Основные положения теории Н.А. Бернштейна. Биография Эдуард бернштейн полис начало девяностых про социализм


Бернштейн Эдуард (Eduard Bernstein ; 06.01.1850, Шёнеберг - 18.02.1932, Шёнеберг) - немец кий социал-демократический теоретик , который обычно ассоциируется с РЕВИЗИОНИЗМОМ внутри МАРКСИЗМА . В его главной работе - "Die Voraussetzungen des Socialismus" (1899) - содержится утверждение, что расширение политических прав в капиталистических обществах будет постепенно трансформировать их и предотвращать экономические кризисы без необходимости насильственной революции или диктатуры ПРОЛЕТАРИАТА .
Эдуард Бернштейн родился в Берлине, в семье железнодорожника. Якоб Бернштейн, отец большого семейства, состоявшего из 15 детей, работал мастером-жестянщиком, затем кочегаром, машинистом на железной дороге. Достаток семьи был невелик, но почти всем детям удалось дать профессиональное образование.
Эдуард закончил частную мужскую школу, где ему хорошо давались языки и математика, а затем продолжил образование в гимназии. Окончив коммерческое училище, он начал работать служащим в банкирском доме Ротшильдов в Берлине.
Молодой банковский служащий рано заинтересовался социалистическими идеями. Вместе со своими гимназическими друзьями он создал союз «Утопия», изучал труды Ф. Лассаля и Е. Дюринга. В 1871 г. познакомился с А. Бебелем и другими социал-демократами, был принят в члены I Интернационала, стал делегатом Готского съезда германской социал-демократии, объединившего два ее направления («эйзенахцев» и «лассальянцев»). После принятия в 1878 г. «Исключительного закона против социалистов» для Э. Бернштейна начались годы эмиграции, растянувшиеся более чем на 20 лет, которые он провел в Швейцарии и Англии. В Лондоне Э. Бернштейн познакомился с К. МАРКСОМ и Ф. Энгельсом. Отношения с Ф. Энгельсом переросли в прочную дружбу, незадолго до своей смерти Ф. Энгельс в завещании назначил Э. Бернштейна и А. Бебеля своими душеприказчиками.
С 1880 г. Э. Бернштейн возглавляет газету «Социал-демократ», найдя в этой работе свое призвание. В этот период он почувствовал недостаточность своих теоретических знаний и активно занялся самообразованием. При всем многообразии существовавших тогда социалистических теорий четко выделялись два основных ТИПА СОЦИАЛИЗМА : революционный и реформистский. На эволюцию Э. Бернштейна в сторону социал-реформизма повлияло его пребывание в Англии, куда он переехал в 1888 г. Здесь он увидел «другой капитализм», МОДЕЛЬ общества со специфической системой власти и демократии, которая существенно отличалась от германской. Изучая процессы социально-экономического развития Англии, он обнаружил, что ТЕОРИЯ К. Маркса не соответствует изменившейся действительности.
В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию, где становится видным политическим деятелем. К этому времени завершается формирование теоретических воззрений Бернштейна. Избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн все силы отдает защите интересов Веймарской республики. Он активно выступает против КОММУНИЗМА в немецком рабочем движении. Бернштейн предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России, к которому относился крайне отрицательно.
Когда началась Первая мировая ВОЙНА , социал-демократы в рейхстаге, подчинившись партийной дисциплине, 4 августа 1914 г. единодушно поддержали первый военный бюджет, несмотря на то, что накануне, 3 августа, на заседании социал-демократической фракции 14 депутатов рейхстага проголосовали против военного бюджета. Э. Бернштейн был одним из них. В результате начала формироваться та часть Социал-демократической партии Германии, которая в 1917 г. превратилась в Независимую социал-демократическую партию Германии. РОЛЬ Э. Бернштейна в этом расколе была значительна. Однако после Ноябрьской революции 1918 г. и провозглашения в Германии республики Э. Бернштейн вернулся в социал-демократическое «большинство», решив, что может принести больше пользы не как оппозиционер, а как непосредственный участник строительства нового общества. Он был назначен комиссаром республики по вопросам социализации (обобществления имущества). В этот период он выступал против «обвального обобществления собственности», призывая к проведению реалистической политики, а не к социальным экспериментам.
Эдуард Бернштейн вошёл в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с ЛЕНИНЫМ .
Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения СОЦИАЛИЗМА как теории и как политической доктрины. В статьях «Проблемы социализма» (1896-1898) и книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии»(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: «Движение - все, конечная цель – ничто». С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании ПРОЛЕТАРИАТА с развитием капитализма, о концентрации КАПИТАЛА вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.
По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего КЛАССА путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.
Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических . Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки (Э. Бернштейн . Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). ИСТОРИЯ не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический ПЕРЕВОРОТ , захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию.
В работе «Возможен ли научный социализм?» (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью ПОЗНАНИЕ); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство). Теорией является СОЦИОЛОГИЯ - НАУКА , которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению. Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы.
Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейн ом отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.
Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое ОТНОШЕНИЕ к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштейн считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая

Эдуард Бернштейн родился в Берлине, в семье железнодорожника. Оставив учебу в гимназии, он поступил в коммерческую школу и по окончании стал работать банковским служащим. В 1872 г. примыкает к социал-демократии. В 1875 г. Бернштейн становится восторженным почитателем социалистической доктрины Дюринга. В 1878 г. он эмигрирует в Швейцарию, где попадает под влияние известного социалиста Хёхберга, который пропагандировал социализм чувств, признававший основой социализма психологические факторы, идею справедливого распределения человеческого счастья. В 1880 г. Бернштейн становится редактором газеты Социал-демократ. К этому же году относится его первая встреча с Энгельсом, общение с которым на протяжении 15 лет приводит к радикализации взглядов Бернштейна и его увлечению марксизмом. В 1901 г. Бернштейн возвращается в Германию, где становится видным политическим деятелем. К этому времени завершается формирование теоретических воззрений Бернштейна. Избирался депутатом рейхстага в 1902-1918 гг. и в 1920-1928 гг. Последние годы жизни Бернштейн все силы отдает защите интересов Веймарской республики. Он активно выступает против коммунизма в немецком рабочем движении. Бернштейн предостерегал немецкую социал-демократию от попыток повторения революционного опыта России, к которому относился крайне отрицательно.

Эдуард Бернштейн вошёл в историю экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и ему не нравившееся), против которого яростно боролись марксисты во главе с Лениным.

Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учетом нового исторического опыта, четкого различения социализма как теории и как политической доктрины. В статьях Проблемы социализма (1896-1898) и книге Проблемы социализма и задачи социал-демократии(1899) Бернштейн предложил программу ревизии учения Маркса. Тезис, выдвинутый им и ставший афоризмом: Движение - все, конечная цель - ничто. С точки зрения Бернштейна, учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштейн считает учение Маркса о прогрессирующем обнищании пролетариата с развитием капитализма, о концентрации капитала вообще и, в особенности, в земледелии, о революционном восстании масс.

По мнению Бернштейна, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, а положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается. Постепенно происходит мирное врастание в социализм, причем орудием преобразования буржуазного общества Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.

Бернштейн считал, что в усложнившемся по своей структуре обществе в принципе возможно лишь постепенное преобразование экономических и политических институтов. Требования демократии, солидарности, самоопределения выполняются поэтапно, в процессе такого преобразования. Любая попытка насильственно, механически прервать эту постепенность чревата кризисом, разрушительные последствия которого непредсказуемы. В марксистском социализме присутствует, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживавшего... лишь первые ростки (Э. Бернштейн. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. СПб., 1899, с. 30). История не подтвердила убежденность Маркса и Энгельса в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Следовательно, перед их учениками и последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию (там же, с. 25).

В работе Возможен ли научный социализм? (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Социализм рассматривается Бернштейном с 3 сторон: как теория - принципы, по которым идет общественное развитие (имеет своей целью познание); как доктрина - теория борьбы классов (имеет своей целью защиту классовых интересов), и как движение - интерпретация теории с точки зрения достижения определенной цели (превращения капиталистического строя в коллективное регулируемое и управляемое хозяйство). Теорией является социология - наука, которая позволяет выявить закономерности общественного развития. Но нельзя подменять науку (теорию) доктриной, то есть провозглашать цели классовой борьбы идеальными целями развития общества. Социология является наукой, которая не может определить, что произойдет в будущем. Она может уяснить тенденции. Но строить прогнозы развития, и тем более подчинять им в качестве целей политическое движение - это не дело теории и науки. И если это происходит - то это надо расценивать как вредное явление. Любое положение социалистической доктрины, возведшей себя в сан науки, будет рассматриваться как неизменный постулат в цепи ее логических доказательств. А при наличии тесной связи между теорией и практикой, к которой стремится социализм, это может в ряде случаев повредить практическому движению.. Ученый приходит к выводу, что социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно, да он и не нуждается в этом: собственно социалистической политическая программа может стать лишь при наличии в ней определенных морально-правовых установок. А поскольку наука должна быть свободна от ценностных суждений, то социализм научен лишь постольку, поскольку гарантирует свободу критики чисто научных элементов своей программы

Критика Бернштейна сосредоточивается на тех положениях социалистического, и прежде всего марксистского, учения, на тех принципах политической практики рабочего движения, которые не сработали, превратились в догму. Однако ревизия Бернштейном отдельных положений учения Маркса и Энгельса была воспринята большинством его современников как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная идеям марксистского социализма.

Сам Бернштейн неоднозначно характеризовал свое отношение к марксизму. По его словам, это теоретический синтез философии истории, политической экономии капитализма и теории классовой борьбы пролетариата, синтез, обновленный последними исследованиями реалий общественного развития. В своих основных понятиях это учение оказалось опровергнутым. Но то, что составляет его глубинный смысл и содержание, подтверждено исторической практикой (Е. Bernstein. Der Sozialismus einst und jetzt. Bonn - Bad Godesberg. 1975, S. 181). Несомненной заслугой марксизма Бернштей н считает то, что в нем соединились в единое целое социализм как духовно-теоретическая деятельность и социализм как борьба угнетенных масс за свое освобождение (там же, с 181- 182).

Ревизионизм в той форме, какую ему придал Бернштейн, явился следствием неизбежной дилеммы, перед которой оказалась массовая политическая партия, исходившая первоначально в своих теоретических установках из радикального отрицания существующего общественного строя, но вскоре, в силу объективной экономической и политической ситуации, переориентировавшаяся на реформизм. Разрыв между теоретической установкой на революцию и практикой реформ социал-демократического движения на рубеже 19-20 вв и зафиксировал Бернштейн.

Интеллектуальная честность - главная черта мышления Бернштейна. Он первый из учеников, соратников и последователей Маркса и Энгельса, поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации.

Основные положения теории Н.А. Бернштейна

В основе научного творчества Н.А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма, в соответствии с которым он рассматривается не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды (именно это следует из условно-рефлекторной теории), а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни есть не простое «уравновешивание с внешней средой», а активное преодоление этой среды.

Фигура этого ученого является одной из наиболее значительных среди исследователей мозга XX в. Выдающейся его заслугой является то, что он первый в мировой науке использовал изучение движений в качестве способа познания закономерностей работы мозга. По мнению Н.А. Бернштейна, для тех, кто хочет понять, как работает мозг, как функционирует центральная нервная система (ЦНС), в природе едва ли существует более благодатный объект, чем исследование процессов управления движениями. Если до него движения человека изучали для того, чтобы их описать, то Н.А. Бернштейн стал изучать их, чтобы понять, как происходит управление ими.

В процессе исследования этих механизмов им были открыты такие фундаментальные явления в управлении, как сенсорные коррекции и принцип иерархического, уровневого управления, которые лежат в основе работы этих механизмов и без понимания которых правильное представление о закономерностях работы мозга в процессе управления движениями оказывается невозможным.

Следует особо подчеркнуть, что открытие этих явлений имело громадное значение и для развития многих других областей человеческого знания. Особенно наглядно это проявилось по отношению к одной из наиболее ярких наук XX столетия – кибернетике. Как известно, эта область современных знаний возникла в результате симбиоза (взаимовыгодное сосуществование) таких наук, как математика и физиология (ее раздела «Высшая нервная деятельность»). В основе всех кибернетических систем лежит открытый физиологами и удачно использованный математиками принцип обратной связи. Это название есть не что иное, как современное и более распространенное название принципа сенсорных коррекций, который был впервые описан Н.А. Бернштейном еще в 1928 г., т.е. за 20 лет до того, как это сделал создатель кибернетики Норберт Винер.

В соответствии с теорией сенсорных коррекций для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и исполнительными органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь.

Дальнейшие исследования привели Н.А. Бернштейна к гипотезе о том, что для построения движений различной сложности команды отдаются на различных уровнях (иерархических этажах) нервной системы. При автоматизации движений функции управления передаются на более низкий (неосознаваемый) уровень.

Еще одно из замечательных достижений Н.А. Бернштейна представляет собой открытое им явление, которое он назвал «повторением без повторения». Суть его заключается в следующем. При повторении одного и того же движения (например, шагов в ходьбе или беге), несмотря на один и тот же конечный результат (одинаковая длина, время выполнения и т.п.), путь работающей конечности и напряжения мышц в чем-то различны. При этом многократные повторения таких движений не делают эти параметры одинаковыми. Если соответствие и встречается, то не как закономерность, а как случайность. А это значит, что при каждом новом выполнении нервная система не повторяет одни и те же команды мышцам и каждое новое повторение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения одного и того же результата нужны не одинаковые, а существенно различные команды мышцам.

На основании этих исследований был сформулирован важнейший для обучения движениям вывод: тренировка движения состоит не в стандартизации команд, не в «научении командам», а в научении каждый раз отыскивать и передавать такую команду, которая в условиях каждого конкретного повторения движения приведет к нужному двигательному результату.

Из всего этого следует еще один важный вывод: движение не хранится готовым в памяти, как это следует из условно-рефлекторной теории (и как, к сожалению, многие думают до сих пор), не извлекается в случае нужды из кладовых памяти, а каждый раз строится заново в процессе самого действия, чутко реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы самих движений, а предписания (логарифмы) для их конструирования, которые строятся на основе механизма не стереотипного воспроизведения, а целесообразного приспособления.

Неоценимое значение имеет теория Н.А. Бернштейна и для понимания роли сознания в управлении движениями. Во многих учебных пособиях до сих пор можно встретить утверждение о том, что проникновение сознанием в каждую деталь движения содействует повышению скорости и качества его освоения. Это слишком упрощенное и во многом ошибочное утверждение. Нецелесообразность и даже принципиальная невозможность подобного тотального контроля со стороны сознания очень образно и убедительно могут быть продемонстрированы в ряде примеров. Приведем один из них.

Для этого рассмотрим, каким образом обеспечивается деятельность такого исключительного по своей сложности, точности, подвижности и жизненной важности органа, каким является зрительный аппарат человека.

Его двигательную активность обеспечивают 24 работающих попарно мышцы. Все эти мышцы осуществляют свою работу в тончайшем взаимном согласовании с раннего утра и до позднего вечера, причем совершенно бессознательно и в большинстве своем непроизвольно. Нетрудно себе представить, что если бы управление этими двумя дюжинами мышц, осуществляющих всевозможные согласования поворотов глаз, управление хрусталиком, расширение и сужение зрачков, наведение глаз на фокус и т.п., требовало произвольного внимания, то на это понадобилось бы столько труда, что лишило бы человека возможности произвольного управления другими органами тела.

Уровни построения движения

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению механизмов, лежащих в основе освоения движений с позиции теории Н.А. Бернштейна, необходимо хотя бы в самом общем и кратком виде познакомиться с тем, что представляют собой уровни построения движений, что явилось основой их формирования и поступательного развития.

На протяжении долгих тысячелетий эволюции животного мира такой первоосновой и главной причиной развития явилась жизненная необходимость движения, все усложняющаяся двигательная активность.В процессе эволюции имело место безостановочное усложнение и увеличение разнообразия двигательных задач, решение которых было жизненно необходимо в борьбе различных особей за свое существование, за свое место на планете.

Этот процесс непрерывного двигательного приспособления сопровождался анатомическими усложнениями тех центральных нервных структур, которые должны были управлять новыми видами движений и которые для этого обрастали сверху новыми аппаратами управления, все более мощными и совершенными, более приспособленными к решению все усложняющихся двигательных задач. Эти вновь возникающие более молодые устройства не отрицали и не устраняли более древние, а лишь возглавляли их, благодаря чему формировались новые более совершенные и работоспособные образования.

Каждое из таких поочередно возникавших новых устройств мозга приносило с собой новый список движений, точнее говоря, новый круг посильных для данного вида животных двигательных задач. Следовательно, возникновение каждой очередной новой мозговой надстройки знаменовало собой биологический отклик на новое качество или новый класс двигательных задач.

Это также является убедительным свидетельством того, что именно двигательная активность, ее усложнение и разнообразие являлись на протяжении тысячелетий главной причиной развития и совершенствования функций головного мозга и нервной системы в целом. В результате такого развития сформировалось человеческое координационно-двигательное устройство ЦНС, представляющее собой наивысшую по сложности и совершенству структуру, превосходящую все другие подобные системы у каких бы то ни было живых существ. Эта структура состоит из нескольких разновозрастных (в эволюционном плане) уровней управления движениями, каждый из которых характеризуется своими особыми мозговыми анатомическими образованиями и особым, характерным только для него составом той чувствительности, на которую он опирается в своей деятельности, из которой он образует свои сенсорные коррекции (свое сенсорное поле).

Постепенно увеличиваясь, сложность двигательных задач становилась такой, что ни один даже самый молодой и совершенный уровень сам не мог справиться с их решением. В результате ведущему более молодому уровню приходилось привлекать к себе помощников из числа нижележащих более древних уровней, передавая им все большее количество вспомогательных коррекций, обеспечивающих плавность, быстроту, экономичность, точность движений, лучше оснащенных именно для этих видов коррекций. Такие уровни и их сенсорные коррекции называют фоновыми. А тот уровень, который сохраняет за собой верховное управление двигательным актом, его важнейшими смысловыми коррекциями, называется ведущим.

Таким образом, физиологический уровень построения движений – это совокупность взаимно обусловливающих друг друга явлений, таких как: а) особый класс двигательных задач; б) соответствующий им тип коррекций; в) определенный мозговой этаж и (как итог всего предыдущего) г) определенный класс (список) движений.

В настоящее время у человека выделяют пять уровней построения движений, которые обозначаются буквами А, B, C, D и E и имеют следующие названия:

A – уровень тонуса и осанки; B – уровень синергии (согласованных мышечных сокращений); C – уровень пространственного поля; D – уровень предметных действий (смысловых цепей); E – группа высших кортикальных уровней символической координации (письма, речи и т.п.).

Каждому из этих уровней соответствуют определенные анатомические образования в ЦНС и характерные только для него сенсорные коррекции.

Относительная степень развития отдельных координационных уровней у разных людей может быть различной. Поэтому та или иная степень развития и тренируемости свойственна не отдельным движениям, а целым контингентам движений, которыми управляет тот или иной уровень.

Таким образом, все многообразие двигательной активности человека представляет собой несколько раздельных пластов, различающихся по происхождению, смыслу и множеству физиологических свойств. Качество управления движениями обеспечивается согласованной, синхронной деятельностью ведущего и фоновых уровней. При этом ведущий уровень обеспечивает проявление таких характеристик, как переключаемостъ, маневренность, находчивость, а фоновые уровни – слаженность, пластичность, послушность, точность.

Бернштейн, Эдуард - известный публицист и деятель германской социал-демократии; род. в 1850 г. в семье железнодорожного машиниста. В начале 70-х гг. вступил в социал-демократическую партию, в 1879-1881 гг. принимал участие в издававшихся меценатом-социалистом и поэтом Гехбергом органах «Die Zukunft» и «Jahrbücher für Sozialpolitik und Sozialwissenschaft»; с 1881 по 1888 г. состоял редактором выходившего в Цюрихе - за невозможностью издания его в Германии - официального органа германской социал-демократии «Sozialdemokrat». Б. в это время был представителем наиболее радикального крыла социал-демократии и считался одним из ее особенно сильных теретиков. Одна статья его повлекла за собой обвинение Б. в оскорблении величества, и до 1901 г., когда дело за давностью было прекращено, Б. не мог вернуться в Германию; помимо того, в 1888 г. он должен был оставить Швейцарию и переехать в Лондон, где сблизился с Энгельсом, завещавшим ему не только свои рукописи, но и оставшиеся после Маркса бумаги. В 1891-93 гг. Б., по поручению социал-демократической партии, редактировал сочинения Ф. Лассаля и написал для этого издания прекрасную биографию знаменитого агитатора. С половины 90-х гг. он в течение 5-6 лет принимал деятельное участие в теоретическом органе социал-демократии «Die Neue Zeit», но вследствие принципиальных разногласий с редактором его, Каутским, Б. оставил сотрудничество в нем и с 1901 г. сделался фактическим руководителем журнала «Sozialistische Monatshefte», являющегося органом особого, «ревизионистского» направления в социализме, получившего кличку бернштейнианства. Б. сотрудничает также в «Русских Ведомостях». Два раза (на дополнительных выборах в 1902 и на общих в 1903 г.) он избирался депутатом рейхстага; во время выборов 1907 г. был забаллотирован в Бреславле. - Воззрения Б. претерпели за время его литературной и политической деятельности существенные изменения. До середины 90-х гг. он был правоверным марксистом, а с того времени начался перелом, нашедший себе отражение в его многочисленных статьях, печатавшихся в «Die Neue Zeit» (некоторые были перепечатаны в переведенном на русский язык сборнике Zur Geschichte und Theorie des Sozialismus, 1900). Особенно резко сказался этот перелом в письме, обращенном к штутгартскому партейтагу 1898 г., в книге «Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie» (первое изд. в 1899 году, последнее в 1904 году; есть русские переводы) и в брошюре «Wie ist wissenschaftlicher Sozialismus möglich?» (1901; есть русский перевод). Предложение Плеханова об исключении Б. из партии не встретило сочувствия. Перемена воззрений Б. сказалась в его отношении как к теории марксизма, так и к программе и тактике социал-демократии. Теория исторического материализма и учение ο борьбе классов, как основном факторе исторического развития, признаются Б. несовершенными. Борьба классов, разумеется, существует, но рядом с ней есть и сотрудничество классов. «Материализм» марксистов Б. считает нужным заменить «идеализмом»; в последней главе «Voraussetzungen» он говорит, что «социал-демократии необходим Кант». Впрочем, в философских воззрениях Б. много противоречий. - Социологические и политические воззрения Б. приняли, напротив, вполне отчетливые формы. Процесс исторического развития ведет - полагает он - не к обострению классовых антагонизмов, а к постепенному заполнению пропасти, отделяющей класс капиталистов от рабочего класса; Б. отвергает представление ο социальной революции, выражая уверенность, что общественный прогресс неизбежно связан с медленной, но постепенной социализацией производства и всего общественного строя; подтверждение этого он видит в современной общественной и политической жизни культурного мира. Рост заработной платы и улучшение положения рабочего класса, наряду с демократизацией избирательного права и развитием фабричного законодательства, свидетельствуют ο наличности социального прогресса, ведущего к организации общества на началах социализма. Социализм есть идеал рабочего класса, почему у марксистов нет оснований считать свою теоретическую конструкцию научным социализмом, ибо наука, пользуясь исключительно причинным методом, свободна от всякой тенденциозности, между тем как социализм, относящийся к области должного, не может быть выведен причинным путем из категории сущего. В соответствии с переменой в теоретических взглядах, Б. изменил свое отношение и к партийной программе. Он не согласен, что рабочий не имеет отечества («уничтожение национальности есть мечта, и некрасивая мечта»), что экономическое развитие неизбежно ведет к концентрации производства и исчезновению мелких производителей, что эксплуатация рабочего класса растет в своей интенсивности и т. д. Вот почему необходимо оставить старые пути: «пора социал-демократии эмансипироваться от власти фразы и открыто выступить в качестве той партии, каковой в сущности она является и теперь, - в качестве демократически-социалистической партии реформ». - Как теоретические взгляды, так и практические предложения Б. вызвали резкий отпор со стороны правоверных социалистов, в особенности Каутского, Плеханова и Бебеля. Из полемических статей первого составилась особая книга «Bernstein und das sozialdemokratische Programm» (есть три русских перевода). Вокруг высказанных Б. идей завязалась в конце прошлого и начале настоящего столетия горячая полемика, приведшая к разделению партии на два крыла - правоверное и ревизионистское. На движение еврейских рабочих взгляды Б. сколько-нибудь заметного влияния не имели. Было бы неправильно, однако, без оговорок называть Б. умеренным социал-демократом, а бернштейнианство умеренной фракцией социал-демократизма. Призывая свою партию к союзным действиям с буржуазией, отрицательно относясь к противопоставлению социалистов демократам и требуя мирных реформ, Б. по чисто практическим вопросам иногда отстаивает самые радикальные решения: так, он явился на Бременском партейтаге 1904 г. стрронником всеобщей стачки, агитации среди армии и т. д. По еврейскому вопросу Б. высказался в литературе один раз. В изданном «Обществом еврейской статистики» под редакцией Альфреда Носсига сборнике «Jüdische Statistik» (1903) перу Б. принадлежит небольшая статья под заглавием «Einige Bemerkungen über die eingewanderte jüdische Bevölkerung Englands». Статья эта, не отличаясь всесторонней разработкой вопроса, содержит несколько не лишенных интереса наблюдений. Выводы Б., касающиеся перспектив иммиграции евреев в Англию, вполне оптимистичны. «Англия, - говорит он, - не только может служить прекрасным местом для иммиграции, но для нее это даже необходимо. Рост ее собственного населения все больше и больше теряет в своей интенсивности, и при этом Англия обладает множеством колоний, постоянно и неуклонно нуждающихся в свежем притоке населения. Для того, чтобы удержать за собой свое международное положение, Англии нужно большее количество населения, нежели то, каким она теперь обладает; поток иммиграции в Англию должен быть только введен в правильное русло». Кроме того, Б. написаны две исторические работы - об английской революции (в русском переводе озаглавлено «Общественное движение в Англии XVII века и квакеры») и «История рабочего движенияв Берлине», 2 тома (по-русски I том, СПб., 1907). Б. связал свое имя с важным историческим моментом в развитии социализма - и как теории, и как движения. В сущности, однако, ни в качестве теоретика, ни в качестве политического деятеля Б. не представляет первоклассной величины. Заслугу его составляет та смелость, с которой он, не опасаясь никаких трений и игнорируя предостерегающие советы партийных друзей, решился «без обиняков» высказать то, что и без того было ясно и что носилось в воздухе. В русской литературе последователем Б. можно считать С. Н. Прокоповича и ту группу публицистов, которая объединилась вокруг выходившего в 1905-1906 гг. журнала «Без заглавия». - Литература ο Б. и ревизионизме чрезвычайно велика; отметим наиболее выдающиеся произведения: П. Б. Струве, в Archiv für Gesetzgebung und Statistik, XIV; его же, Die Marxsche Theorie der sozialen Entwicklung, ibid.; Simkhowitsch, Die Krisis der Sozialdemokratie; Heine, Die Bernstein-frage und die politische Praxis der Sozialdemokratie, в Sozialistische Monatshefte, 1899, октябрь; Diehl, Ueber Socialismus, Kommunismus und Anarchismus, 1906; C. H. Прокопович, «Рабочее движение в Германии», 2 издание, 1908; Фридман, Кант и Маркс, «Очерки этического социализма», 1909.

Бернштейн Эдуард

Bernstein Eduard (1850 - 1932)

Эдуард Бернштейн нанес марксизму такой удар, от которого тот, возможно, так полностью и не оправился: личный друг Фридриха Энгельса, alter ego Маркса и ведущий теоретик Социал-демократической партии Германии (СДПГ), первой массовой политической партии, опирающейся на марксистскую доктрину, Бернштейн своей книгой «Эволюционный социализм: критика и доказательство» (Evolutionary Socialism: A Criticism and Affirmation, 1899) поставил под вопрос сами основы видения социализма Марксом.

Пораженный растущими несоответствиями между марксистской доктриной и экономическим развитием Западной Европы, он использовал статистические данные, чтобы показать, как капитализм скорее дифференцирует, чем поляризует общественные классы, а затем перешел от этого разоблачения отдельных предсказаний Маркса к атаке на всю теорию экономического детерминизма, взлелеянную в марксистской философии истории.

Измена Бернштейна была быстро осуждена Карлом Каутским (1854-1938), редактором теоретического журнала СДП Die Neue Zeit; Бернштейн ему ответил, Каутский снова отреагировал, и война с ревизионизмом началась. СДП официально осудила взгляды Бернштейна на своем ежегодном партийном съезде в 1903 г., но гниль уже появилась: с тех пор СДП постоянно раздиралась на части смертельной «раковой опухолью» ревизионизма.

Бернштейн родился в Берлине в 1850 году и оставил школу в возрасте 16 лет, чтобы работать сначала учеником, затем банковским служащим. Он вступил в СДП вскоре после своего двадцатилетия и начал карьеру в партийной журналистике. Когда Бисмарк запретил социалистические издания в 1878 году, Бернштейн был вынужден уехать за рубеж, сначала в Швейцарию, а затем в Англию. В Лондоне он познакомился с Энгельсом и всеми видными представителями нового Фабианского общества (основанного в 1883 году), продолжая писать для немецких газет и журналов. Законы против социализма в Германии были отменены в 1890 году, но Бернштейн получил разрешение вернуться в Германию лишь в 1901 г., через два года после публикации «Эволюционного социализма». После своего возвращения в Германию он дополнил свою более раннюю книгу еще одной, «Возможен ли научный социализм?» (Wie ist wissenschaftlicher Socialismus moglich?; How is Scientific Socialism Possible?, 1901), которая стала, возможно, еще более популярной в немецко-говорящих странах, чем «Эволюционный социализм». В ней он полностью порвал с марксистской догмой о неизбежности прихода социализма и доказывал это целиком из этических оснований: социализм не является предопределенным, но все же должен одержать верх над капитализмом как более высокая стадия развития человеческого общества.

СДП выжила в период нацизма и снова появилась на поверхности в качестве основной немецкой политической партии после Второй мировой войны. В 1959 году она приняла так называемый Бад-Гёдесбергский манифест принципов, отрекаясь от проводившейся долгое время пропаганды марксизма, но все же провозглашая себя сторонницей социализма через ящик для голосования. Другими словами, через 60 лет СДП наконец-то признала идеи Эдуарда Бернштейна.

Литература

P. Gay, The Dilemma of Democratic Socialism: Eduard Bernstein’s Challenge to Marx (Collier Books, 1962); C. Gueuss, Bernstein, Eduard, International Encyclopedia of the Social Science, vol. 2, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).









2024 © voenkvm.ru.