В совокупную налоговую нагрузку включаются. Налоговая нагрузка: формула расчета. Инструкция, особенности, примеры. Налоговая нагрузка по НДС


Будут ли у налоговиков вопросы, что налог на прибыль маленький?

Налоговая инспекция проверяет налоговую нагрузку компаний по отраслям. В расчет общей налоговой нагрузки входят: НДС, Налог на прибыль, Налог на имущество и НДФЛ. Надо ли включать с 1 января 2017 года в расчет налоговой нагрузки страховые взносы, которые мы уплачиваем в ИФНС? И второй вопрос: есть ли какой-то норматив по налоговой нагрузке по налогу на прибыль? У нас получается, что налог на прибыль маленький - 1,5% от доходов, а общая налоговая нагрузка даже выше, чем по отрасли за счет НДС, т.к. у нас большая доля "безНДСных" расходов (по нашей отрасли налоговая нагрузка - 17,2%, а у нас- 23%).

Нет, пока взносы учитывать не надо.

При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.

В дальнейшем ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год.

Низкий уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль является основанием для отбора налогоплательщика на комиссию.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

Обоснование

О новых взносах и налоговой нагрузке

ГЛАВБУХ: Сергей Александрович, как теперь считать налоговую нагрузку — со страховыми взносами или без них?

СЕРГЕЙ ТАРАКАНОВ: Взносы пока учитывать не надо. При подготовке отчетности за 2016 год ориентируйтесь на показатели налоговой нагрузки за 2015 год. Эти показатели ФНС определяла без учета взносов, ведь на тот момент их администрировали фонды.*

Когда появятся показатели налоговой нагрузки за 2016 год?

В апреле мы обновим нагрузку с учетом статистики за 2016 год. Новые показатели мы также рассчитаем без учета взносов, поэтому компаниям тоже не надо брать их в расчет налоговой нагрузки в течение 2017 года.

А в будущем расчет нагрузки изменится в связи с передачей взносов в ФНС?

Да, ФНС скорее всего включит взносы в расчет налоговой нагрузки. Впервые это будет возможно в 2018 году, когда появятся данные за 2017 год. Это соответствует международной практике. В других странах налоговую нагрузку тоже рассчитывают с учетом страховых взносов. Таким образом, впервые ориентироваться на налоговую нагрузку, включающую взносы, компании будут только при подготовке отчетности за I квартал 2018 года.*

<…>

Новая безопасная налоговая нагрузка и рентабельность вашей компании

Уровень вашей налоговой нагрузки должен быть не ниже среднеотраслевого показателя (п. 1 приложения № 2 к приказу ФНС № ММ-3-06 /333). Но на практике минимальные отклонения в несколько десятых процента не считаются существенными.*

Включите в расчет все налоги, которые компания платит как налогоплательщик, — НДС, налог на прибыль, на имущество и т. д. Также возьмите в расчет НДФЛ, несмотря на то, что платите его как агент и фактически это налог физлица, а не компании. Как мы выяснили в ФНС, проверяющие считают налоговую нагрузку компании с учетом и этих поступлений тоже. Аргумент в том, что налоговую базу по НДФЛ формирует сама компания, а не люди, получающие от нее доход. Значит, компания и отвечает за то, чтобы налог своевременно попал в бюджет. К тому же вам даже выгодно учитывать в расчете НДФЛ. За счет него налоговая нагрузка становится выше, а вот риск претензий налоговиков, наоборот, снижается. Страховые взносы же в расчет нагрузки не включайте.

ООО «Мир» работает в сфере текстильного производства. В 2015 году оно получило выручку в размере 150 млн руб. (без НДС). За этот же период в бюджет уплатили:

— налог на прибыль — 10,2 млн руб.;

— НДС — 25,3 млн руб.;

— налог на имущество — 1,3 млн руб.;

— НДФЛ — 2,5 млн руб.

Общая сумма перечисленных налогов за 2015 год составила 39,3 млн руб. (10 200 000 + 25 300 000 + 1 300 000 + 2 500 000). Налоговая нагрузка за 2015 год с учетом агентского НДФЛ составила 26,2 процента (39 300 000: 150 000 000? х 100%). Этот показатель выше среднего (26,2% >7,8%). Значит, у проверяющих не будет претензий к налоговой нагрузке компании.

<…>

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»

<…>

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.*

<…>

- Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций,* акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.
Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.*

В данной статье предлагаем поговорить о том, что такое налоговая нагрузка, какими документами она определяется, для чего необходимо знать ее величину, и как определить налоговую нагрузку с учетом последних пояснений ФНС.

Что такое налоговая нагрузка (как определить налоговую нагрузку)

Понятие налоговой нагрузки, если судить по формулам ее расчета, близко к определению термина «налоговое бремя», определяемому как:

  • относительная величина (степень отвлечения денежных средств на уплаты налогов);
  • абсолютная величина (обременение, возникающее ввиду обязанности уплачивать налоги).

Итак, налоговой нагрузкой называется доля суммы уплаченных за определенный период налогов в какой-то экономической базе за тот же период, которая позволяет оценивать влияние размера налоговых платежей на доходность и рентабельность субъекта .

Проще говоря, налоговая нагрузка – соотношение сумм уплаченных налогов и выручки компании.

Базой для расчета налоговой нагрузки может быть (в зависимости от экономического уровня (конкретный человек, хозяйствующий субъект, группа сходных предприятий, отрасль хозяйства страны или региона, государство в целом) и целей проведения расчета):

  • планируемая прибыль или ожидаемый доход;
  • вновь созданная стоимость;
  • источник уплаты налога (расходы или прибыль);
  • доходы;
  • выручка (с НДС и без него).

Кому необходимо знать, как определить налоговую нагрузку

Налоговая нагрузка относится к показателям, которые для налоговых органов служат критериями для отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. А потому Приказ ФНС РФ № ММ-3-06/333@ призывает налогоплательщиков к самостоятельному расчету данной величины. Это необходимо для того, чтобы контролировать нахождение показателя на уровне среднеотраслевых значений. Это поможет избежать выездной проверки и упростит общение с налоговой инспекцией.

Осведомленность о величине налоговой нагрузки помогает анализировать результаты работы налогоплательщика, оценивать риски проведения налоговой проверки, прогнозировать дальнейшую деятельность. В свою очередь, анализ собственной деятельности помогает найти такие моменты, которые необходимо изменить или оптимизировать с целью:

  • снижения налогового бремени;
  • грамотного выбора системы налогообложения и вида деятельности;
  • прогнозирования результатов дальнейшей работы.

Как определить налоговую нагрузку: формулы расчета

В документах, определяющих налоговую нагрузку, приводятся следующие формулы по расчету данной величины (результат, полученный по любой из формул, выражается в процентах):

Показатель налоговой нагрузки Формула расчета Пояснения
Для ОСНО (общей системы налогообложения) ННосно = (Нндс + Нп) : В ННосно – налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс – НДС к уплате, согласно декларации;

В – выручка без НДС по отчету о прибыли и убытках.

Для ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) ННесхн = Несхн: Десхн ННесхн – налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несен – ЕСХН-налог к уплате;

Десен – доход по ЕСХН-декларации.

Для УСН (упрощенной системе налогообложения) ННусн = Нусн: Дусн ННусн – налогвая нагрузка по УСН;

Нусн – УСН-налог к уплате;

Дусн – доход под декларации.

Для индивидуального предпринимателя ННндфл = Нндфл: Дндфл ННндфл – налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл – НДФЛ по декларации;

Дндфл – доход по 3-НДФЛ.

По НДС (вариант 1) ННндс = Нндс: НБобщ

Нндс – НДС к уплате;

По НДС (вариант 2) ННндс = Нндс: НБрф ННндс – налоговая нагрузка по НДС;

Нндс – НДС к уплате;

По налогу на прибыль ННп = Нп: (Др + Двн) ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп – налог на прибыль к уплате;

Др – доход от реализации по декларации;

Двн – внереализационный доход по декларации.

Важно! Необходимо помнить о примечании к формулам для ИП, УСН, ОСНО и ЕСХН. Если налогоплательщик платит еще и другие налоги (на имущество, на землю, воду, транспорт, акцизы, НДПИ, природные ресурсы и др.), начисления по таким налогам учитываются в расчете. НДФЛ не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Допустимый уровень налоговой нагрузки

Чтобы определить, находится ли на допустимом уровне показатель налоговой нагрузки, необходимо произвести следующие расчеты:

  1. Вычислить размер совокупной налоговой нагрузки.
  2. Сравнить показатель налоговой нагрузки с аналогичным показателем за 2017 год по основному виду деятельности из текста Приложения № 3 к Приказу ФНС РФ от ММ-3-06/333@ .
  3. Выяснить налоговую нагрузку по налогу на прибыль (низкий показатель для торговых предприятий – менее 1%, для производственной сферы – 3%).
  4. Определить размер доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы (должна быть не более 89%).
  5. Провести анализ динамики изменения налоговой нагрузки за 2015-2017 годы, сравнить данные по ней с соответствиями из Письма ФНС РФ № ЕД-4-15/14490@ .

Как определить налоговую нагрузку согласно указаниям ФНС

Согласно указаниям Письма ФНС РФ от 22.08.2018 № ГД-3-1/5806@ , можно использовать общероссийский показатель налоговой нагрузки за 2017 год, чтобы определить среднеотраслевую налоговую нагрузку в 2018 году.

Важно! Если показатель налоговой нагрузки для компании оказывается ниже среднеотраслевого показателя, ИФНС может включить предприятие в план выездных проверок.

Средние показатели налоговой нагрузки по видам деятельности налоговая служба каждый год публикует на своем официальном сайте. Если налогоплательщик не нашел показатель для своего вида деятельности, следует использовать общероссийский показатель (в 2017 году – 10,8%).

НН = СНС: ГО х 100% ,

СНС – сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности компании за календарный год;

ГО – годовой оборот по данным Росстата.

Законодательные акты по теме (документы, определяющие налоговую нагрузку)

Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ (с 25.07.2017) О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам
Письмо ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (до 25.07.2017) Содержало формулу расчета налоговой нагрузки, действие Письма отменено
Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Типичные ошибки

Ошибка: Налогоплательщик обнаружил существенные отклонения от средних показателей налоговой нагрузки в невыгодную для него сторону. Он никак не аргументировал наличие низкой налоговой нагрузки.

Программа ФинЭкАнализ проводит Расчет налоговой нагрузки . Для большинства методик анализа, используемых в программе, достаточно данных 1 и 2 формы бухгалтерской отчетности.

Ниже представлен анализ, созданный в программе ФинЭкАнализ .

Налоговое бремя предприятия

ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР)

на 01.01.2015 г.

Под налоговым бременем на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя.

В современной экономической литературе сложилось мнение, что для понимания налогового бремени максимально подходящей базой является на макроуровне - валовой внутренний продукт, на уровне фирмы - добавленная стоимость. На практике существует такое понятие, как полная ставка налогообложения. Под ней следует понимать параметр, характеризующий налоговую нагрузку на фирму или тяжесть ее налогового бремени, рассчитываемый как отношение причитающихся к уплате налоговых платежей к добавленной стоимости или валовомувнутреннему продукту. Исходя из размера этой ставки обычно вносятся следующие рекомендации по выбору метода уплаты налога:

1) если полная ставка налогообложения 10-15%, то используется стандартный метод;

2) если полная ставка налогообложения 20-35%, то - пассивные элементы налогового планирования, без специальных программ;

3) если полная ставка налогообложения 40-50%, то используется налоговое планирование активного характера, характерны проведение налоговых экспертиз и наем налоговых консультантов.

Базируясь на том, что в современных условиях уровень налоговых изъятий в большинстве стран не превышает 40%, хозяйствующим субъектам целесообразно прибегать к налоговому планированию при любом уровне данных изъятий, так как это позволяет повысить финансовую устойчивость предприятий, снизить штрафные санкции и возможную налоговую ответственность руководства.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

По структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

По показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Перечень обязательных платежей в бюджетную систему за год

Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Структура, %
за 2013 за 2014 за 2013 за 2014
1. Начисленный НДС 1477394 1521241 81.18 81.46
2. НДС, подлежащий вычету 15495 25642 0.85 1.37
3. НДС к уплате 1461899 1503520 80.32 80.51
4. Отчисления в ВБФ 101020 102587 5.55 5.49
5. Налог на прибыль 141937 145236 7.8 7.78
6. Налог на имущество 25562 26541 1.4 1.42
7. Прочие налоги и сборы 3879 2689 0.21 0.14
8. Налог на доходы физических лиц 85700 86975 4.71 4.66
9. Итого платежи во внебюджетные фонды
10. Итого налоговые платежи 1718977 1764961 94.45 94.51
11. Всего взносов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548 100 100

В 2014 году предприятием в бюджетную систему уплачено 1867548 тыс. руб. налогов и сборов, из них 5.49 % приходится на платежи во внебюджетные фонды, а 94.51 % - на налоговые платежи. Наибольший удельный вес в общей сумме взносов занимает начисленный НДС, его доля составляет 81.46 %.

Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика, согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:

Расчет налоговой нагрузки по методике Минфина РФ.

Наименование показателя за 2013 за 2014
6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7872330 9886058
7. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
8. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
9. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
10. НДС к уплате 1461899 1503520
23.12 18.89
21.84 17.85
13. Налоговая нагрузка по платежам во внебюджетные фонды, % 1.28 1.04
18.57 15.21

В 2014 году налоговая нагрузка на предприятие составила 18.89 %. При этом платежи в бюджет занимали 17.85 % валового дохода, а платежи во внебюджетные фонды - 1.04 %. Наблюдается снижение налоговой нагрузки предприятия на 4.23 % по сравнению с прошлым годом, когда бремя по налогам составляло 21.84 %, а по внебюджетным платежам 1.28%.

Однако, данный показатель, хотя и выявляет долю налогов в выручке от реализации, не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

Расчет налоговой нагрузки по методике Кировой Е.А.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Прочие доходы 131161 157072
5. Прочие расходы 195239 181210
6. Валовой доход 7677091 9704848
7. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
8. Амортизация 113911 123542
9. Вновь созданная стоимость 962080 3758095
10. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
11. Сумма начисленного НДФЛ 85700 86975
1734297 1780573
180.27 47.38

Согласно методике Кировой Е. А. абсолютная величина налоговых обязательств предприятия в 2014 году составила 1780573 тыс. руб., при этом налоговая нагрузка снизилась на -132.89 пункта и составила 47.38%.

Однако, данная методика не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции, доходность производства и требует проведения дополнительного анализа налоговой нагрузки.

Расчет налоговой нагрузки по методике Литвина М.Н.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Сумма платежей во внебюджетные фонды 101020 102587
7. Сумма налоговых платежей 1718977 1764961
1819997 1867548
159.64 47.82

При расчете налоговой нагрузки согласно подхода М. И. Литвина видно, что в 2014 году 47.82% добавленной стоимости уходит в налоги и 1764961 тыс. руб. от прибыли расходуется на налоги. При этом в прошлом году налоги составляли 47.82% добавленной стоимости. Однако в данном случае в расчет налоговой нагрузки включается налог на доходы физических лиц, что не очень корректно.

Расчет налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости без учета НДФЛ

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Доходы от реализации без НДС 6263775 8207745
2. Начисленный НДС 1477394 1521241
3. Выручка от реализации с НДС 7741169 9728986
4. Материальные затраты без НДС 6601100 5823211
5. Добавленная стоимость 1140069 3905775
6. Общая сумма налогов в бюджет и внебюджетные фонды 1819997 1867548
7. Сумма начисленного НДФЛ 1734297 1780573
8. Сумма налоговых платежей 85700 86975
152.12 45.59

Если при расчете налогового бремени по отношению к добавленной стоимости исключить НДФЛ, то уровень налоговой нагрузки в 2014 году составит 45.59%. Это говорит об ухудшении состояния налогового менеджмента, менее рациональном использовании инструментов учетной и договорной политики.

Базовый вариант расчета налогового бремени.

Наименование показателя за 2013 за 2014
1. Ставка налога на прибыль, % 20 20
2. Ставка НДС, % 18 18
3. Ставка взносов во внебюджетные фонды (ПФС, ФМС и ФСС, включая отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, % 0 0
4. Ставка налога на доходы физических лиц, % 13 13
5. Ставка налога на имущество, % 2 2
6. Ставка налога на дивиденды, % 9 13
7. Доля добавленной стоимости в валовой выручке, ед. 0.147 0.401
8. Доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости, ед. 0.503 0.146
9. Доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости, ед. 0.1 0.032
10. Удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости, ед. 0.094 0.025
11. Средний срок полезного использования амортизируемого имущества, лет 8.4 9
12. Средний срок фактической эксплуатации амортизируемого имущества, лет 20 20
13. Налоговое бремя по отношению к добавленной стоимости, % 32.645 38.333

В 2014 году фактический уровень налогового бремени выше чем при стандартном способе уплаты налогов. Это говорит о нерациональном использовании основных элементы налогового планирования, выборе налоговыми менеджерами таких способов и методов налогового учета, элементов учетной и договорной политики, которые увеличивают размер налоговой нагрузки на предприятие. Рекомендуется сменить стратегию налогового планирования на более эффективную, проводить активную налоговую политику, направленную на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед руководством предприятия целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Расчет налоговой нагрузки как функции типа производства, изменяющейся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию

По этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, т.е. с источником дохода. В расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог и другие.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией составляет:

НН = ДС x (0,109К от – 0,2К а + 0,322)

ДС – добавленная стоимость;

К от – доля заработной платы в добавленной стоимости;

К а – удельный вес амортизации в добавленной стоимости.

Налоговое бремя в добавленной стоимости определяется по формуле:

НБ дс = 0,109К от – 0,2К а + 0,322

Налоговое бремя в валовой выручке определяется по формуле:

НБ вв = НБ дс x К о

К о – удельный вес добавленной стоимости в выручке.

Расчетная сумма основных налогов в 2014 году составила 1294819 тыс. руб., что на 888012 тыс. руб. больше, чем 2013 году. При этом уровень налогового бремени в добавленной стоимости уменьшился, а уровень налогового бремени в выручке увеличился. Таким образом, в рамках политики управления активами ОАО "Арсенал" (ПРИМЕР) налоговое планирование стало осуществляться менее эффективно, а в управлении затратами – более эффективно.

Методика 1.

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

Методика 2.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную.

Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

Методика 3.

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

В = ДС + МЗ.

Ка = А / ДС;

Ко = ДС / В.

— НДС (расчет по ставке 18%):

— налог на прибыль:

Методика 5.

ДС = В — МЗ,

Ко = Нсс / ДС,

Кнпр = Нпр / ДС,

Нпр = 0,24 x .

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

Т ема 16. Статистика государственных финансов (часть 2)

СТАТИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  1. Основные понятия налогообложения.
  2. Классификация налогов в РФ.
  3. Учет налогов на счетах СНС.
  4. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения.

1. Основные понятия налогообложения

Статистика налогообложения является разделом статистики государственного бюджета.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой сово­купность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на всей территории страны.

Как самому расчитать налоговую нагрузку и оценить налоговые риски

Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст. 80 НК РФ).

Объект налога — доходы, стоимость отдельных товаров, отдель­ные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользова­ние ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.

Субъект налога — налогоплательщик, т.е. физическое или юри­дическое лицо.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нара­стающими итогами в отчетности, наличием инфляционной со­ставляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изме­нения налоговых поступлений на макро- и микроуровнях.

Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Исполь­зующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применя­ются различные алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов.

  1. Классификация налогов в РФ

Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций. Под классификацией налогов в статистике понимаются их груп­пировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применя­емые налоговыми и статистическими организациями в практичес­кой деятельности.

Рисунок1 — Классификации налогов в РФ

По характеру использования налоги классифицируются на:

  • общие налоги, поступающие в казну государства (субъекта Федерации), конкретное направление использования которых зара­нее неизвестно;
  • специальные налоги и сборы, имеющие строго определенное назначение и обычно формирующие внебюджетные фонды.

По характеру изъятия:

  • Прямые налоги зависят от величины доходов и размера имуще­ства.
  • Косвенные налоги от доходов не зависят и включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.

Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налога­ми - совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).

  1. Учет налогов на счетах СНС

Налоги учитываются на различных счетах СНС. В СНС учитываются т.н. «чистые» налоги, т.е. налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Таблица 1 — Учет налогов на счетах СНС

Счет Налоги Примечания
Производства,

«Ресурсы»

На производство и импорт, включают За вычетом субсидий
а) Налоги на продукты: Налоги, взимаемые пропорциональ­но количеству или стоимости товаров и услуг
НДС,
Налог с продаж
Акцизы, гербовые сборы за продажу некоторых товаров
Платежи фискальных монополий Средства, полученные пред­приятиями-монополистами за счет превышения пре-дельного уров­ня рентабель-ности и взысканные в доход бюджета
Налоги на операции с капиталом и финансовые операции, Уплачиваются предприя-тиями при покупке или продаже финан­совых и нефинансовых активов
Налоги на экспорт Экспортные пошлины, прибыли экспорт­ных монополий
Налоги на импорт Импортные пошлины, акцизы
б) Другие налоги на производство Связаны с использованием факторов производства
Платежи за пользование природными ресурсами
Земельный налог
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
Транспортный налог
Налоги на имущество предприятий
Целевые сборы На содержание милиции, благоустройство территорий и т.п.
Образования доходов,

«Использование»

Другие налоги на производство За вычетом субсидий
Распределения первичных доходов, «Ресурсы» Налоги на производство и импорт За вычетом субсидий
Вторичного распределения доходов Налоги на доходы и имущество, отчисления на социальное страхование, социальные пособия в денежной форме, страховые премии и возмещения, штрафы пенсии, пожертвования
«Ресурсы» Текущие трансферты полученные
«Использование» Текущие трансферты выплаченные
  1. Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения

Уровень налогообложения (налоговый пресс) в экономике изучается в двух направлениях:

  • внешнее (изу­чение уровня обложения по стране в целом);
  • внутреннее (исследова­ние распределения налогового бремени между социальными группа­ми и слоями населения).

Источни­ком информации для расчета показателей первой группы служат дан­ные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели.

Рисунок 2 — Система показателей статистики налоговых поступлений

В систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения входят:

I. Абсолютные показатели:

  1. сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней;
  2. сумма задолженности налогоплательщиков перед бюджетами разных уровней.

II. Относительные показатели:

  1. налогоемкость ВВП, т.е. доля налоговых поступлений в ВВП:

,

где Н – налоговые доходы.

  1. соотношение прямых и косвенных налогов;
  2. доля недополученных налоговых доходов (соотношение задол­женности по налогам и плановой величины налоговых поступлений);
  3. доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
  4. соотношение дефицита и налоговых доходов как косвенная характеристика возможного использования налогов для покрытия дефицита.
  5. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консо­лидированном бюджете;
  6. среднедушевая налоговая квота — отношение суммы изъя­тых налогов к средней численности занятого населения:

,

где Н – налоговые доходы;

— численность населения, занятого в экономике.

  1. Коэффициент уровня налогообложения по стране — отношение налоговой квоты к среднедушевому ВВП:

,

где ВВПН — объем ВВП в расчете на душу населения.

Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыс­лу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости:

,

где
— доля занятого населения в общей численности населения

В таком виде коэффициент можно интерпретировать как налогоемкость ВВП, скорректированную с учетом существующего уров­ня занятости. Чем ниже доля занятых в общей численности населе­ния страны (и выше соответственно уровень безработицы), тем больше значение коэффициента уровня налогообложения.

Таким образом, на уровень налоговой нагрузки на население влияет уровень занятости в стране.

Показатель налогоемкости ВВП очень информативен и при изучении тяжести налогового бремени, и при межстрановых сравнениях.

При вычислении ВВП распределительным методом (как суммы первичных доходов) имеем следующее соотношение:

ВВП = ОТ + ЧН + ВПЭ,

где ОТ — оплата труда наемных работников с отчислениями на соци­альное страхование;

ЧНПИ- чистые налоги на производство и импорт (косвенные налоги);

ВПЭ — валовая прибыль экономики/валовые смешанные доходы.

Часть ВВП, которая приходится на чи­стые налоги на производство и импорт, покажет налоговую нагруз­ку на общество в целом в процессе образования валовых доходов экономики. Динамика доли ЧНПИ в ВВП покажет направление, в котором развивается экономика страны с точки зрения фискально­го характера распределения доходов.

  1. Пофакторный анализ динамики налоговых поступлений

В начале 1980-х гг. получила признание бюджетная концепция А. Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией от таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уро­вень будет превышен, рост налоговой ставки не увеличит, а сократит до­ходы в бюджет (т.н. «кривая Лэффера»), так как субъекты на­логообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности, сокращение инициативы, а, следовательно, и разви­тия производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций.

Поскольку в составе доходов бюджета наибольшую долю занимают налоговые поступления. Поэтому в статистике большое внимание уделяется выявлению влияния отдельных факторов на изменение суммы каждого налога и общей суммы.

Исходными для налоговых доходов могут быть три фактора:

  • численность налогоплательщиков, T
  • стоимостное выражение налогооблагаемого показателя, приходящегося на одного налогоплательщика (налоговая база), S

,

где D – налогооблагаемая сумма,

T – число налогоплательщиков.

  • процентная ставка налога K.

Произведение уровней этих трёх факторов даёт сумму уплаченного налога:

Индексы данных показателей будут связаны аналогичной зависимостью:

Влияние каждого фактора на абсолютное изменение общей суммы уплаченного налога можно оценить любым способом: индексным методом, методом подстановок или методом арифметических разниц:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения численности налогоплательщиков:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой базы:

Абсолютное изменение суммы уплаченного налога за счет изменения налоговой ставки:

При отсутствии данных о численности налогоплательщиков сумму внесённого налога можно представить в виде двухфакторной модели, где факторами являются:

  • сумма облагаемого дохода (количественный показатель), D = T S ;
  • процентная ставка налога (качественный показатель), K:

Если рассматривать общую сумму полученных налогов, можно использовать трехфакторную модель, в которой отдельно оцениваются структурные сдвиги в налогооблагаемой сумме:

где — средняя налоговая ставка по различным видам налога;

— доля налогооблагаемой суммы конкретного налога в общей налогооблагаемой сумме.

Тогда система взаимосвязанных индексов имеет вид:

,

где
— простой общий индекс налогооблагаемой суммы. Он характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет изменения налогооблагаемой суммы.

— индекс структурных сдвигов. Показывает влияние на относительное изменения налоговой суммы структурных сдвигов в налогооблагаемой сумме.

— индекс налоговой ставки постоянного состава. Характеризует относительное изменение налоговой суммы за счет среднего изменения налоговых ставок по отдельным видам налогов.

Разность числителя и знаменателя каждого индекса покажет влияние соответствующего показателя на абсолютное изменение налоговой суммы.

Литература

  1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экономистъ, 2004
  2. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005
  3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002
  4. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Б.И.Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  5. Статистика: курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996

Курс лекций по Статистике. ВЗФЭИ

Раздел «Социально-экономическая статистика» Липецк

Смотрите также:
Система макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения
Изменения в правилах применения Упрощенной системы налогообложения в 2009 году
Комплекс показателей соко и методика их расчёта в моу сош №16 г о. Электрогорск Московской области
Упрощенная система налогообложения статья 346. 11
Настоящая Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств
Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель» требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) Территория
Пример расчёта штатной численности «условного» Управления Для расчета штатной численности
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 – 2013 годы
Е. В. Методика выявления количественных показателей истинности, информативности и информационной плотности текстов // Система языка: синхрония и диахрония: Межвузовский сборник
Alpinresort sport & spa reitherhof (Заальбах)
Государственная демографическая политика
Методики расчета демографических показателей адыгея 20 30-е гг. XX в

Главная — Статьи

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

— сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

— в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

— сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

— сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН — абсолютная налоговая нагрузка; НП — налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП — уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД — недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД — ВР

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

— на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

— в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

— отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В — МЗ

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений. Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты.

Налоговая нагрузка по НДС: 2 примера расчета, проводки

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

— доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

— удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

— удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

— НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

— страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот;

— налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 — (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот;

— налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 — НДС — Кот — Ка) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 — Кот — Ка).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот — 0,24Ка).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

— в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е. не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

— налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

— добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В — МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

— удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс — сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

— доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр — сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Нпр = 0,24 x .

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 — Кот — Ка — Кнсс — Кнпр ‘).

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр ‘.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ‘ — 0,24Ка).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС — КБ) x 100%,

где НП — начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС — сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ — заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

11.05.2017

Налоговая нагрузка - ключевой показатель для налоговых инспекторов. Она показывает, какую долю по отношению к вашей выручке занимают начисленные вами налоги. Старший партнер компании «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего нового проекта рассказывает о том, как налоговики могут использовать информацию о ваших налогах против вас и объясняет, почему #cхемыбольшенеработают.

Низкая нагрузка - это сигнал к тому, что налоги занижены. Таких плательщиков инспекция берет на особый контроль: проверяет выписки по счетам, вызывает на комиссии, ищет среди их контрагентов фирмы-однодневки. Если предпроверочный анализ подтверждает, что нагрузка низкая из-за нарушений, плательщику назначают выездную проверку.

Как посчитать налоговую нагрузку

Нагрузка считается в процентах отдельно по каждому году по формуле:

Налоговая нагрузка= ((Сумма начисленных налогов за год)/(Сумма выручки за год))?100%

Для расчета берут именно начисленные, а не уплаченные за год налоги. Это потому, что начисление может быть в одном году, а уплата перейти на следующий. Если считать по уплате, то нагрузка может оказаться меньше, чем на самом деле.

Данные о начисленных налогах нужно взять из деклараций.

В расчет идут также налоги, которые начислены в качестве налогового агента, например, НДФЛ. А вот страховые взносы за работников не участвуют в расчете.

Сумму выручки организации берут из строки 2110 “Выручка” годового отчета о финансовых результатах.

Предприниматели берут выручку (доход) из декларации 3-НДФЛ или по УСН.

Налоговая инспекция может отдельно проверять нагрузку по налогу на прибыль. Она считается по формуле:

Нагрузка по налогу на прибыль=((Сумма начисленного налога на прибыль)/(Сумма выручки и внереализационных доходов))? 100%

Данные нужно взять из декларации по налогу на прибыль.

Чтобы понять, нормальная у вас нагрузка или нет, нужно сравнить ее со средней по России по тому виду деятельности, который для вас основной.

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Для этого нужно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (доступно по ссылке: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/) выбрать наиболее подходящий вид деятельности и в колонке с нужным годом посмотреть значение. Оно и будет нормативом, с которым нужно сравнить свою нагрузку за этот год.

Например, средняя нагрузка по виду деятельности “Оптовая торговля” в 2015 г. равна 2,4%, а по строительству - 12,7%.

Каждый год в начале мая ФНС России публикует данные о налоговой нагрузке за прошедший год. То есть, в 2017 г. будут доступны данные о нагрузке за 2016 г. и ранее.

Если вы отдельно рассчитываете нагрузку по налогу на прибыль, то тут такие нормативы: не менее 1% для торговых организаций и не менее 3% для всех остальных.

Те плательщики, у которых нагрузка ниже средней по России попадают в особый список, с которым работают специалисты по планированию выездных проверок.

– информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #1 расчета налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
  7. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.









2024 © voenkvm.ru.