Человеческое мышление формируется. Виды человеческого мышления. Идеалистический тип мышления


Глава 26. Мысль и действие

Для современного человечества мысль превратилась в незначительное мозговое сокращение. Не видно глазу следствия мысли, значит, оно не существует, но так можно прийти к отрицанию мышления вообще. Мышление прямо связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Действие можно назвать первичной формой существования мышления. Именно мышление действием или в действии.

В основе всякого действия лежит мысль. Прежде чем совершить какой-либо поступок, человек долго обдумывает. Конечно, некоторые поступки происходят как бы самопроизвольно. Но и в их основе лежала когда-то выношенная и одобренная сознанием мысль, перешедшая затем на подсознательный уровень, дожидаясь благоприятного момента для своего проявления в действии.

Мысль - начало всех начал. Сущность человека определяет то, как он мыслит.

Именно отсутствие ответственности между мышлением и действием и вызвало тот самый разрыв между мышлением и действием. Мысль же имеет тенденцию трансформироваться в действие.

Каждая мысль рождает действие. Самая ничтожная мысль создает крохотное действие, потому мыслите широко, чтобы даже при утере все же оставался достаточный потенциал для существенного последствия. Пусть люди не умеют хорошо действовать, но, по крайней мере, они бы могли воспитывать в себе добрые широкие мысли.

Если бы люди осознавали последовательность своих мыслей! Ведь даже величайшие преступления порождались самыми маленькими мыслями. Мысль притягивает соответствующее действие. Наша мысль очень материальна.

Нужно усвоить, что сфера каждого действия обширнее, нежели можно представить по земному суждению. Люди каждым действием и мыслью затрагивают несколько сфер. Не следует забывать, что мысли затрагивают Мир Тонкий. Не всегда они дойдут в четком состоянии, но, во всяком случае, произведут некоторое возмущение энергии. Столько преломляется токов в пространстве, что нельзя назвать человеческое действие лишь мускульным рефлексом. Так нужно приучать себя к сложности следствия.

Прежде отвечали за действие, потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли. Лучше уметь молчать и очищать мысли. Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму. За мысль приобретает мучение дух, ибо нет различия между мыслью и словом. Умысел равен действию.

Беспредельная мысль заключает в себе все человеческие достижения. Можно мыслью построить целое государство. Можно мыслью разрушить создание тысячелетий. Только мощью мысли творится жизнь.

Люди в безумии своем не знают, чем владеют. Мысль, как великий дар, пропадает в невещественных действиях.

Насыщение мысли производит действие. Из мысли рождается физическое следствие. Мысль отвечает действию. Множество действий без мысли остается на поверхности Бытия, не отличаясь от действий мира животного.

Мир сложен мыслью, или мысль рождает действие, потому многие, полагающие мысль выше действия, погружаются в мечтания, принимая их за творческие мысли, и воздерживаются от действий, забывая, что лишь мысль, насыщенная огненной волей, творит. Но эту волю мы можем приобрести лишь путем долгого упражнения в проведении в жизни, в действии мыслей своих и чужих. Так что нужно сперва завоевать себе право на такое чисто умственное существование.

Сравним количество мысленных подвигов с подвигами в земном действии. Удивительно сопоставить число мысленных решений с малым количеством проявленных действий. Конечно, каждая мысль, направленная на благо, уже представляет несомненную ценность. Но поучительно следить, насколько затруднена передача мысли в земном действии. Можно действительно изумляться, почему мысли так отдалены от действия.

Сильные мысли не нуждаются в действенном поступлении. Кроме таких одиночных мыслей, существует множество хороших мыслей, но они недостаточно сильны, чтобы воздействовать мысленно, и не доходят до действия земного. Как всегда, инертна такая середина. Она может препятствовать здоровому продвижению человека.

Так будем очень заботливо помогать, чтобы каждый зародыш мысли добра претворялся в действие. Каждый восходящий мыслитель должен претворить в земном бытие свое понимание истины. Без своего приложения к жизни не может человек называться мыслителем, мысль есть жизнь, и жизнь движима мыслью . О мире надо мыслить, явив практические мысли.

Человечество должно подняться из состояния низшей сферы в сферу беспредельной мысли. Лишь ограничение заключает человека в низкую материальную цепь и так уничтожает лучшие космические токи. В беспредельной мысли заключается все космическое действие.

Каждая мысль, каждое действие рождают свои флюидические токи. Токи флюидические дают направление мысли. Если мысли отрицательные, то токи идут в отрицательном направлении и привлекают низшие энергии. Не только жестокость действия, но существует и жестокость мыслей. По-следнее хуже самого действия. Как самая отупелая злобная тьма, должна быть очищена проказа низкого мышления. Больше убийства не в руке, а в мысли. Мысль людей очень готова к убийству.

Добрая мысль есть первооснова доброго действия. Мысль светозарна прежде действия, потому будем считать стан добра по огням мысли. Вера без дела мертва, но такая вера будет слепым возложением, но не мыслью добра. Мысль тьмы тоже имеет излучение - черные пятна с красным излучением. Тьма мысли ведет к самым уродливым поступкам.

Нужно, чтобы каждый зародыш мысли добра претворялся в земное действие.

Явление мысли есть лучший очиститель организма. Если видите больных учеников, то в них сказывается неуравновешенное мышление. Если бы они могли вести уравновешенную мыслительную жизнь, они бы не только пользовались отличным здоровьем, но и не замечали бы времени.

Главным фактором для приобретения иммунитета является добрая мысль. Мысли будут лучшими привратниками для вступления в мир Тонкий. Тонкое тело питается добрыми деяниями. Тонкое тело крепнет от всего возвышенного, потому добрые мысли и деяния так полезны.

Добровольная каждодневная дисциплина мысли дает лучшие следствия. Даже телодвижения должны быть осмыслены. Нужно обучать детей не только гимнастике, не только ритму, но и смыслу экономии движения.

Мысль о возможности уже есть открытый путь. Мысль о невозможности уже есть от темного начала. Нужно уничтожить всякое уныние, ибо этот путь не ведет к Истине.

Наблюдайте, как люди отличаются в мышлении и в действии. Нужно судить людей в делах, но нужно помнить, что только соответствие мышления, слова и действия окажет помощь при приближении к Огненному миру. Если мысли полезны кому-то, пусть они будут вашими крыльями.

Сила мысли сияет в космическом устремлении.

"Я мыслю, следовательно, я существую" Декарт

Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятия. Вся необходимая информация хранится в памяти. Однако таких знаний об объективном мире человеку недостаточно. Исчерпывающие знания об объектах действительности, их внутреннюю, напрямую не данное в ощущениях и восприятии сущность человек получает с помощью мышления.

Человек, живущий среди событий, которые происходят как в ее непосредственном окружении, так и во всем мире. Потребности и цели человека обусловливают необходимость разобраться в том, что из чего следует, как связанные объекты, явления и события между собой, какие именно свойства детерминируют эту связь.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях

К опосредованного познания человек прибегает тогда, когда непосредственное познание оказывается невозможным из-за несовершенства человеческих анализаторов или нецелесообразность, что обусловлено сложностью процесса познания. Опосредованность мышления проявляется и в том, что все его акты происходят с помощью слова и предыдущего опыта, который хранится в памяти человека.

Еще одной особенностью мышления является обобщенный характер отражения действительности. С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые проявляются общими для родственных предметов.

Материальной основой мышления является язык, который является орудием и способом существования мысли. Этим человеческое мышление качественно отличается от животного

Мышление человека неразрывно связано с языком. Мнение опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних языковых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка, глотки в спокойном состоянии, а затем предложить исследуемом начать придумывать любую задачу, то в языковом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Таким образом, каждая мысль связана с внутренним языковым процессом.

Умственная деятельность органично связана с практикой. Практика является источником умственной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность научного познания мира, предвидение и прогнозирование развития событий, практического овладения закономерностями объективной действительности. Мышление является основой сознательной деятельности личности. Уровень развития мышления определяет, в какой мере человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она господствует над обстоятельствами и над собой.

Умственная деятельность человека, направленная на познание закономерностей объективного мира, имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления проявляется в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями, оперирует теми средствами познания, которые были созданы ими (речь, орудия выражения, обобщения и сохранения результатов, наука и общественная практика). Общественная природа мышления проявляется также в потребностях общества, характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.

Объектом умственной деятельности всегда является наиболее актуальные проблемы, порожденные современностью.

Умственные действия и операции мышления

Чтобы понять определенный объект, надо знать факты, его характеризуют. Переход от фактов к раскрытию их сущности, к обобщающим выводам происходит с помощью умственных и практических действий.

Умственные действия - это действия с объектами, отраженными в образах, представлениях и понятиях о них

Эти действия происходят мысленно с помощью речи. Прежде чем действовать с предметами, человек это делает мысленно, не вступая в контакт с этими предметами. Действия мышления формируются на основе внешних практических действий.

Операционный компонент мышления, обеспечивает его процессуальность, составляют мыслительные операции (составляющие умственных действий):

Рис. 2.4.1. Мыслительные операции

Анализ и синтез - две основные мыслительные операции, которые возникли на основе практических действий - с реального разложения предметов на части и их сочетания. Этот длительный исторический путь преобразования внешней операции на внутреннюю в сокращенном виде можно наблюдать, изучая мышление у детей. Когда маленький ребенок сначала снимает с пирамидки кольцо за кольцом, а потом надевает их обратно, она, сама этого не зная, уже осуществляет анализ и синтез.

Анализ - мысленное расчленение объектов сознания, выделение в них частей, аспектов, элементов, признаков и свойств

Различают два вида аналитических операций: во-первых, можно мысленно раскладывать сам предмет, явление на составные части (например, анализ химического вещества, сообщения). Во-вторых, можно мысленно выделять в предметах и явлениях те или иные признаки, свойства, качества (например, исследования стиля произведения, его композиции).

Синтез - это мысленное сочетание отдельных частей, аспектов, признаков объектов в единое целое

Синтетические операции бывают тех же видов, что и аналитические, описанные выше.

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности. Они взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга и лежат в основе всех других умственных операций, в частности сравнения.

Сравнение -розумова операция, с помощью которой познаются схожие и отличительные признаки и свойства предметов

Человек может сравнивать наглядно данные или воображаемые предметы, создавая их образы. Сложным является процесс сравнения людей, литературных персонажей, общественных явлений и тому подобное.

Сравнивая предметы и явления, приходится осуществлять на первом этапе анализ, а затем синтез. Сравнивая, следует соблюдать важное правило: сравнивать необходимо по одному признаку.

К аналитико-синтетического процесса относятся также и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование и обобщение.

"Все в мире мы узнаем через сравнение, и если бы к нам попал какой-то новый предмет, который мы не могли ни с чем, ни от чего отличить, то мы об этом предмете не сдали бы ни одной мысли и не могли сказать о нем ни одного слова ".

К. Д. Ушинский

Абстрагирования (от лат. Abstragere - отвлекать, отвлекать) - то есть мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они присущи

Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак - прозрачность и можем рассуждать о прозрачности вообще. Так же с помощью абстрагирования создаются понятия о длину, высоту, объем, треугольник, число, глагол и др.

Обобщение - это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова

Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификациях. Обобщение требует выделения в предметах не просто общих, а существенных признаков.

Конкретизация - это переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, факт, который подтверждает общее, теоретическое положение. Конкретизация имеет большое значение, поскольку связывает наши теоретические знания с жизнью и практикой, помогает правильно понять действительность.

Таким образом, процесс понимания предметов и явлений объективной действительности требует изучения фактов, их анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения их существенных признаков и характеристик. Общим механизмом операционной деятельности мышления является аналитико-синтетическая работа больших полушарий головного мозга.

Мышление это процесс движения мысли от неизвестного к известному, который начинается там, где перед человеком встает то новое, непонятное. Умственная деятельность возникает и формируется как процесс при условии создания проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это противоречие между обстоятельствами и условиями, между тем, какими знаниями обладает сегодня субъект, и тем, к чему он стремится

Рис. 2.4.2. Схема решения умственного задачи

Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, которая требует ответа на определенный вопрос. Для мышления осознание вопрос - это как сигнал к началу активной умственной деятельности. Следующий этап заключается в поиске путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы (предположение). После этого происходит проверка гипотезы на практике или мысленно. Если гипотеза оказывается неправильной, происходит ее переосмысление.

Инсайт (от англ. Insight - озарение)

Проверка эффективности выдвинутых гипотез является завершающим процессом решения умственного задачи. Бывает так, что человек действует методом проб и ошибок. Иногда процесс решения задачи может происходить как творческий процесс, порой помогает инсайт.

Важную роль в стимулировании умственной деятельности в процессе решения задач играют чувства (удивление, любознательности, чувства нового). Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий.

Итак, процесс решения задач требует мобилизации и напряжения всех психических сил личности, концентрации ее познавательной активности.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Технарь - гуманитарий, экстраверт - интроверт, логик - этик, левый - правый. Таких паттернов мышления за годы работы психологов накопились десятки, и каждый из них объединяет людей по определенным признакам и делит на 2 группы.

сайт выбрал 8 самых интересных психологических типов, которые помогут разобраться в себе и немного лучше понимать других людей.

1. Логик - этик

Логики оценивают мир с точки зрения правил, законов, логических связей и умозаключений. Они отлично разбираются в технологиях, составляют бизнес-планы, разрабатывают концепции и работают с цифрами. Общение для логика - это обмен информацией: «Говорите уже по делу», «Проанализируем детали», «Посмотрим на цифры», «Обдумаем решение».

Этики же смотрят на мир с точки зрения эмоций, чувств, переживаний. Они действуют по тому, как подсказывает сердце и настроение. Могут легко поднять настроение, воодушевить и помочь наладить отношения. Общение для этика - это обмен энергией: «Ты сегодня выглядишь грустно», «Какая душевная компания», «Она сказала только „привет“, а мне уже все было понятно».

2. Сенсорик - интуит

Интуиты - это теоретики, философы, мыслители, люди с глобальным мышлением. Они быстро схватывают суть, хорошо видят возможности и легко продумывают многочисленные варианты и способы. Почти все, что нас окружает, первоначально придумали интуиты. В их голове постоянно возникают идеи, которые часто опережают свое время. А их задумки часто осуществляются уже в будущем их потомками.

Интуиты, как правило, люди мечтательные, рассеянные, забывчивые, а в их среде часто присутствует «творческий беспорядок».

Сенсорики - это практики, которые обладают конкретным мышлением, хорошо подмечают детали, чувствуют запахи, вкусы, различают малейшие оттенки цвета. Сосредоточенные на текущих событиях реалисты, которые сильны в осуществлении идей и задумок. Многое, что нас окружает, воплощалось в жизнь руками сенсориков.

Сенсорикам бывает сложно увидеть общую картину. Они живут будто одним днем, поэтому часто переживают о непредсказуемости событий и того, что будет завтра.

3. Решительный - рассудительный

Решительные люди легче принимают решения, переносят тяжелые нагрузки, действуют в самой напряженной, стрессовой обстановке. Это люди, которые любят и умеют преодолевать трудности и учиться на ошибках. Часто в будущем становятся хорошими наставниками с огромными багажом знаний и практического опыта.

Рассудительные принимают взвешенные решения, избегают ненужных действий, подстраиваются под окружающую обстановку, любят отдыхать и сбрасывать напряжение. Это люди, которые предпочитают комфорт, тепло, любят говорить о приятных событиях и вещах. Они не опираются на свой предыдущий опыт, а направлены на новые идеи, перспективы и будущее.

4. Шизотимик - циклотимик

Шизотимики - это люди, склонные к шизофрении и проявляющие некоторые ее симптомы в обычной жизни. Им присуща тонкость чувств, эгоизм, высокомерие и сильное желание быть лучше других. Как правило, это властные, аристократичные люди, которые любят рассуждать о высоком, редко показывают свои эмоции и плохо приспосабливаются к новому окружению.

Циклотимики - люди, склонные к маниакально-депрессивному психозу. Им присуща безответственность, беспечность и излишняя эмоциональность. Как правило, это веселые и общительные люди, с хорошим чувством юмора, которые любят быть всегда в центре внимания.

5. Чейнджер - раннер

Чейнджеры - это люди, которые сегодня могут сидеть в офисе, а завтра прыгать с парашютом в Альпах. В работе они любят заниматься каждый раз новым проектом, новым делом. А если работа не позволяет, то они ее меняют. Чейнджеры всегда полны энергии, быстро обучаются и адаптируются к любым условиям. Но из-за неспособности сидеть на месте им сложнее доводить начатое до конца и достигать мастерства в чем-то одном.

Раннерам же свойственно заниматься чем-то одним. Они тщательно выбирают свои увлечения, место работы, покупки и круг общения. Они просто не могут не довести выбранное дело до конца. Раннеры плохо адаптируются к изменяющимся условиям, новому коллективу, новому занятию, часто бывают консервативны в убеждениях и верны традициям.

6. Интроверт - экстраверт

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир. Они замкнуты, чувствительны и рассудительны. Для них важнее глубина событий, эмоций и отношений, чем их охват. Например, они предпочтут общаться лишь с одним человеком, но самым близким. Выбрать одно дело, но хорошо в нем разбираться.

Экстраверты ориентированы на внешний мир. Они общительны, активны, у них широкий круг интересов. Для них значительно легче увеличить число своих увлечений, чем их глубину. Чтобы контактировать с человеком, им не требуется находить с ним общие увлечения или черты характера, поэтому им легче общаться и заводить новые знакомства.

7. Интернал - экстернал

Интернальный тип людей считает, что происходящие с ним события зависят только от его качеств (компетентность, целеустремленность, выносливость). Он нацелен на прокачку своих способностей, чтобы противостоять внешней среде и повлиять на события.

Экстернальный тип убежден, что все успехи и неудачи зависят от внешних факторов (действий людей, случайности, окружающей среды, удачи). Они прикладывают большие усилия, чтобы исключить влияние всех этих факторов.

8. Позитивист - негативист

Позитивисты , сталкиваясь с ситуацией, сначала видят те качества, которые в ней присутствуют. Например, такой человек скажет: «Погода хорошая, на улице тепло». Эти качества всегда будут положительными.

Негативисты при оценке выделяют сначала те качества, которые в ней отсутствуют. Он скажет: «Погода неплохая, на улице не холодно». Эти качества всегда будут отрицательными.

О чем нам важно помнить

Каждый человек уникален, но чем-то мы похожи - это правда. Каждый тип имеет положительные стороны и отрицательные, поэтому они дополняют друг друга. Интуиты придумывают, а сенсорики делают. Интроверты могут научить глубже мыслить, а экстраверты - шире. Позитивист помогает увидеть лучшие вещи, а негативист - избежать худших.

Важно быть открытыми и учиться у второй стороны. Так, любой человек может обладать всеми положительными качествами, избавиться от отрицательных и делать по-настоящему великие вещи.

Согласно моему наблюдению за мышлением человека и сопоставлением того, что я вижу и понимаю с исследованиями и теоретическими заключениями известных психологов, я пришел к выводу, согласно которому считаю мышление человека исключительно адаптационной реакцией на окружающую его действительность. При этом я опускаю такую часть как фантазии, это уже другая тема, в которой тоже много своих нюансов. Две основные гипотезы о природе мышления человека, одна из которых подразумевает ее природное происхождение, а вторая жизненный процесс, имеют право на существование. Только вот они формируют наше с вами мышление в разных пропорциях, где подавляющую роль играет все же жизненный процесс, окружающие факторы, события и прочее. Другими словами, все, что нас с вами окружает, является материалом для формирования нашего мышления. Допустим, мы с вами можем сказать, что от природы человек устроен таким образом, что его тянет к познанию нового, но по факту, такое познание формируется исключительно социальной средой, в которой живет человек.

Скажем первые астрономы, могли появиться только тогда, когда у них появилось достаточно времени для занятия наукой, благодаря разделению труда. В наши же дни, мы видим деградацию отдельных личностей, и даже целых групп, у которых нет никакого интереса ни к познанию, ни к другим видам интеллектуальной деятельности. Если мышление способно рождать в нашей голове образы, не существующие в природе, те же фантазии прекрасно это делают, то производной для такого мышления, опять-таки является окружающая действительность. Раньше люди по определению не могли мечтать так, как сегодня можем мечтать мы, у них просто не было для этого данных, которыми мы с вами располагаем. К тому же, мною лично было замечено, что чем человек образованнее, тем более богаты его фантазии, и тем более сложная его структура мышления. Познание человеком самого себя, исходя из его внутренних качеств и скрытых ресурсов, тема достаточно неопределенная. Я как психолог работаю только с проверенными фактами, опуская эзотерическую часть, в которой хоть и много интересных фактов, но все они требуют по большей части веры с нашей стороны, что по моему убеждению не является серьезным подходом к поставленным перед человеком вопросам.

Мы не должны с вами верить, мы должны с вами знать и видеть отчетливо, как на самом деле работает наше мышление, ведь именно оно формирует вокруг нас ту действительность, в которой мы с вами живем. Когда я приходил к своему заключению о том, что наше мышление, это продукт окружающей нас действительности и в частности реакции на нее, я исходил, прежде всего, из способности человека подстраиваться под окружение. Гибкость мышления, на мой взгляд, и есть тем самым доказательством того, что мы мыслим исходя из наших потребностей, и условиями окружающей действительности. Все наши качества, будь то мышление, инстинкты, интуиция и прочее, все они предназначены для нашего выживания, прежде всего. И так же как психика человека формируется в основном благодаря воспитанию и благодаря тем условиям, что окружают человека, так же и его мышление, формируется в основном благодаря нашим органам чувств, которые собирают информацию из окружающего мира. Любые образы в нашей голове, имеют определение, которое берется из окружающего мира.

Дайте слепому человеку в руку яблоко, и спросите его о том, что он держит, если до этого момента он не держал в руке яблока, как же он сможет дать ему определение, его мозг обработает только ощущения, но у него нет определения для него. Это можно проделать и со зрячим человеком, который также не имеет представления о яблоке, и он тоже не даст вам верного ответа, либо просто подставит иное слово. Или взять в качестве примера подражательство, когда человек просто не имея представления о том, как ему следует поступить, просто копирует действия другого, причем это происходит чаще, чем мы можем себе это представить. А подражает человек только по необходимости, чувствуя потребность в этом, и считая, что так будет лучше для его выживания. Какой же в таком случае мыслительный процесс происходит в его голове, кроме как обработкой полученных данных и заключений на их основе, его ничем иным не назовешь. Любая мысль, имеет свою логику, равно как и мышление в целом логично, причем любое мышление. В психологии логика, не имеющая опоры, называется схемой, именно такая схема и выстраивается в нашей голове во время мышления.

Некоторые причисляют эту схему к внутренней речи, которая ее формирует, но это точка зрения тех, кто склоняется к теории о природном происхождении мышления человека. Я же вижу логику в любом мыслительном процессе, любая мысль, по моему мнению, имеет свое логическое заключение, но поскольку мышление формируется на основании внешних данных, интерпретация которых порою может быть ошибочной, то и схема выстраиваемая в голове человека, согласно его логике, может быть ни чем иным, как адекватной обработкой внешних данных. Но это только в том случае, если мы не рассматриваем с вами всякого рода психические отклонения, а просто поставим в пример человека, который ошибается. Это как математическая задача, которая для правильного, решения, требует соответственно правильного составления. Но если в составлении задачи, будет допущена ошибка, то и решение ее будет соответствующим. А теперь посмотрите, какие задачи перед нами ставит жизнь, логичны ли они, и какие задачи перед нами ставят окружающие нас люди? Любой человек в вашей жизни, имеет то же самое базовое мышление, согласно которому он пытается выжить в этом мире.

Его мышление будет формироваться согласно той позиции, что занимает он, ваше соответственно вашей позиции. И чем больше разница в ваших позициях, тем больше разницы будет в образе мышления двух людей, живущих фактически в разных мирах. Информированность, личный опыт, условия, все это может сформировать образ мышления, который будет продуктом адаптации к внешним условиям, окружающим человека, а обрабатываемым при этом материалом, будут те знания, которыми располагает человек. А поскольку условия у людей как правило разные, набор знаний тоже, и в целом картина мира выглядит не для всех одинаково, мы и имеем совершенно противоположные точки зрения у разных людей, отсутствие логики в мышлении, в то время как она просто отлична, и в целом разные образы мышления. А как вы сами, возможно знаете, гибкость мышления можно натренировать, и лучше всего делать это в тех условиях, которые просто вынуждают человека крутиться. Вот таким вот я вижу процесс формирования мышления человека, и видимо моя точка зрения, мои логические выводы, тоже адаптированы под те условия, в которых я живу, и те данные, которыми я располагаю, также как у любого из вас.

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.









2024 © voenkvm.ru.