Проводки в бух по возмещению предупредительных мер нс и пз. Налог на прибыль организаций Обеспечение предупредительных мер проводки


Работодатели в силу действующего законодательства обязаны принимать меры, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. При этом часть расходов на осуществление указанных мер могут быть компенсированы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Какие расходы могут быть возмещены? В каком порядке осуществляется компенсация? Как отражаются в бухгалтерском учете такие операции?

Сначала напомним, что в 2017 году администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается ФСС (далее - социальное страхование от травматизма, страховые взносы от травматизма).

Как уже было отмечено выше, часть расходов на обеспечение предупредительных мер может быть возмещена за счет страховых взносов от травматизма. Правила финансового обес­печения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила № 580н), действуют и в 2017 году.

Далее ознакомимся с основными положениями данного документа в редакции приказов Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н, от 14.07.2016 № 353н и рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по компенсации таких расходов учреждения за счет страховых взносов от травматизма с учетом разъяснений Минфина.

Какие расходы можно возместить за счет страховых взносов от травматизма и в каком объеме?

Перечень расходов на обеспечение предупредительных мер, которые могут быть компенсированы за счет средств страховых взносов от травматизма, указаны в п. 3 Правил № 580н. Необходимо отметить, что в 2016 году данный перечень был расширен. Теперь за счет страховых взносов могут быть оплачены следующие расходы учреждения (новшества выделены полужирным курсивом):
  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • на обучение по охране труда работников отдельных категорий (включая категории работников опасных производственных объектов , руководителей, специалистов служб охраны труда, членов комиссий по охране труда);
  • на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, и смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Российская Федерация ;
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских
  • осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н;
  • на приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) (если работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры);
  • на приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) (если страхователями осуществляются пассажирские и грузовые перевозки);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах ;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов этой фиксации.
Объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил № 580н).

Также в названном пункте указано, что, если учреждение-страхователь с численностью работников до 100 человек не осуществляло в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, расходы на обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых этим страхователем на финансовое обеспечение обозначенных мер, не может превышать:

  • 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.

Порядок и сроки представления документов в ФСС

Учреждению-страхователю нужно обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил № 580н). Заявление может представляться на бумажном носителе либо в электронном виде. К нему также должны быть приложены:
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам № 580н), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, составленного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
  • документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер в зависимости от видов мероприятий, включенных
Копии документов должны быть заверены печатью учреждения (при наличии) (п. 6 Правил № 580н).

В свою очередь, территориальный орган ФСС размещает на своем сайте информацию:

  • о поступившем заявлении, включая дату и время поступления заявления, наименование страхователя, в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
  • о ходе рассмотрения заявления.
Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2011 № 294.

Особенности возмещения расходов страхователя в рамках пилотного проекта рассмотрим далее.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер

Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер органы ФСС могут принять только в случаях (п. 10 Правил № 580н):
  • если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
  • если представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • если представлен неполный комплект документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации.

Порядок принятия органами ФСС решения о возмещении расходов страхователя

Согласно п. 8 Правил № 580н принятие органами ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении, осуществляется в следующем порядке:
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 000 руб. включительно, - в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов, указанных в п. 4 Правил № 580н (решение принимается территориальным отделением ФСС по месту регистрации страхователя);
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 000 руб., - в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, названных в п. 4 Правил № 580н, территориальное отделение ФСС направляет их на согласование в ФСС (центральный орган), который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Указанные решения оформляются приказом территориального отделения ФСС и в трехдневный срок с даты их принятия или получения согласования из центрального органа ФСС направляются страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом
обеспечении - с обоснованием причин (п. 9 Правил № 580н).

Особенности возмещения расходов в рамках пилотного проекта

Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на данные цели.

В силу Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2019 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта , объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень данных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки направления и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении преду­предительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами № 580н.

Для компенсации расходов на обеспечение предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов и представляет подтверждающие документы не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н.

Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета ФСС и перечисляет средства на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.

Подтверждение расходов на обеспечение предупредительных мер

В силу п. 12 Правил № 580н учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании.

Рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников приведена в Письме ФСС РФ от 02.07.2015 № 02‑09‑11/16‑10779 (приложение 2).

Вместе с указанным отчетом учреждение-страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы.

Учреждение-страхователь несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года (п. 13 Правил № 580н).

Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Бухгалтерский учет расходов на предупредительные меры и их возмещение

В Письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 02‑05‑11/65288 разъясняется, что расходы на уплату страховых взносов отражаются по элементам видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в части начислений на выплаты, отражаемые соответственно по элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» (111, 112).

Поскольку расходы на обеспечение предупредительных мер учреждение осуществляет за счет начисленных страховых взносов от травматизма, их следует отражать также по виду расходов 119 с увязкой в целях бухгалтерского учета со статьей (подстатьей) КОСГУ, соответствующей экономическому содержанию осуществленной расходной операции.

В настоящее время приказами Минфина РФ от 07.12.2016 № 230н, от 29.12.2016 № 246н внесены дополнения в Указания о применении бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, о том, что вид расходов 119 увязывается с кодами 225, 226, 340 КОСГУ в части мер, направленных на сокращение производственного травматизма и проф­заболеваний работников, приобретение спецодежды, спецоборудования в счет начисляемых страховых взносов от травматизма.

В таблице приведем корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете автономных учреждений расходов на предупредительные меры и их возмещение за счет страховых взносов (с учетом разъяснений, данных в письмах Минфина РФ от 29.12.2016 № 02‑07‑10/79030, от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77807):

Наименование операции Дебет Кредит
Начислены страховые взносы от травматизма (2 %) 0 109 хх 213 0 303 06 000
Перечислены денежные средства за спецоборудование (материальные запасы), приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 34 000 0 201 11 000

0 201 21 000

Перечислены денежные средства за работы, услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 25 000

0 302 26 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Поступило спецоборудование (материальные запасы) в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 105 36 000 0 302 34 000
Отражены расходы на оплату оказанных услуг, работ в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 401 20 225*

0 401 20 226*

0 302 25 000

0 302 26 000

0 209 30 000 0 401 10 130
0 303 06 000 0 209 30 000
0 303 06 000 0 201 11 000

0 201 21 000

*
Здесь целесообразно применять счет 401 20 200, так как расходы, подлежащие возмещению, не формируют себестоимость работ, услуг.

В январе автономное учреждение за счет субсидий на выполнение госзадания оплатило расходы на обучение работников по охране труда в счет страховых взносов (на основании решения территориального отделения ФСС) в размере 8 000 руб. Начислено страховых взносов от травматизма: в январе - 5 000 руб., в феврале - 5 000 руб.

Так как сумма начисленных страховых взносов на травматизм составляет 5 000 руб. в месяц, для компенсации произведенных расходов на осуществление предупредительных мер в сумме 8 000 руб. в счет страховых взносов потребуется два месяца (в январе - 5 000 руб., в феврале - 3 000 руб.). Оставшаяся часть страховых взносов в сумме 2 000 руб. (10 000 ‑ 8 000) перечислена в ФСС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие операции:

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В январе
хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Произведена оплата обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 302 26 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

8 000
Начислены расходы на оплату обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 401 20 226*

хххх0000000000

119 4 302 26 000

8 000
Начислены требования по компенсации затрат учреждения, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 209 30 000

хххх0000000000

130 4 401 10 130

8 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

5 000
В феврале
Начислено страховых взносов от травматизма хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

3 000
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом произведенных расходов в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

2 000
*
Предусмотрено учетной политикой учреждения.

В заключение отметим, что контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется органами ФСС в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения данных действий, отчетом об использовании средств и подтверждающими документами.

На заметку работодателю : в силу разъяснений, приведенных в Письме ФСС РФ № 02‑09‑11/16‑10779, в целях учета результатов специальной оценки условий труда и проведенных периодических медицинских осмотров (обследований) работников при подтверждении расходов страхователи также представляют сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда и сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно рекомендуемой форме (приложение 1 к названному письму), в том числе в электронном виде в формате XLS (XLSX).

Кроме того, в этом письме указано, что при подтверждении страхователем расходов на приобретение СИЗ территориальные отделения ФСС проводят проверку на предмет качества приобретенных за счет средств страховых взносов СИЗ и их выдачи работникам. Обращается внимание и на соответствие приобретенных СИЗ и продукции сертификату соответствия (декларации о соответствии), и на сведения о приобретенных СИЗ, обеспечивающие их идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.), а также на полноту и правильность заполнения сертификата соответствия (декларации о соответствии) согласно Правилам оформления сертификата соответствия (декларации о соответствии) требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293.

Бухучет

В бухучете расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 69 откройте субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».

Взносы начисляйте в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось облагаемое ими вознаграждение сотруднику:

Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2…) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Соответствующие проводки делайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Начисление сотрудникам обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний отразите проводкой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70

- начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием.

Ситуация: как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России? Организация применяет специальный налоговый режим .

Целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п. 1, 4, 15 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).

Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы - до получения разрешения фонда или после.

Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.

Получение разрешения ФСС России отразите проводкой:

Дебет 76 Кредит 86

- получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:

- уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов .

Это следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000.

В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2

- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:

Дебет 76 Кредит 91-1

- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

- уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией.

Перечисление в ФСС России взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитывайте так:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51

- перечислены в ФСС России взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пример отражения в бухучете начисления взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний и выплаты сотрудникам обеспечений по страхованию

ООО «Торговая фирма "Гермес"» установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В марте организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В этом же месяце в связи с несчастным случаем на производстве сотрудник организации получил от ФСС России путевку в санаторий. «Гермес» оплатил сотруднику отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории на сумму 25 000 руб.

В итоге выплаты по страхованию были больше начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март (25 000 руб. > 12 500 руб.).

«Гермес» обратился в отделение ФСС России по месту своего учета за компенсацией произведенных расходов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

За март организация ничего не перечислила в ФСС России.

В апреле отделение ФСС России перечислило на расчетный счет «Гермеса» деньги в возмещение расходов на страхование в размере 12 500 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки.

В марте:

Дебет 44 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за март;

Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70
- 25 000 руб. - начислены сотруднику отпускные (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории.

В апреле:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

УСН

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, страховые взносы включайте в состав расходов (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет ФСС России (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10 марта 2005 г. № 18-11/3/16028). Неуплаченные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний при расчете единого налога не учитывайте.

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть надбавку к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

При расчете единого налога учитывайте всю сумму взносов, начисленную исходя из установленного организации на текущий год тарифа с надбавкой.

При расчете налога на прибыль взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитываются в составе расходов вместе с суммой надбавки к страховому тарифу. Поэтому и при расчете единого налога сумма надбавки также учитывается (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть взносы, начисленные с выплат, не уменьшающих налогооблагаемую базу? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные с выплат, не уменьшающих базу по единому налогу, учитывайте при расчете этого налога.

При расчете налога на прибыль такие взносы включаются в состав расходов. А значит, и при расчете единого налога они также учитываются (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Пример включения взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в состав расходов при расчете единого налога. Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ООО «Торговая фирма "Гермес"» применяет упрощенку, единый налог платит по ставке 15 процентов.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленных за I квартал, составила:

  • в январе - 35 000 руб.;
  • в феврале - 35 000 руб.;
  • в марте - 36 000 руб.

Взносы за январь организация заплатила в феврале, за февраль - в марте, за март - в апреле. Также в январе «Гермес» перечислил в бюджет взносы за декабрь прошлого года на сумму 34 000 руб.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер учел в составе расходов взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму 104 000 руб. (34 000 руб. + 35 000 руб. + 35 000 руб.).

Взносы за март бухгалтер «Гермеса» учел при расчете единого налога за полугодие.

Ситуация: нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний?

Ответ: нет, не нужно.

При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:

  • выручку от реализации (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12−14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов.

Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г. № 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Подобные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568. Несмотря на то что это письмо касается организаций, которые применяют общую систему налогообложения, вывод, сделанный в нем, справедлив и для организаций на упрощенке (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения региональных отделений ФСС России (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

При этом уменьшать налоговую базу по единому налогу на сумму расходов, которые финансирует ФСС России, нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если ранее организация учла их при расчете единого налога, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать, нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете единого налога при упрощенке (с объектом налогообложения доходы за минусом расходов), поступила правомерно (не допустила ошибки).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний

Расходы произведены до получения разрешения ФСС России. Организация применяет упрощенку с объектом налогообложения доходы за минусом расходов и ведет бухучет в полном объеме.

ОАО «Производственная фирма "Мастер"» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

Организации установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В июне организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне организация приобрела для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты на сумму 7000 руб. (без учета НДС). В июле все средства защиты в пределах отраслевых норм были переданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами. Их стоимость бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В июле организация получила разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников. Размер финансирования составил 7000 руб.

Средства индивидуальной защиты, учтенные в составе материалов, бухгалтер отражает на счете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и счете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 11 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие проводки.

В июне:

Дебет 20 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за июнь;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь;

Дебет 10 Кредит 60
- 7000 руб. - приобретены средства индивидуальной защиты для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами.

В июле:

Дебет 10-11 Кредит 10-10
- 7000 руб. - выданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты, стоимость которых финансирует ФСС России;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 91-1
- 7000 руб. - получено разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
- 7000 руб. - уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму расходов, связанных с приобретением средств индивидуальной защиты для сотрудников.

Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (7000 руб.) в состав доходов при расчете единого налога бухгалтер «Мастера» не включил.

На сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (12 500 руб.) бухгалтер организации уменьшил налоговую базу по единому налогу. Расходы на приобретение спецодежды налоговую базу по единому налогу не уменьшают.

Если организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то на сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уменьшите единый налог. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (авансового платежа). Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

ЕНВД

При расчете ЕНВД сумму единого налога уменьшите на взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 "Целевое финансирование".
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
Подпунктом "г" п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее - типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, и НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N , от 09.03.2010 N , от 27.10.2009 N , от 30.05.2007 N .
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N ).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на НК РФ.
Смотрите также ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий , БК РФ, ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 "Учет государственной помощи" (далее - )).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
С учетом п.п. 5 и 7 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование".
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
- 645000 руб. - получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76
- уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ).
В соответствии с п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 "Доходы будущих периодов") в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перечень мероприятий, финансовое обеспечение которых может производиться за счет сумм страховых взносов, содержится в п. 3 правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н . К таким мероприятиям, в частности, относится приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также проведение обязательных периодических медицинских осмотров таких работников (далее - предупредительные меры). В данной статье мы рассмотрим операции по возмещению предупредительных мер от ФСС в учете учреждения-участника пилотного проекта.

В чем особенности возмещения расходов от ФСС в учете участника пилотного проекта?

Особенности возмещения расходов учреждений на предупредительные меры в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, отражены в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее - Положение № 294). Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС РФ, произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели (п. 3 Положения № 294).

Следовательно, приобретение спецодежды и оплату услуг по обязательному периодическому медицинскому осмотру работников (иных предупредительных мер) учреждению следует отразить по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" как обычную закупку.

Возмещение произведенных расходов в учреждении, которое является участником пилотного проекта, является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, осуществляемым в рамках новой хозяйственной операции и от иного лица (не от контрагента, которому была осуществлена оплата, а от ФСС РФ). Поэтому поступление на лицевой счет учреждения компенсации произведенных расходов подлежит отражению в учете в качестве "доходной" операции. По своему экономическому смыслу такая операция может быть отражена в учете по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" (п. 3 раздела V Указаний, утв. приказом Минфина России от 01.7.2013 № 65н).

Бухгалтерские записи в учете участника пилотного проекта

Возмещение от ФСС предупредительных мер в учете участника пилотного проекта отражается:

  • Дебет КРБ Х 105 Х5 340 Кредит КРБ Х 302 34 730 – отражена задолженность перед поставщиком за приобретение спецодежды;
  • Дебет КРБ Х 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 302 26 730 – приняты к учету расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра работников;
  • Дебет КРБ Х 302 34 830 (КРБ Х 302 26 830) Кредит КИФ Х 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 340 (226)), КРБ 1 304 05 340 (1 304 05 226) – перечислены денежные средства за поставку спецодежды (за прохождение медицинского осмотра);
  • Дебет КДБ Х 209 34 560 Кредит КДБ Х 401 10 134 – отражено начисление требований Фонду по компенсации затрат, произведенных учреждением в рамках предупредительных мер.

Поступление средств в возмещение предупредительных мер в учете организаций государственного сектора отражается по-разному в зависимости от типа и полномочий учреждения.

Так, поступление средств от ФСС в качестве компенсации произведенных расходов по предупредительным мерам на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения отражается:

  • Дебет КИФ 2 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 134) Кредит КДБ 2 209 34 660.

У казенных учреждений в соответствии со ст. 41 БК РФ есть обязанность перечислять такие доходы в бюджет.
В учете администратора кассовых поступлений операции по поступлению средств в качестве возмещения расходов по предупредительным мерам отражается.









2024 © voenkvm.ru.