Из какого самого мягкого металла гуттенберг делал. Технические аспекты изобретения иоганна гутенберга. Распространение новой технологии


СМИ: понятие и виды.

СМИ или масс-медиа – любое средство, служащее для передачи массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – созданная индивидом или группой людей сообщение, направленное по средствам технических средств большой аудитории.

Традиционно выделяют 8 видов СМИ:

Журналы

Радио (конец 19, начало 20 века)

Телевидение

Интернет

Различные носители информации (пластинки, кассеты, карты памяти)

Словолитный процесс Иоганна Гуттенберга.

Словолитный процесс – изготовление в больших количествах одинаковых литер.

Литера (от лат. Litera – буква) – это прямоугольный металлический или деревянный брусок с рельефным зеркальным изображением буквы или знака на одной из его сторон.

Словолитный процесс состоит из 4 этапов:

  1. на торце металлического бруска с прямоугольным сечением гравировалось рельефное зеркальное изображение шрифтового знака. В качестве материала использовалась сталь. В русскоязычной технической литературе брусок называется пуансон.
  2. пуансон вдавливается в более мягкую металлическую пластину, в результате чего на ней получалось углублённое обозначение шрифтового знака. Такая пластина называлась матрица (от лат. Matrix – исток, начало). Для изготовления матриц было необходимо подобрать металл, который бы легко поддавался теснению и не размягчался бы при заливке в него другого раскалённого металла, из которого изготавливались литеры. Она делалась из меди.
  3. матрица помещалась в словолитную форму скорее всего она представляла собой детали, составленные таким образом, что между ними возникало пространство, снизу это пространство закрывалось матрицей. Словолитная форма изготавливалась из бронзы или латуни.
  4. сверху, в отверстие полости заливался расплавленный металл, в результате получалась литера. По одной версии для изготовления литеры Иоганн Гуттенберг использовал сплав из 70% свинца, 25% олова, 5% сурьмы. По другой версии он использовал только олово.

3. Наборный процесс Иоганна Гуттенберга .

Наборный процесс – изготовление печатной формы, составленной из отдельных, заранее отлитых литер.Наборный процесс проходил следующим образом:

1. наборщик смотрел на лист бумаги, который был прикреплён к тенаклю (от нем. Tenakel - подставка для прикрепления страницы рукописи).

2. в соответствии с текстом, наборщик набирал форму, литеры для которой брались из наборной кассы. Наборная касса – ящик, разделённый перегородками на множество отделений по числу шрифтовых знаков.

3. наборщик ставил литеры в верстатку. Верстатка – металлическая пластинка с двумя неподвижными бортами, расположенными под прямым углом и одной передвижной стенкой, устанавливаемой в зависимости от длины набираемой строки.

4. литеры, собранные в строку уже затем помещались в печатную форму.

Печатный процесс Иоганна Гуттенберга.

Печатный процесс – множество изготовленных оттисков или копий, получаемых с печатной формы. Чтобы получить оттиск нужна была краска, бумага, печатный станок . Многие решения при сождании печатного станка И. Г заимствовал из виноделия.

1. талер – (от нем. Teller – стол) – стол где располагается печатная форма.

2. корета – подвижная поверхность.

3. печатная форма – поверхность на которой формируется печатный и пробельный элемент и которая служит для многократной передачи изображения или текста на бумагу.

4. декель – это рамка, обтянутая тканью или пергаментом и помещённая между поверхностью, прижимающей бумагу и печатной формой. Он служит для выравнивания давления при печати. Материал устраняющий неровности поверхностей между печатной формой. На этой же рамке закреплялись иголки пунктуры на которых закреплялись листы бумаги.

5. фрашкет - рамка, предохраняющая поля оттиска от попадения на них краски.

6. винт с ножевым рычагом. Он служит для создания давления между талером и тигелем, от чего зависит качество печати.

7. букса – деревянный брусок, на который крепится тигель.

8. тигель – четырёхугольная прижимная плита, пресс.

Краска, используемая в те времена не подходила, т.к. наносит на металлическую поверхность. Опытным путём И. Г пришлось искать новую краску. В итоге он остановился на краске, состоящей из сажи и льняного масла.

Бумага (от итал. Bombagia – хлопок) – материал из растительных волокон: целлюлозы и древесной массы, соответственным образом обработанный и беспорядочно соединён в тонкий лист.

Пергамент – лист, специально обработанный для письма из кожи животного. Назван в честь города Пергама в малой Азии, где в 3-2 веках до н. э впервые возникало его производство.

5. Продукция типографии И. Гуттенберга. И. Фуст и П. Шеффер.

В 1447 году в городе Майнце И. Г основывает типографию, где начинает печатать небольшие издания – календари, учебники и т. д.

42-строчная библия. Замысел создания библии возник у И. Г в 1450 году. Создание библии – 1452-1455 годы. Текст был отпечатан в 2 колонки по 42 строки. 1 том – 324 листа, 648 строк. 2 том – 317 листов, 634 строки. Отпечатанные листы фальцевали в один сгиб и собирали в 10 листовые тетради. Ни фолиации, ни сигнатуры в библии не было. (Фолиация – нумерация листов, сигнатура – нумерация тетрадей). О тираже высказывались различные мнения. Исследователи утвердили следующие цифры: 150 экземпляров на бумаге и 35 на пергаменте. Шрифт содержал 290 знаков: 47 прописных и 243 строчных буквы, знаки препинания, лигатура.

Иоганн Фуст

был скорее всего ростовщиком или банкиром. Из-за его связи с Иоганном Гутенбергом, Фусту приписывалось изобретение книгопечатания; также он считался учителем и партнером Гутенберга. Некоторые видели в нем покровителя и патрона, который понял ценность изобретения Гутенберга, и снабжал его средствами; другие считают его дельцом, который воспользовался тем, что у Гутенберга не было денег, и отнял у последнего доходы от изобретения. Как бы то ни было, в Хельмаспергеровском нотариальном акте от 6 ноября 1455 года говорится, что Фуст одалживал деньги Гутенбергу (вероятно, 800 гульденов в 1450 году и еще 800 в 1452 году) для того, чтобы тот закончил свою работу, и что в 1455 году Фуст предъявил иск Гутенбергу, требуя вернуть одолженные деньги и проценты (всего 2026 гульденов). Дело выглядит так, что Фуст не платил обещанные 300 гульденов в год, которые должны были тратиться на покрытие расходов, заработные платы и т. д., а также, по словам Гутенберга, обещал не требовать проценты.

Дело решилось в пользу Фуста. Решение суда изложено в нотариальном акте конспективно, и допускает различные толкования. Иногда утверждают, что Фусту перешла вся типография и тираж 42-строчной Библии.

Издательская марка Фуста и Шеффера

После процесса в Майнце открылась другая типография, во главе которой встали Иоганн Фуст и бывший подмастерье Гутенберга Петер Шеффер. Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Первым изданием типографии Фуста и Шеффера стала так называемая Майнцская псалтирь, отпечатанная 14 августа 1457, ин-фолио в 350 страниц. Это была первая книга, в которой содержится выходная дата целиком. Псалтирь стала известна, благодаря красоте своих больших инициалов, напечатанных красной и синей краской при помощи составных клише. Псалтирь перепечатывалась с тех же клише (т. е. переиздавалась) несколько раз: в 1459 (29 августа), 1490, 1502 (последнее издание Шеффера) и в 1516-м. Другие издания Фуста и Шеффера:

  • «Объяснение церковных обрядов» Гийома Дюрана (Guillaume Durand
  • ;1459), ин-фолио, 160 листов
  • Климентины с толкованием Джованни Д"Андреа (Giovanni d"Andrea ; 1460), 51 лист
  • Святая Библия на латыни (1462), фолио в двух томах, 242 и 239 листов, 48 строк на полной странице
  • Шестая книга декреталий, с толкованием Д"Андреа, 17 декабря 1465 года, фолио 1211 листов
  • «Об обязанностях» Цицерона , 88 листов.

Петер Шёффер.

Нанятый Фустом, Шеффер был основным работником в типографии Иоганна Гутенберга. После ссоры Фуста с Гутенбергом, Шеффер свидетельствует в суде против последнего. К 1457 году они с Фустом открыли свою типографию, назвавшись «Fust und Schöffer» (Фуст и Шёффер) .

Самые известные работы Шеффера:

  • Майнцская Псалтирь (1457)
  • «Об обязанностях» Цицерона (1465)
  • «Гербарий» Иоганна фон Кауба (Herbarius latinus ; 1484)
  • так называемый «Сад здравия » (Gart der Gesundheit или Hortus Sanitatis ; 1485)
  • «Саксонская хроника » Конрада Бото (1492)

«Гербарий» - первый травник, напечатанный в Германии. Компилятивное собрание цитат из арабских и европейских средневековых рукописей. Составителем текста стал франкфуртский врач Иоганн фон Кауб (он же, возможно, автор «Сада здравия»). Ничего неизвестно об авторе иллюстраций, благодаря которым «Гербарий» приобрел большую популярность. В книге описаны и снабжены иллюстрациями 150 растений, а также 96 лекарственных средств. К 1499 году «Гербарий» был переиздан десять раз.

Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark ), греческий шрифт, печатание цветными красками и др.

После смерти Фуста, Шеффер сосредоточился на выпуске книг по теологии, гражданскому и церковному праву.

Известно, что Шеффер женился на единственной дочери Фуста, Кристине, и его сыновья также занялись книгопечатанием. Его сын Иоганн выпускал книги с 1503 по 1531 годы. Другой сын, Петер Младший, руководил книгопечатным делом в Майнце (1509-1523), Вормсе (1512-1529), Страсбурге (1530-1539) и Венеции (1541-1542). В 1526 Петер Шеффер Младший напечатал первый Новый завет на английском языке. Перевод подготовил Уильям Тиндейл Иво, сын Петера Младшего, выпускал книги в Майнце в 1531-1555 годах

Рис. 3.14. "Корабль дураков" С. Бранта. Титульный лист Рис. 5.15. "Библия бедных" А. Пфистера, 1462 г. Рис. 3.21. Евангелист Лука. Из "Апостола", 1564 г. Рис. 3.22. Первый лист "Апостола", 1564 г. Рис. 3.23. Начало послесловия из "Апостола", 1564 г.

Из сказанного выше ясно, что к середине XV в. в Европе были известны основные процессы, которые легли в основу величайшего изобретения, сделанного И. Гутенбергом. Издавна применялись следующие печатные процессы: бескрасочное тиснение, печатание на тканях, печать с ксилографических форм. Иногда использовались и наборные формы, например, для тиснения на переплетных крышках орнаментов, набранных с помощью отдельных небольших штампов. Стали употребляться также процессы гравирования на металле, отливные процессы. Считается, что в основу конструкции печатного пресса была положена конструкция отжимных прессов, производивших отжим винограда для вина, и нашедших тогда широкое применение. В быту использовались цветные металлы, например, из легкоплавкого олова делали различную посуду. Олово вошло в состав сплава для типографских литер. В г. Майнце было хорошо развито ювелирное дело, с которым тесно связана чеканка монет - процесс, во многом аналогичный изготовлению шрифтов. Гениальность Гутенберга состояла в том, что он объединил уже известные технологии, оборудование и использовал все это для размножения текстовой информации.

Возникла и объективная необходимость изобретения книгопечатания. В Германии были созданы бумажные мельницы, следовательно, появился дешевый материал для печати. В XV в. рукописная книга на бумаге стала более привычной, доступной достаточно широким кругам обеспеченного населения. Она перестала считаться дорогостоящей редкостью. В домах профессоров, ученых, писателей появились небольшие частные библиотеки. Повысились требования к качеству книг, и на первое место вышел вопрос об унификации текстов, основной причиной искажения которых явилась ручная переписка. Часто переписчики искажали тексты, внося в них свои изменения. Бороться с этим можно было только с помощью книгопечатания. Только при книгопечатании нормой становился текст, размноженный в виде сотен и тысяч совершенно одинаковых экземпляров.

С каждым годом возрастал спрос на учебную литературу, и ручная переписка не могла удовлетворить его. Школы и университеты нуждались в большом количестве книг, учебных пособий, имевших единообразное содержание; дать такое единообразие могло только механическое воспроизведение текстов. Не удивительно, что после изобретения книгопечатания наряду с религиозной литературой значительное место среди печатных книг занимали Донаты - учебные пособия по классической латинской грамматике, ведь латынь в те времена была языком науки.

Иоганн Гутенберг родился в городе Майнце. Точная дата его рождения не известна, т.к. не сохранилось соответствующих записей в церковных книгах. Некоторые документы позволяют сделать вывод, что это событие произошло между 1394 и 1399 гг. Его семья принадлежала к патрициям, поэтому отец имел право возглавлять группу из четырех счетоводов, следивших за чеканкой монет в Майнце. Не известно, какое образование получил И. Гутенберг, но не вызывает сомнений тот факт, что изобретатель был образованнейшим человеком своего времени. Для печатания книг мало было обладать суммой технических приемов. Типограф должен был отличаться высокой культурой, потому что в те времена он был и издателем, и редактором, и корректором. Почти все издания Гутенберга напечатаны на латыни. Очевидно, что он должен был в совершенстве владеть этим языком средневековой науки и богословия. Читать и писать Гутенберг обучился в школе при монастыре или церковном братстве. Здесь же он получил начальные знания латыни. Но этих знаний, конечно, было недостаточно для того, чтоб выбрать для печатания своего основного издания удовлетворительный рукописный экземпляр латинской Библии, унифицировать правописание, устранить грамматические, стилистические и текстологические ошибки, т.е. осуществить редактирование. Первопечатник должен был иметь университетское образование. Полагают, что в 1419-1420 гг. он учился в Эрфуртском университете.

Кроме университетских знаний, будущий изобретатель должен был овладеть и определенными техническими навыками. Например, чтобы изготовить типографский шрифт, нужно уметь гравировать по металлу, знать основы литейного дела. Полагают, что познакомиться с приемами обработки металла Гутенберг мог на монетном дворе, где работал его отец. Несмотря на то, что первопечатник был сыном патриция, он вполне мог стать учеником ремесленника и изучить то или иное ремесло. Технические навыки проявились в 1430 г., когда Гутенберг жил в Страсбурге и изготовлял там зеркала, и уже начал работать над своим изобретением.

Первые книги, напечатанные Гуттенбергом, к сожалению, не датированы. Поэтому точный год изобретения можно установить лишь по косвенным данным. Большинство ученых считает датой изобретения книгопечатания 1440 год. Во всем мире принято каждые сто лет торжественно отмечать юбилей книгопечатания. Первый раз его отмечали в 1540 г.

Изобретение Гутенберга позволило размножать только текстовую информацию. Иллюстраций в его книгах не было, хотя он и задумывался над тем, как их воспроизводить. В чем же заключалось изобретение Гутенберга? Можно выделить следующие три его составные части:

  • буквоотливной процесс - изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве;
  • наборный процесс - изготовление текстовой печатной формы, составленной из отдельных заранее отлитых литер;
  • печатный процесс - получение множества идентичных оттисков посредством передачи краски под давлением с печатной формы на бумагу или другой материал.

Рассмотрим более подробно каждую из этих частей изобретения.

Буквоотливной процесс. Для изготовления литер Гутенберг использовал литейный процесс, состоящий в следующем (рис. 3.1 ). Из стального бруска изготовлялся пуансон. Для этого в верхней части бруска гравировалось рельефное зеркальное изображение литеры, (рис. 3.1а). Затем пуансон вдавливали в медную пластинку, на которой получалась матрица - углубленное прямое изображение литеры (рис. 3.1b). Для изготовления матриц была выбрана медь, т.к. она, с одной стороны, легко поддавалась штамповке, а, с другой, не размягчалась, когда при отливке в матрицу заливался расплавленный металл. С помощью такой матрицы, вставленной в специально сконструированный Гутенбергом инструмент - ручную словолитную форму - можно было отлить сколько угодно одинаковых литер. Словолитная форма представляла собой достаточно простой инструмент, состоящий из двух половинок. На рис. 3.2 показана словолитная форма в разрезе. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полое пространство в виде небольшого прямоугольника 2 с коническим расширением для заливки металла (литником) сверху 3. Снизу находилась матрица 1. Сама форма была металлическая, но ее помещали в деревянный футляр для того, чтобы словолитчик мог держать ее при отливке в руках. В литник вливали металл. Когда металл застывал, форму открывали, из нее можно было вынуть литеру - металлический брусок с рельефным изображением буквы - очком (рис. 3.1с). На рис. 3.3 показаны основные элементы литеры: цифрой 1 обозначено очко. Верхний и нижний участки площадки 2, на которой расположено очко, назывались заплечиками. На ножке литеры 3 находилась сигнатура 4, которая была предназначена для того, чтобы наборщик правильно устанавливал литеры. Цифрой 5 обозначен размер шрифта - кегль (или кегель), который впоследствии измерялся в типографских пунктах, но в первое время существования набора такой единицы измерения еще не существовало, и каждый типограф отливал шрифты своих размеров. Окончательная отделка состояла в том, что с литеры срезали конический нарост 1, образованный отливным отверстием (рис 3.4 а ). Для отливки литер, по-видимому, использовался типографский сплав (гарт), состоявший из свинца, сурьмы и олова, который применялся для изготовления различных видов текстовых форм на протяжении всего периода, пока существовал металлический набор (свыше 540 лет). Однако некоторые ученые считают, что Гутенберг отливал свои литеры из олова, несмотря на то, что этот металл значительно дороже, чем типографский сплав. На рис. 3.5 «Словолитец» (по гравюре на дереве И. Аммана) изображен ремесленник, занятый отливкой литер. В левой руке он держит отливную форму, а в правой - ложку, которой заливает в форму расплавленный металл.

Наборный процесс. Текст набирался из отдельных литер. После каждого слова для образования межсловного просвета помещался специальный пробельный материал - шпация. Шпация представляла собой металлический брусок меньшей высоты, чем литера и не имевший очка. До нас не дошло наборного инструментария, который применялся Гутенбергом. Тем не менее, можно предположить, что, как и в более поздние времена, шрифт хранился в шрифтовых кассах - плоских ящиках с отделениями, каждое для литер одного вида. На рис. 3.6 показано оборудование и инструментарий для набора. На переднем плане - реал - стол для хранения наборных касс. На верхней наклонной крышке реала стоит шрифтовая касса.

Набор текста осуществлялся в верстатку (рис. 3.7 а ). Так назывался небольшой ящичек с двумя неподвижными стенками и одной подвижной. Подвижная стенка позволяла набирать строки различной длины. В верстатку набирали несколько строк, которые затем выставляли на гранку. Так называлась большая доска с тремя неподвижными стенками, на которой можно было формировать полосы будущего издания (рис. 3.8 ). Наборная линейка (рис. 3.7b) позволяла правильно устанавливать длину строки набора, а также выставлять набор в гранку. Рис. 3.9 иллюстрирует процесс набора текста в верстатку и выставление строк в гранку. Во времена Гутенберга и верстатку, и гранку делали из дерева. Готовые полосы прочно связывались, чтобы набор не рассыпался.

Преимущества наборной формы. Преимуществом формы, набранной из отдельных литер, стала возможность повторного использования наборного материала. После того, как тираж отпечатан, форму можно разобрать, а шрифт использовать в дальнейшем. Другим преимуществом такой формы является простота выполнения корректуры. Ошибочно набранные буквы можно заменить правильными, не набирая заново всей полосы. Наконец, сам наборный процесс производился опытным наборщиком быстрее, чем ручная переписка.

Печатный процесс. Хотя, как мы знаем, печатный процесс был известен давно, впервые он был механизирован с помощью печатного станка, сконструированного И. Гутенбергом. На рис. 3.10 приведен общий вид этого станка, реконструированного по дошедшим до нас фрагментам, а схема на рис. 3.11 иллюстрирует принцип его работы Наборная форма, закрепленная в специальной раме, помещалась на гладкую поверхность печатного станка - талер 6. Талер размещался между двух массивных столбов 1. В перекладине 2 между столбами ходил винт 3, на конце которого была закреплена гладкая доска - пиан 5. Для того чтобы опустить доску, нужно было повернуть специальную рукоятку 4. Опускаясь, пиан плотно прижимал бумажный лист к покрытой краской печатной форме. Когда рукоятку отводили в обратную сторону, пиан поднимался, и можно было вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску, положить бумагу и повторить печатный процесс. Для получения оттиска высокого качества нужно было обеспечить равномерное распределение давления (натиска) по поверхности печатной формы. Однако отливавшиеся в те времена литеры не имели строго одинаковой высоты, кроме того, в прессе не обеспечивалось строгой параллельности пиана и талера. Для создания равномерного натиска Гутенберг размещал между нажимной плитой и бумагой декель - мягкий материал, ткань или пергамент. Покрывать форму краской, накладывать на нее бумагу и декель, когда она находилась под нажимной плитой, было неудобно. Поэтому Гутенберг устанавливал форму не прямо на стол, а на подвижную каретку. Наконец, печатный станок был обеспечен специальным устройством, которое облегчало точное наложение бумажного листа на печатную форму.

Печатная краска. Одной из составных частей изобретения книгопечатания был состав печатной краски. Гутенберг делал печатную краску из смеси олифы и сажи. Сажа является черным пигментом. Пигменты - это нерастворимые порошки. Они распределены в связующем - олифе и придают краске цвет. И в наши дни сажа используется в печатных красках в качестве пигмента. Исследования, проведенные в конце 80-х гг. прошлого века, показали, что для улучшения печатных свойств краски - повышения вязкости - Гутенберг добавлял в нее оксиды некоторых металлов. На печатную форму краска наносилась вручную с помощью кожаной подушки с рукояткой - мацы.

Первые печатные книги. В 1457 г. в Майнце вышла в свет роскошная крупноформатная Псалтырь, первая в мире книга, в которой названы имена типографов. Это - Иоганн Фуст и Петер Шеффер - ученики Гутенберга, но имя их учителя там не упоминается. Вместе с тем имеются более ранние издания, в которых, не упоминаются имена типографов, но все-таки, по косвенным признакам ученые установили, что они отпечатаны И. Гутенбергом. Это, например, 42-строчная Библия; некоторые исследователи считают ее вообще самым первым печатным произведением. По косвенным признакам ее датируют 1455 г. На рис. 3.12 изображена полоса из экземпляра 42-строчной Библии, найденного в Бургосе (Испания). Имеющийся на ней многокрасочный орнамент выполнен от руки. Известны также две печатные индульгенции, отпечатанные И. Гуттенбергом, относящиеся к середине XV в. Считают, что около 1444 г. была отпечатана «Сивиллина книга», а в 1445-1448 гг. вышли первые Донаты и календари. Так, до нас дошел «Астрономический календарь», отпечатанный в конце 1447 г., «Турецкий календарь», отпечатанный а 1454 г. В 1458-1460 гг. отпечатана 36-строчная Библия, а в 1460 г. - «Католикон». В 1461-1462 гг. Гутенберг печатает индульгенции для монастыря Нойхаузен.

Древние печатные книги отличались от современных и по конструкции, и по формату. В первых печатных книгах, как и в древних рукописных, не было титульного листа, да и на переплете не печаталось названия. Рукописные книги не нуждались в рекламе, так как они обычно изготовлялись на заказ. А вот для успешной продажи печатных книг, выходивших сотнями и тысячами экземпляров, необходимо было привлечь покупателей. Поэтому около 1500 г. в книгах появился титульный лист - на первой странице книги крупным шрифтом стали печатать ее название. В старину эти названия были очень подробными для того, чтобы покупатель мог понять, о чем эта книга, и кто ее написал. Такое название могло занимать до десяти строк.

Распространение книгопечатания. Еще при жизни Гутенберга печатный станок стали использовать во многих странах Европы. В 1461 г. появляются типографии в немецких городах Бамберге и Страсбурге. Через четыре года ученики Гутенберга начинают печатать книги в Италии. В 1468 г. книгопечатание используется в Швейцарии, в 1469 г. - в Голландии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Венгрии, в 1474г. - в Испании, в 1476 г. - в Польше, в 1478 г. - в Чехии, в 1490 г. - в Турции. В конце XV в. вышла первая книга на славянском языке, это случилось в 1491 г. в Кракове.

В течение 50 лет в разных странах было создано более 1000 типографий, которые выпустили общим тиражом около 10 миллионов экземпляров печатных книг. До нас дошла лишь их малая часть, примерно одна сотая. Такие книги являются великими памятниками культуры. Историки их называют инкунабулами. Латинское слово «cunabulum» означает «колыбель», a «incunabula» - «в колыбели». Это - книги колыбельного периода развития книгопечатания.

Совершенствование рисунка шрифтов. В оформлении издания важную роль играет рисунок шрифта - гарнитура. Уже в первые годы существования наборной формы этот рисунок совершенствовался. С каждым годом расширялся ассортимент шрифтов. Первые немецкие типографы использовали для набора остроугольные готические шрифты, начертание которых повторяло рукописные буквы. Затем в начале XVI в. был создан шрифт, называвшийся фрактурой, литеры которого были украшены причудливыми завитками. В Италии появился округлый хорошо читаемый шрифт антиква. Впервые он был применен в 1465 г., затем вплоть до XVI в. его совершенствовали художники, работавшие в области оформления книги. Этот шрифт был вновь возрожден в Италии в 1939 г. В 1501 г. также в Италии был создан шрифт с наклонным начертанием знаков - курсив. По-английски курсив так и называется Italic, т.е. «итальянский». В настоящее время понятие «курсив» относится к начертанию шрифта, и шрифты многих гарнитур имеют такое начертание.

Уже в 1486 г. типограф Эрхард Ратдольт, внесший большой вклад в развитие книгопечатания, выпустил первый в истории полиграфии каталог шрифтов. Это была листовка с текстами, напечатанными различными шрифтами. Всего было использовано четырнадцать шрифтов - десять готических, три латинских и один греческий.

Начиная с XVI в., неоднократно предпринимались попытки использовать при создании рисунка шрифта математические законы. Подобные построения приведены, например, на рис. 3.13 . Они описываются в книгах Альбрехта Дюрера, Жоффруа Тори, а также ученика Леонардо да Винчи Луки Паччоли и др. Некоторые шрифты, созданное в XVI в., используются и в настоящее время, немного переработанные и уже в компьютерном варианте. К таким шрифтам относятся, например, Garamond, Antique.

Гравюра на дереве. В изданиях Гутенберга иллюстрации, буквицы и орнаменты нарисованы, а не напечатаны, поэтому во всех экземплярах одного и того же тиража они разные. Впервые иллюстрировали книгу с помощью гравюр на дереве в 1461 г. в типографии Альбрехта Пфистера, ученика Иоганна Гутенберга. Сочетать в одной форме металлический набор и гравюру на дереве было крайне сложно, т.к. эти формы имели различную высоту. Вот почему первые такие гравюры были цельностраничные и печатались отдельно от текста, как например, титульный лист книги С. Бранта «Корабль дураков» (рис. 3.14 ). В дальнейшем небольшие по размеру иллюстрации стали впечатывать в страницы, на которых заранее был напечатан текст. Наконец, в 1462 г, А. Пфистер сумел напечатать текст и иллюстрации одновременно. Для этого он сделал текстовую и иллюстрационную формы, как принято говорить в полиграфической технологии, одного роста (то есть одинаковой высоты). С этих пор иллюстрации заняли свое место на страницах книг, а при изготовлении печатных форм стали применять новую операцию - иллюстрационную верстку, при выполнении которой в одной печатной форме объединялись набор и гравюра на дереве. На рис. 3.15 приведена страница из «Библии бедных», напечатанной А. Пфистером в 1462 г. со сверстанной полосы.

В XV-XVI в. Пфистер и другие мастера гравировали на досках продольного распила; этот вид ксилографии получил название продольная или обрезная. Обрезной гравюру называли потому, что для образования рельефа штрихи обрезались специальным инструментом с двух сторон, и за счет этого образовались углубленные пробелы. На качество изображений, выгравированных на продольных досках, влияло расположение штрихов, ведь древесина по-разному сопротивлялась режущему инструменту в зависимости от того, как выполнялся рез - вдоль или поперек волокон. На протяжении трех столетий техника ксилографии оставалась прежней, но ее изобразительные возможности совершенствовались. Наиболее полно использовали возможности обрезной гравюры такие выдающиеся мастера, как Альбрехт Дюрер (1471-1428), Ганс Гольбейн (1497-1543), Лукас Кранах (1472-1553) и другие.

Гравюра на металле. Одновременно с ксилографией в XV-XVI вв. развивалась углубленная гравюра на металле. Чаще всего для этого применяли медь. Такую гравюру можно считать первой формой глубокой печати, но, в отличие от современных форм, все ее печатающие элементы имели одинаковую глубину. Краску на форму наносили вручную, тщательно удаляя ее с пробельных участков. Для печатания гравюр на меди требовалось более высокое давление, поэтому был создан специальный металлографический станок, изготовлявшийся полностью из дерева (рис. 3.16 ). Схема на рис. 3.17 поясняет принцип получения оттиска на таком станке. Гравюра 4, покрытая краской, и бумажный лист 3 пропускались между двумя валиками, верхний из которых 1 приводился во вращение вручную с помощью рукоятки. Бумага предварительно увлажнялась, а форма перед нанесением краски подогревалась.

Первым использовал такую гравюру в книгопечатании англичанин Кэкстон. Иллюстрации, отпечатанные с углубленных гравюр на меди, он приклеивал к страницам, содержащим текст. В дальнейшем гравюры стали впечатывать в страницы с текстом. Таким образом, печать осуществлялась в два прогона. Сначала печатали текст на станке Гутенберга, а затем на свободные места впечатывали углубленную гравюру на металлографическом станке. Принцип изготовления резцовой гравюры иллюстрируется рис. 3.18 . Сначала тонкий слой сажи 1 наносится на отполированную медную пластинку 2. На саже процарапывали до меди рисунок для гравирования, который был хорошо виден на черной поверхности (рис. 3.18b). Затем с помощью резцов с четырехгранным сечением вырезали углубленные печатающие элементы (рис. 3.18с). Изготовление гравюры с помощью резца требовало больших физических усилий. Поэтому позже (в XVI в.) появился способ, названный офорт. Он состоял в следующем. На поверхность медной доски 3 наносили кислотостойкий лак 2, на который осаждали слой копоти 1 (рис. 3.19 а ). Рисунок процарапывали иглой так, чтобы обнажился металл (рис. 3.19b). Доску обрабатывали концентрированной азотной кислотой (по-французски eau forte, отсюда и название офорт). Из рис. 3.19с видно, что по форме печатающие элементы офорта отличаются от печатающих элементов резцовой гравюры. Они округлые и, по-видимому, воспринимают несколько больше краски, что и объясняет высокие изобразительные возможности офорта. В случае необходимости вытравленные печатающие элементы офорта дополнительно углубляли с помощью ручного гравирования. С середины XVI в. углубленная гравюра начинает использоваться в книгопечатании Достаточно широко и применяется свыше 250 лет.

Цветная ксилография. К концу XV в. относятся и попытки использования цветной ксилографии. До этого рисунки в некоторых книгах раскрашивали вручную. В 1485 г. Эрхард Ратдольт напечатал учебник астрономии «Сфера мира», где впервые в истории полиграфии была использована четырехкрасочная печать. Для каждой краски использовали свою ксилографическую форму. При печатании старались обеспечить на оттисках совмещение цветных изображений, полученных с каждой из форм. Итальянский мастер Уго да Карпи изобрел способ многокрасочной ксилографии, который он назвал кьяроскуро, т.е. светотень. Способ имитировал рисунок кистью, при этом использовали 3-4 доски, которые передавали различные тона. Технику кьяроскуро успешно применяли и развивали и другие мастера, жившие в XVI в.

Многокрасочная печать с углубленной гравюры появилась значительно позже. Это связано с чисто техническими трудностями.

Первые русские печатные книги. Известны русские печатные книги, на которых не указано ни даты и места печати, ни фамилии печатника. Исследование этих изданий позволило предположить, что они созданы в пятидесятые годы XVI в. Ученые, анализируя шрифты изданий» их бумагу, сохранившиеся на полях читательские записи, сделали вывод о том, что напечатаны они в Москве. Всего известно семь таких изданий. Старейшее из них - Евангелие 1553 г., лист из которого приведен на рис. 3.20 . Некоторые ученые полагают, что типография, напечатавшая эти произведения, имела частно-государственный характер и располагалась в доме священника Сильвестра в Москве. Большинство этих книг отпечатано в две краски: красная использовалась для заголовков и некоторых других элементов, остальное печаталось черной краской. Так как в те времена отсутствовала типографская система мер, очень сложно было совмещать на одном оттиске изображения, полученные с двух разных форм, поэтому в первых изданиях используется «однопроходная» печать в две краски. Сначала черная краска наносилась на всю форму, потом она стиралась с отдельных элементов, на которые кистью наносилась красная краска. Таким образом, за один прогон получался двухкрасочный оттиск. В более поздних изданиях применена двухпрогонная печать с одной формы. В этом случае литеры, которые следовало печатать красным, делали более высокими по сравнению с остальными. Можно предположить, что, либо под них подкладывали специальные подставки, либо их отливали большего роста. Набивали эти литеры красной краской и получали оттиск. Отпечатав весь тираж красным, «красные» литеры заменяли пробельным материалом, и печатали черным. При набивке красной краской она попадала и на соседние «черные» литеры. Поэтому на черных отпечатках наблюдаются следы красной краски. Кроме того, поскольку «красные» литеры имели больший рост, на обратной стороне листа на соответствующих участках виден увеличенный рельеф. По этим характерным признакам узнают двухпрогонную печать с одной формы. Интересной особенностью печатных изданий является также то, что рисунок шрифта и характер его расположения имитируют рукописный текст.

Первопечатник Иван Федоров. Первая русская типография была создана Иваном Федоровым в Москве в 1563 г. по повелению царя Ивана Грозного. По преданию Иван Федоров родился в селе под Калугой. Дата его рождения установлена ориентировочно, и ее относят к 1533 г. Наиболее вероятно, что он происходил из духовного сословия. Возможно, он был сыном кремлевского протопопа Федора Бармина. Нет сведений о том, где учился Иван Федоров, но несомненно, что учителя у него были хорошие. Они помогли ему овладеть латынью и греческим, приобрести отличные знания в области богословия. В матрикульных книгах Краковского университета обнаружена запись о том, что там обучался Иван, сын Федора Москвитина. Многие ученые считают, что эта запись свидетельствует об университетском образовании Ивана Федорова. Конечно, Иван Федоров должен был где-то овладеть и техническими навыками, обучиться мастерству книгопечатания. Возможно, это произошло в той типографии, о которой сказано выше. К моменту выхода первой русской печатной книги - «Апостол» Иван Федоров был уже в течение нескольких лет младшим церковнослужителем - дьяконом.

В 1564 г. вышла в свет первая русская точно датированная книга, на которой указаны имена печатников - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книга отличалась хорошим полиграфическим исполнением. Она была отпечатана в две краски - красную и черную, при этом использовалась печать в два прогона с одной и той же формы, как рассказано выше. Следует заметить, что некоторые более поздние издания Федорова выполнены в технике, широко применявшейся на Западе - печать в два прогона с двух печатных форм, каждая для своей краски. Книга была иллюстрирована продольной гравюрой на Дереве (рис. 3.21 ). На рис. 3.22 показан первый лист «Апостола». Видно, что издание украшено заставками, имеет затейливые буквицы. О деятельности Ивана Федорова и Петра Мстиславца известно из послесловий, составленных Федоровым к его книгам. На рис. 3.23 показано начало послесловия к «Апостолу», из которого и следует, что типография была создана по повелению Ивана Грозного. Вторым изданием Федорова был «Часовник». Эта книга предназначалась для обучения грамоте. Ее Федоров издавал два раза, но до нас дошло всего пять экземпляров, находящихся в книгохранилищах разных стран.

Вскоре после издания «Часовника» Федоров и Мстиславец были обвинены в ереси, и им пришлось покинуть Москву, захватив с собой

часть оборудования типографии. Сначала Федоров работал в литовском городе Заблудове, затем переехал на Украину и основал там первую украинскую типографию в городе Львове. Здесь в 1574 г. была выпущена первая украинская печатная книга «Апостол». Тогда же была выпущена русская «Азбука» с упражнениями для чтения и письма, примерами склонения и спряжения. Семьдесят восемь страниц этого издания отличались высоким качеством полиграфического исполнения. Это был первый в России учебник, предназначенный для обучения детей грамоте. Книга показывает, что Федоров был и талантливым педагогом, создавшим оригинальное пособие для первоначального обучения. В «Азбуке» напечатан федоровский алфавит, содержащий 46 букв (рис. 3.24 ). Титульный лист в книге отсутствует, поэтому точное ее название не известно. Единственный экземпляр «Азбуки» находится в США в библиотеке Гарвардского университета. Дальнейшая жизнь Федорова проходила в г. Остроге, где была напечатана «Острожская Библия».

За свою жизнь Иван Федоров с помощниками выпустил в свет 13 отдельных изданий. Три издания вышли в Москве, два в Литве, остальные на Украине.

Умер Иван Федоров в 1583 г. во Львове. На могильной плите, к сожалению, не сохранившейся, была высечена надпись: «Друкарю книг перед тем невиданных». В 1909 г. в Москве открыт памятник книгопечатнику Ивану Федорову, построенный на общественные средства, собранные в основном среди типографских рабочих.

Технически суть изобретения типографии заключалась в том, чтобы, разложив письмо на составные элементы - буквы, знаки препинания и т.п., включая пробельный материал, обеспечить наиболее рациональный способ неограниченного производства каждого знака (литеры) и возможность составлять из них в любой последовательности печатную форму, что требует стандартизации и взаимозаменяемости литер по кеглю (высота литеры) и по росту (длина ножки).

Узловая проблема заключалась в способе производства шрифта. Для решения ее нужно было создать постоянный образец каждой литеры - зеркально и выпукло гравированный пунсон, при помощи которого чеканилась форма (матрица) для отливки, и обеспечивающий отливку в одинаковом кегле и росте словолитный инструмент, который из-за разной высоты и ширины букв алфавита должен был иметь раздвижные стенки. Нужно было найти состав металла - твердый и нехрупкий для пунсона, более мягкий для матрицы, от сплава шрифта требовалась легкоплавкость, чтобы он принимал форму тончайших линий буквы, достаточная твердость, но без хрупкости, чтобы он выдерживал давление, не деформируясь и не ломаясь, но не рвал бумагу. Для печати с металла нужен был иной - жирный состав краски, чем пригодная для ксилографии краска водяная. Необходима была механизация оттискивания - печатный стан, не считая привходящих решений - способа закрепления бумаги при печатании.

Решением всех этих проблем и занимался Иоганн Гутенберг. В итоге его изобретение охватило весь спектр книгопечатных проблем, и мир получил революционно новый способ получения печатного оттиска на листе бумаги. Это стало началом книгопечатания.

Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических литер с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы.

Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.

Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю -- это создание пунсона.

Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы.

Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле -- пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер.

Следующий этап -- нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание.

Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно 200 букв. Для оборудования типографии требовался уже не пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались буквы и знаки препинания.

Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании--создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен -- это простой деревянный винтовой пресс, который целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой. Печатный стан, как механизм, передающий давление по винту от рукоятки есть не что иное, как давильный пресс, применявшийся в виноделии или в производстве набивной ткани. Технология изготовления матриц и отливки шрифта напоминает технику зеркального производства той поры.

Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст; всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В 1457 году Петер Шеффер (ок. 1425 -1503) на страницах «Псалтыри» сумел воспроизвести многокрасочные буквицы - инициалы и свой издательский знак.

Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и Гутенберг проходил его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)

Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.

Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.

Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.

Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс. Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.

Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.

К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.

Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.

Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари, Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.

Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.

И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.

Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
Биография

Первая половина XV века была периодом наивысшего расцвета рукописных книг. Жажда чтения была настолько велика среди городского населения, что только в одном Париже насчитывалось несколько тысяч переписчиков, и тем не менее книг катастрофически не хватало. Сотни людей вели поиски более дешевого и простого способа изготовления книг. Он был найден Иоганном Гутенбергом . Благодаря его открытию человечество в своем развитии получило гигантский толчок. Изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в распространении новой, молодой буржуазной культуры, науки и светской литературы.
Иоганн Гутенберг родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Его родители, местные аристократы, вели в Майнце ожесточенную борьбу с мелкими ремесленниками. После захвата власти последними семья Гейнцфлейшев в 1411 году покинула город. Начались годы изгнания. Все это время Иоганн вместе с родителями жил в Страсбурге. Наконец враждующие стороны достигли соглашения. В Майнц Иоганн возвратился в конце двадцатых уже известным золотых дел мастером. Он умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось, все удачно складывалось в.его жизни. Но Иоганн мечтает создать печатный станок. Это не понравилось его отцу. Ссора была столь сильной, что Иоганн отказался от фамилии своего отца и взял в качестве фамилии название родового имения матери - Гутенберг. По всей вероятности, в начале 1429 года Иоганн покинул Майнц. В дальнейшем он в основном живет в Страсбурге, что подтверждают документы нескольких судебных процессов. В 1438 году Гутенберг заключил соглашение со страсбургскими гражданами А. Дритценом, А. Гейльманом и Г. Риффе о совместном коммерческом использовании какого-то своего изобретения, которое держалось втайне. В 1439 году Гутенберг судился с одним из своих компаньонов. Предметом тяжбы были деньги. Суд кончился для мастера благополучно, но потом один из компаньонов умер, а оборудование исчезло. Материалы этого процесса, в которых фигурируют свинец, отливные формы, пресс и прочее, позволили в девятнадцатом столетии точно установить приоритет открытия книгопечатания в Европе за Гутенбергом. К этому времени в Европе уже был известен способ размножения текстов с деревянных досок ручным способом, так называемая ксилография. Он был изобретен в Китае, но этот способ был не более продуктивным, чем рукописный. Требовалось что-то принципиально новое. И этим новым был набор из отдельных букв. Идея сама по себе достаточно простая.
Сложнее было придумать, как изготовить эти буквы совершенно одинаковыми и в большом количестве, как ими пользоваться и пользоваться многократно, то есть необходимо было изобрести способ книгопечатания в целом. Это и сделал Иоганн Гутенберг, вернувшись около 1444 года в Майнц. Во всяком случае, нет никаких доказательств создания типографии в страсбургский период. Сначала он научился отливать буквы, пригодные для набора. Гутенберг сделал из твердого металла модель выпуклой буквы - пуансон. Пунсон он вдавливал в мягкий металл и получал углубленную форму буквы - матрицу. Матрицу он вставлял в дно словолитного прибора, наливал расплавленный металл и после охлаждения его получал металлические буквы - литеры. Из букв составлялись строки. Из строк - страницы. Буквы можно было рассыпать и использовать для набора нового текста. А в матрице отливалось большое количество букв. Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга», выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Первая печатная продукция Гутенберга - календари, брошюры, «Донаты» - латинская грамматика середины IV века Элия Доната. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение Подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло.

Первые книги

Первыми книгами, вышедшими из-под пресса Гутенберга, стали учебники латинской грамматики. Позже Гуттенберг запланировал подготовить трудоемкое издание Библии и взял на эти цели взаймы у крупного предпринимателя Иоганна Фуста огромную по тем временам сумму. Когда печатание Библии уже было фактически завершено, между Гутенбергом и Фустом возникли разногласия. Фуст обвинил своего партнера в растрате средств и потребовал возвращения долга с процентами — всего свыше двух тысяч гульденов. На эти деньги в Майнце можно было застроить каменными домами целую улицу. Гутенбергу пришлось отдать мастерскую вместе с изобретением и половиной отпечатанных экземпляров Библии. Фуст завладел книгопечатней и успешно продолжил начатое изобретателем дело. За Гутенбергом осталась другая мастерская, меньшая по размеру и с меньшими техническими возможностями. С тех пор Иоганн Гутенберг брался лишь за небольшие заказы, которые ни технически, ни эстетически не могли сравниться с первым изданием Библии. После потери мастерской изменилось отношение Гутенберга к своему изобретению. Если раньше он всячески скрывал технологию от посторонних, не желая делить с кем-либо выгоду, то после потери мастерской Гутенберг стал участвовать в различных издательских проектах. Например, помогал в издании Библии в Бамберге.
История книгопечатания

Книгопечатание - это комплекс производственных процессов, необходимых для изготовления печатной книги, журнала, газеты или листовки. Термин "книгопечатание" используется при описании книжного дела прошлых столетий. В наше время этот термин заменили другие - полиграфия, полиграфическое производство, полиграфическая промышленность. Сущность полиграфического процесса состоит в формировании красочного слоя на печатной форме, аналогичного какому-либо тексту или рисунку, и его передаче на бумагу. Исходными материалами для этого процесса служат краска и листы бумаги.
Принцип давления в книгопечатании был позаимствован с тиснения оттисков на расплавленном сургуче, чеканки монет - металлических денег и тиснения на кожаных книжных переплетах. Сначала печатали книги с целых деревянных досок, на которых вырезался рельефный текст. Первая такая ксилографическая книга появилась в Корее в IX веке. Опыты книгопечатания в Китае предпринял Би Шэн в 1041-1048 годах. Но деревянные доски для всех страниц любой новой книги приходилось делать заново.
В 1438 году Иоганн Гутенберг сделал первые оттиски с наборных литер. Гутенберг пошел по пути создателей алфавитов: ведь набор букв-литер позволяет зафиксировать на бумаге все звуки речи на данном языке, причем не один раз, а многократно. До Гутенберга все книги были рукописными. Это были либо Библии, либо комментарии к ним. Переписывали их монахи, которые на изготовление только одного текста затрачивали несколько лет. Принадлежали книги в основном духовенству. Гутенберг на подготовку первого печатного набора Библии потратил около двух лет. Но зато после этого он смог сразу напечатать целый ее тираж. Ее 1300-страничный оригинал назван "42-строчной" Библией потому, что размер ее страниц - 42 строки. Гутенберг отлил 290 различных литер. Гутенберг значительно ускорил и удешевил изготовление книг. Профессия переписчиков рукописных книг с этого времени постепенно исчезла. Появление доступных печатных книг сделало грамотность насущной потребностью множества людей. Это вызвало целую революцию в образовании. До Гутенберга в Европе было всего около 30.000 рукописных Библий, а к началу XVI века появилось более 9 000 000 печатных книг не только на религиозные, но и на самые разнообразные темы науки, литературы, искусства, политики. В результате к книгам и другой печатной информации получило доступ все общество, а не только служители церкви. Печатная книга стала первым в истории средством массовой информации, позволившим передавать
Каждый оттиск Гутенберг делал с помощью винтового печатного пресса. Такой ручной станок был достаточно примитивным и медленно работающим. Листы небольшого формата печатались на нем с одной стороны тиражом не более 300 оттисков в день. С небольшими усовершенствованиями он просуществовал до начала XIX века.
В изданиях И. Гутенберга иллюстрации в каждом экземпляре исполнены от руки. Типографское воспроизведение орнамента в книге, отпечатанной с набора, было выполнено немецким печатником П. Шеффером в 1457 году на страницах Майнцской псалтыри. В 1461 году в Бамберге типограф А. Пфистер выпустил первые книги с гравированными на дереве иллюстрациями. Текст и иллюстрации были напечатаны отдельно друг от друга: текст - с наборной формы, а иллюстрации - с гравированных досок. При этом иллюстрации были вынесены на отдельные листы. В следующем издании 1461 года иллюстрации уже были введены в текст. Так появилась новая производственная операция в процессе изготовления печатной формы, получившая позднее название верстки. Нотопечатание, то есть воспроизведение музыкальных текстов с помощью нотных знаков, начали воспроизводить с помощью гравюры на дереве в 1476 году. В середине XVIII века нотные тексты начали печатать типографским способом с наборных форм. Изготовление гравюры по металлу с помощью резца требует от гравера больших физических усилий.

Значительно облегчить работу гравера позволил офорт, изобретенный оружейным мастером Даниелем Хопфером в начале XV века. При создании офорта медную пластину покрывают специальным лаком, защищающим ее поверхность от действия кислоты. По слою лака гравер острой иглой процарапывает рисунок. В местах, где игла процарапала слой лака, обнажается поверхность металлической пластины. При обработке поверхности кислотой обнаженные участки пластины будут протравлены. В них образуются углубленные печатающие элементы, которые можно заполнить краской и получить оттиск на бумаге.
Книгопечатание быстро распространилось в Европе. В Москве оно появилось в середине XVI века. Первая так называемая анонимная типография в Москве возникла в 1553 году, а в 1563 году в ней открылась первая государственная типография, в которой работали Иван Федоров и Петр Мстиславец. В марте 1564 года они отпечатали первую русскую печатную книгу - "Апостол". В дальнейшем Федоров и Мстиславец уехали сначала в Великое княжество Литовское, а затем Федоров работал на Украине, во Львове и Остроге, а Мстиславец - в Вильне. В Москве продолжали печатное дело их ученики. В 1798 году Алоиз Зенефельд изобрел литографию - способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографским карандашом. Литография, допускающая широкое тиражирование, в XIX веке получила распространение в графике. В ХХ веке литография вытесняется из полиграфии офсетом, но сохранила значение для выполнения художественных гравюр - эстампов.









2024 © voenkvm.ru.