказов Минфина России утратили силу, среди которых от 25 ноября 2011 года № 160н, от 18 июля 2012 года № 106н, от 31 октября 2012 года № 143н, от 24 декабря 2013 года № 135н. Эти изменения в МСФО 2016 необходимо принять к сведению, чтобы грамотно и эффективно составлять финансовую отчетность без значительных временных задержек и дополнительных трат.

Кто должен применять МСФО с 2016 года?

Список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

  • кредитные компании;
  • страховые организации;
  • юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;
  • юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности.
  • с 2014 года в список входят организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.
  • с 2015 года список пополнили управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;
  • открытые акционерные общества (ОАО), ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством.

Итак, список организаций, которые должны совершить переход на МСФО в России в 2016 году немного дополнен. Напомним, что из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские компании были введены в список ради повышения контроля государством их деятельности и защиты интересов некомпетентных инвесторов.

Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности

Изменения МСФО 2016 внесло Министерство Финансов Российской Федерации в 2015 году, когда выпустило приказ №9 за 21 января “О введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”. Этот приказ также приводит в действие силу стандарта МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями и прекращение действия стандартов МСФО (IAS) 18 “Выручка”, МСФО (IAS) 11 “Договоры на строительство”, а также разъяснений: Разъяснения ПКР (SIC) 31 “Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 “Программы лояльности клиентов”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 “Передача активов от клиентов”. Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года, но на добровольных основах может быть использован и раньше.

Приказ №133н от 26 августа 2015 года “О введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации” приводит в действие новую редакцию стандарта МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Стандарт является обязательным к применению с 01 января 2018 года, но также может применяться досрочно.

Соответственно приказу №79н от 19 мая 2015 года “О введении документа международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” в силу вступают поправки для МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность”. Изменения дают возможность признавать в отдельной финансовой отчетности инвестиции в дочерние, ассоциированные или совместные предприятия через долевое участие. Поправки обязательны к применению с 1 января 2016 года.

Соответственно приказа №109н от 13 июля 2015 года “О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” вступают в силу поправки о нововведениях в принципах применения исключений из требований о консолидации. Они относятся к стандартам МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия”, МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.

Поправки к МСФО (IFRS) 10 объясняют, что “промежуточным материнским предприятиям” предоставляется исключение из требования о подготовке консолидированной финансовой отчетности. Исключения применяются в случае, если инвестиционная (материнская) компания оценивает дочерние предприятия по справедливой стоимости. Комании получают право на исключение при соответствии другим требованиям МСФО (IFRS) 10. В силу вступают поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», относительно разъяснений о существенности и объединении данных, представлении промежуточных итоговых сумм, строении финотчетности и раскрытии данных об учетной политике.

Минфин РФ в 2015 году выпустило приказ №91н от 11 июня 2015 года «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации». В соответствии с ним в действие вступают ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014гг. Они касаются стандартов МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Доработка стандарта МСФО (IFRS) 5 разъясняет, что перенесение актива или выбывающей группы из категории “предназначенные для продажи” в “предназначенные для распределения” и наоборот не есть изменениями плана продажи или распределения и не должны отражаться в учете. То есть их необязательно восстанавливать в финансовой отчетности только из-за того, что способ их выбытия был изменен. Усовершенствованый стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», обязывает предприятие раскрыть информацию о характере соглашения, если передает финансовый актив третьей стороне в условиях, не позволяющих прекратить признание этого актива. Информация должна содержать степень продолжающегося участия в активе и риски, которым подвергается отчитывающееся предприятие.

Перечисленные изменения в МСФО с 2016 года вступят в силу или могут применяться на добровольной основе. Так или иначе, чтобы готовить отчетность соответственно МСФО, необходимо провести подготовительные работы, если компания попала под действие ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Организация подготовки отчетности

Если ваша организация обязана представлять финансовую отчетность соответственно МСФО, то необходимо, чтобы этот участок работы выполнял квалифицированные специалисты. Они должны пройти соответствующую подготовку и иметь не только знания, но и практические навыки по применению МСФО.

При переходе организации на МСФО необходимо решить:

  • кто будет выполнять подготовку отчетности - подрядчик или штатный специалист?
  • необходим целый регулярный отдел по работе с МСФО или лучше обратиться к сторонним исполнителям?
  • как отразятся данные отчетности по МСФО на работе компании, на что обратить пристальное внимание?
  • какие данные обязательны к публикации?
  • кто будет отвечать за проверку отчетности по МСФО?

Выбор специалиста, ответственного за отчетность по МСФО зависит от профессионализма персонала и уровня его загруженности. Стоит отметить, что штат можно пополнить сторонним специалистом, либо подготовить из существующих кандидатов, что будет более целесообразно в плане рационального использования ресурсов компании. Изучение международных стандартов финансовой отчетности под руководством маркера АССА позволит специалисту получить крепкие практические знания и навыки и подтвердить их дипломом АССА DipIFR (rus) . Если повышать квалификацию специалистов за счет компании, стоит выбирать курсы, программа которых нацелена на актуальные тенденции применения МСФО в России в 2016 и их практическое применение, а не только на теоретическую подготовку.

Сотрудники гораздо лучше разбираются в специфике деятельности компании и могут уделить максимум времени своей профильной работе. Приглашенные специалисты более опытны, но их работа в организации будет поверхностна и с применением шаблонных методов. Перед представлением и публикацией отчетности по МСФО необходимо получить аудиторское заключение. Аудиторы тщательно проверяют ее и предоставляют заключение и профессиональную оценку. Если нет никаких замечаний и корректировок, то будут соблюдены установленные сроки подачи финансовой отчетности по МСФО.

Подготовка первой отчетности по МСФО

Первой финансовой отчетностью по МСФО считается первая годовая финансовая отчетность организации в которой были использованы Международные стандарты финансовой отчетности и включено заявление о ее соответствии МСФО.

Организации, которые перешли на международные стандарты, представили первую отчетность в апреле 2016 года, согласно п. 7 ст. 4 ФЗ №208-ФЗ. В связи с этим они должны были заранее подготовить специалистов соответствующей квалификации для подготовки отчетности по МСФО и раскрытия ее содержания.

Для составления первой финансовой отчетности по МСФО в РФ должен применяться МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"

Этот МСФО должен обеспечивать полную и качественную информацию как первой так и промежуточной финансовой отчетности, которая:

  • прозрачна для пользователей и сопоставима по всем предоставленным периодам;
  • готовится с затратами, не превышающими выгоды от ее составления;
  • является отправной точкой для ведения учета в соответствии с МСФО.

Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:

  • составить формы отчетности, соответственно международным стандартам;
  • принять содержание пояснений и раскрытий;
  • создать трансформационные и консолидированные таблицы;
  • собрать информацию для входящего баланса;
  • проверить все показатели отчетности на соответствие национальным стандартам и МСФО.

Первое применение МСФО должно быть соотнесено с актуальными стандартами, которые вступили в силу на отчетную дату.

В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:

  1. Признать активы и обязательства по правилам МСФО.
  2. Привести к списанию и не признавать активами и обязательствами, если это не разрешают международные стандарты.
  3. Выполнить новую классификацию статей соответственно с МСФО.
  4. Сделать оценку активов и обязательств по МСФО.

Правила представления отчетности по МСФО

Годовую консолидированную отчетность по МСФО в Росии в 2016 году, как и в прошлых, представляют на рассмотрение акционерам, учредителям, генеральным директорам или собственникам имущества компании. Также все организации утвержденного Законом №208-ФЗ списка обязаны подавать годовую отчетность в ЦБ России. Ее предоставляют в электронном формате, подкрепив усиленной квалифицированной электронной подписью.

Годовую консолидированную отчетность по МСФО необходимо представить до проведения общего собрания высших органов управления организацией, не позднее 120 дней по завершении календарного периода, за который была подготовлена данная отчетность.

Необходимость вести отчетность по МСФО 2016 году вынуждает компании пересматривать способ составления бухгалтерского и налогового учета, а также дальнейшего планирования бизнеса. Вместе с тем, компании повышают требования к профессиональному уровню персонала. Частые изменения национального законодательства и внесение правок в международные стандарты финансовой отчетности вынуждают их искать на рынке труда профессионалов, которые свободно ориентируются в МСФО. Высокую квалификацию таких специалистов подтверждает международный диплом АССА DipIFR (rus).

  1. Excel для бухгалтера: 5 полезных примеров использования таблиц Эксель








2024 © voenkvm.ru.