Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет. Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам


Православные сходятся во мнении, что у нас уже есть праздник олицетворяющий супружескую любовь и верность. День Петра и Февронии отмечается 8 июля издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака. По их мнению, День святого Валентина является лишь пропагандой культуры Запада.

Исходя из позиции Православной церкви, „День святого Валентина” характеризуется следующим образом:
– Такого праздника не знает ни православная, ни католическая, ни протестантская традиция. То есть христианские Церкви не считают его событием в религиозной жизни. По мнению священников, День Святого Валентина не имеет духовных корней, и, что интересно, под словом «влюбленные» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам любой христианской конфессии подлежат строгой епитимьи (то есть наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью;
– Святой Валентин действительно существует, причем признается и православными, и католиками. Но Церковь не связывает его имя с покровительством семейным ценностям. Про этого человека осталось множество легенд и очень мало фактов. Известно, что он жил в III веке и являлся епископом итальянского города Тернии. Когда христиане подверглись преследованиям со стороны римского императора Клавдия, Валентину также пришлось нелегко. Но он нашел себе защитника в лице римского сановника Астериуса, чью дочь он излечил от слепоты. В благодарность за это чудо, вся семья римского патриция приняла христианство. Однако император Клавдий не простил епископу такой «дерзости», и 14 февраля 269 года Валентин был обезглавлен. Каким же образом эта история связана с влюбленными? Именно в эти дни в Риме проходили традиционные празднества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. В ходе торжеств было принято дарить друг другу записки с именами возлюбленных. И вот христиане, которые не признавали этого языческого обычая, стали передавать друг другу записки с именем Валентина или других святых. Таким образом они выражали протест римским притеснениям. Получается, что праздник 14 февраля носит языческий или народный характер и ничего общего с христианством не имеет;
– 14 февраля для Русской Православной Церкови день памяти мученика Трифона. А католики в этот день должны чтить святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы (и создателей славянской письменности). Уже несколько лет 8 июля по благословению Патриарха в России отмечается как церковно-общественный праздник день покровителей супружеской любви и верности - святых князей Петра и Февронии Муромских.

Ранее с критикой в адрес праздника выступали представители Православной церкви со всего пространства РПЦ. В феврале 2008 года архиепископ Антоний, управляющий Уральской епархией, выступил с таким обращением к прихожанам: „Дорогие братья и сестры! Не поддавайтесь на провокацию и обман врага рода человеческого дьявола, который зовёт вас ко греху. Объявили день святого Валентина днём любви, в который можно вести развратные действия. Не слушайте их. Никакого праздника Валентина в этот день нет ни в православном, ни в католическом, ни в мусульманском календарях. Память святого Валентина церковь празднует 7 мая, 1 июня, 20 июня, 19 июля, 12 августа, 4 октября, 2 декабря. Не слушайте никого, ведите нормальный образ жизни, и всё у вас будет хорошо”.
В феврале 2010 года во Владивостоке общественная организация «За жизнь и в защиту семейных ценностей» при участии Отдела по работе с молодежью Владивостокско-Приморской епархии РПЦ провела акцию «Прощай, Валентин». „…Вместе с пропагандой наркотиков и насилия как норма преподносятся ранние половые отношения, аборты, ни к чему не обязывающие гражданские браки. Любовь разделили на традиционную и нетрадиционную. Одним из способов распространения подобных идей является организация так называемых всемирных праздников”, - говорилось в пресс-релизе организаторов акции.

В феврале 2011 года государственная администрация Белгородской области издала документ под интересным названием „Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области”, в котором отдельной графой выделено предписание „Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хеллоуина”, в администрации добавили, что „этот праздник не является государственным, поэтому мы не обязаны его проводить. История этого праздника не имеет никакого отношения к нашей традиции. Речь идет не о любви, а всего лишь о влюбленности. Общество должно задуматься о последствиях. С таким же успехом можно ввести еще День водки и День пива”.

„День святого Валентина” ни по своей истории, ни по традициям празднования не имеет ничего общего ни со святостью, ни с благочестием, ни с завещанной Богом любовью”, - говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Украинской православной церкви Киевского патриархата. „Досадно, но как и в „Хелоуин” - ночь перед католическим торжеством Всех святых, под церковным именем люди отмечают языческий праздник. В Римской империи в этот день праздновали Луперкалии, „Lupercalia” (от лат. lupo - волчица, а также в значении - блудница, распутница). Праздничные игрища начинались у подножия Палатинского холма, где, по легенде, волчица выкормила основателей Рима - Ромула и Рема. Здесь совершалось жертвоприношение. Два обнаженных юноши убивали козу, после чего из ее кожи нарезались тоненькие ремешки, которые назывались „фебруа” (отсюда и латинское название этого зимнего месяца - „фебруарий”). Далее юноши обнаженными бегали по городу и били девушек и женщин полосками из сырой козьей кожи. Женщины же подставляли обнаженные плечи и грудь, считая, что удары сделают их любимыми и желанными, а в будущем подарят им легкие роды и много детей. Празднование Луперкалий обычно заканчивалось „священным” распутством. Вот такой „праздник” свободных половых отношений и дошел до наших дней под именем „святого Валентина”, памятью которого во время после христианизации Рима прикрыли его распутную сущность”, - отмечается в заявлении.
Что касается Католической церкви, то 14 февраля католики отмечают не день Валентина, а день святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, покровителей Европы. Празднование Дня святого Валентина перешло в разряд необязательных.

В Казахстане против „Дня всех влюбленных” выступили молодежные организации, а альтернативный праздник учрежден 15 апреля.

14 февраля считается днем празднования святого Валентина. Но что таит в себе этот праздник? И является ли 14 февраля вообще праздником? Православным христианам, особенно нововоцерковленным, бывает очень сложно отличить грань между правдой и ложью, так как название праздника «День святого Валентина» сбивает с толку словом «святой».

На нас грядет очередное стихийное бедствие. Водопад «валентинок», ураган сердечек,буря sms-ок с поздравлениями: «С днем святого Валентина». Было бы с чем поздравлять! Ведь в православном календаре 1/14 февраля памяти св. мученика Валентина нет .

В этот день празднуются совсем иные святые, в частности, св.мученик Трифон, изгонитель бесов. В православных святцах есть несколько мучеников с именем Валентин, но ни один из них покровителем влюбленных не является. Никак.

Судите сами. 24 апреля по старому стилю мы вспоминаем св. мученика Валентина Доростольского (Мезия, совр. Болгария), пострадавшего вместе со св. Пасикратом. Из его жития известно, что он был воином, уверовал во Христа, присоединился ко св. Пасикрату и явил игемону Авсолану, которого прежде охранял, следующее исповедание: «Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки».

Так он явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечом. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были отрублены головы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога. Что общего с праздником телолюбия, комфорта и похоти имеет этот замечательный святой, засвидетельствовавший своей жизнью и смертью, что тело смертно, но бессмертная душа презирает все эти видимые муки?

Другой св. Валентин - Римлянин (6/19 июля), - также никак не покровительствовал влюбленным. Наконец - св. мученик Валентин Интерамский (Италия), память которого празднуется 30 июля /12 августа. О нем известно, что он был епископом города Интерамны (Италия) и получил от Бога дар врачевания. Он, исцеляя в людях всякие болезни и недуги молитвой и призыванием имени Иисуса Христа, обращал неверных от идольского служения к Богу. Так, он исцелил скрученного болезнью отрока Херемона, сына Кратона, учителя греческого и латинского языка.

В житии его следует обратить внимание на две детали. Первая - Кратон предлагал ему половину имения за исцеление своего сына. Св. Валентин ответил ему: «Если веру, предлагаемую тебе мною, ты примешь, отказавшись от языческого нечестия, и возложишь свою надежду на Единого Бога, Невидимого и Всемогущего, то будет дано здоровье твоему сыну, как ты желаешь. Ту же половину имения, которую ты предлагаешь мне, раздай нищим, пусть они молят Бога о тебе и твоем сыне. Меня же ты никаким образом не убедишь, чтобы я что-либо взял от тебя за исцеление твоего сына; прошу только одной веры».

Так что же общего у этого святого с коммерческим праздником, когда оборотистые дельцы наживают целые состояния? И второе, ученики Кратона, пораженные чудом, уверовали и стали вести целомудренную жизнь. Опять-таки, что общего у этого святого с праздником распутства?

Св. Валентин празднуется 14 февраля по католическому календарю. Сразу скажем, что в списке римских епископов нет пап с именем Валентин. Согласно Католической энциклопедии, под 14 февраля празднуется Валентин Интерамнский и Валентин Римский. Как мы видим, ничего общего с влюбленными эти святые не имеют.

Тогда возникает вопрос: а когда и по каким причинам появилась легенда о покровителе влюбленных? В позднем средневековье. Вопрос: а почему? Ответ неожиданный: 14 февраля считался в позднем средневековье днем спаривания птиц.

Именно поэтому 14 февраля считался удачным днем для помолвок, браков, любви. Это отражено у поэта ΧΙV в. Джона Гауэра, Элизабет Брус и др. Вопрос: а почему именно 14 февраля? И вот здесь мы приходим к языческим корням данного праздника, связанного с Луперкалиями, отмечавшимися 15 февраля.

Что это такое? Римский праздник плодородия, связанный с богом Паном, когда жрецы-луперки бегали по Риму и хлестали всех подряд, а бесплодные матроны подставляли руки под ремень, поскольку верили, что это избавит их от бесплодия. Щадя стыдливость читателей, опустим иные сцены, о них же срамно есть и глаголати, связанные с реализацией «полученного дара». В 496 году Римский папа Геласий запретил подобные празднества. Но весьма вероятно, что этот языческий античный праздник пророс сквозь толщу средневековья и зажил новой жизнью в его конце.

Св. Валентин оказался заложником даты 14 февраля. О нем стали составлять красивые легенды. Одна из них - о том, что он и умер за слепую девушку, которая стала христианкой. Вот другая. Она повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.) собирался покорять мир. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно. Очень скоро Валентина бросили в тюрьму. За несколько дней до казни к нему привели девушку, дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Используя свой целительный дар, Валентин излечил ее, но ему самому уже нельзя было ничем помочь. Казнь была назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, перо и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века. Да и бумаги римляне не знали - только папирус и пергамент.

Вывод ясен: эта легенда ложна, а в духовном смысле - прелестна. Естественно, не в пушкинском, а в святоотеческом смысле, потому что от нее несет нездоровым эротизмом.

«Но что же плохого в этом празднике?» - могут на это возразить многие, - «что плохого в том, что мы дарим любимым «валентинки», цветы?». К сожалению, празднование редко ограничивается такими невинными знаками внимания, а зачастую продолжается в ночном клубе до самого утра.

А что же в это время происходит в церкви? Там совершается всенощное бдение и Божественная литургия в честь двунадесятого праздника - Сретения Господня. Значение этого праздника огромно - это праздник встречи Бога и человека, Ветхого и Нового Завета.

В современном же обществе празднование Сретения нивелируется и замалчивается громогласным отмечанием Дня несуществовавшего Валентина. Да и сами юные (и не очень) влюбленные куда скорее всего пойдут? Молиться (а значит совершать молитвенный труд) в храм или отдыхать и «отрываться по полной» в ночной клуб? Ответ очевиден. И понятно, для чего пропагандируется этот праздник: для того, чтобы аннигилировать Сретение Господне, для того, чтобы помешать встрече Бога и человека, чтобы лишить человека чистоты и святости, заменить святую службу корпоративным «блудничком».

Праздник Сретения - встреча с непостижимой святостью и чистотой Бога, Святого Святых. В одной из стихир праздника, дошедшего в славянской версии, о Христе говорится: «во Святая Святых вносится Сам Освящаяй всяческая». И вот эту величественную красоту, эту снежную чистоту у нас хотят отнять, заменить на поросячьи сердечки и пошленькие «валентинки».

Происходит настоящая «валентинизация» сознания современного русского человека - вплоть до детских садиков, где дети бодро делают сердечки и проникаются идеями «всемирной любви». Последствия понятны. Но страшно и то, что идет кощунственная игра со смыслами, когда святых мучеников заставляют служить наживе и блуду. Идет извращение смыслов, сходное с гностическим. Гностики тоже ставили знак равенства между добром и злом, похотью и целомудрием, считая, что и то и другое аннигилирует плоть.

Только гностики, древние валентиниане - последователи лжеучителя Валентина, ненавидели плоть и брак, а нынешние валентиниане плоть любят, но «странною любовью». Они любят ее удовольствия, но не ее саму и никак не заботятся о ее безопасности и долгоденствии.

И брак они не любят. Ведь брак - это подвиг. А они проповедуют только наслаждение. И посему браки у их последователей распадаются в 70% случаев. Для них оставлено лишь блудное сожитие – сладкое в начале и горькое в конце.

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора , частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Дарите дорогим вкусности и сладости - по любому поводу.

Так можно ли праздновать «день святого Валентина»? Как относится к этому «празднику» Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», - писал апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 6: 12).

Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить - это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви - означает приближаться к Богу.

Но здесь необходима существенная оговорка. В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов. Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, - это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению). Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью. Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

В «день святого Валентина» влюбленные поздравляют друг друга. Нет ничего плохого в том, чтобы поздравить дорогого человека. Период (периоды) влюбленности - это, пожалуй, самое желанное время в жизни юношей и девушек. Но надо помнить, что влюбленность хороша тогда, когда не ограничивается собой, когда из этого буйного ростка вырастает древо настоящей (вечной) любви. А в подлинной любви эйфория уже отсутствует: ты видишь человека таким, каков он есть, без прикрас, и понимаешь, что он драгоценен для тебя не потому, что он «самый-самый», а просто потому, что это - он.

Поэтому всем, кто будет поздравлять 14 февраля своих любимых, можно пожелать одного: чтобы их чувство стало настоящим, чтобы нежность и добро, которые они сейчас дарят своим половинкам, никогда не иссякли, а любимый человек действительно оказался спутником на всю жизнь.

А что же делать православным? Для них, как и для всех прочих, совершенно позволительно поздравить любимых в этот день, не забывая, что это не праздник в том смысле, как мы применяем это слово к церковным торжествам. В любой день нужно делать добро. Но если вам необходим лишний повод, чтобы оказать знак внимания жене, невесте или пока еще просто любимой - сделайте это. Подарите ей цветы, скажите о том, как она дорога вам, и помолитесь, чтобы чувство, которое сейчас так переполняет ваши сердца, было благословлено Богом и вы вместе вошли в нетленную радость Царства Божия.

священник Андрей Дудченко

Откроем Святое Евангелие и прочитаем послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: "Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения" (1Ин.4,1-6).

Скоро наступает День Св.Валентина - праздник новый для нас, появившийся благодаря газетам и телевидению. Праздновать или нет это событие православному человеку - ответьте, пожалуйста?

Отвечает Священник Владимир Переслегин :

В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст.ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст.ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам.

Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь, должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством).

К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов.









2024 © voenkvm.ru.