Уведомления по контролируемым сделкам. Как составляется форма уведомления о контролируемых сделках. Об отражении в Уведомлении сделок с векселями


Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ в НК РФ внесены изменения, часть из которых уже действует с 1 января 2012 года, часть вступит в силу с начала 2014 года. В числе прочих изменений, в НК РФ добавлен Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», который вводит определение контролируемых сделок и устанавливает, в частности, порядок уведомления налоговых органов о таких сделках и порядок их налогообложения. О том, как при помощи программы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» подготовить Уведомление о контролируемых сделках, рассказывает А.В. Ярвельян (ООО «СиДата», Санкт-Петербург).

Уведомление о контролируемых сделках: подготовка в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

Положения законодательства

Статья 105.14 относит к контролируемым следующие сделки:

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, в том числе и с участием не взаимозависимых посредников (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц определяется пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ .

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает предельную сумму. Начиная с 2014 года такой предел устанавливается равным 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). До 2014 года действуют правила переходного периода, для которого пунктом 3 статьи 4 Закона № 227-ФЗ установлены следующие значения пределов: в 2012 году - 3 млрд руб., в 2013 году - 2 млрд руб.;
  • одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, при этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ, при добыче которого применяется ставка, установленная в процентах (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). При этом сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • среди сторон сделки есть плательщики ЕСХН или ЕНВД и лица, не уплачивающие эти налоги (подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль, либо применяет налоговую ставку 0 % в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ . Одной из других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от налога на прибыль и не применяющее указанную ставку (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ), в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год также должна превышать 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Положения подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ применяются с 1 января 2014 года (п. 4 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Предметом таких сделок должны являться товары, входящие в состав следующих товарных групп (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ , независимо от того, какие товары являются их предметом (см. письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-01-18/3-57).

3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорных зонах (подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

В общем случае сумма доходов по перечисленным в пунктах 2 и 3 сделкам должна превышать 60 млн руб. за календарный год (подп. 3 , 7 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (п. 6 ст. 105.1 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Обязанностью налогоплательщиков, кроме уплаты налогов и авансовых платежей, является уведомление налоговых органов обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п.п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ).

Минфин России в пункте 1 письма от 06.09.2012 № 03-01-18/7-127 разъяснил, что по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами - участниками сделки.

Уведомление о контролируемых сделках нужно представлять не позднее 20 мая года, следующего за отчетным календарным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Форма уведомления утверждена Приложением № 1 к приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Она, в частности, предусматривает указание следующей информации (п. 3 ст. 105.16 НК РФ): отчетный календарный год; предметы сделок; сведения об участниках сделок; суммы полученных доходов и произведенных расходов.

В Приложении № 3 к указанному приказу установлен порядок заполнения данного уведомления.

Подготовка и представление документации о контролируемых сделках

По требованию ФНС России налогоплательщик обязан представить документацию о совершенных контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.15 НК РФ). Ведомство вправе ее истребовать не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки были совершены (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Подготовка уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП»

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» реализован механизм, позволяющий зарегистрировать необходимые дополнительные данные для каждой сделки, попадающей под определение контролируемой, сформировать и проанализировать сводную информацию и на выходе получить уведомление о контролируемых сделках, готовое для передачи в ИФНС.

Для того чтобы отразить в программе наличие контролируемых сделок в отчетном периоде не нужно «поднимать» первичные документы и что-то в них изменять. Все дополнительные данные, предназначенные только для определения и анализа контролируемых сделок, вводятся в специализированные справочники и регистры программы, не затрагивая основной регламентированный учет.

Эту информацию можно вводить в программу как в течение года, так и непосредственно перед формированием уведомления.

Раздел программы, содержащий инструменты работы с данными о контролируемых сделках, можно открыть через пункт главного меню Отчеты-> Контролируемые сделки .

Все управление дополнительными данными о контролируемых сделках может осуществляться из специальной формы Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (далее - Помощник ), который обеспечивает удобную визуализацию всех этапов работы с данными для формирования итогового отчета (рис. 1).

Рис. 1

Работу по подготовке уведомления о контролируемых сделках можно разделить на три этапа:

  • подготовка списка контролируемых сделок;
  • проверка и корректировка данных для подготовки уведомления;
  • подготовка уведомления.

В форме Помощника элементы управления сгруппированы в соответствии с перечисленными этапами.

Уведомление формируется от имени каждого юридического лица отдельно, поэтому в форме Помощника в первую очередь указывается организация, от имени которой формируется уведомление.

Подготовка списка контролируемых сделок

К числу контролируемых сделок, как уже рассказывалось выше, могут относиться сделки с взаимозависимыми лицами, с контрагентами, зарегистрированными в офшорах и внешнеэкономические сделки с товарами мировой биржевой торговли.

Для того чтобы выделить из всего объема хозяйственных операций предприятия сделки, которые могут подлежать контролю, в программу необходимо внести информацию о том, кто из контрагентов является для указанной организации взаимозависимым лицом, кто зарегистрирован за рубежом, а также перечислить товары мировой биржевой торговли.

Для хранения списка взаимозависимых лиц предназначен одноименный регистр сведений, который можно открыть либо из Помощника , либо из соответствующего пункта подменю Контролируемые сделки (рис. 2).

Рис. 2

Для того чтобы классифицировать тип контролируемой сделки, нужно уточнить, является ли взаимозависимое лицо плательщиком одного из указанных в статье 105.14 НК РФ налогов и зарегистрирован ли он в особой экономической зоне.

Тип взаимозависимости может быть выбран из следующих вариантов:

- Не взаимозависимы;
- Взаимозависимы по Кодексу (п.2 ст.105.1 НК РФ);
- Самостоятельное признание взаимозависимости (п. 6 ст. 105.1 НК РФ);
- Взаимозависимы по решению суда (п. 7 ст. 105.1 НК РФ);
- Не взаимозависимый посредник (п. 1.1 ст. 105.14 НК РФ).

Взаимозависимость с контрагентом устанавливается на определенный период времени, то есть программа позволяет указать, что, например, ООО «Лютик» было взаимозависимо с организацией ООО «Веселый ветер» в 2012 году, а с середины 2013 года таковым уже не будет. Для этого нужно создать две записи регистра Взаимозависимые лица для контрагента ООО «Лютик», в одной из которых указать дату применения - 01.01.2012 и нужный тип взаимозависимости, а в другой - 01.07.2013 и тип взаимозависимости - Не взаимозависимы .

Для каждого взаимозависимого лица необходимо указать страну регистрации и, если он зарегистрирован за рубежом, указать дополнительные сведения о регистрации налогоплательщика: Регистрационный номер в стране регистрации, Код налогоплательщика в стране регистрации , и если необходимо, следует взвести флаг Зарегистрирован в стране с льготным налогообложением . Страну регистрации отечественных организаций указывать также обязательно, для этого из справочника Классификатор стран мира нужно выбрать предопреленный элемент «РОССИЯ».

Поскольку контролируемыми являются не только сделки между не взаимозависимыми лицами, но и сделки, один из участников которых зарегистрирован в офшорной зоне, такую информацию тоже нужно отразить в программе. Кроме того, в программе обязательно нужно отметить контрагентов-иностранцев, предметами сделок с которыми являются товары, перечисленные в пункте 5 статьи 105.14 НК РФ .

Для всех вышеперечисленных целей служит регистр сведений . Запись в него можно добавить либо вручную, из карточки взаимозависимого лица с помощью гиперссылки, либо с использованием специализированной функции подбора, реализованной в Помощнике .

Если в форме Помощника перейти по гиперссылке Контрагенты, зарегистрированные за пределами РФ , то откроется список регистра Участники контролируемых сделок , с отбором по стране регистрации, отличной от РФ (рис. 3). Этот список может быть автоматически дополнен контрагентами, с которыми в течение отчетного года были сделки в валюте. Для этого нужно нажать на кнопку Подобрать по данным отчетного года . В открывшейся форме будет отображен список контрагентов, для которых в программе зарегистрированы договоры в валюте, отличной от валюты регламентированного учета, без признака Расчеты в условных единицах , при условии, что в течение отчетного года в бухгалтерском учете была хоть одна проводка с этим договором в качестве аналитики. Для добавления контрагента в список участников контролируемых сделок его нужно отметить и указать для него страну регистрации.

Рис. 3

Затем все отмеченные контрагенты по кнопке Перенести в список становятся Участниками контролируемых сделок .

Для того, чтобы во всем объеме хозяйственных операций, зарегистрированных в программе за отчетный год, выявить внешнеэкономические сделки с товарами, перечисленными в пункте 5 статьи 105.14, программе нужно эти товары явно указать. Список таких товаров хранится в регистре сведений , его можно открыть, перейдя по гиперссылке Товары мировой биржевой торговли , на форме Помощника . В список можно добавить любой элемент справочника Номенклатура .

На этом этап ввода информации, позволяющей из всех документов за отчетный год выделить сделки, которые удовлетворяют условиям, определенным статьи 105.14 НК РФ , то есть подпадают под определение контролируемых, закончен. Сформировать список контролируемых сделок и зафиксировать его в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» можно, используя кнопку Сформировать список на форме Помощника .

Сделкой программа считает строку первичного документа. Для сделок в валюте суммы будут пересчитаны по правилам бухгалтерского учета. На данном этапе сбора информации отбираются сделки без отбора по предельным суммам.

Просмотреть список сделок можно, сформировав отчет по гиперссылке Контролируемые сделки . Для удобства анализа данных в отчете можно настраивать группировки, отборы, выводить дополнительные поля и т. д.

Проверка, дополнение и корректировка данных для подготовки уведомления

Следующим этапом подготовки уведомления будет проверка, дополнение и корректировка данных о контрагентах, договорах, предметах сделок. Для этого предназначен второй раздел Помощника - Проверка данных для подготовки уведомления о контролируемых сделках (см. рис. 1).

Для того чтобы корректно классифицировать выбранные контролируемые сделки, необходимо указать те характеристики собственной организации, которые невозможно определить, исходя из заданных для целей регламентированного учета параметров Учетной политики организации . По гиперссылке Сведения об организации во втором разделе Помощника можно открыть регистр сведений Сведения об организации (для контролируемых сделок) и, если нужно, добавить или изменить данные.

Для подготовки уведомления необходима дополнительная информация о том, является ли организация плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах, и зарегистрирована ли она в особой экономической зоне.

  • сведения о взаимозависимых лицах, которые были участниками сделок в текущем отчетном году;
  • сведения об участниках контролируемых сделок и договорах с ними;
  • сведения о предметах контролируемых сделок.

Для проверки каждого вида информации предназначены специализированные отчеты, которые сигнализируют о том, что не заполнены обязательные данные.

Двойной клик мышки на соответствующей ячейке открывает форму для ввода нужной информации.

Отчет Сведения о предметах контролируемых сделок отображает информацию обо всех товарах, услугах, оборудовании, объектах строительства, объектах НМА или расходах на НИОКР, которые были предметами контролируемых сделок за отчетный период. Для каждого предмета сделки, который может быть элементом справочника Номенклатура, Основные средства, Объекты строительства, НМА и расходы на НИОКР , должна быть введена запись в регистр сведений Предметы контролируемых сделок и заполнены дополнительные сведения:

- Облагается НДПИ по процентной ставке;
- Код по ТНВЭД;
- Код по ОКП;
- Код по ОКВЭД.

Отчет Сведения о взаимозависимых лицах отражает информацию об участниках контролируемых сделок, которые являются взаимозависимыми лицами по отношению к организации, от имени которой формируется уведомление.

Для каждого такого контрагента проверяется заполнение реквизитов справочника Взаимозависимые лица и Участники контролируемой сделки .

Отчет Сведения о контрагентах контролируемых сделок отражает информацию обо всех участниках контролируемых сделок и договорах, в рамках которых эти сделки проводились (рис. 4).

Рис. 4

Для каждого договора контролируемой сделки необходимо указать дополнительные характеристики. Эти данные нужны только для уведомления, поэтому они хранятся не в знакомом пользователям справочнике Договоры контрагентов , а в специальном регистре сведений Договоры участников контролируемых сделок .

Для каждого договора нужно задать Код наименования сделки и Код условий поставки . Значения этих реквизитов выбираются из списков, соответствующих Приложению № 1 к Порядку заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденному приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ .

Также для договора указывается способ определения цены сделки.

В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» организован справочник Способы определения цен контролируемых сделок , каждый элемент которого отражает набор информации, необходимый для заполнения пп. 3-6 раздела II Раздела 1А Уведомления . В том случае, если в сделке не применяются регулируемые цены (ст. 105.4 НК РФ), для нее должен быть заполнен только пункт 3 указанного раздела, для этого в указанном в договоре способе определения цены должен быть снят флаг Цена является регулируемой (см. рис. 5).

Рис. 5

Если же применяются регулируемые цены, то способ определения цены, указанный в дополнительных данных договора, должен содержать информацию о коде определения цены сделки в соответствии со статьей 105.3 НК РФ . Прочая информация, такая как код метода ценообразования и источники информации, используемые налогоплательщиком, является справочной и не обязательна для заполнения.

Подготовка уведомления

После того, как все дополнительные сведения о сделках заполнены, можно приступать к формированию уведомления (раздел 3 Помощника - см. рис. 1).

Включению в уведомление подлежит только та часть из всех выбранных на предыдущих этапах контролируемых сделок, по которым сумма доходов превышает установленные статьей 105.14 НК РФ границы.

В программе информация о границах включения сделок в уведомление на каждый отчетный год хранится в регистре сведений Границы контролируемости сделок .

Форму для просмотра границ, действующих на отчетный год, за который формируется уведомление, можно открыть из Помощника , нажав на гиперссылку Границы включения сделок в уведомление в третьем разделе (рис. 6).

Рис. 6

Для проверки перечня сделок, которые попадут в Уведомление в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» предназначен отчет Контролируемые сделки для включения в уведомление. Информация в данный отчет выводится в разрезе контрагентов, договоров и предметов сделок, сгруппированная по виду контролируемых сделок:

  • Сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорах;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации;
  • Сделки с взаимозависимыми лицами, зарегистрированными в РФ.

На основании подготовленных таким образом данных можно сформировать . Согласно приказу ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ , Уведомление состоит из титульного листа и, для каждой сделки, комплекта листов (раздел 1А, 1Б, 2 и/или 3).

В терминах «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» каждый комплект документов о контролируемой сделке - это документ Лист 1А уведомления (далее - Лист 1А ), содержащий все сведения о сделке для заполнения соответствующих разделов Уведомления . Для каждой сделки (совокупности сделок с участием одних и тех же сторон и одного и того же предмета сделки) должен быть отдельный Лист 1А , при этом понятие «сделка» интерпретируется. Все Листы 1А , входящие в одно уведомение, объединяются документом Уведомление о контролируемых сделках .

Автоматически создать и заполнить Уведомление и все входящие в него Листы 1А можно из формы Помощника , нажав на кнопку Заполнить уведомление . Открыть для просмотра и редактирования созданые Листы 1А можно, нажав на гиперссылку Уведомление о контролируемых сделках . Сформировать Листы 1А можно и непосредственно из формы документа Уведомление о контролируемых сделках , если подготовка данных проводится без применения Помощника . Список Уведомлений можно открыть из подменю Контролируемые сделки-> Уведомление о контролируемых сделках (рис. 7).

Рис. 7

При повторном автоматическом формировании Листов 1А все ранее сформированные документы за тот же отчетный год, не попавшие в созданное уведомление, помечаются на удаление. Лист 1А автоматически заполняется данными о сделке, введенными в описанном выше процессе подготовки Уведомления (рис. 8).

Рис. 8

Каждый Лист 1А содержит один предмет сделки, параметры которого могут быть отредактированы.

На закладке Сделки собирается информация о сделке или группе однородных сделок, включаемых в один Лист 1А (рис. 9). Параметры сделки можно дополнить, для этого предназначена специализированная форма.

Рис. 9

Уведомление может быть передано в ИФНС на бумажном и электронном носителе. Для формирования отчета в бумажном виде предусмотрена кнопка Печать как в Помощнике , так и в документе Уведомление . Также распечатать можно отдельно каждый комплект документов о сделке - из Листа 1А .

Файл для передачи в налоговую формируется в соотвествии с утвержденным форматом. Он может быть создан из Помощника , нажатием кнопки Выгрузить уведомление в электронном виде или из документа Уведомление , нажатием кнопки Выгрузить в XML .

Заполнение корректировочного уведомления

В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении, организация вправе подать корректировочное уведомление. Его также можно автоматически создать из программы, используя Помощник .

Принцип работы остается таким же, как и при формировании первичного уведомления.

Для каждой корректировки (а их может быть несколько) создается свой набор документов Уведомление и комплект Листов 1А , который сохраняется в информационной базе, может быть распечатан или выгружен в электронном виде.

Особенности подготовки Уведомления

Следует отметить, что все объекты и механизмы «1С:Бухгалтерия 8 КОРП», используемые для подготовки Уведомления , реализованы отдельно от основного функционала. Это позволяет вводить и редактировать данные, нужные только для заполнения уведомления, независимо от основных бухгалтерских операций и не изменять привычный бухгалтеру интерфейс программы.

Согласно нормам налогового законодательства контролируемые сделки – официально заключаемые между взаимозависимыми лицами (при наличии особых условий), равно как и приравненными к ним. Подобные взаимоотношения привлекают пристальное внимание налоговиков на предмет проверки ценообразования и, соответственно, полноты исчисления и уплаты налоговых платежей. В ИФНС стороны-участники должны предоставлять уведомление о контролируемых сделках – образец заполнения вы найдете ниже.

Контролируемые сделки – критерии и правовая суть

Значение контролируемости договоров определено в стат. 105.14 НК. В общепринятом порядке это, прежде всего, операции между взаимозависимыми сторонами, но только при наличии отдельно обозначенных условий. Другая категория – сделки между приравненными к зависимым лицами. Участниками взаимоотношений могут выступать как предприятия, так и граждане.

Обратите внимание! Кто конкретно относится к взаимозависимым лицам, а также как именно рассчитывается доля участия регламентируют стат. 105.1 и 105.2 НК РФ.

Контролируемые сделки - 2017: критерии, таблица

Признание заключенных российскими резидентами контрактов контролируемыми, осуществляется при соответствии как минимум одному из приведенных ниже основных условий по п.2, 3 стат. 105.14. Полный подробный перечень оснований содержится в стат. 105.14.

Контролируемые сделки в 2017 – критерии, таблица:

Основания признания договора контролируемым при подписании резидентами РФ

Совокупная величина получаемых доходов, при превышении лимита которых отношения считаются контролируемыми

Все виды операций

Общий доходный объем за отчетный календарный год от 1 млрд. руб.

Одно лицо-участник – плательщик НДПИ (по рабочей процентной ставке), предмет контракта – полезное добываемое ископаемое

Общий объем полученных доходов за год (календарный) от 60 млн. руб.

Как минимум один участник применяет ЕНВД либо ЕСХН, второй участник не использует упомянутые спецрежимы

Общий объем полученных в рамках данных режимов доходов за год (календарный) от 100 млн. руб.

Минимум один участник пользуется льготой по налогу с прибыли (ставка «нулевая» для «сколковцев») или же освобожден от его уплаты, второй участник таких поблажек не имеет

Общий объем полученных доходов за год (календарный) от 60 млн руб.

Минимум одно лицо-сторона договора признано резидентом ОЭЗ либо участником СЭЗ и имеет спецльготы в части прибыли, вторая сторона не считается резидентом

Минимум одно лицо-участник рассчитывает прибыль по п. 1 стат. 275.2, второе – нет

Минимум один участник считает налог с прибыли по стат. 284.3, 284.3-1 НК РФ

Как и когда сдавать уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

Если компания заключала контролируемые договора, информация за отчетный период направляется в ИФНС по месту нахождения/жительства участника-налогоплательщика до 20-го мая следующего года (п. 2 стат. 105.16). Уведомительный бланк разработан ФНС в приказе №ММВ-7-13/524 от 27.07.12 г. Формат представления – электронный или бумажный по выбору отчитывающейся стороны. За 2017 г. сведения необходимо подать до 21.05.2018 г.

Контролируемые сделки — это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий.

Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

Развернуть описание

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем — срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Новая форма уведомления о контролируемых сделках — когда будет?

В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-17/00063938). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2018 года (Письмо ФНС России от 22.03.2018 N ЕД-4-13/5367@).

Таким образом, чтобы отчитаться о контролируемых сделках за 2017 год необходимо воспользоваться ранее действовавшей формой (КНД 1110025), утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Приказ утверждает также формат отчета в электронном виде и порядок заполнения формы.

Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

Скачать бланк формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Скачать образец заполнения формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу и отправьте в налоговую инспекцию!

Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

  • год, за который предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

" № 2/2016

Статья 129.4 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Данная норма введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Ответы на некоторые из них можно найти в правоприменительной практике.

В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения. Учитывая, что 20 мая 2016 года (дата, до которой налогоплательщикам предписано уведомить налоговые органы о совершенных в 2015 году контролируемых сделках) не за горами, полагаем, выводы, сделанные арбитрами МО касательно применения упомянутой нормы, будут интересны многим читателям.

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Например, сделки между взаимозависимыми лицами – сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату ЕСХН, не могут быть квалифицированы в качестве контролируемых на основании пп. 3 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (что, впрочем, не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей).

Налогоплательщики, совершающие в календарном году , обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Обозначенное уведомление может представляться в налоговый орган (п. 2 ст. 105.16 НК РФ):

  • по утвержденной форме на бумажном носителе;
  • по установленным форматам в электронном виде.

Форма и порядок заполнения уведомления утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках должны подавать все стороны сделки.

Если уведомление не подать в законодательно закрепленный срок, то в отношении налогоплательщика может быть применена санкция, предусмотренная ст. 129.4 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Добавим, сумма данного штрафа не зависит от числа контролируемых сделок, указанных в уведомлении.

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками. Так, если он обнаружит в первоначальном уведомлении о контролируемой сделке неполноту сведений, неточности либо ошибки, он вправе направить новое (уточненное) уведомление (абз. 4 п. 2 ст. 105.16 НК РФ). При этом абз. 5 названного пункта гласит: подача уточненного уведомления до момента , когда налогоплательщик узнал, что налоговым органом установлен факт отражения в уведомлении недостоверных сведений, освобождает его от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

Размышления на тему

На первый взгляд, в формулировке абз. 5 ст. 129.4 НК РФ нет ничего необычного. Это стандартное условие, устанавливающее определенные преференции для налогоплательщика, выявившего и исправившего ошибки (на этот раз при заполнении уведомления о контролируемых сделках) без какого-либо внешнего влияния со стороны контролирующего органа. Между тем данное впечатление обманчиво.

Так, в названной норме не уточнено, что следует считать моментом , когда налогоплательщик узнает об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений.

Здесь уместно напомнить, что производство по делу о преду­смотренных Налоговым кодексом правонарушениях (в том числе по ст. 129.4) должно осуществляться по правилам ст. 101.4 НК РФ. А пунктом 1 названной статьи закреплено, что в случае обнаружения налогового правонарушения (кроме тех, которые рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ) должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт , который затем вручается (или направляется) налогоплательщику. Логично предположить, что если налогоплательщик направляет уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения названного акта , то он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

Возникает и второй вопрос: какой именно налоговый орган наделен полномочиями по выявлению недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках и, соответственно, привлечению налогоплательщика к ответственности по обозначенной статье – по месту нахождения налогоплательщика или ФНС?

Поводом для подобных сомнений стали следующие обстоятельства.

Изначально уведомление о контролируемой сделке подается в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). А затем в течение 10 дней оно направляется в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ), поскольку именно последняя наделена полномочиями по проверке полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 105.16 НК РФ указано: если территориальный налоговый орган при проведении налоговой проверки или иных мероприятий налогового мониторинга обнаружит факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были отражены в уведомлении, то он обязан сообщить об этом в ФНС и направить не позднее 10 дней с даты извещения ФНС соответствующее уведомление налогоплательщику.

Между тем способы, которыми налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о направлении извещения и соответствующих сведений в главное налоговое ведомство, ни данная статья, ни какая другая не определяет. Не уточнена также и форма документа, посредством которого инспекторам надлежит уведомить налогоплательщика. А на то, что подобное уведомление должно осуществляться в письменном виде, указывает фраза о его направлении.

Как видим, ст. 129.4 НК РФ вызывает немало вопросов. Официальные разъяснения о порядке ее применения отсутствуют. В связи с этим выводы, сделанные арбитрами АС МО в Постановлении от 26.01.2016 № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015, представляют интерес, так как в нем даны ответы на вопросы, обозначенные выше.

На примере конкретной ситуации

Представим кратко обстоятельства, которые стали поводом для судебного разбирательства.

Уведомление о совершенных контролируемых сделках за 2012 год общество представило в инспекцию по месту учета 08.11.2013 (по сроку – до 20.11.2013).

Инспекция, проверив его, обнаружила, что в него не включен ряд сделок с иностранными компаниями, обладающих признаками контролируемой сделки, установленными в ст. 105.14 НК РФ. В связи с чем налогоплательщику было направлено сообщение от 12.05.2014 о несоответствиях (недостоверных сведениях) в уведомлении (то есть о возможном нарушении ст. 105.16 НК РФ). Инспекторы потребовали представить в течение пяти дней пояснения или уточненное уведомление .

16.06.2014 налогоплательщик направил в инспекцию письмо, в котором сообщил об отказе подать уточненное уведомление (с указанием причин).

19.08.2014 инспекция составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

При этом до составления акта налогоплательщик 08.08.2014 все-таки представил уточненное уведомление, включив в него сделки, перечисленные в сообщении от 12.05.2014.

По результатам мероприятий налогового контроля инспекция привлекла (решение от 06.10.2014) общество к ответственности по ст. 129.4 НК РФ в виде штрафа в размере 2 500 руб., уменьшив предусмотренный данной нормой штраф в два раза, применив смягчающие обстоятельства на основании ст. 112, 114 НК РФ.

Налогоплательщик, не согласившись с выводами инспекции, сначала обжаловал данное решение в ФНС (оно оставлено в силе), а затем обратился в суд.

Оспаривая решение территориальных налоговиков, общество привело следующие доводы:

1. У инспекции не было оснований для привлечения его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ ввиду отсутствия события правонарушения, поскольку на дату составления акта уже было представлено уточненное уведомление, которым все перечисленные в акте несоответствия (недостоверные сведения) были исправлены (что совпадает с предположением, высказанным автором ранее).

2. Территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика не наделен полномочиями на проведение проверки по вопросу своевременного представления уведомления и достоверности отраженных в нем сведений. Такими полномочиями в силу ст. 105.17 НК РФ наделена ФНС.

Суды (все три инстанции), отклонив оба довода налогоплательщика, признали правомерными действия территориального налогового органа. Какие аргументы они привели при этом?

Позиция арбитров

О моменте обнаружения недостоверных сведений

Почему моментом установления налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении нельзя считать дату вручения акта (в данной ситуации – 19.08.2014)?

Положения ст. 101.4 НК РФ разграничивают понятия «момент обнаружения момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Указанная статья предусматривает, что в течение определенного времени со дня выявления нарушения составляется соответствующий акт. Словом, момент его составления может быть значительно позднее даты обнаружения налоговым органом самого нарушения.

Применительно к рассматриваемому спору подтверждением того, что налоговый орган установил факт отражения недостоверных сведений и налогоплательщик узнал об этом, могут являться в том числе:

  • письмо налогоплательщику о выявленных недостоверных сведениях (ошибках) в уведомлении с предложением о представлении уточненного уведомления;
  • письменные пояснения налогоплательщика, полученные налоговым органом в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
  • письмо налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Поэтому моментом , когда общество узнало об установлении налоговым органом факта неполного отражения сведений о контролируемых сделках в уведомлении, является дата получения (17.05.2014) направленного налоговым органом в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ сообщения от 12.05.2014, а не дата составления акта от 19.08.2014.

В связи с тем, что уточненное уведомление общество представило позднее момента получения указанного сообщения налогового органа, основания для освобождения его от ответственности по ст. 129.4 НК РФ отсутствуют.

При этом арбитры подчеркнули: сам факт совершения налогоплательщиком правонарушения и процедура привлечения его к ответственности за это правонарушение никак не связаны с преду­смотренным п. 6 ст. 105.16 НК РФ порядком извещения налоговым органом ФНС о выявленных контролируемых сделках и информированием соответствующего налогоплательщика о направлении извещения в ФНС.

О полномочиях территориальных налоговиков

Почему арбитры сочли, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности представления им уведомления и отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных сведений?

В соответствии с п. 1 ст. 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), по месту его нахождения.

Основаниями для проверки ФНС служат (абз. 2 п. 1 названной статьи):

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС повторной выездной проверки.

В ходе проверок ФНС вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. 95 – 97 НК РФ. Следовательно, главная налоговая служба в рамках разд. VI ч. I НК РФ осуществляет налогоплательщиков на предмет соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночному уровню цен на основании представленных в территориальные налоговые органы по месту учета уведомлений о контролируемых сделках.

В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не отражены в уведомлении, то он самостоятельно извещает ФНС о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).

При подаче уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ.

В силу ст. 105.16 НК РФ первичное и уточненное уведомления представляются именно в территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

С учетом приведенных норм в совокупности судьи пришли к выводу, что именно на территориальный налоговый орган по месту учета налогоплательщика возлагается обязанность по проверке своевременности подачи налогоплательщиком уведомления, отражения в нем всех контролируемых сделок, а также достоверности указанных в этом уведомлении сведений.

При этом территориальный налоговый орган в рамках рассмотрения, анализа и проверки уведомления не проводит налоговый контроль в сфере правильности применения цен с использованием методов, перечисленных в гл. 14.3 ч. I НК РФ, осуществление которого находится в компетенции исключительно ФНС.

Подведем итоги. Арбитры АС МО считают (Постановление № Ф05-19629/2015 по делу № А40-71494/2015):

  • инспекция по месту нахождения налогоплательщика вправе привлечь его к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения о таких сделках;
  • следует различать понятия «момент обнаружения налоговым органом фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах» и «момент составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах»;
  • моментом обнаружения недостоверных сведений в уведомлении является дата получения налогоплательщиком письма с требованием об устранении выявленных нарушений согласно пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ (например, о подаче уточненного уведомления), а не дата составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях.

Итак, первые шаги на пути формирования правоприменительной практики в отношении ст. 129.4 НК РФ сделаны. Согласятся ли в дальнейшем арбитры кассационных инстанций других округов с выводами судей МО, покажет время. За неимением ничего другого (пока!), полагаем, имеет смысл прислушаться к ним.

В 2019 году компании должны сдать уведомление о контролируемых сделках за 2018 год. С этого года действует новая форма. Посмотрите образец уведомления о контролируемых сделках. Специальная схема подскажет, какие сделки включить в уведомление.

В статье мы рассказали:

  • Как заполнить уведомление о контролируемых сделках за 2018 год
  • Какие сделки включить (специальная схема в конце статьи)
  • Подробный образец и сроки сдачи

Как заполнить новую форму уведомления в 2019 году

Новая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2018 года № ММВ-7-13/249@. Именно ее необходимо использовать, чтобы отчитаться в 2019 году. Скачайте новый бланк, а также примеры заполнения для разных ситуаций.

В уведомлении четыре раздела, но не все компании заполняют каждый лист. Для вашего удобства мы составили таблицу, в которой видно, какие разделы необходимо заполнить вашей компании при подаче уведомления о контролируемых сделках в 2019 году. А дальше привели пошаговый алгоритм и схему, которые поможет определить - какие именно сделки включать в отчет, а какие нет.

Таблица. Какие разделы заполнять и когда

Раздел

Кто заполняет

Титульный лист

Все фирмы

Сведения о налогоплательщике - физическом лице

Физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП

Раздел 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)"

Все фирмы

Раздел 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с организациями

Раздел 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)"

Компании, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами

Посмотрите образец заполнения титульного листа уведомления о контролируемых сделках 2019. Весь пример вы можете скачать вначале статьи.

Раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

Суммировать число выполненных работ в рамках одной контролируемой сделки нельзя

Его заполняют отдельно по каждой сделке или группе однородных сделок. В нем указывают общие сведения о сделке, а также сумму доходов и стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) по контролируемой сделке (группе однородных сделок). При этом показатели доходов и расходов организация определяет по правилам бухгалтерского учета (п. 2 письма ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@ ).

Количество заполненных разделов 1А должно соответствовать количеству контролируемых сделок. Если в 2014 году компания осуществила несколько таких сделок, раздел 1А нужно заполнить по каждой такой сделке по конкретному товару (работам, услугам).

Кроме того, раздел 1А можно заполнять по группе сделок, признаваемых однородными (п. 5 ст. 105.7 НК РФ ). Если сделки с идентичным (однородным) товаром объединены в группу, необходимо заполнить один лист раздела 1А с соответствующим кодом в поле 200 «Группа однородных сделок».

Раздел 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»

Этот раздел заполняют в дополнение к каждому разделу 1А . В нем раскрывают информацию об отгрузках товаров, выполненных работах, оказанных услугах. Для каждой операции отражают наименование предмета сделки, номер договора, его дату, место совершения сделки (для товара - место его отправки), количество, цену за единицу (без учета НДС, пошлин и сборов), общую сумму сделки и дату ее совершения. Такую дату определяют по дате признания доходов в бухгалтерском учете (письмо ФНС России от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 ).

Количество листов раздела 1Б должно соответствовать количеству операций с каждым товаром (работой, услугой) или числу операций с товаром, включенным в группу. Суммировать количество выполненных работ и оказанных услуг в рамках одной контролируемой сделки в разделе 1Б нельзя.

Раздел 2 и Раздел 3

Эти разделы заполняют отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями и независимо от количества разделов 1Б , относящихся к этой сделке или группе однородных сделок. Если компания не совершала контролируемых сделок с указанными в разделах контрагентами, она не включает такие разделы в уведомление.

ФНС России в письме от 16.05.14 № ОА-4-13/9463 разъяснила, как заполнить строку 2.7 раздела 1Б по сделкам, связанным с оказанием услуг или выполнением работ. Так, если предметом сделки является реализация услуги, то в качестве места совершения сделки компания указывает место потребления результатов данных услуг. Когда предметом совершения сделки являются работы, то местом ее совершения будет местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение.

Например, место оказания услуг по отдельным договорам будет следующее:

По договорам страхования - местонахождение потребителя услуг, то есть страхователя;
- по договорам перестрахования - местонахождение страховщика;
- по договорам аренды - местонахождение арендуемого имущества;
- по договорам перевозки и транспортной экспедиции - адрес места выгрузки или пункт назначения.

Цену товара в поле 2.11 и поле 2.14 компания указывает с учетом предоставленных скидок. Раз в уведомлении в поле 2.11 «Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлин» раздела 1Б необходимо указывать фактическую цену товара, значит, это значение равно финальной цене - с учетом предоставленных скидок (премий, бонусов). Соответственно и в поле 2.14 «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин» стоимость товара компания отражает с учетом предоставленной скидки. Такие выводы сделали Президиум ВАС РФ в постановлении от 07.02.12 № 11637/11 и ФНС России в письме от 26.10.12 № ОА-4-13/18182 .

Причем важно учитывать два нюанса:

Если продавец предоставил скидку после окончания отчетного периода, но до подачи уведомления, в уведомлении он показывает уже скорректированные на сумму скидки данные о цене и стоимости товара;
- если скидка предоставлена после направления уведомления, компании необходимо сформировать и направить уточненное уведомление.

При заключении договора займа в уведомление попадает только процент. По такой сделке компания отражает в налоговых расходах только начисленные проценты. Поскольку сама сумма займа не образует ни налоговый доход заемщика, ни налоговый расход заимодавца (подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270 НК РФ). Значит, сумму займа в уведомлении показывать не нужно (о том, какие еще доходы и расходы не нужно отражать в уведомлении, читайте ниже).

Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность. Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Что будет, если нарушить срок сдачи уведомления

Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год необходимо подать не позднее 20 мая 2019 года. За нарушение срока организации грозит штраф в размере 5 000 руб. Кроме того, на организацию может быть наложен штраф в размере 5 000 руб. за предоставление недостоверных сведений в этом отчете. Формат уведомления в электронном виде можно скачать на официальном сайте ФНС России.

Если налоговики установят, что организация в результате применения нерыночных цен в контролируемых сделках неуплатила или неполностью уплатила налог, то они взыщут штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Важно! По мнению ВС РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация в уведомлении указала неверно:

  • год, за которые предоставляются сведения,
  • предмет сделок,
  • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

Ошибки в остальных данных позволяют налоговым органам провести первичный анализ уведомления и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

Какие сделки включать в уведомление - схема и пошаговый алгоритм

Полный перечень контролируемых сделок дан в статье 105.14 НК РФ. Упрощенная схема ниже поможет квалифицировать сделку.

*В схеме не учтен ряд специфических операций, к примеру, с полезными ископаемыми.

Шаг 1. Найдите всех контрагентов, обороты с которыми за 2018 год составили более 60 млн. руб.

Большинство сделок признаются контролируемыми лишь при превышении определенного порога. Минимальный из них равен 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Считать его нужно без НДС и акцизов, эти суммы не входят в доход компании. Проверьте, есть ли у вас контрагенты, общий объем сделок с которыми превысил этот лимит.

В расчет нужно брать доходы по всем сделкам, по которым хотя бы одна сторона признала доходы или расходы (письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239). Далее нужно суммировать доходы обеих сторон. Если ваша компания не знает доходов другой стороны, то их нужно вычислить расчетным методом (письмо Минфина России от 11.12.15 № 03-01-18/72842). Далее нужно оценить доходы сторон исходя из рыночного уровня цен. Из контрагентов, по которым общие доходы превышают 60 млн. руб., сформируйте список, который дальше будете анализировать и дополнять.

Формальной проверки по бухгалтерской базе недостаточно. Налоговики могут признать сделки контролируемыми, если компания провела ее со взаимозависимым лицом, но через посредников (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). То есть сделки вашей компании с дружественным контрагентом А и формально независимым контрагентом Б нужно считать вместе, если Б является простым посредником между вами и А.

Если информации о связях между контрагентами у главбуха нет, стоит запросить ее у юристов и финансовой службы, а также у директора. Иначе компанию впоследствии могут оштрафовать за неподачу уведомления.

Шаг 2. Уберите из списка только тех контрагентов, с которыми компания никоим образом не может быть признана взаимозависимой

Если сделки из вашего списка не связаны с мировой биржей или резидентами офшоров, есть одна причина считать их контролируемыми. Стороны сделки взаимозависимы (подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Два лица признаются взаимозависимыми, если одно из них может влиять на решения другого (ст. 105.1 НК РФ). К примеру, дочерняя компания и учредитель, который владеет долей более 25% ее уставного капитала. Или директор и компания, в которой он работает. Или супруги. Полный перечень взаимозависимых лиц дан во врезке ниже.

Какие лица признаются взаимозависимыми в силу НК РФ

В пункте 2 статьи 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые являются взаимозависимыми в силу Налогового кодекса:

  • дочерняя компания и ее учредитель, который прямо или косвенно владеет долей более 25%;
  • две компании, если у них общий учредитель с долями более 25%. Учитывается и прямое, и косвенное владение;
  • две организации или компания и физлицо, если в цепочке владения каждый учредитель прямо владеет долей свыше 50% в каждой последующей компании из цепочки;
  • компания и физлицо, которое вместе со своими близкими родственниками вправе выбирать не менее 50% совета директоров такой компании;
  • две компании, у которых совет директоров не менее чем на 50% назначен по решению одного физлица вместе с его близкими родственниками;
  • две компании, у которых советы директоров наполовину состоят из одних и тех же физлиц с учетом их близких родственников;
  • компания и ее директор;
  • две компании с одним и тем же директором;
  • руководитель и его подчиненный;
  • близкие родственники: супруги, дети-родители, братья-сестры и т. д.

Но лица могут быть взаимозависимыми не только в силу НК РФ. Суд вправе признать их таковыми на свое усмотрение (п. 7 ст. 105.1 НК РФ), или сама компания может так их квалифицировать (п. 6 ст. 105.1 НК РФ). В форме уведомления есть даже специальная ячейка в разделе 1А: взаимозависимы по Кодексу, по решению суда или по решению компании.

Таким образом, из сформированного списка безопасно убрать лишь тех контрагентов, которые явно не подходят под понятие взаимозависимых. В случае сомнений проще оставить их в перечне для дальнейшего анализа.

Шаг 3. Проверьте условия налогообложения контрагентов, которые остались в списке

Если сумма сделок с потенциально взаимозависимыми лицами не превышает 1 млрд. руб., то другим основанием может быть применение налоговых послаблений одной из сторон сделки. Помимо заведомо специфических оснований, к таким можно отнести (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, в том числе из-за применения упрощенки, ЕСХН или вмененки (письмо Минфина России от 01.06.15 № 03-01-18/31603);
  • уплату налога на прибыль по нулевой или пониженной ставке;
  • участие в особой или свободной экономической зоне или региональном проекте, которые предусматривают пониженную ставку налога на прибыль.

Если ваша компания отвечает этим условиям, то при превышении лимитов придется подать уведомление по большинству сделок с контрагентами, оставшимися в списке. Если ваша компания платит налог на прибыль по общей ставке, то проверять нужно контрагентов. Безопаснее сделать это в письменной форме, чтобы у главбуха остались письменные ответы. Они докажут, что компания не должна была подавать уведомление по сделкам с тем или иным контрагентом.

Копию запроса и доказательства его отправки контрагенту сохраните. Даже если он вам не ответит, а потом сделка будет признана контролируемой, эти письма будут аргументом в пользу компании.

Шаг 4. Дополните список контрагентами по безлимитным сделкам

Некоторые сделки признаются контролируемыми независимо от применения лимитов. Это относится к внешней торговле нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгкамнями (п. 5 ст. 105.14 НК РФ). Если у вас были такие сделки в 2018 году, то независимо от суммы сделки она признается контролируемой.

Кроме того, Минфин России настаивает, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним (письма от 10.12.15 № 03-01-18/72408, от 14.10.15 № 03-01-18/58760 и от 16.09.15 № 03-01-18/53086). Это спорно. Ведь для сделок с резидентами офшоров установлен лимит в 60 млн. руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Шаг 5. Подайте уведомление о контролируемых сделках

Если в списке остались контрагенты, их нужно еще раз тщательно проанализировать на предмет специфических условий в статье 105.14 НК РФ. Они касаются малого количества компаний, но безопаснее подстраховаться (см. схему выше). Если в результате анализа вы получили перечень контролируемых сделок, то подать уведомление нужно до 20 мая 2019 года.









2024 © voenkvm.ru.