Как Питерская ГИТ Дискредитирует Центральную Власть! На что может обратить внимание инспекция труда в ходе проверки Новые проверочные листы гит


Порядок проверки ГИТ в 2019 году изменился. Узнайте, что проверит трудовая инспекция и какое наказание грозит для организации, если выявят нарушения

Читайте в нашей статье

Проверка трудовой инспекции в 2019 году

На весь процесс отводится не более 20 дней. ГИТ может запрашивать как оригиналы документов, так и их копии. Все документы, передаваемые инспекторам, должны сопровождаться описью, дабы потом их можно было истребовать назад. Такой аудит может быть как выездным, так и документальным.

При выездном варианте придется приготовить для работы трудовых инспекторов отдельное помещение с доступом в интернет.

На наш взгляд, документальные проверки более приоритетны для ЮЛ. Придется копировать массу документов, но будет немного времени, чтобы подготовить недостающие или поправить имеющиеся. Тогда как при выездной инспекции этого сделать не получится.

Не стоит предоставлять бумаги, которые не запрашивали, даже если они оформлены безукоризненно. Это может повлечь цепную реакцию и аудитору захочется увидеть и другую сопутствующую документацию, что прямо пропорционально увеличивает риск нарваться на штраф.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основанием для проведения внеплановой проверки является аудит выданных ранее предписаний и обращения работников. Но большую долю занимают инспекции жалоб сотрудников. Поэтому крайне важно в деятельности предприятия внимательно относиться к персоналу и где-то идти на компромисс. Ведь найденные нарушения могут обойтись дороже.

При внезапных инспекциях срок оповещения работодателя уменьшен до минимума и составляет всего 24 часа. А при существенном риске уничтожения компрометирующих сведений или обстоятельств ЮЛ могут и совсем не предупредить.

При внеплановых проверках есть определенная цель - отстоять права обращающегося сотрудника, поэтому инспектора начинают с аудита той документации, которая позволит раскрыть, подтвердить или опровергнуть факт нарушения трудового законодательства. При этом нанимателю стоит помнить, что проверяющие изначально находятся на стороне сотрудника, так как он априори слабая сторона.

Применение этого подхода началось с 2019 года. Основные критерии отнесения предприятия к тому или иному классу:

  • вид экономической деятельности;
  • численность персонала;
  • долги по зарплате за последние 3 года;
  • наличие несчастных случаев за последние 3 года.

Ранее проверять планово компании можно было только 1 раз в 3 года. После внедрения новой системы этот промежуток сократился до 2 лет для высокорисковых предприятий.

Если компания не согласна с присвоенной ей категорией, она может обжаловать это решение в Роструде.

Использование чек-листов трудовыми инспекторами

Какие документы будут планово проверять, раньше было загадкой. С 2019 года Роструд вводит новый инструмент для проверяющих инспекторов. Теперь в ходе проведения аудита сотрудник ГИТ заполняет специальные “чек-листы”, которые доступны для скачивания на сайте Роструд а. Каждый из них раскрывает конкретную тему.

Перед проведением плановой инспекции ГИТ работодатель может по соответствующим "чек-листам" сам проинспектировать состояние кадровой системы и привести ее в должный вид.

Подготовка к проверке ГИТ

Надо готовиться к аудиту или нет - решать каждому конкретному руководителю самостоятельно. Нам кажется, что проверить стоит не только наличие всех нужных документов, но и присутствие подписей. Ведь легче предотвратить ошибки, чем платить за них.

Часто встречается и задержка заработной платы. Наказание за это нарушение не ограничивается только штрафами. Если задержанные суммы значительны, возможна и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Штрафы за неточности в ЛНА также нередки и составляют от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Порядок проверки организаций и предпринимателей Государственной инспекцией труда (ГИТ) регламентирован ст. 360 ТК РФ. В статье разберем, как проводится проверка работодателя трудовой инспекцией, каков порядок уведомления организации о плановой проверке, уведомляет ли ГИТ работодателя о внеплановой проверке по жалобе работника.

Проверка работодателя трудовой инспекцией: общие положения

На основании ст. 360 ТК РФ ГИТ уполномочена осуществлять проверку организаций ИП с наемными работниками с целью контроля за соблюдением работодателями норм трудового законодательства. Проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке.

Когда проводится плановая проверка ГИТ

ГИТ проводит плановые проверки на основании категории риска, который присваивается организации в порядке, установленном ФЗ-294 от 26.12.2008 года (с учетом внесенных изменений):

  • категория высокого риска – 1 раз в 2 года;
  • категория значительного риска – 1 раз в 3 года;
  • категория среднего риска – 1 раз в 5 лет;
  • категория умеренного риска – 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

Присвоение организации определенной категории риска осуществляется на основании оценки работодателя, проведенной ГИТ с учетом следующих показателей:

  • наличие жалоб в ГИТ на работодателя за последние несколько лет;
  • наличие предписаний ГИТ о нарушении трудового законодательства;
  • задолженности работодателя по оплате налогов, сборов;
  • прочие случаи нарушения работодателем действующего законодательства, зафиксированные контролирующими органами.

После присвоения категории риска организации ГИТ включает работодателя в график плановых проверок. На официальном сайте Роструда работодатель может найти информацию о сроках проверок, установленных для организаций категорий значительного и высокого риска (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

Для того, чтобы выяснить, грозят ли организации проверки ГИТ в ближайшее время, работодателю необходимо:

  • зайти на официальный сайт Роструда (rostrud.ru);
  • перейти по ссылке на план проверок (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/);
  • выбрать одну из категорий риска;
  • выбрать регион;
  • проверить, включена ли организация в график проверок.

Основания для внеплановых проверок ГИТ

Статьей 360 ТК РФ содержат закрытый список оснований, в соответствие с которыми трудовая инспекция вправе провести внеплановую проверку работодателя. Виды внеплановых проверок можно условно разделить на 3 группы.

Группа 1 – Внеплановая проверка по истечению срока действия предписания ГИТ

При нарушении работодателем положений трудового законодательства ГИТ вправе выдать организации предписание об устранении выявленных нарушений. В срок, установленный предписанием, работодатель обязан предпринять меры по устранению нарушений и уведомить об этом ГИТ в письменном виде. В случае если по истечению срока действия предписания ответа от работодателя не поступило, ли сотрудниками трудовой инспекции необходимо на месте убедиться в факту устранения нарушений, ГИТ назначает внеплановую проверку.

Группа 2 – Внеплановая проверка по жалобе работника

Трудовое законодательство гарантирует гражданам соблюдение трудовых прав на рабочем месте. В случае нарушения работодателем положений ТК, сотрудник вправе подать жалобу в ГИТ.

Трудовая инспекция назначает внеплановую проверку в случае, если в адрес ГИТ поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем:

  • порядка оплаты труда (задержка выплаты заработной платы, неоплата переработок, т.п.);
  • обязательств по обеспечению безопасных условий труда (сотрудник работает в условиях, которые содержат угрозу жизни, здоровью, работодатель не обеспечил работника СИЗ в установленном порядке);
  • правил трудового распорядка (привлечение работника к сверхурочное работе без его согласия);
  • обязательств по обеспечению отдыха (отказ в предоставлении дней отпуска);
  • прочих условий, предусмотренных трудовым законодательством.

Кроме того, в 2018 году расширен список основании, в соответствие с которыми ГИТ может назначить внеплановую проверку. Речь идет о следующих нарушениях:

  • уклонение от заключения трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение договора ГПХ в случае, когда между работником и работодателем установлены трудовые отношения.

Если в трудовую инспекцию поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем правил заключения трудового договора, то внеплановая проверка в ГИТ в таком случае производится незамедлительно, без предварительного уведомления работодателя.

Группа 3 – Внеплановая проверка по инициативе прокуратуры

Основанием для внеплановой проверки также может выступать приказ, подписанный руководителем органа ГИТ и составленный на основании требований прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Как проводится плановая проверка ГИТ

Плановая проверка ГИТ проводится в соответствие со следующими этапами:

  1. После присвоения организации определенной категории риска, ГИТ включает работодателя в график плановых проверок и публикует информацию на официальном сайте Роструда.
  2. Работодатель может в любое время ознакомиться с графиком плановых проверок ГИТ на сайте. Дополнительное письменное уведомление о предстоящей плановой проверке трудовая инспекция не направляет.
  3. Перед началом проверки орган ГИТ составляет приказ, в котором указывает цели и задачи проверки, а также период, в течение которого трудовая инспекция будет проверять работодателя. Бланк приказа можно скачать здесь ⇒ .
  4. Во время проверки ГИТ вправе запрашивать у работодателя необходимые документы, а также проводить осмотр производственных помещений, беседовать с сотрудниками, т.п.
  5. По окончанию проверки ГИТ оформляет акт, в котором описывает результаты проведенных мероприятий (бланк акта можно скачать здесь ⇒ ). В случае выявления нарушений, ГИТ выдает работодателю предписание о необходимости их устранений.

Проверка работодателя трудовой инспекцией по жалобе работника

При нарушении трудовых прав работник вправе оформить жалобу на работодателя в ГИТ, на основании которой трудовая инспекция назначает и проводит внеплановую проверку организации-работодателя.

Этап-1. Подача жалобы в ГИТ

Действующим законодательством не установлена форма, согласно которой работник обязан подать жалобу в ГИТ, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием:

  • наименования органа ГИТ, в который подается заявление;
  • информации о заявителе (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • даты составления обращения.

При составлении жалобы работник должен.

  • указать место работы (должность, структурное подразделение, полное наименование работодателя), основания трудовых отношений (трудовой договор №___ от ____ года );
  • изложить суть претензии, опираясь на конкретные факты (например, зарплата за май 2018 выплачена с задержкой 20 дней ) и ссылаясь на нормативные документы (ТК, НК, ГК, т.п.);
  • приложить документальные основания, подтверждающие нарушение работодателя трудовых прав работника (например, банковская выписка с информацией о выплате зарплаты позже установленного трудовым договором срока ).

Для признания жалобы действительной обязательно наличие на документе собственноручной подписи работника.

Работник может подать жалобу, лично отправившись в территориальный орган ГИТ, либо оформив электронную заявку на сайте трудовой инспекции (https://онлайнинспекция.рф).

Срок подачи жалобы в ГИТ – не позже истечения 3-месячного срока с момента, когда работник узнал о нарушении собственных трудовых прав.

Этап-2. Назначение внеплановой проверки

ГИТ рассматривает заявление от работника в течение 30-ти календарных дней с момента обращения (жалобы о незаконном увольнении – в течение 10-ти дней).

По истечении установленного срока ГИТ назначает внеплановую проверку работодателя, а работнику направляет письменный ответ о мероприятии, предпринятом в отношении поступившей жалобы.

В общем порядке ГИТ обязана уведомить работодателя о внеплановой проверке не позже чем за 24 часа до ее начала. При этом трудовая инспекция может не уведомлять работодателя, если внеплановая проверка назначена в связи с:

  • причинением работнику вреда здоровью по вине работодателя;
  • уклонением работодателя от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление трудовых отношений, т.п.

Данный порядок закреплен в ст. 360 ТК РФ.

На своем сайте Роструд вывесил утвержденный список работодателей, которые относятся к высокой степени риска.

К ним придут с плановыми проверками.

Ищите себя по региону, откроется файл Excel, где компании приведены по ИНН и названию.

Что такое риск-ориентированный подход

Работодателей делят по категориям риска. Риск-ориентированный подход к проверкам используется Рострудом с 1 марта 2017 года.

К компаниям, которым попали в список с высоким риском, придут с плановой проверкой раз в 2 года.

С кем объединяются трудовые инспекторы

Недавно руководитель Роструда Всеволод Вуколов рассказал о том, что его ведомство тесно сотрудничает со Следственным комитетом, Прокуратурой по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

В 2016 году в суды было направлено 697 уголовных дел за невыплату заработной платы. В первом полугодии 2017 года было направлено 402 уголовных дела.

Как будут проходить проверки с 2018 года

С 2018 года проверки трудовых инспекций будут проходить по принципиально новым правилам.

Контролировать соблюдение Трудового кодекса в организациях и у ИП инспекторы будут по проверочным листам. Постановление от 8 сентября 2017 года № 1080 подписано Дмитрием Медведевым и опубликовано на сайте Правительства.

Изменения внесены в Постановление от 1 сентября 2012 года № 875, регулирующее вопросы надзора в сфере труда.

При проведении контроля обязательно должны использоваться проверочные листы, а предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включённых в эти листы. То есть задавать какие-то другие вопросы, по идее, трудовые инспекторы не смогут.

При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы будут применяться с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года — при плановых проверках всех работодателей.

Где посмотреть проверочные листы

50 проверочных листов обнародовала на своем сайте Федеральная служба по труду и занятости.

Все листы можно скачать в формате Excel.

Каждый лист — по какому-то вопросу: правильности трудовых договоров, режиму работы сотрудников, трудоустройству инвалидов и женщин с детьми, например.

Вот так, например, выглядит лист с вопросами о трудовых договорах. Нажмите на картинку, она увеличится.

Список документов, который присылает ГИТ перед проверкой, очень велик, в нем насчитывается более 70 пунктов. Их можно разделить на блоки по темам:

1. Уставные документы

2. Документы по оплате труда

3. По кадровому учету:

  • трудовые договоры и доп. соглашения;
  • и изменения к нему;
  • приказы - прием, увольнения, переводы, отпуск;
  • трудовые книжки и ;
  • локальные нормативные акты (ЛНА).

4. По охране труда (ОТ):

  • регламентирующие документы - приказы, ЛНА, должностные инструкции;
  • документы по медосмотрам, обучению;
  • и др.

5. Документы на иностранных работников.

Список может быть расширен в ходе проверки, если потребуются дополнительные сведения.

Этап 2. Наиболее важные направления

Объем проверяемых направлений работы может заставить поволноваться даже опытных специалистов. На что в перечисленном перечне обратят внимание в первую очередь? Самыми проверяемыми моментами являются:

  1. Задолженность по зарплате - наличие или отсутствие.
  2. Своевременность выплат заработной платы и отпускных, а также пособий.
  3. Наличие и содержание трудовых договоров.
  4. Наличие графика отпусков и его исполнение.
  5. Правильность оформления увольнений и расчета.
  6. Трудовые книжки - наличие и правильность оформления.
  7. и ЛНА, связанные с оплатой труда.
  8. Документы по (в случае ее проведения).
  9. Все, что связано с охраной труда. Перечень зависит от наличия/отсутствия , производственных травм и т.д.

Этап 3. Трудовые договоры

Для начала нужно убедиться, что у всех работников они есть. Затем проверить содержание договоров, а именно - наличие в них всех основных условий. Для этого обращаемся к ст. 57 ТК РФ . К основным условиям относятся:

  1. Место работы.
  2. Трудовая функция.
  3. Размер оплаты и даты выплат.
  4. Дата начала работы.
  5. Характер работы.
  6. Условия труда на рабочем месте.
  7. Компенсации и льготы при их наличии.

Если какого-то из этих пунктов нет, нужно составить дополнительные соглашения и внести недостающую информацию.

Еще один шаг на этом этапе - проверка дополнительных соглашений. Определите, какие изменения произошли за время работы сотрудников и имеются ли в наличии все доп. соглашения. Особенно важны перемены оплаты труда, должности, условий труда.

Этап 4. Штатное расписание и ЛНА

Штатное расписание должно быть в любой организации. Обычно запрашивают актуальную редакцию документа и последние изменения к нему. Проверьте, нет ли в вашем штатном «вилок» окладов и совпадает ли зарплата на одних и тех же позициях. Другими словами, по должности «менеджер» в одном и том же отделе не может быть разных окладов, так же, как и не может быть цифры «20 000 - 25 000». Также важно соответствие размеров выплат региональному минимуму зарплаты на текущий год.

Обязательные ЛНА - Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и Положение об оплате труда (премировании). ПВТР должны содержать разделы:

  1. Порядок приема, перевода и увольнения.
  2. Права и обязанности работника и работодателя.
  3. График работы, рабочее время и время отдыха.
  4. Оплата труда и поощрения.
  5. Ответственность сторон.

Положение о премировании должно быть, если премии в организации есть. Если присутствует другая система оплаты, «Положение об оплате труда» или иной ЛНА должен ответить на все вопросы проверяющих об основании выплат работникам.

Остальные ЛНА представляют интерес для ГИТ, если имеют отношение к льготам, компенсациям и другим денежным поступлениям. «Положение о командировках», например, может быть запрошено на проверку, если в вашей организации увеличены суточные выплаты. А вот «Регламент внешнего вида специалиста», «Положение о документообороте» и т.д. вряд ли удостоятся внимания проверяющих.

Этап 5. График отпусков

Графики отпусков имеют небольшой срок хранения - 1 год, так что направить усилия следует на текущий и прошедший годы. Знакомить работников с графиком законом не предусмотрено, но зато предусмотрено, что работник длжен быть уведомлен о предстоящем отпуске за две недели. Сроки уведомлений инспекция проверять очень любит. Если в вашей организации принято разделять отпуск на части, это должно быть прописано в ПВТР или в Положении об отпусках. О том, что соглашение с работником о разделении отпуска достигнуто, могут свидетельствовать заявления с просьбой внести в график несколько частей отпуска.

Проверьте совпадение графика с фактическими отпусками, если знаете, что он иногда не соблюдается. В каждом случае перенесения отпуска нужно оформить заявление работника о переносе и приказ. Если в месяце несколько перенесений, приказ может быть один на все изменения.

В график нужно вписать даты фактически предоставленных отпусков и основания их переноса - заявление, приказ.

И, конечно, утвержден сам график должен быть не позднее, чем за 15 дней до начала года, на который он составлен.

Этап 6. Личные карточки и приказы

Личные карточки Т-2 должны содержать максимум запрашиваемой информации. Проверьте наличие записей о переводах, изменениях оклада и предоставляемых отпусках. Данные можно ввести как вручную, так и в печатном виде. Обязательно возьмите подписи работника в графе "Прием и переводы" напротив каждого вписанного приказа.

Приказы о приемах и увольнениях имеют срок хранения 75 лет, так что имеет смысл вести их аккуратно, независимо от проверок. Каждый приказ должен иметь под собой основания - заявление, трудовой договор, соглашение сторон и т.д. Обязательным является своевременное ознакомление с приказом работника. Недопустимо составлять документ "задним числом". Дата приема на работу должна совпадать с датой приказа или быть более поздней.

Приказы на отпуск нужно проверить на наличие и соответствие графику отпусков. Также важно взять подписи сотрудников в приказах перед отпуском, лучше за 2 недели, если у вас нет практики письменного извещения о предстоящем отпуске.

Этап 7. Охрана труда

Это направление является одним из самых проверяемых, подойти к нему нужно максимально серьезно. Независимо от специфики предприятия, в организации должны быть:

  1. Специалист по охране труда (ОТ), если в компании более 50 чел., либо лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, если численность меньше 50 чел.
  2. Документы, подтверждающие .
  3. Инструкции по охране труда.
  4. Документы по (СОУТ)

В организациях, где имеются вредные условия труда, список значительно расширяется, его дополняют также первичный и периодический инструктаж и журналы по нему, дополнительные инструкции, документы по медосмотрам.

Если СОУТ еще не проведена, но уже есть приказ о ее проведении, а также , проверяющие не будут наказывать за отсутствие спец. оценки. В обратном случае вам может грозить штраф.

В целом по охране труда стоит проверить наличие всех подписей в журналах, соответствие дат приема и инструктажа, а при обнаружении пробелов - восстановить по максимуму.

Этап 8. «Особые» сотрудники

Пристальное внимание ГИТ уделяет следующим категориям работников:

По этим работникам проверяются все составленные на них бумаги: договоры, приказы, положения о гарантиях и компенсациях. Важно проверить содержание договора по каждому такому сотруднику: есть ли там информация о сокращенном дне для инвалидов или об основаниях срочного договора у иностранца. Если день сокращен, это отражается в табеле, нужно проверить и его.

В заключение хочется напомнить, что на подготовку документов при плановой проверке дается 10 дней, так что даже за этот срок можно многое успеть. И еще - не спешите подписывать акт проверки, внимательно читайте все замечания, порой работодателям удается доказать свою правоту еще до предписаний и штрафов. В случае несогласия с результатами не спешите оплачивать штраф, вы имеете право в суде, и только после его решения будет ясно, осталось ли постановление трудовой инспекции в силе.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Ежегодно Роструд составляет план, определяющий работодателей, которых будут проверять в следующем году. Этот план согласуется с прокуратурой и находится в свободном доступе. Для того чтобы проверить, включена ли ваша организация в план проверок, необходимо посетить сайт инспекции по труду http://git78.rostrud.ru/plan/ или сайт прокуратуры http://procspb.ru/plan-proverok . В информации, размещенной на этих сайтах, кроме прочего, будет указан месяц проведения проверки, основания ее проведения, вид проверки (В - выездная или Д - документарная), а также название органа государственного контроля (надзора), с которым совместно данная проверка будет проводиться. Утвержденный план в течение года не корректируется.

Заглянуть в этот план будет нелишним перед тем, как утверждается график отпусков на следующий год с тем, чтобы в указанный в графике месяц проверки ключевые сотрудники не оказались в отпуске. А если вы уже график утвердили, то, при необходимости, его придется скорректировать. Извлечение из плана проверок на 2016 год приведено в таблице 1.

Кроме того, если в плане проверок вы видите неправомочное основание ее проведения (например, не прошло 3 года с даты государственной регистрации юрлица), то вам следует написать об этом письмо в государственную инспекцию труда, приложить копии подтверждающих документов, и тогда проверка не состоится. Как показывает практика, около 10% компаний, попадающих в план проверок, оказываются в нем без законных оснований.

Таблица 1

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год (извлечение)

Характер, виды, основания, сроки и цели проведения проверок приведены в таблице 2.

Таблица 2

Проверки ГИТ: виды, основания, сроки проведения

Характер проверок

Плановые

Внеплановые

Предмет проверки

  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами;
  • Ø соответствуют ли обязательным требованиям сведения, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
  • Ø Соблюдение организацией обязательных требований нормативных правовых актов;
  • Ø выполнение предписаний компетентных органов;
  • Ø проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Основания для проведения

Проводится по истечении трех лет со дня:

1) государственной регистрации юрлица;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;

3) начала осуществления предпринимательской деятельности юридическим лицом.

1) Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;

2) поступление в инспекцию труда обращения и заявления о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

Если в федеральную инспекцию труда поступили:

а) обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;

б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (ст. 219 ТК РФ);

Издание руководителем инспекции труда приказа (распоряжения) по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок уведомления

Не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала любым доступным способом.

Не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

В случае, когда уведомление о проверке может нанести ущерб ее эффективности и позволит скрыть факт нарушения - уведомление работодателя о предстоящей проверке не допускается.

Полученное от ГИТ уведомление следует зарегистрировать в регистрационном журнале для входящей корреспонденции в целях фиксации срока уведомления.

Сроки проведения

Общее правило - срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

Для субъектов малого предпринимательства срок проведения плановой проверки составляет:

  • 50 часов - для малого предприятия;
  • 15 часов - для микропредприятия.

При проведении внеплановой выездной проверки, а также документарной проверки субъектов малого предпринимательства применяется общеустановленное правило - 20 рабочих дней.

При необходимости трудовая инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов.

Если инспекция труда приняла решение о продлении сроков проверки, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за 3 рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Для юрлица, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ одновременно, сроки проверки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, обособленному подразделению, представительству, но при этом общий срок не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Виды проверок

Выездные

Документарные

Место проведения

На территории работодателя.

На территории проверяющего органа власти.

Плюсы и минусы видов проверок

Плюсы - не нужно копировать, заверять, сшивать и передавать для проверки большое количество документов.

Минусы - проверяющие могут запросить любой документ. Также инспекторы могут проверить помещения, занимаемые компанией, задавать вопросы персоналу.

Плюсы - документы для проверки запрашиваются заранее, есть возможность их подготовить.

Если контролирующему органу будет недостаточно предоставленных документов для проведения проверки в полном объеме, то в адрес работодателя может быть направлен запрос о предоставлении дополнительной информации.

Работодатель обязан предоставить указанные в запросе документы или иную информацию в течение десяти рабочих дней.

Минусы - при большом документообороте придется готовить большое кол-во документов, составлять описи и передавать документы по акту.

Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 983383-6 , которым предлагается установить специальные штрафы за задержку выплаты заработной платы, повысить проценты, предусмотренные статьей 236 Трудового кодекса, увеличить срок обращения работников в суд, разрешить инспекторам ГИТ проводить внеплановые проверки без согласования с органами прокуратуры.

В проекте предполагается, что в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже МРОТ инспекторы ГИТ получат право на проведение внеплановой проверки работодателя. Сейчас для проведения такой проверки требуется наличие жалоб и согласие органов прокуратуры.

Автором законопроекта является Правительство России, поэтому вероятность того, что в ближайшее время Госдума рассмотрит и примет этот законопроект, весьма высока. Таким образом, в ближайшем будущем, количество внеплановых проверок может существенно увеличиться.

Согласно информации, размещенной на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу, за 2015 год было проведено 7153 проверки, из них всего 1170 проверок выездных, остальные 5983 - документарные (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1

По проведенным проверкам за 2015 год можно сделать вывод, что в 78% случаях проведения проверок ГИТ основанием для проведения являлись обращения граждан и только 16% - были плановыми проверками (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2

По еженедельным отчетам, размещаемым на сайте трудовой инспекции по г. Санкт-Петербургу за 2016 год, можно сделать следующие выводы:

1) в 85 случаях из 100 проверки заканчиваются выявлением правонарушений;

2) из выявленных нарушений более половины касаются охраны труда на предприятии;

3) средний размер административного штрафа составляет 50 000 руб.

Права работодателя при проведении выездной проверки

По требованию работодателя проверяющие обязаны предъявить служебные удостоверения.

Перед началом проверки руководитель организации (представитель) должен получить под роспись копию распоряжения (приказа) руководителя ГИТ, ее обязаны предоставить лица, проводящие проверку.

Работодатель наделен правом запрашивать у должностных лиц всю информацию о том органе, который направил их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней ч. 3 ст. 14 .

Руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения п. 1 ст. 21 , абз. 2 п. 8 и проверяющие не имеют права этому препятствовать.

Работодатель имеет право на ознакомление со всеми административными регламентами мероприятий по контролю и порядку их проведения на тех объектах, которые юридическое лицо использует при ведении своей деятельности.

Если руководитель организации (уполномоченный представитель) отсутствует при проведении проверки - выездная проверка (плановая, внеплановая) не может проводиться. Исключением являются случаи, когда проводится проверка по таким основаниям как: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия.

По окончании проверки инспектор должен составить акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) ставит свою подпись, тем самым подтверждая, что ознакомлен с результатами проведенных мероприятий ч. 1 ст. 16 , абз. 1 п. 61 .

Если работодатель не согласен с выводами или фактами, изложенными в акте по результатам проверки (либо в предписании об устранении выявленных нарушений), он может представить свои возражения в письменной форме. Возражения представляются в орган, производивший мероприятия по контролю в течение 15 дней, с даты получения акта проверки ч. 12 ст.16 , абз. 1 п. 63 .

Если у организации есть документы, которые могут подтвердить обоснованность возражений, то к акту прикладывают заверенные копии таких документов.

Работодатель обладает правом обжаловать в административном или судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, в результате которых были нарушены его права ст. 254 ГПК РФ .

Если к работодателю было применено административное наказание по результатам проверки - его тоже можно оспорить. Для этого следует представить документы, свидетельства или иные аргументы, которые могут подтвердить вашу правоту.

Работодатель также имеет право обратиться с иском в суд о взыскании вреда или упущенной выгоды, которые были причинены действиями (бездействием) должностных лиц органа государственного контроля, и которые были признаны неправомерными ст. 22 .

Обязанности работодателя при выездной проверке

Работодатель обязан предоставлять для проверки документы только в том случае, если до выездной не была проведена документарная проверка ч. 5 ст. 12 , абз. 7 п. 8 .

Если передаются оригиналы документов, то лучше всего оформлять такую передачу письменно. Сделать это можно в виде акта приема-передачи или описи.

При подготовке документов работодатель должен руководствоваться порядком передачи персональных данных работников, который предусмотрен ст. 88 ТК РФ . А именно: в акте нужно указать, что передаваемые данные могут быть использованы только для процедур по контролю.

Руководитель проверяемой организации обязан лично присутствовать при проведении проверки, либо обеспечить присутствие уполномоченных представителей, которые отвечают за организацию и проведение мероприятий по выполнению всех обязательных требований в сфере труда и его охраны ч. 1 ст. 25 , абз. 9 п. 8 .

Кроме того, работодатель обязан обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, а также в здания, строения, и помещения, которые используются организацией при осуществлении ее хозяйственной деятельности, а также к оборудованию и транспорту.

Оформление результатов проверки

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах, типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 .

Один экземпляр вручают руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись. Если руководитель отказывается ставить свою подпись - на акте делается соответствующая запись.

Все юридические лица и предприниматели должны вести журнал учета проверок согласно ч. 8 ст. 16 и, в свою очередь, работодатель вправе потребовать от проверяющих произвести запись в таком журнале.

В случае выявления правонарушений по результатам проведенной проверки государственные инспекторы труда одновременно с актом имеют право предъявлять работодателям либо их представителям предписание об устранении нарушений трудового законодательства ч. 3. ст. 16 , абз. 4 п. 60 .

Предъявленные предписания являются обязательными для исполнения ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования предписания не должен превышать:

  • 15 дней, если обжалование производится вышестоящему руководителю или Главному государственному инспектору труда РФ п. 12 ст. 16 .
  • 10 дней при обжаловании в суд ч. 2 ст. 357 ТК РФ .

Срок обжалования начинает исчисляться с даты получения работодателем предписания, приложенного к акту проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства и сроки привлечения к ответственности, которые установлены ст. 4.5 КоАП РФ , еще не истекли, инспектор в дополнение к акту составляет протокол об административном правонарушении абз. 6 п. 60 Регламента , п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ .

Может случиться, что в ходе проверки будут допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок, тогда, согласно ч. 1 ст. 20 , ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Результаты таких проверок подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) либо судом на основании заявления работодателя.

Грубыми нарушениями при проведении проверок являются (ч. 2 ст. 20 ):

  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также не прошедших аттестацию граждан;
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля;
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план;
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка.

Глубина проведения проверки

В статье 357 ТК РФ указано, что при проведении проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. При этом закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Однако работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истек.

Все кадровые документы должны храниться в организации в соответствии с установленными сроками их хранения. Существует Перечень, регламентирующий сроки хранения кадровых документов, утвержден он приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 . Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности.

Обратите внимание на Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ , согласно которому документы по личному составу, созданные после 2003 года необходимо хранить 50 лет. Для документов по личному составу, которые касаются прохождения госслужбы (кроме государственной гражданской) этим законом предусмотрены специальные правила.

Какие документы запрашивают проверяющие

До настоящего времени нет законодательно закрепленного единого перечня документов, который должна иметь в наличии каждая организация. Анализ различных нормативно-правовых актов показывает, что организации должны формировать отдельные локально-нормативные акты, вести те или иные журналы, издавать приказы и другие документы, а также соблюдать сроки их хранения. Каждая организация может составить свой перечень документов, которые должны быть именно в этой компании. В таком перечне необходимо указать не только наименования документов, но и основания их ведения, а также журналы учета документов.

Примерный список документов, который может затребовать при проверке трудовая инспекция, приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п\п

Наименование документа

Трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности

Ученические договоры

Трудовые книжки

Книга учета движения и приходно-расходная книга по учету трудовых книжек и вкладышей к ним

Личные карточки работников

Штатное расписание

График отпусков и извещение о начале отпуска

Табель учета рабочего времени

Расчетные листы и приказ об утверждении формы расчетного листка

Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ) и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ)

Документы по охране труда

Приказы (распоряжения) работодателя

Документы воинского учета граждан

Положение о филиале, представительстве

Положение об аттестации

Положение об охране коммерческой тайны

График сменности

Результаты медицинских обследований работников, если необходимо (ст. 212 ТК РФ)

Иные документы (должны быть в наличии только в тех случаях, когда какие-либо действия работодателя зависят от волеизъявления работника или предусмотрены законодательством РФ)

Трудовые инспекторы имеют право осуществлять надзор и контроль над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (ст. 356 ТК РФ ). Кроме документов, подтверждающих выплату пособий, трудовые инспекторы могут проверить наличие аптечки, поскольку статья 223 ТК РФ обязывает работодателей создавать санитарные посты с аптечками. Аптечку иметь обязаны все организации независимо от того, относится их деятельность к производственной или нет. Инспекторы могут проверить не только само наличие аптечки в организации, но и ее комплектацию.

Срок давности привлечения к ответственности и размеры штрафов за нарушение трудового законодательства

Затрагивая тему проверок, невозможно обойти стороной информацию о сроке давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства. По истечении этого срока работодатель не может быть привлечен к ответственности за совершенное правонарушение независимо от наличия вины в совершении правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения ст. 4.5 КоАП РФ .

Если же срок давности привлечения к ответственности истек - дело об административном правонарушении должно быть прекращено п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает истекать с момента наступления указанного срока.

Размер административной ответственности приведен в таблице 4.

Таблица 4.

Ответственность за «трудовые» нарушения

Норма

КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если последний отказывается заключить трудовой договор с человеком, допущенным к работе

ч. 3 ст. 5.27

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

5 000 - 10 000 руб.

50 000 - 100 000 руб.

Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения

ч. 5 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 2 или 3 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

Дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 40 000 руб.

100 000-200 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27

Иные нарушения законодательства и нормативных актов о труде

Предупреждение или 1 000 - 5000 руб.

Предупреждение или 30 000 - 50 000 руб.

ч. 4 ст. 5.27

Совершение правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

20 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

10 000 - 20 000 руб.

50 000 - 70 000 руб.

ч. 3 ст. 5.27.1

Допуск к труду работника, не прошедшего:

  • обучение требованиям охраны труда и проверку знаний по ним;
  • обязательный предварительный либо периодический медосмотр;
  • обязательный медосмотр в начале рабочего дня (смены);
  • обязательное психиатрическое освидетельствование

15 000 - 25 000 руб.

110 000 - 130 000 руб.

Допуск к труду работника при наличии у него медицинских противопоказаний

ч. 4 ст. 5.27.1

Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

20 000 - 30 000 руб.

130 000 - 150 000 руб.

ч. 1 ст. 5.27.1

Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда

Предупреждение или 2 000 - 5 000 руб.

Предупреждение или 50 000 - 80 000 руб.

ч. 5 ст. 5.27.1

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года

30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 23 ст. 19.5

Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда

30 000 - 50 000 руб. или дисквалификация на 1-3 года

30 000 - 50 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

Наиболее часто встречавшиеся нарушения трудового законодательства по результатам проверок ГИТ по г. Санкт-Петербургу за 2015 год, количество вынесенных решений о назначении административной ответственности и суммы штрафов приведены в диаграммах 3, 4 и 5.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.
4. Методические рекомендации по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденные Приказом Роструда от 28.10.2010 N 455
5. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».
6. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
7. Конвенция N 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Заключена в г. Женеве 11.07.1947.
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
9. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.
11. Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
15. Проект Федерального закона N 983383-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2016).
16. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
17. Федеральный закон от 02.03.2016 N 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации».









2024 © voenkvm.ru.