Как стать гидом в израиле. Курс усовершенствования квалификации для лицензированных гидов от министерства по туризму израиля на тему. Горненский монастырь, Александровское подворье, Русская Духовная Миссия


Лицензия экскурсовода или гида Израильского Министерства Туризма – официальный документ, подтверждающий наличие необходимых знаний у специалиста, его право предоставлять экскурсионные услуги на территории той или иной страны. Лицензия государственного образца выдается учебным заведением, специализирующимся на обучении экскурсоводов.

Зачем туристу знать, имеет ли гид лицензию?

Израиль – Страна Обетованная, увидеть которую стремятся люди из многих стран мира, христиане, мусульмане, иудеи, представители других религиозных течений, и просто туристы, желающие увидеть весь мир своими глазами. Именно поэтому в Израиле туризм – это процветающий бизнес, ведут который не только профессионалы, но и любители.

Наличие лицензии – гарантия того, что человек будет иметь дело с квалифицированным гидом, а не с фрилансером, самостоятельно выучившим определенный экскурсионный маршрут.

Как обучаются лучшие гиды Израиля

Будущий гид проходит курс обучения, который длится 2-3 года. Студентов обучают профессора истории, археологии и других наук, а так же экскурсоводы с внушительным опытом работы. Курс включает:

  • Теоретические знания, касающиеся географии, истории, религии и культуры Израиля;
  • Изучение истории на месте, только по Иерусалиму студенты получают 30-40 дней практических пешеходных занятий!
  • Практическую реализацию полученных знаний в виде проведения экзаменационных экскурсий;
  • Юридические и финансовые аспекты ведения экскурсионной деятельности;
  • Особенности планирования и организации маршрутов путешествия по стране или определенному городу;
  • Психологические нюансы работы с туристами, обучение умению грамотно, увлекательно и интересно преподносить информацию;
  • Активизацию стремления самостоятельно заниматься повышением своей квалификации, углублять знания и улучшать качество проведения экскурсий.
  • Экзамен на знание языка, на котором будущий гид планирует проводить экскурсии.

Лицензия экскурсовода выдается на год. Каждый экскурсовод должен пройти аккредитацию в начале года, для того, чтобы получить разрешение на работу в следующем году.

Выпускники подобных курсов могут работать в туристических агентствах или вести частную практику. Личный гид – это специалист, организовывающий персональные экскурсии по индивидуально составленному маршруту. Именно частные гиды сегодня популярны в Израиле, поскольку вывели местный туризм на новый качественный уровень. И это легко объяснить особенностями работы с ними.

Преимущества заказа персонального лицензионного гида:

  • Увлекательное сопровождение туристов, открывающее новые горизонты и сведения;
  • Проведение индивидуальных экскурсий в малых группах;
  • Предоставление достоверной исторической, культурной и географической информации;
  • Использование современных средств и техник планирования и оптимизации маршрутов;
  • Умение найти подход к каждому туристу, воплотить в реальность его ожидания от экскурсии и сделать ее интересной;
  • Оказание дополнительных услуг: трансфер, сопровождение по магазинам, подбор ресторанов, организация вечернего досуга и т.д.

Лучшие гиды Израиля – это экскурсоводы, имеющие соответствующую лицензию. Выбирайте их, и вы будете уверены в том, что получите комплекс квалифицированных туристических услуг!

Арье Парнис, экскурсовод в Израиле, веду индивидуальные туры и
групповые экскурсии по Израилю на русском языке,
показываю Израиль «еврейскими глазами».

Я родился в Москве, в Израиль приехал в 1989 г. в возрасте 15 лет.
Служил десантником — парашютистом. Образование – степень
Магистра по истории Израиля от Еврейского университета в Иерусалиме.
Дипломированный экскурсовод Министерства туризма, и ведущий
гид Города Давида в Иерусалиме на русском языке.
Женат, отец троих детей, живу в поселении Ткоа
на краю Иудейской пустыни, недалеко от Иерусалима.



До 13 лет я рос в обычной советской семье. Двор и школа, шахматы и самбо. Да, была маца в Песах и другие проявления еврейской кухни. Была 5-я графа в классном журнале, которая проявлялась в школьных драках. Однако, принадлежность к еврейскому народу не занимала центрального места в моей жизни.

Все это изменилось, когда мы всей семьей начали изучать иврит и посещать первые уроки Торы. Потом союз обрезания, в подпольной квартире с закрытыми шторами. В 14 лет начал преподавать иврит в воскресной школе для детей отказников. Сионистская деятельность в СССР была еще запрещена, но за нее уже не сажали.

Естественным продолжением этого процесса стала алия в Израиль. Быть на своем месте, жить со своим народом и заниматься своими проблемами. Эта страна стала для меня настоящей родиной.

После окончания школы я 8 лет учился в израильских сионистских йешивах. Служил в десантных войсках. Закончил первую степень по преподаванию Торы и вторую степень по истории еврейского народа.


Экскурсовод по Израилю

Связь с экскурсиями в Израиле появилась у меня практически сразу. Мой классный руководитель был профессиональным гидом, а один из школьных кружков был «Экскурсии по Иерусалиму ». Потом, по этим же местам я водил всех наших родственников из-за границы. После школы начались пешие походы по стране, в небольших компаниях, с рюкзаком за спиной.

В 2000-м году хобби превратилось в профессию. Окончив курсы экскурсоводов по Иерусалиму, я начал вести экскурсии от Яд-бен-Цви и от Города Давида, ведущих израильских туристических организаций в Иерусалиме. Набрал большой опыт работы гида со школьными и армейскими группами, с израильскими семьями и с новыми репатриантами из стран СНГ. В 2006 г. с отличием окончил школу экскурсоводов от министерства туризма Израиля, при институте Ландер. Для меня это не только работа, но и призвание.

Со временем, я все сильнее начал ощущать недостатки русскоязычного туризма в Израиле. В отличие от широкого культурного диапазона групповых экскурсий на иврите и на английском, на русскоязычной улице в основном представлена только христианская тематика. Еврейского туризма, за небольшим исключением, практически не существует.



Потребительский рынок влияет и на поставщиков. Большинство русскоязычных гидов в Израиле хорошо разбираются в христианстве, но имеют лишь поверхностное понятие о еврейской культуре. Поэтому, большинство индивидуальных экскурсий в Израиле на русском языке имеют тот же христианский оттенок.

Многие русскоязычные израильтяне и туристы из-за границы, которые интересуются историей еврейского народа и хотят ощутить Израиль изнутри, часто затрудняются найти, к кому обратиться. Именно этим людям и адресованы мои экскурсии и деятельность этого сайта.

Я предлагаю вам частные и групповые экскурсии по Иерусалиму (особенно люблю ), индивидуальные туры по всему Израилю (включая Иудею и Самарию), частные .

Буду рад показать Вам нашу страну!

В последние годы туризм в Израиле снова набирает силу: согласно данным статистики, поток туристов со всего мира увеличился, а кроме того – возрос интерес и граждан Израиля к собственной истории и достопримечательностям. В связи с этим знаменитая Школа туризма "Дэрэх Эрец", основанная историком Аароном Хоровицем и ставшая частью крупнейшего израильского института Ландер в Иерусалиме, расширяется. Совместно с министерством туризма Израиля было принято решение открыть в Школе туризма при Иерусалимским академическом центре новый курс – курс экскурсоводов на русском языке .

О том, кто может стать профессиональным экскурсоводом с лицензией министерства туризма Израиля, и сколько стоит получить одну из самых актуальных сейчас профессий, корреспонденту сайт рассказал директор Школы туризма при Институте Ландер Цвика Станиславски.

Школа туризма – это часть Института Ландера. Расскажите, пожалуйста, как и когда вы начали сотрудничать?

Школа "Дэрэх Эрец" была основана 13 лет назад в Иерусалиме талантливым историком Аароном Хоровицем. Занятия в школе шли на иврите, и ее выпускники получали лицензии гидов. Пять лет назад директор иерусалимского академического Института Ландера Шуки Голан предложил Хоровицу сотрудничать: войти в состав академического центра. Надо сказать, что это было не случайное предложение. Со дня своего основания Школа Аарона Хоровица пропагандировала не просто изучение истории Израиля, а изучение своих корней, любовь человека к тому месту, где он живет. Этими же принципами руководствовались в работе и сотрудники Института Ландера. Поэтому возникло гармоничное сотрудничество.

Основа школы – это курс "Морей Дэрэх", расскажите о нем.

Главным факультетом в нашей школе, несомненно, является факультет "Морей Дэрэх", но есть еще много различных от него ответвлений – не менее важных и интересных. Есть курсы, ориентированные на тот или иной национальный сектор, есть специфические курсы по каким-то определенным историческим местам и так далее. Раньше курс "Морей Дэрэх" относился к министерству туризма. Затем ситуация изменилась и подобные курсы стали самостоятельными. Именно министерство туризма подало идею об основании туристической школы. Но, несмотря на самостоятельность, специалисты от министерства туризма регулярно проверяют знания выпускников школы.

Какой диплом получает выпускник школы "Дэрэх Эрец"?

После успешной сдачи экзамена наши выпускники получают государственный диплом гида от министерства туризма Израиля. Это единственная разрешенная на территории Израиля лицензия, которая дает право на проведение экскурсий: индивидуальных и групповых.

Насколько мне известно, сейчас в Израиле очень строго следят за соблюдением закона о проведении экскурсий по стране: без официальной лицензии даже самый просвещенный гид не имеет права путешествовать с группой по стране. Каких экскурсоводов называют легальными, а каких нелегальными?

Действительно, соблюдение закона о проведении экскурсий сейчас строго контролируется. К сожалению, есть очень много людей, которые пытаются частным образом, "по-черному" проводить экскурсии по стране. Но это, конечно, незаконно. Даже если этот человек где-то учился, очень много знает и может многое рассказать, без лицензии министерства туризма он не имеет права "водить" экскурсии. Конечно, если к тебе приехали друзья или родственники, и ты хочешь повозить их по Иерусалиму и рассказать историю города, ты имеешь на это полное право. Но только в том случае, если тебе не заплатили за это деньги.

В этом году вы планируете впервые открыть курс гидов на русском языке. Почему было принято это решение?

В Израиле проживают более миллиона русскоязычных граждан. Это очень значительная часть населения, очень интересующаяся и образованная. Выходцы из России и других стран, где говорят по-русски, много путешествуют. Им интересно познавать свою новую родину. Так что, даже если не приедут туристы из республик бывшего СССР, всегда будет достаточно желающих и внутри страны. К тому же, ко всем приезжают родственники и друзья.

Учеба на "русском" курсе будет вестись на иврите. Те темы, по которым мы найдем преподавателей, говорящих по-русски и имеющих соответствующее разрешение от министерства туризма, будут преподаваться на русском языке. То же касается и экскурсий, проходящих в рамках практических занятий. В любом случае, все студенты перед началом лекции будут получать краткое ее содержание на русском языке.

На каком языке будет проходить выпускной экзамен?

Письменный экзамен, который, собственно, является самым объемным, самым важным экзаменом, будет проходить на русском языке. Это очень важно. Но, я думаю, если число претендентов с русской улицы увеличится, в министерстве согласятся, что и устный экзамен можно сдавать на русском языке.

А диплом, который получат выпускники "русского" курса будет таким же, как и диплом остальных факультетов?

Конечно! Речь идет о единой официальной лицензии министерства туризма. Но есть еще одна важная вещь: ты изначально должен определиться, на каких языках ты хочешь проводить экскурсии. Если наш ученик решает, что он хочет быть гидом на русском и на иврите, он должен сдать экзамен по этим языкам – мы должны видеть, что уровень языка достаточно высок. В дипломе будет указано, на каких языках этот экскурсовод может проводить экскурсии. Это может быть только русский язык, а могут быть и пять языков, и больше – зависит от желания и способностей каждого выпускника.

Отмена визового режима с Россией, конечно, должна повлиять на количество русскоязычных туристов в Израиле. Но что же делать с экономическим кризисом? Будет ли достаточно работы для "новобранцев"?

Именно предугадывая этот вопрос, я и сказал в начале интервью: даже если в Израиль не приедет ни одного туриста из России, нашим гидам будет, кого повозить по стране. Многие на русской улице хотят учиться, смотреть, узнавать. Это называется "внутренний туризм".

Расскажите подробнее о самом курсе: когда он начнется, сколько раз в неделю будут проходить занятия? Возможно ли совмещать работу и учебу на курсе?

Пока мы не знаем точной даты начала курса. Министерство туризма дает разрешение на каждый курс в отдельности. Сейчас "русский" курс находится в процессе получения этого самого официального разрешения от министерства. Кстати, когда мы получим разрешение, мы и узнаем, какая часть курса будет вестись на русском языке, а какая на иврите.

Обычно наш учебный год начинается в ноябре или в апреле. На этот раз, возможно, мы начнем чуть позже, чем в ноябре, – ведь надо уладить множество всяких бюрократических вопросов. Занятия будут проходить два раза в неделю: один день с 17:00 до 21:30 – теория (геология, география, археология, история и так далее); второй день – практика, это полный выездной день с 7:00 до 19:00. В этот день все ученики отправляются на экскурсию по тем или иным местам, историческим и культурным достопримечательностям. Всего за время курса будет 70 таких интереснейших поездок.

Надо отметить, что для этой цели мы выбрали очень профессиональный педагогический состав. У нас от 40 до 50 экскурсоводов. Каждый из них специализируется по какому-то определенному месту, пласту в истории. Конечно, то же самое касается и академического, теоретического обучения. Наши преподаватели в большинстве своем – обладатели третьей академической степени.

Как долго длится курс?

Два года. Если он начинается в ноябре, то заканчивается два года спустя тоже в ноябре.

И еще один немаловажный вопрос: кто может позволить себе учиться в Школе туризма?

Поверьте мне, каждый при желании может оплатить обучение в школе. Речь идет о двух годах. Все обучение стоит 20 тысяч. После внесения аванса остальную сумму можно разбить на платежи. Надо обязательно отметить, что 50 процентов от этой суммы – это поездки. Если практические занятия проходят на протяжении четырех дней в Эйлате, то вам уже не понадобиться платить за гостиницу, дорогу и экскурсии. Все это включено в оплату учебы. Абсолютно все расходы на поездки во время практических уроков включены в эту вышеуказанную сумму.

Кроме этого, новые репатрианты должны проверить возможность хотя бы частичной оплаты курса министерством абсорбции.

Есть ли вступительный экзамен? Кто может поступить в "Дэрэх Эрец"?

Конкретнее? Вступительного экзамена не существует. Есть собеседование с приемной комиссией. Чтобы записаться на курс, нужно заполнить бланки, которые можно найти на нашем сайте в интернете , или же мы посылаем их по почте. Сначала мы приглашаем подателя заявления на предварительную беседу, во время которой проверяем, есть ли все необходимые для поступления документы, является ли абитуриент гражданином Израиля (это обязательное условие), и, если все в порядке, будущему студенту назначают собеседование, во время которого комиссия выясняет только одно – есть ли у желающего поступить в нашу школу достаточная мотивация и потенциал.

О каких документах идет речь?

Если человек моложе 30 лет, он должен иметь диплом о среднем образовании (багрут). Если он учился в России 10 лет, то нам нужна справка, что он получил законченное среднее образование и может поступать в институт. Если абитуриент старше 30 лет, необходимо предоставить документы о 12-ти годах учебы. Неважно, где. На курсах есть люди, которые окончили только школу, есть студенты с высшим образованием и даже с двумя академическими степенями.

Где находится Школа туризма?

В районе Гиват Шауль в Иерусалиме. Добраться до нас очень легко. Если вы на своем автомобиле, то вам даже не нужно въезжать в город. Это первый съезд в Иерусалим у садов Сахарова. Есть также прямой городской автобус.

И последний вопрос: помогаете ли вы как-то своим ученикам в получении работы?

Речь идет об очень конкретном курсе. Курсе, во время которого студент получает четкие, конкретные знания – что такое туризм, как он делается, куда везти группу, что говорить. Все четко и ясно… Это очень ценится на рынке. Во время практических занятий наши ученики знакомятся с представителями разных агентств. А связи в нашем деле – самое главное. Именно они играют важную роль в начале карьеры. И это то, что мы реально можем дать на начальном этапе.

Беседовала Анна Розина

Первый гид по Израилю – он как отец родной. От него зависит твое первое, а впрочем, и второе, и вообще впечатление от нового мира – мира Израиля. Для меня Израиль – не просто страна – это целая вселенная, куда я каждый раз приезжаю за новой частичкой счастья и порцией вдохновения. Влад, пожалуй, один из лучших гидов по Израилю, которых я знаю. Слушать его можно часами, днями, месяцами. Он начинает говорить, и ты словно окунаешься в волшебную сказку – переплетение исторических фактов и собственного воображения. Путешествие с Тельманом по Израилю – бесценно.

Впервые я увидела Влада в Бен Гурионе, он был нашим таглитовским гидом. Он встретил нас – разношерстную группу из 40 московских туристов, быстренько собрал в круг и научил нашим первым словам на иврите – «ахим» – братья и «симха» – радость. Мы громко их пели и кружились.

Как тебе пришло в голову становиться в круг с группами прямо в аэропорту? Я до сих пор это помню.

Я и двое моих коллег придумали это лет десять назад, чтобы сразу показать, что Израиль это другая страна, и в ней многое можно – даже петь и танцевать в вестибюле международного аэропорта.

Чем ты занимался в России?

Я из Питера. Закончил институт имени Герцена, два года проработал учителем русского языка и литературы пока был студентом. Потом быстро стало понятно, что это совершенно не приносит денег, и я стал заниматься совершенно другими делами. К 25 годам я репатриировался в Израиль. Это было в 2000 году.

Когда ты стал осознавать, что ты еврей?

В 14 лет я узнал, что я еврей, но до 25 совершенно не представлял, что это такое. Само слово «еврей» было знакомо, его часто произносили, но что это такое я узнал только в Израиле. Изначально я стал себя воспринимать как израильтянина, и только потом пришло понимание о том, что такое еврейство и иудаизм.

Что для тебя значит быть евреем?

Ответственность, как бы это высокопарно ни звучало, изначально перед собой, ответственность перед народом Израиля и ответственность в исполнении заповедей Вс-вышнего.

Что ты делал, когда приехал в страну?

По совету я приехал в Ашкелон на программу «Така» – это программа подготовки для учебы в университете, там я жил и учился, но все выходные и свободное время проводил в Иерусалиме. Я как-то сразу понял – это мое место. И потом, спустя 10 месяцев, переехал.

Как ты понял, что именно Иерусалим – это твой город?

Никакой логики в этом нет. Если ты можешь объяснить, чем это место или человек тебе нравятся – то они тебе просто нравятся. В любви же нет никакой логики, ее невозможно объяснить.

Чем ты занимался после программы?

Я стал всеми путями добиваться, чтобы меня призвали в армию. Практически я занудством этого добился – полтора дня я просто мучил разных командиров и таким образом добрался до начальника военного стола, а ему уже не было куда бежать. Говорил я ему, что хочу, надо, должен, имею права. И в итоге – отслужил в десанте.

Что для тебя – армия?

Армия – это не только служба, но и образовательный организм. В России такую роль играют школа, а скорее даже университет. Когда встречаются два израильтянина, то второй вопрос – «Где ты служил?». Тут-то и выясняется куча общих знакомых, приятелей, друзей, и если человек говорит, что не служил, то всегда есть секундная заминка. Скорее всего, не будут спрашивать, почему не служил, но эта пауза – легкое недопонимание останутся.

Есть такие слова – долг и патриотизм. Здесь их не произносят, но ими живут. Это именно то, что отправило меня служить. Я считаю, что до сих пор должен своей стране в тех или иных формах. По большому счету армия – это общественный гиюр, но именно в значении израильтянина, а не в значении иудаизма.

Как так вышло, что ты стал гидом?

После армии пошел учиться в колледж Адасса в Иерусалиме и во время учебы, несмотря на то, что три года обучения оплачивает государство, я подрабатывал – ведь жить-то на что-то надо. Я стал сопровождать туристические группы в плане логистики, и работать как мадрих, заниматься неформальном образованием. В какой-то момент ребята, с которыми я работал, разглядели во мне гида, и сказали – иди и получай специальное образование – т.е. профессиональные курсы. В том, что я стал гидом больше заслуга моих тогдашних коллег, чем моя собственная. Они очень верно меня направили на этот путь.

Где и как учатся на лучшего гида в Израиле?

От Министерства туризма есть профильные курсы. Я учился в Иерусалиме, но от Хайфского университета. Курсы гидов – это два года обучения – два раза в неделю занятия с пяти до девяти вечера, и один день в неделю – экскурсия на целый день в разные места Израиля. За эти два года обучения нужно получить общую базу, а также изучить географию, мировую историю, политику, геологию, ботанику, археологию, геоморфологию, религию, причем не только иудаизм, но и ислам, христианство и его разные направления, католицизм, протестантизм, православие, а также религию бахаев и друзов. Также нужно изучить историю Израиля и все, что связано тем или иным образом с иудейским государством. Это очень большой исторический пласт: от сотворения мира, османов и крестоносцев, Византии, Эфиопии, Царицы Савской, разных племен до наших дней. Базово все это нужно знать. Впервые учился в месте, где мне было неприятно, если я по каким-то причинам пропускал занятия. У нас была очень сильная группа студентов и преподавателей, и интересные уроки.

Дальше все время учишься, учишься и снова учишься. Каждый закончивший курс отправляется на два экзамена – письменный и устный. Сначала письменный экзамен: в первой его части надо ответить по американской системе на немалое число вопросов, а во второй – по заданным данным простроить двухдневную экскурсию, где экзаменуемый полностью описывает маршрут, места посещения и темы рассказов, логистику, историю этого места и все, что может быть с ним связано.

Если ты проходишь письменную часть, то тебя допускают до устного экзамена, на котором сидят 4 экзаменатора из действительно работающих гидов. Экзаменуемый готовит свою тему и выступает с ней 5-7 минут, а потом отвечает на вопросы,по всем темам двухлетнего обучения. билетов для предварительной подготовки нет, заранее ты не знаешь, что спросят и должен быть готов ответить на все. Я до сих пор помню этот экзамен – все очень серьезно, на кону два года обучения и возможность получения лицензии. Сейчас я сам экзаменатор и знаю, какими мы можем быть строгими. Но справедливыми.

Как ты стал лучшим гидом Израиля? И как ты находишь клиентов?

Я начал работать с образовательными компаниями еще до того, как стал гидом, потом – в туристической компании, где занимался логистикой, отсюда и пришли знакомства. Я никогда не рекламировал себя, информация переходила из уст в уста, и недостатка в клиентах не было.

Как сейчас обстоят дела с туристическим рынком? Сколько стоит экскурсия?

Я читаю экскурсии на русском и иврите. А поток русскоговорящих туристов сейчас обрушился, и даже те, кто приезжают, не всегда готовы платить гиду. Официальная цена экскурсии, назначенная министерством туризма, начинается, в зависимости от маршрута, от 200-250 долларов, если без машины. Если я везу на автомобиле, то получается дороже. При этом, 250 долларов это не сумма, которая идет целиком в карман гида, я с этих денег плачу налоги, отчисления. Именно по-этому есть довольно насущная проблема – хаперы.

Кто это?

Хаперы – это люди, которые где-то побывали вместе с гидом или группой, и считают, что они в состоянии провести экскурсии и незаконно работают за деньги. Министерство туризма сейчас начинает с этим бороться, ведь считается, что гиды это непосредственные представители Израиля. А хаперы и гиды, даже не знаю, с чем сравнить, наверное, это как китайская зажигалка и фирменная «Зиппо».

Ты любишь свою работу?

Я очень люблю свою страну, мне дико интересно все, что связано с историей, религией, изменениями. Эта работа не дает мне ни на секунду затормозиться в развитии, остановится в изучении – у меня просто не получается. Сейчас, например, я закончил еще одну степень в Хайфском университете, где у меня были такие курсы для гидов, как «морская археология». Вообще, учится в Израиле и интересно, и принято. Иронично-скептическое “ты что, вечный студент?” – здесь просто не поймут.

Что ты узнал, например, из курса «морской археологии»?

В 2014 году дайверы нашли в Кесарии немалый клад, порядка двух тысяч золотых монет чеканки эпохи Фатемидов – и это прикольно, ведь все, что нашли в Израиле – все принадлежит стране. Сейчас эти монеты выставлены в музее Иерусалима.

Скажи, что стоит посетить, тем, кто был в Израиле много раз, и все, что рекомендуют в путеводителях уже посмотрел?

Таких мест не мало. У подножия Иерусалимский гор есть немалое скопление рукотворных пещер времен восстания против Рима (132-135 год н.э.). В пещерах евреи жили и партизанили против римских войск. В этом восстании евреи, под руководством военного лидера Бар Кохбы и духовного лидера раби Акивы освободили Иерусалим. Все знают восстание 66–73 года, потому что Иосиф Флавий, как очевидец, это довольно подробно описал. Данных о втором восстании на порядок меньше. Во втором веке Бар Кохба освободил Иерусалим – они чеканили деньги, и всячески развивали регион, но потом Рим снова берет свое, и Иерусалим попадает под власть империи.

Иерусалим разрушен, а Иудея не только уничтожена и сожжена, но и переименована императором Адрианом в Палестину. Часть этих пещер открыта для посещения, и я часто вожу туда туристов: чтобы поползать по секретным ходам и ощутить себя частью древней истории.

Еще можно посетить один из прекраснейший еврейских некрополей – Бейт Шеарим. Там есть потрясающие пещеры, саркофаги и истории.

Очень интересно собственными глазами увидеть Махтеш Рамон – да, именно это ивритское слово стало термином, который используют все ученые мира – это эрозийное образование в кратере в пустыни Негев, вымоина недалеко от Мицпе Рамона. Там на срезе можно увидеть все пласты земли, начиная от первого дня после застывания лавы до дня сегодняшнего.

Что еще не посещают обычно туристы?

Исчезнувший древний народ королей пустыни – набатеи, оставили после себя несколько городов. Столица – Петра в Иордании, а остальные в Израиле, в пустыне. Эти города – Шифта, Ницана, Авдат, Мамшит, Халуца. Туда можно приехать и посмотреть – сейчас это национальные заповедники, которые охраняются государством. Там есть постройки до византийского и раннемусульманского периода включительно. Среди строений можно увидеть и ранние церкви, органично вписавшиеся в культуры предыдущих эпох. Находясь в этих городах даже человек, далекий от истории, сможет легко понять выбор места возведения города, оборонительную стратегию, систему планировки и прочее. В городе Авдат, например, есть система пещер, которые использовались как хранилища, части домов и водосборники.

Древний город Авдат находится в пустыне Негев, недалеко от кибуца Сде Бокер. И кстати, еще одна точка посещения, до которой мало кто добирается. Там очень яркая, дикая природная красота. С возвышенности открывается вид на пустыню совершенно необычных цветов – от черного и красного до пепельно-золотого.

Киббуц Сде Бокер известен не только своими природными красотами, но и тем, что там похоронен, согласно его завещанию, первый премьер министр Израиля – Давид Бен-Гурион. Он провел немало времени в Европе, Америке и Турции, но видел будущее еврейского государства в Земле Израиля и развитии пустыни. Именно поэтому он жил в Сде Бокер последние годы, и был там похоронен вместе с его женой Полой.

Недалеко от этого кибуца проходит самый длинный в Израиле туристический пешеходный маршрут, который на иврите называется – швиль Израэль – или тропа Израиля. Начинается она с расположенного на севере кибуца Дан и заканчивается в Эйлате. Пройти этот маршрут, протяженностью 1040 км, целиком занимает 2-2,5 месяца. Тропа захватывает большую часть красот Израиля: ручьи, речки, пустыня, горы, леса, замки крестоносцев. Некоторые делают его кусками, но практически в любом месте, он проходит по совершено волшебным местам.

Замки крестоносцев, это очень интересно, где они расположены?

Например, на севере Израиля в 35 км от Хайфы есть замок МоНфор, который являлся резиденцией великих магистров Тевтонского ордена. Еще точка, связанная с крестоносцами, до которой обычно не добираются – Карней Хиттин, который находится рядом с озером Кенерет или, как его еще называют, Галилейским морем. 4 июля 1187 года у подножия этого холма произошла знаменитая Битва при Хаттине. Войска великого воина султана Салах ад-Дина и армии крестоносцев, возглавляемая королем Иерусалимского королевства Ги Де Лузиньяном схлестнулись в бою. Та битва закончилась победой мусульман и, по сути, – началом заката королевства крестоносцев. В том же году войска Салах ад-Дина взяли Иерусалим.

После захвата святого города Ричард Львиное Сердце понимал, что ему нужно укрепить позиции в портах Акры и 7 сентября 1191 года, во время Третьего крестового похода состоялась Битва при Арсуфе. В войске крестоносцев было около 40 тыс. человек, а в войске мусульман – айюбидов Салах ад-Дина – около 50 тыс. человек. Город Арсуф, недалеко от современной Герцлии – место последнего решающего боя армии крестоносцев и мусульман, в котором последние победили, тоже интересно посетить. Сейчас там находится Археологический парк Аполлония.

Еще одна точка находится по дороге от Мертвого моря к Иерусалиму, буквально в десяти минутах езды от Иерихона. Место, которое мусульмане отмечают как могилу пророка Моисея – по-арабски – Наби Муса. Согласно еврейской и христианской традиции, местонахождение захоронения Моисея неизвестно. Тора заканчивается словами – “И умер там Моше, раб Господа, на земле Моава, по слову Господа; и погребен был в долине на земле Моава, против Бет-Пеора; и не знает никто могилы его до сего дня” (Втор. 34:6). По одной из версий, исходя из политических мотивов: мусульмане создали в 13 веке место, отмечающее могилу пророка: так как в мусульманстве и иудаизме используется лунный календарь, который движется, а день памяти Моисея является фиксированным, то это уравновешивало количество мусульман, христиан и иудеев в Иерусалиме в дни весенних праздников Пасха и Песах.

Если говорить о культурном наследии – Музей еврейской музыки совсем недавно открылся в Иерусалиме. Там собраны инструменты, на которых играли евреи во все времена и во всем мире.

Расскажи, пожалуйста, свою любимую гидовскую байку?

Раньше я вел ЖЖ, из которого однажды кто-то выдрал все истории, соединил вместе и дал заголовок “Из записок израильского гида” и отправил гулять по просторам интернета. Но, поскольку, ты просишь такую, которая не издавалась, то вот одна из самых актуальных.

У меня была группа американских евреев, мы были в иудейской пустыне, на Масаде. Доминирующим персонажем в группе была Сара – очень большая и очень шумная, женщина. И вот мы стоим перед спуском с Масады, и вдруг замечаем, что мужа Сары, тихого, маленького мужичка – нет. И тут Сара начинает кричать на всю иудейскую пустыню:
– Моисей, где тебя носит? Народ ходит по пустыне, и хочет в Иерусалим, а ты не пойми где шляешься! Ко мне, Моисееееей!!!

Меня зовут Анна Берова. Я журналист, дайвер, маркетолог и пиарщик. Сейчас то, чем я занимаюсь модно называть «специалист по коммуникациям». Я очень люблю писать, а еще больше – Израиль. Даже не знаю, в каком порядке более правильно. Писать об Израиле, рассказывать о его красотах, тайнах, секретах, людях, обычаях, традициях для меня – истинное удовольствие. Уверена, что и читать вам будет интересно, приятно и полезно.

125 лет
Освящение храма на русском подворье в Яффо

Храм св. апостола Петра и праведной Тавифы на русском участке в Яффо. Павел Платонов

165 лет
Завершение деятельности первого состава РДМ в Иерусалиме

Святитель Феофан Затворник в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1855 гг.) по документам АВПРИ. Егор Горбатов

160 лет
Паломничество великого князя Константина Николаевича на Святую Землю

130 лет
Поднятие флага ИППО над Сергиевским подворьем в Иерусалиме в честь дня рождения вел.кн. Сергея Александровича


Сергиевское подворье Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО): история и современность. Павел Платонов 150 лет
Освящение домовой церкви РДМ в Иерусалиме

Статьи и интервью

Монастырь преподобного Герасима Иорданского в Иорданской долине. П.В. Платонов

Святая Земля

Информационные партнеры

Иерусалимское отделение ИППО сотрудничает с израильским министерством по туризму

Курс усовершенствования квалификации для лицензированных гидов от министерства по туризму Израиля на тему

"Русские в Иерусалиме от древних времен до наших дней":

Горненский монастырь, Александровское подворье, Русская Духовная Миссия,

церковь св. мученицы Александры, Троицкий собор, Сергиевское подворье

Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, не в первый раз взаимодействует с различными израильскими научными, образовательными и общественными организациями. Это прежде всего, Иерусалимский университет, школа по туризму в Хайфе, институт «Яд-Бен Цви», занимающийся исследованиями в области истории и культуры Святой Земли и Иерусалима. Читались также лекции в рамках Сергиевских чтений для профессорско-преподавательского состава Хайфского техниона и других организаций.

С 2014 года началось сотрудничество на постоянной основе между Иерусалимским отделением ИППО и министерством по туризму государства Израиль. Отдел министерства туризма по профессиональной подготовке лицензированных гидов и повышению их квалификации обратился к председателю Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонову с просьбой провести в качестве преподавателя выездное занятие по русским местам Иерусалима на языке иврит.

На занятие под общим названием «Русский след в Иерусалиме» собралось 48 человек, интересующихся темой русского присутствия в Иерусалиме, среди которых были как русскоговорящие, так и ивритоговорящие гиды, которые ведут экскурсии на разных языках для миллионов гостей из многих стран мира. В качестве преподавателя вместе с Павлом Платоновым дипломированным гидом в Израиле выступил доктор Ияль Мирон - известный израильский гид, исследователь Святой Земли, преподаватель Открытого Еврейского университета, Иерусалимского кампуса школы по туризму, который на постоянной основе проводит в сотрудничестве с министерством по туризму Израиля практические занятия по различным археологическим паркам Святой Земли, а также читает лекции по истории ислама, периоду крестоносцев в Святой Земли и на многие другие темы.

Начался учебный день с посещения Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме в селении Эйн-Керем, основанного знаменитым собирателем Русской Палестины, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) в 70-е годы XIX века. Здесь вниманию курсантов предстала живая история возникновения этого чудесного русского места на юго-западной окраине Иерусалима. Также были посещены и исследованы три храма на территории Обители: Казанский храм (1883 г.), подземный св. Иоанна Предтечи (1987) и Собор Всех святых на земле Российской просиявших (1910-2007 гг.), строительство которого по разным причинам затянулось почти на 100 лет.

Продолжилось занятие посещением Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима, недалеко от храма Гроба Господня. Здесь на первом русском месте в Иерусалиме, приобретенном еще в 1858 году русским консулом В.И. Дорогобужиновым в собственность Российского Императорского правительства, была раскрыта удивительная и многогранная история «Русских раскопок» - от упоминания прусского консула Шульца в 1843 году, предварительных работ Палестинского комитета (1860-1864 гг.) до полного завершения полевых работ и исследований усилиями Императорского Православного Палестинского Общества (1883-1884 гг.) с участием членов Общества Конрада Шика и наблюдавшего за раскопками архимандрита Антонина (Капустина). Была отмечена также роль западных археологов, проводивших здесь археологическую разведку: итальянца Э. Пьеротти (1860 г.), французских исследователей - графа Ш.М. Вогюэ (1861 г.), Ш. Клермон-Ганно (1874 г.), и английских археологов - В. Уилсона (1864 г.) и Б. Кондора (1872 г.).

Сложная составляющая археологических находок на русском месте, в которой переплетены эклектические фрагменты различных периодов, создают определенные проблемы в точной датировке найденных ценностей и временных эпох. Однако преподаватели курса постарались донести объективную историческую картину, рассмотрев все возможные версии, как археологии XIX, так и современных исследователей. Также была полностью представлена история Александровского подворья с Порогом Судных Врат и церкви св.благ. Александра Невского от его возникновения и до наших дней, отмечены художественные шедевры русских художников Н.А. Кошелева и В.Ф. Пасхина.

Следующим объектом посещения стал храм св. мученицы царицы Александры - историческое здание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Домовая церковь во имя мученицы и царицы Александры была освящена 150 лет назад, 28 июня 1864 года. Название своё храм получил во имя небесной покровительницы императрицы Александры Федоровны, супруги царя Николая I. Строительство церкви было осуществлено в рамках общей программы основания Русских построек Палестинским комитетом на Мейдамской площади Иерусалима, осуществлявшейся в период с 1860 по 1864 годы.

Затем группа посетила Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии, построенный знаменитым русским архитектором М.И. Эппингером тоже в 1864 году, но освященный лишь в 1872 году. Освящение совершил Иерусалимский патриарх Кирилл II в сослужении четырех иерархов Иерусалимской православной церкви и начальника Миссии архимандрита Антонина (Капустина). Освящение откладывали в ожидании приезда высочайших гостей из России. Им стал великий князь Николай Николаевич (Старший) со свитой. Резной иконостас был изготовлен в 1869 году в Санкт-Петербурге. Его автор Н. А. Леонтьев в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке получил серебряную медаль. Позолоченные царские врата были пожертвованы председателем Палестинского комитета великим князем Константином Николаевичем. Иконы, вошедшие в царские врата, были написаны знаменитым русским художником Н.А. Кошелевым, автором живописного Страстного цикла в Александровском подворье.

Завершающим местом для подведения итогов информационно насыщенного занятия стало Сергиевское подворье в центре западного Иерусалима, построенное Императорском Православным Палестинским Обществом в 1889 году. Хотя в настоящее время на время масштабного ремонта Сергиевское подворье закрыто для посещения, для гидов, повышающих свою квалификацию, было получено особое разрешение.

В историческом помещении русской бани, где сейчас оборудован штаб реставрации подворья, была проведена лекция в рамках Сергиевских чтений ИППО на тему «Русские паломники на Сергиевском подворье в Иерусалиме». Была подчеркнута особая роль первого уполномоченного ИППО в Иерусалиме Дмитрия Дмитриевича Смышляева, руководителя работ на Сергиевском и Александровском подворье.

Подводя итог, все присутствующие отметили важность проведения подобных мероприятий, раскрывающих историю Русского Иерусалима.

Особо следует подчеркнуть просветительский компонент таких занятий, в рамках которых Иерусалимское отделение ИППО получает широкую возможность для популяризации правдивой истории Общества. Павел Викторович Платонов как член ИППО имеет личные контакты со многими исследователями-историками, сам является автором множества статей по истории русского присутствия в Палестине до революции. Его статьи и других членов ИППО широко доступны на трех сайтах, главным редактором которых он является (сайт Иерусалимского отделения ИППО , Россия в красках , Православный поклонник на Святой Земле), публикуются в печатном издании Иерусалимского отделения "Иерусалимский вестник" , ими охотно пользуются русскоязычные гиды, но гиды, не владеющие русским языком, не имеют возможности с этими материалами познакомиться. А ведь именно экскурсоводы несут (или не несут по незнанию) туристам и паломникам, приезжающим на Святую Землю со всего мира, исторические сведения о Русской Палестине и Императорском Православном Палестинском Обществе, поэтому пользу от просветительской деятельности отделения ИППО в Иерусалиме в сотрудничестве с минтуром Израиля трудно переоценить. Это работает на международный авторитет не только Общества, но и всей России.

Традиция занятий в рамках таких курсов будет продолжена летом 2015 года.










2024 © voenkvm.ru.