Знаменитые подводники второй мировой. Американские военные эксперты назвали пять лучших подводных лодок за всю историю. Тайна германской подводной войны


"Хочу, чтобы все..."


Отто КРЕЧМЕР
+ 47 судов (274 333 т)


Отто КРЕЧМЕР (Kretschmer) (1.5.1912, Гейдау, Лигниц - 5.8.1998, Штраубинг, Бавария), самый результативный офицер-подводник Германии, капитан 2-го ранга (1.9.1944).
Сын силезского учителя, окончил школу в Эксетере (Англия), прекрасно знал английский язык. 9.10.1930 поступил н флот кадетом. 1.10.1934 произведен лейтенанты. Служил на учебном к «Ниобе» и лёгком крейсере «Эмден», а с декабря 1934 - на легком крейсере «Кёльн». В январе 1936 переведен в подводный флот; обер-лейтенант (1.6.1936). С ноября 1936 служил 1-м помощником на U-35, а 31.7.1937 стал ее командиром и совершил плавание к берегам Испании (для поддержки войск ген. Ф. Франко). 1 10.1937 получил в командование лодку U-23 (Тип II-В), на которой совершил 8 походов (проведя в море в общей сложности 102 дня). Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. 1.6.1939 произведен в капитан-лейтенанты. 12.1.1940 торпедировал датский танкер «Денмарк» (10 517 т), месяцем позже Кречмер потопил британский эсминец «Даринг» (1375 т).
18.4.1940 назначен командиром подлодки U-99 (её он выводил в море 8 раз, проведя в плавании 127 дней). В первом же патрулировании потопил 11 судов. Гросс-адмирал Э. Рёдер лично встречал лодку и после доклада наградил Кречмера 4.8.1940 Рыцарским крестом Железного креста. 17 - 20.10.1940 принимал ак¬тивное участие в операции, когда во время полнолуния группа подлодок без потерь разгромила английские конвои 5С-7 и НХ-79. В ночь на 4.11.1940 К. потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклус» (11 314 т), «Лаурентик» (18 724т) и «Форфар» (16 402т). 4.11.1940 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. В своем последнем походе Кречмер потопил еще 10 кораблей. 1.3.1941 произведен в капитаны 3-го ранга.
17.3.1941, когда U-99 возвращалась, полностью израсходовав боезапас, в Сен-Назер, она была обнаружена и забросана глубинными бомбами английским эсминцем «Уокер». Когда лодка всплыла, «Уокер» и др. эсминец - «Вэнок» - расстреляли ее, после чего Кречмер отдал приказ о затоплении лодки. Почти весь экипаж - 41 человек из 44, в т.ч. Кречмер, были взяты в плен и доставлены в Ливерпуль. Затем Кречмер был переведен в лагерь для военнопленных в Боуменвиль (Канада). 26.12.1941 награжден Рыцарским крес¬том с дубовыми листьями и мечами (№5). Награду Кречмеру передал комендант лагеря.
В дек. 1947 Кречмер вернулся в Германию. С 1955 служил в ВМС ФРГ: с 1957 командир 1-й эскортной эскадры, с ноября 1958 командующий амфибийными войсками. С 1962 на штабных должностях, с мая 1965 начальник Объединенных сил НАТО на Балтике. В сентябре 1970 вышел в отставку в звании адмирала флотилии (с 15.12.1965). Умер в госпитале, куда попал после автомобильной катастрофы.
Всего за время военных действий Кречмер потопил 47 кораблей общим водоизмещением 274 333 т и повредил 5 кораблей водоизмещением 37 965 т.






Вольфганг ЛЮТ
+ 43 судна (225 756 т)


Вольфганг ЛЮТ (Liith) (15.10.1913, Рига, Российская империя - 13.5.1945, Фленсбург-Мюрвик), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.9.1944).
В течение 3 семестров изучал право в университете. 23.9.1933 поступил на флот кадетом. Во время учебы совершил 9-месячное кругосветное плавание на учебном корабле «Горх Фок». 1.10.1936 произведен в лейтенанты. Служил на легких крейсерах «Карлсруэ» и «Кенигсберг». В февр. 1937 переведен в подводный флот. С июля 1937 плавал 2-м вахтенным офицером на подлодке U-27, а с окт. 1938 по окт. 1939 1-м вахтенным офицером на U-38, которой командовал Г. Либе.
С 16 по 28 дек. 1939 командовал подлодкой U-13. 30.12.1939 он получил новый корабль - лодку U-9 (Типа II-В), на которой совершил 6 походов (всего 74 дня в море); обер-лейтенант (1.6.1938). В мае 1940 потопил французскую подводную лодку «Дорис». 27.6.1940 переведен на подлодку Типа II-D U-138 (2 похода, 29 дней). Во время 1-го похода в ночь на 21.9.1940 Лют потопил 4 корабля общим водоизмещением 34 633 т и по возвращении из 2-го похода 24.10.1940 получил Рыцарский крест Железного креста. С 21.10.1940 по 11.4.1942 Лют командовал лодкой U-43 (5 походов, 204 дня в море, во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 68 077 т), а с 9.5.1942 по 31.10.1943 - U-181 (Тип IX-D, 2 похода, 335 дней в море). 1.1.1941 произведен в капитан-лейтенанты. Отличался высокой результативностью. Только за один поход в Южную Атлантику с сент. 1942 по янв. 1943 он потопил 12 судов общим водоизмещением 58 381 т. 13.11.1942 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. На U-181 совершил 2-е по длительности патрулирование - 206 дней, в ходе которого предложил ряд нововведений, имевших целью поддержать психологическую атмосферу.Во время этого похода лодка потопила 10 судов. 1.4.1943 произведен в капитаны 3-го ранга, а 15.4.1943 получил мечи к Рыцарскому кресту. Основными жертвами Люта стали не конвои, как у многих др. подводников, а отдельные корабли. 9.8.1943 награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (всего два кавалера в ВМФ).
С янв. 1944 командовал 22-й флотилией подводных лодок. В июле 1944 возглавил 1-й отдел военно-морского училища в Мюрвике, а в сент. 1944 стал его начальником (самым молодым за всю историю этого учебного заведения); капитан 2-го ранга (1.8.1944). С 1 по 23 мая 1945 училище было местом пребывания германского правительства во главе с гросс-адмиралом К. Дёницем. Лют был застрелен немецким часовым после того, как назвал неправильный пароль. Похоронен с воинскими почестями.
Всего за время боев потопил 43 корабля противника общим водоизмещением 225 756 т, а также повредил 2 корабля (17 343 т) - это 2-й результат среди германских асов подводной войны.


U-138 тип II-D В. Люта


U-181 тип IX-D2 В. Люта


____________________________________________________________________________________________________________________________________


Иоахим ШЕПКЕ
+ 37 судов (155 882 т)


Иоахим ШЕПКЕ (Schepke) (8.3.1912, Фленсбург - 17.3.1941, Северная Атлантика), офицер-подводник, капитан-лейтенант (1.6.1939).
С 29.10.1938 командир учебной подлодки U-3 (Тип II-А), на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 24 дня). С 3.1.1940 командир подлодки U-19 (Тип II-В), на которой совершил 5 походов и потопил 9 кораблей общим водоизмещением 15 715 т. С 30.5.1940 командир подлодки U-100 (Тип VII-B) (6 походов, 112 дней в море). В 1-м походе (авг. 1940) он потопил 6 кораблей водоизмещением 25 812 т. В сент. 1940 во 2-м походе Шепке в течение 2 дней потопил 7 кораблей (50 340 т). 23.11.1940 Шепке записал на свой счет еще 7 кораблей (24 601 т). В 1940 была опубликована книга Шепке «Подводник сегодня», которую он иллюстрировал собственными рисунками. 17.03.1941 г его лодка была обнаружена и атакована британскими эсминцами. В результате бомбежки U-100 получила тяжелые повреждения и всплыла, чтобы под покровом темноты скрыться от преследования. Однако лодка была обнаружена (впервые в истории) корабельным радиолокатором эсминца «Вэнок», вновь атакована и затонула, большая часть экипажа погибла (спаслось 6 матросов). Сам Шепке был раздавлен между тумбой перископа и форштевнем эсминца «Вэнок», протаранившим его лодку.
Всего за время военных действий Шепке потопил 37 кораблей общим водоизмещением 155 882 т и повредил 4 корабля водоизмещением 17 229 т.

РК: 24.9.1940, капитан-лейтенант, командир U-100;
РК-Дл (№ 7): 1.12.1940, капитан-лейтенант, командир U-100.


Подлодка U-19 (Тип II-В) И. Шепке


Подлодка U-100 (Тип VII-B) И. Шепке


______________________________________________________________________________________________________________________________________


Эрих ТОПП
+ 36 судов (198 617 т)


Эрих ТОПП (Торр) (2.7.1914, Ганновер - после 1989), офицер-подводник, капитан 2-го ранга (1.12.1944). 1.7.1935 поступил на флот фенрихом; 1.4.1937 произведен в лейтенанты. Служил на легком крейсере «Карлсруэ». В окт. 1937 переведен в подводный флот. В 1938 вахтенный офицер на подлодке U-46. С нояб. 1938 по апр. 1940 служил 1-м помощником на подводной лодке U-46; обер-лейтенант (1.4.1939). 5.6.1940 стал командиром U-57, на которой совершил 2 похода (провел в море в общей сложности 38 дней). Успешно действовал на транспортных коммуникациях в Атлантике, потопив 6 кораблей общим водоизмещением 36 862 т. По возвращении из 2-го боевого похода лодка 3.9.1940 была протаранена в устье Эльбы норвежским транспортом «Рона»; большинству членов экипажа удалось спастись, погибло лишь 6 человек. 4.12.1940 Топп получил новую лодку U-552 (тип VIIC); на ней он совершил 10 походов (308 дней в море). 20.6.1941 награжден Рыцарским крестом Железного креста и 1.9.1941 произведен в капитан-лейтенанты. 18.10.1941 атаковал конвой НХ-156. В ходе боя Топп потопил эсминец ВМФ США «Ройбен Джеймс», на котором погибло около 150 чел. Эмблемой лодки U-552 стало изображение красного дьявола, под этим именем Топп. и стал известен в Германии и за ее пределами. В 1941-42 на его лодке служил А. Бранди. В конце 1941 Топп совершил тяжелейшее плавание в район Азорских островов. 11.4.1942 Топп получил Знак подводника с бриллиантами и дубовые листья к Рыцарскому кресту, а через 4 месяца - 17.8.1942 - к нему добавлены мечи (№17). В марте - апреле 1942 во время своего 8-го похода Топп потопил 8 кораблей (водоизмещением 45 731 т). 17.8.1942 Эрих про¬изведен в капитаны 3-го ранга. 8.9.1942 сдал лодку и назначен инструктором ВМФ, участия в боевых действиях не принимал. С сент. 1942 командовал 27-й флотилией подводных лодок. Топпу одному из первых было поручено испытать новейшую подлодку XXI серии - U-3010, командиром которой он был назначен 23.3.1945. Подлодка боевых походов не совершала. С 27.4.1945 командовал лодкой той же серии U-2513. На ней Топп 1.5.1945 вышел в последнее боевое патрулирование 2 мировой войны. Через неделю, 7 мая Топп получил приказ не топить и не портить лодку. 8 мая спустил военный флаг, а на следующий день уничтожил торпеды, документы и новейшую аппаратуру. 28.5.1945 взят в плен в Осло и направлен в лагерь для военнопленных Крагере. Всего за время военных действий Топп потопил 36 судов (198 617 т) и повредил 4 судна (32 317 т), что вывело Эриха на 3-е место среди самых результативных германских асов подводной войны. Большинство побед Топп записал на свой счет в Северной Атлантике, действуя против конвоев вблизи североамериканского побережья. После войны Топп служил в рыболовецком флоте, а в 1958 был принят на службу в ВМС ФРГ. 4 года находился в США как член Военного комитета НАТО. В дек. 1969 вышел в отставку, контр-адмирал (1.10.1966). Был награжден Большим Федеральным крестом за заслуги. В 1970-84 работал консультантом на германских верфях.

Подлодка U-552 «Красный дьявол»


_______________________________________________________________________________________________________________________________________


Виктор ШЮТЦЕ
+ 35 судов (180 073 т)


(16.2.1906, Киль - 23.9.1950, Франк-фурт-на-Майне), офицер-подводник, капитан 1-го ранга (1.3.1944).
Командовал подлодками U-19 (16.1.1936 - 30.9.1937) и U-11 (13.8.1938 - 4.9.1939). С 5.9.1939 - командир подлодки U-25, на которой совершил 3 похода (проведя в море в общей сложности 105 дней). С 5.7.1940 командовал подлодкой U-103 - 4 похода (201 день в море). С 12.8.1941 командир 2-й флотилии подводных лодок. С марта 1943 и до конца войны Шютце занимал пост командующего подводными учебными флотилиями (FdU Ausbildungsflottillen) со штаб-квартирой в Готенхафене. Всего за время военных действий Шютце потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 073 т и повредил 2 корабля водоизмещением 14 213 т. В мае 1945 интернирован.

РК: 11.12.1940, капитан 3-го ранга, командир подлодки U-103;
РК-Дл (№ 23): 14.7.1941, капитан 3-го ранга, командир подлодки U-103.

U-103 тип IX-B


Германский город Киль издавна известен как крупный порт и центр судостроения, в котором создано много боевых кораблей для флота Кайзера и Фюрера. Первые германские подводные лодки создавались именно там, и не случайно со стапелей кильской верфи "Германия" сошли две субмарины, показавшие абсолютно рекордную результативность в мировых войнах.

В Первую Мировую войну особенно отличилась подводная лодка 11-35, а во Вторую - U-48. Обе эти лодки относились к классу средних, создавались по предвоенным программам из более качественных материалов, чем корабли военной постройки, что, возможно, помогло им в боевой деятельности.

То, что лидерами по результатам двух мировых войн стали именно немецкие лодки, вполне понятно - никакой другой флот не имел противников, обладающих столь большим количеством транспортных судов.

"Чемпион" Первой Мировой войны -■ U-35 - относится к типу U-31, в 1912-1915 гг. построено 11 таких лодок (U-31 - U-41). Основные характеристики лодки следующие: водоизмещение 685/878 т. Длина 64 м, ширина 7 м, осадка 3,5 м. Скорость 16,4/9,7 узла, дальность плавания 4400 миль / 8 узлов, под водой 80 миль / 5 узловГ

Главная энергетическая установка 2 дизеля х 925 л.с., 2 эл. двигателя х 550 л.с.

Вооружение - 2 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 9 торпед.

С началом войны в октябре 1914 г. поставлено артиллерийское орудие 75 мм (300 снарядов), замененное на 88 мм (200 снарядов).

Субмарина вошла в строй в декабре"1914 г. Первым командиром стал один из опытнейших подводников Германии капитан-лейтенант Вальдемар Копхамель. Он был подводником с большим стажем, еще в 1908-1910 гг. командовал подводными лодками U-2 и U-9, не случайно он потом назначен командующим подводной флотилии на Средиземном море.

Два первых похода U-35 в январе 1915 г. не принесли результатов. Они скорее были подготовительными и длились всего по 3 дня. Лодка выходила к Гельголанду и Доггербанке. Следующие два похода в район Английского канала так же не были слишком удачными, потоплено 3 и поврежден один пароход. Зато следующий поход (29 мая - 23 июня) в район английского побережья (Бристоль-Канал Святого Георга) принес значительную “добычу" - 14 побед, общее водоизмещение "трофеев" 23520 брт.

Как одна из наиболее отличившихся лодок, U-35 получила назначение на Средиземное море. Выйдя 4 августа из Гельголанда, субмарина 23-го числа пришла в Катарро, по пути увеличив боевой счет на 3 единицы. Уже через три дня после длительного перехода U-35 снова вышла в море, что говорит об очень хорошей подготовке экипажа.

В Эгейском море субмарина находилась до 29 сентября, хотя смогла потопить только 3 парохода, но они оказались достаточно крупными в целом 10596 брт.

12 октября капитан-лейтенант Копхамель вышел в свой последний, восьмой боевой поход на лодке. Он оказался самым удачным. Субмарина прошла вдоль побережья Малой Азии, Северной Африки, крейсировала в районе Салоник. На Средиземном море судоходство шло очень интенсивно, конвойных кораблей не хватало, многие пароходы и парусники не имели радиостанций и не могли дать сигнал бедствия, т.е. условия для деятельности подводных лодок и применения ими, кроме торпед, и артиллерии были весьма благоприятными.

В восьмом походе U-35 уничтожила 12 пароходов, т.е. больше чем весь торпедный запас лодки. Вообще этот поход получился примечательным во многих отношениях. 15 октября у Салоник торпедирован воинский транспорт "Margoette" (7057 брт), погибло 167 человек. Затем лодка доставила из Будрума в Бардию 10 человек немецких и турецких офицеров, на буксире вела еще и две парусные шхуны с оружием для арабских племен сенусси, которые в северной Африке восстали против английского владычества. Передав груз и пассажиров, Копхамель напоследок потопил английский вспомогательный крейсер "Тага", взяв в плен 70 человек, отбуксировал шлюпки в Бардию и сдал турецкому коменданту.

Вернулся Копхамель в базу 12 ноября, уже в чине корветтен- капитана, который получил 17 октября, находясь в море. Через 5 дней после возвращения, новоиспеченный корветтен-капитан сдал свой корабль новому командиру и занял пост командующего флотилией подводных лодок "Pola", т.е. стал главой германских подводных лодок на Средиземном море. Его личный боевой счет за 8 походов - 35 побед (89192 брт). Копхамель оставался на этой должности до июня 1917 г. 29 декабря 1917 г. он удостоен ордена “За заслуги" - "Pour de Merite" - это высшее военное отличие Пруссии, ставшее высшей военной наградой Германской империи.

Вторым командиром U-35 стал будущий "первый подводник мира", чемпион по результативности в обоих Мировых войнах капитан-лейтенант Лотар фон Арно ля Перьер, немец французского происхождения, которое правда не мешало ему пускать ко дну любые корабли, в том числе, и под французским флагом.

Ля Перьер встретил войну в должности адьютанта начальника морского Генерального Штаба адмирала Поля. В октябре 1915 г. после того, как не удалось перейти в воздухоплавательные части, он закончил школу подводного плавания в Эккернфьорде и 17 ноября получил назначение на U-35.

Смена командира повлекла кратковременный перерыв в действиях лодки. Только в новом, 1916 г. капитан-лейтенант начал свою громкую карьеру. Первый короткий выход на две недели (11.01 - 21.01) в район Мальта-Крит принес определенный успех, потоплено 3 крупных парохода общим тоннажем - 14 183 брт.

20 февраля Ля Перьер повел лодку в море снова. Потопление первого же транспорта имело громкий резонанс на Средиземноморье,

Около острова Матапан 26 февраля U-35 встретила французский вспомогательный крейсер "La Provence" (1906 г. постройки, 13735 брт). Бывший трансатлантик компании "General Tra nsatla ntique" теперь нес на палубе батарею из 11 орудий (5x5,5 дюймов, 2x3 дюймовые и 4x2 дюймовые) и использовался как войсковой транспорт. В тот день на борту бывшего лайнера находилось 1800 солдат. В бурном море следов торпед не заметили, повреждения от взрывов торпед, попавших в машинное отделение, усугубились взрывом нескольких котлов. Корабли охранения смогли спасти только 800 человек, а более 1000 погибли.

Перьер стал 6-м немецким подводником, сумевшим потопить океанский лайнер водоизмещением более 10 000 т.

Последним призом похода стал английский шлюп "Primula". Этот корабль показал свой характер. Около Порт Саида 1 марта точная торпеда оторвала нос шлюпу, но корабль пошел на таран кормой вперед, уклонился от 2-х торпед еще и только четвертая поставила точку на его карьере.

Следующий 12-й боевой поход лодки и 4-й под командованием Перьера, ознаменовался потоплением всего одного судна, но зато это опять был громадный трансатлантический лайнер. Построенный в 1906 г. “Minneapolis", принадлежавший компании “Atlantic Transport", совершал рейс на Мальту. 23 марта в 195 милях к востоку от острова громадное судно водоизмещением 13543 брт попало под торпеды U-35.

В отличие от “La Provence" английский лайнер остался на плаву, но по пути на Мальту, куда его вели буксиры, он затонул. К счастью этот рейс был порожний, и из 189 человек команды на борту погибло только 12.

По своей основной специальности капитан-лейтенант был торпедистом, но он хорошо разбирался в артиллерии, так как в 1905 г. после окончания училища обучался на специальных торпедно-артиллерийских курсах оружия. Видя, что условия Средиземного моря дают большие шансы на применение артиллерии и, видимо, используя свои связи, фон Арно добился установки на лодке вне очереди пушки 105 мм калибра и откомандирования в экипаж лодки призового артиллерийского наводчика из состава Флота Открытого Моря. Такое перемещение являлось в то время необычным, так как линкоры продолжали считаться главной силой флота, зато результаты такого перемещения оказались ошеломляющими для союзников.

Приняв усиленный боекомплект, капитан-лейтенант вывел 6 июня свою лодку в море и вернулся только 3 июля. Попутно командир лодки 21 июня зашел в Картахену и доставил испанскому королю Альфонсу XIII личное послание от Кайзера. В этом походе призовой наводчик не подвел, орудие стреляло без промаха и теперь не надо было решать проблему, стоит встречное судно торпеды или нет. Расстреливалось все, что держалось на воде, от пароходов океанского класса до миниатюрных парусников, так одной из жертв U-35 стала итальянская шхуна "Giosue", водоизмещением в... 20 брт.

Общий итог похода - 40 побед. Водоизмещение потопленных судов - 56818 брт, т.е. почти в 1,5 раза больше “Minneapolis". Ободренный успехом, фон Арно предпринял вскоре новый поход, который стал самым успешным в истории военных действий на море. U-35 за период с 26 июля по 20 августа 1916 г. совершила поход вдоль восточного побережья Средиземноморья. Перьер перестал практически обращать внимание на флаг судна. Если до этого похода на его счету было 48 потопленных судов и из них только одно нейтральное (18.6 - норвежский пароход “Aquila"), то теперь перечень национальностей “утопленников" стал чрезвычайно пестрым. В этом походе U-35 потопила 54 судна 9 национальностей: 31 итальянское, 11 английских, по 2 французских, испанских, датских, греческих и норвежских, по одному тунисское и японское. За поход лодка истратила всего 4(!) торпеды, а общее водоизмещение потопленного - 90 350 брт. Для сравнения можно отметить, что подводным “Асом" во Второй Мировой войне считался подводник, потопивший суда общим водоизмещением 100000 брт.

15-и поход U-35 совершила опять в восточное Средиземноморье (14 сентября - 9 октября) и результат снова значителен - 21 победа плюс французский шлюп “Rigef". В список стран, пострадавших от Перьера попала и Швеция, но в этот раз сильнее всего пострадала страна его предков. 4 октября недалеко" от о.Сардиния на траверзе Спартивенто LJ-35 в упор с расстояния 5 кабельтовых торпедировала громадный войсковой транспорт “Gallia”, новый лайнер (1913 г. постройки) водоизмещением 14966 брт, принадлежащий компании “Со- mpagnie de Navigation SudAtlantic”,который вез на борту в Салоники 2700 сербских и французских солдат. Сильнейший взрыв, усиленный взрывом котлов или боеприпасов внутри корпуса, нанес такие повреждения, что капитан даже не успел подать сигнал бедствия. Вспыхнула страшная паника на борту тонущего лайнера, спасение проходило хаотично. На другой день крейсер “Clemanso" принял со шлюпок и плотов 1362 человека. По некоторым данным “Gallia" тоже числилась вспомогательным крейсером. Вместе с двумя такими кораблями на дно пошло более 2300 солдат - усиленный пехотный полк. Перьер стал вторым немецким подводником, имеющим на своем счету 3 лайнера водоизмещением более 10000 брт. (первый - это победитель “Луизи- тании" капитан-лейтенант Швигер).

11 октября 1916 г., меньше чем за год своего “подводного стажа” Ля Перьер получил “Орден За Заслуги" как и предыдущий командир лодки. Для Первой Мировой войны этот случай уникален. За два года войны всего 3-й подводник удостоен такой награды. В 1916 г. на Средиземном море немецкие лодки потопили 415 судов и кораблей, на этом фоне еще рельефнее выглядит результат U-35 - 122 победы.

Первый поход нового рыцаря (награжденный возводится в рыцарское достоинство) “Ордена за Заслуги" в январе 1917 г. принес "средний” результат - 6 судов, причем одно из них с очень любопытным названием - “Lesbian".

Оставаясь в прежнем звании и должности несмотря на все свои успехи, до марта 1918 г., капитан-лейтенант совершил 15 боевых походов и потопил 189 пароходов и парусников тоннажем 446708 брт и 2 военных корабля-шлюпа.

В марте 1918 г. лодку принял капитан-лейтенант Эрих фон Войт, он сходил в море два раза и потопил 5 судов, в июле 1918 г. на мостик корабля поднялся ее последний командир, опытнейший подводник, так же “рыцарь" капитан-лейтенант Хейно фон Хеймбург. Он не пожал новых лавров, лодка уже была сильно изношена и много проигрывала по сравнению с новыми кораблями. В конце октября немецкие лодки получили приказ перейти с Адриатики в Германию. Затем по условиям мирного договора U-35 перешла 26 ноября 1918 г. в Англию, где и разобрана на металл в Блайте в 1919-1920 гг.

Общий итог действий лодки за 25 боевых походов просто фантастический - 224 торговых судна водоизмещением 535900 брт и 2 шлюпа (2500 т). К такому результату во Вторую Мировую ни одна лодка даже приблизиться не могла. Изменились условия использования под- лодок и уже не мог помочь самый талантливый артиллерист. Авиация и радиолокация стали главными врагами субмарин* заставив их несравнимо больше времени* чем в Первую Мировую войну, проводить под водой.

Изменившиеся условия видны на примере действий рекордсмена Второй Мировой войны - лодки U-48, Эта лодка строилась в Киле, заказана 21 ноября 1936 г., вошла в строй 22 апреля 1939 г. Принадлежала к типу VII В (серия из 11 единиц - U-45 - U-55). Серия оказалась удачной: как в Первую Мировую наиболее удачно действовали средиземноморские "тридцатки" как раз одной серии с 13-35, то здесь случилось что-то подобное. Командиры U-43, 46, 47 и 48 заслужили "Рыцарские кресты", перешагнув 100 000-тонный рубеж потопленного тоннажа.

Основные характеристики лодки:

водоизмещение 753/847 т, длина 66 м, ширина 6,2 м, осадка

4,4 м. Скорость 17,9/8 узлов, дальность плавания 3850 миль/

17,2 узла, под водой 90 миль/4 узла.

Главная энергетическая установка 2 дизеля 1400 л.с., 2 эл. двигателя х 375 л,с.

Вооружение - 4 носовых, 1 кормовой торпедный аппарат, 14 торпед, 1 орудие 88 мм (200 снарядов), 1x20 мм (1500),

Лодка зачислена в 7-ю флотилию подводных лодок и под командой капитан-лейтенанта Херберта Шульце с началом войны вышла в море. Уже 5 сентября она пустила ко дну свой первый транспорт с символическим названием - "Королевский скипетр" ("Royal Sceptre", 4853 брт). Общий итог первого похода - 14 777 брт (3 транспорта). Следующий поход начался с заметного успеха. 12 октября лодка встретила конвой, шедший из Америки в Гавр, Его прикрывала подводная лодка "Surcouf", а в составе отряда находился самый большой танкер мира - французский "Emilia Miguet" (постройка 1937 г., 14 115 брт). Он то и стал жертвой торпед U-48, после взрыва танкер долго горел и пошел на дно только на следующий день. За шестидневный период, до 17 октября лодка пустила на дно 5 транспортных судов (36 926 брт). В третьем походе в ноябре- декабре 1939 г. добычей лодки стали еще 4 транспорта в том числе два нейтральных: шведский "Gustave Revter" и греческий "Germania" - не спасло даже название. В феврале 1940 г. субмарина снова вышла на охоту, среди 4 потопленных ею судов было два голландских и одно финское, т.е. нейтралы и союзники. Немецкие подводники хорошо усвоили уроки Ля Перьера - "топи все, что плывет". Единственной "законной", да и то в кавычках (так как официально немецкие лодки действовали по призовому праву, а, конечно, никакого предупреждения Щульце никому не делал), добычей стал океанский лайнер «Sultan Star" (1930 г. постройки, 12 306 брт). Он шел в Англию, выполняя роль плавучего продовольственного склада, без пассажиров, только одного мороженого мяса на борту было 8000 т. Экипаж успел сойти в шлюпки и погиб всего один человек. Лодка контратакована эсминцем охранения и, как считали англичане, потоплена. А "покойник" Щульце, потопив 16 судов, стал первым среди немецких"подводников, превысившим 17 февраля 1940 г. 100-тысячетонный рубеж (110974 брт). За свои заслуги 1 марта награжден "Рыцарским крестом".

В мае 1940 г. на борт лодки поднялся новый командир, корветтен капитан Ханс Ресинг. Он прослужил всего до августа, но успел совершить два похода с очень высоким результатом 12 побед - 60 702 брт. Высшее командование пристально смотрело за подводниками, через 4 дня после 12-й победы юбиляр прочел свое имя в списке новых кавалеров "Рыцарского креста", это произошло 29 августа, правда, и новый кавалер был не полностью безгрешен, среди судов, пущенных им ко дну, оказался один шведский теплоход "Hedrun" 16 августа 1940 г.

Также два похода успел совершить третий командир лодки капитан-лейтенант Хайнрих Блейчродт. Он оказался еще удачливей Ресинга и потопил 13(!) судов (79243 брт) и военный корабль. Среди его жертв можно особо выделить одну - океанский лайнер компании "Ellerman Lines" - "City of Benazes", 1936 г. постройки, водоизмещением 11 476 брт, шел из Англии в Канаду. На борту, кроме экипажа, более сотни детей, эвакуируемых от военных опасностей. Торпедированный 17 сентября лайнер быстро затонул. Сильная волна и ветер затруднили спасение и разбросали шлюпки и плоты. Только через 10 дней самолет обнаружил единственную уцелевшую шлюпку, а подошедший корабль снял 46 человек из 305, находившихся на борту, почти все дети погибли. Капитан-лейтенант Блейчродт вошел в историю U-48 еще и тем, что он одержал победу над единственным военным кораблем, который стал целью ее торпед. 15 сентября в Северной Атлантике затонул английский шлюп "Dundeё" (постройка 1932 г., 1060 т, 2x4 дюймовых орудия и 12 стволов ПВО). Им командовал опытный командир капитан 1 ранга О.F.М.Stokes, награжденный третьим по значимости военным орденом Великобритании "За выдающиеся заслуги". Победа над таким противником говорит о хорошей подготовке командира и экипажа.

Естественно, за такие успехи капитан-лейтенант получил как и два остальных капитана, "Рыцарский крест", 24 октября. Это - абсолютно уникальный случай в истории германского подводного флота, когда в течение года три командира одного и того же корабля получили "Рыцарские кресты". Впоследствии капитан-лейтенант командовал лодками U-109 и U-67, добавил "дубовые листья" к своему кресту и погиб 16 июля 1943 г., вместе с U-67, По результативности он занял 14 место в финальном списке немецких подводников.

Не обошли наградами и других офицеров лодки, первый вахтен ный офицер, т.е. старший помощник, обер-лейтенант Рейнхард Зу- рен получил так же "Рыцарский крест" 3 ноября 1940 г., такой награды до конца войны удостоен еще только один вахтенный офицер, В конце 1940 г. на лодку вернулся первый командир, капитан-лейтенант Херберт Щульце. Он опять повел свой "челн" в море в феврале 1941 г. ив 11 походе прибавил к ее боевому счету 42-ю и 43-ю победы, 12 поход довел этот счет до 47„ В Атлантике пока подводные лодки делали, что хотели, U-48 удерживала к этому времени первое место в Кригсмарине и могла так успешно и интенсивно использоваться только за счет хорошего технического обслуживания. 23 апреля 1941 г. инженер-механик субмарины обер-лейтенант Эрих Цурн удостоен "Рыцарского креста", это пятый офицер корабля, получивший такую награду.

В мае 1941 г. "Рыцари" повели субмарину в последний, 13-й боевой поход. За 8 дней Щульце потопил 4 судна, установив окончательный счет лодки - 51 победа (310407 брт). Личный счет Щульце - 26 побед, позволил ем^ занять 6-ю строку в списке результатов немецких подводников. В этом последнем походе Щульце потопил свое третье крупное судно. 8 июня 1941 г. в 400 милях от Азорских островов от торпед U-48 взорвался и затонул голландский танкер "Pendre- cht" (1939 г. постройки, 10746 брт). Он шел порожним в Нью-Йорк, весь экипаж успел спастись. Последним "трофеем" U-48 стал 12 июня британский теплоход "Empire Dew", в тот же день Щульце получил личный "трофей" - "Дубовые листья" к "Рыцарскому кресту".

За время с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. лодка провела в море 291 день. После такого интенсивного использования субмарину перевели из 7-й флотилии, базирующейся на Сент Назер, в 26-ю флотилию - Пиллау.

Удачливый капитан Щульце пошел на повышение и сменил в должности командира 3-й флотилии подводных лодок, ни кого-нибудь, а тоже прежнего командира U-48, корветтен-капитана Ресинга.

В дальнейшем лодка перечислена в 21-ю флотилию, так же базирующуюся на Пиллау, и использовалась как учебная. Возможно, субмарину с большим черным котом, нарисованным на рубке, берегли как "живую реликвию". Затем лодку включили в состав 3-й учебной флотилии. В самом конце войны последний командир корабля обер-лейтенант Дитер Тоденхеген затопил U-48 в Нойштадте 3 мая 1945 г.

Во время Второй Мировой войны только американские подводники имели перед собой большой японский торговый и военный флот, поэтому небезынтересно, на наш взгляд, привести для сравнения результаты лучших американской и японской подводных лодок.

Во флоте США самый большой счет побед у субмарины "Totog", за период 1942-1944 гг. она одержала 26 побед, 19 торговых судов и 7 военных кораблей, в том числе - 2 подводные лодки, а по потопленному тоннажу первое место в американском флоте за субмариной "Fiesher" - 100231 брт (для немцев это 33-й результат), на ее счету 21 победа - 16 торговых судов и 5 кораблей,

У флота императорской Японии "чемпионом" считается 1-10. За период 1941 - июль 1944 г. лодка потопила 15 транспортов (81425 брт), причем больше половины - 8 побед (39236 брт) - за один поход в июне-июле 1942 г. в Индийском океане.

Два абсолюных чемпиона Первой и Второй Мировых войн в общей сложности имеют на своем счету 275 торговых судов (846 307 брт) и три военных корабля. Лидер Первой Мировой войны обогнал рекордсмена Второй, по числу побед в 4,5 раза, а по объему потопленного только в 1,6 раза. Соответственно среднее водоизмещение потопленного судна у U-35 - 2400 брт, у U-48 - 6000 брт. Обе лодки за время активной службы плавали под командой трех офицеров. Активный период действий от первой победы до последней у "тридцать пятой" 36 месяцев (9 марта 1915 г. - 9 марта 1918 г.), а у "сорок восьмой" такой показатель - 22 месяца (5 сентября 1939 г. - 12 июня 1941 г.).

Еще одно различие в том, что U-48 выполнила одну минную постановку 2 февраля 1940 г. - 8 мин на подходах к Портленду. Лодки Первой Мировой войны, кроме специальных минзагов, такой возможности не имели.

По результатам действий "подводных чемпионов" видно, как усложнились условия действий субмарин от войны к войне и как интенсифицировался сам процесс военных действий. Лодка Первой Мировой войны, войдя в строй в самом ее начале, оставалась в боевом строю все 4 года, а во Вторую войну уже через два с небольшим года своего существования (апрель 1939 г. - июнь 1941 г.) так износилась, что практически выведена на заслуженный отдых и больше в состав кораблей "первой линии" так и не вводилась

Командиры подводных лодок, потопившие за время военных действий кораблей противника общим водоизмещением более 50 тыс. т. Ниже приводится список офицеров-подводников, потопивших больше всего кораблей противника.

Асы подводной войны Эрих Топп и Энгельберт Эндрасс

"АСЫ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ" в книгах

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

VIII КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ КРИГСМАРИНЕ

Кульминационный пункт подводной войны

автора Маршалль Вильгельм

Кульминационный пункт подводной войны В первой половине 1942 года новое поле деятельности немецких подводных лодок - атлантическое побережье США к Карибское море - оказалось свидетелем больших успехов, достигнутых немцами. Дело в том, что к этому времени американцы еще

Итоги подводной войны

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

Глава 1 НАЧАЛО ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Создание подводного флота Германии Как появилось само понятие подводной войны?..В начале Первой мировой войны немецкий адмирал Гуго фон Поль выступил в поддержку идеи подорвать английскую экономику, применяя подводные лодки против

Новые виды оружия подводной войны

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Новые виды оружия подводной войны Во второй половине 1942 г. умножились тревожные признаки изменения обстановки в подводной войне. Потери при проходе к району операций и возвращении из него через свободный от судов Бискайский залив, где до этого времени подводники имели

Организатор неограниченной подводной войны

Из книги автора

Организатор неограниченной подводной войны Несмотря на ускоренное строительство военных судов к началу войны германский военно-морской флот по своему общему водоизмещению уступал британскому в 7 раз и в 3 раза – французскому. В то же время развитие подводного флота в

Подготовка к пятой фазе подводной войны

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Подготовка к пятой фазе подводной войны В этом разделе будет уместным напомнить о некоторых достижениях в области техники, которые, в случае если бы общая военная обстановка 1945 года сложилась иначе, могли бы создать в последующей, пятой, фазе подводной войны широкие

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны

Из книги Корсары глубин автора Ловелль Томас

Глава XX. Кульминационная точка подводной войны Первая неограниченная подводная война была прервана, главным образом, по причине протестов Соединенных Штатов Америки, но теперь в начале 1917 года Германия решила бросить вызов всему миру и снова ее начать, надеясь выиграть

Начало подводной войны

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Начало подводной войны Еще до войны нацисты направили в Атлантику 2 броненосца и 18 подводных лодок. Если Британия вступит в войну, пусть они нападают на торговые суда Великобритании и союзных ей стран. Уже в день объявления войны, 3 сентября, германская подводная лодка U-30

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией В настоящее время,

Итоги подводной войны

Из книги Затянувшийся блицкриг. Почему Германия проиграла войну автора Вестфаль Зигфрид

Итоги подводной войны Как и другие проблемы войны на море, этот вопрос нами уже почти исчерпан. Остается только добавить, что в разбираемый период времени добиться каких-либо новых существенных боевых успехов было уже невозможно. До 8 мая 1945 года немецкие подводные лодки

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Тайна германской подводной войны

Из книги 100 великих тайн Первой мировой автора Соколов Борис Вадимович

Тайна германской подводной войны 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка У-9 потопила в базе британского флота Скапа Флоу броненосцы «Абукир», «Кресси» и «Хог». Помощник капитана У-9 Отто Веддигена лейтенант И. Шписс так описывал гибель «Кресси»: «У борта

11. Провал планов подводной войны

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги С английским флотом в мировую войну автора Шульц Густав Константинович

ГЛАВА III. ПОД ЗНАКОМ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ Поездка в Лондон. Ютландский бой и общественное мнение. Тотчас после нашего возвращения в Скапа-Флоу я был снова вызван телеграммой в Лондон. Убедившись, что в ближайшее время нельзя ожидать боевого выступления флота, я по прошествии

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

В 1936 году была заложена подлодка С-56 – самая результативная советская подлодка во время Великой Отечественной войны. Также эта лодка знаменита тем, что первой из советских подводных кораблей совершила кругосветное плавание.


«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...» - так отзывался о своей лодке С-56 капитан Георгий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза.

«С» в названии означает «Средняя». Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка – переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG («Немецкая корабле- и машиностроительная компания»), который советские конструкторы основательно переработали под советскую производственную базу. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… Соловом, в советских «эсках» не было ни одного болта зарубежного производства. В итоге получился маневренный и быстрый корабль, отличавшийся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Эски» эффективным оружием - большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин.

Причины неудач лежат в тактике применения «Эсок» - подводным крейсерам, созданным для океанских просторов, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 20 - 30 метров 77-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала бы на поверхности.

Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте, где и прославилась лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина.


С-56 и сторожевой корабль типа «Ураган».

Итак, С_56 была заложена в 1936 году на судостроительном заводе имени Андре Марти (ныне это «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Затем ее разобрали на части и по железной дороге секциями доставили через всю страну - во Владивосток, на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова), где вновь сварили в единое целое. И спустили на воду в декабре 1939 года.


Командир подводной лодки C-56 капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин.

Капитан Щедрин позже вспоминал: «Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело - управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Заданный конструкторами норматив выдержан и перекрыт… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше - герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения - такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру - всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки - эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие!»


Рулевые-сигнальщики Д.С. Подковырин и В.И Легченков на рубке подводной лодки С-56.

Уже в октябре 1942 года С-56 под командованием капитана Щедрина вышла в трансокеанский переход по маршруту: Владивосток - Сан-Франциско (США) - Панамский канал - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Полярный (СССР). Поход занял 67 суток. За время которой подволники пережилди одну атаку японской подлодки и две атаки немецких кригсмарине, дважды попадала в аварии по собственной неосторожности. В итоге подводники, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой), вошли в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. То есть, подводники по сути совершили кругосветное путешествие – и все для того, что бы лодка, сделанная в Ленинграде, добралась бы до базы под Мурманском.


Встреча экипажа подводной лодки С-56 в Полярном.

В годы Великой Отечественной войны С-56 самой результативной советской подводной лодкой. Подводники С-56 совершили 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один. В 1944 году за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.

Для сравнения: Отто Кречмер из Кригсмарине, командир U-23, самый результативный подводник Второй мировой войны, потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец. ВпрочемЮ это сравнение говорит не столько о слабой подготовке советских моряков, сколько о томЮ что им противостояла самые профессиональные армия и флот мира.

Но советские моряки выстояли благодаря своей живучести: за время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.


Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья». Также за успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину Г. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.

После Второй мировой войны С-56 продолжила службу на Северном флоте. В 1954 году лодка совершила еще один трансокеанский переход - по Северному морскому, из Мурманска во Владивосток.

В 1955 году лодку вывели из боевого состава, разоружили и переделали в плавучую зарядовую станцию – для зарядки аккумуляторов других лодок.

Лишь через 20 лет, в 1975 году, вспомнили о героической лодке. В честь 30-летия Победы лодку вытащили на берег и снова разрезали на части. Затем части лодки установили на фундамент на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.

Части состыковали и соединили – уже в качестве корабля-музея.

25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вошла в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота.


Кают-компания С-56. Сегодня единственная в мире уцелевшая подлодка-"эска" входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота».


Внутренние помещения переоборудованы в музей.


Пост управления.


Рубка акустика.


Каюта капитана


Каюта моряков.


Торпедные аппараты.


Торпеды и койки для моряков.









2024 © voenkvm.ru.