На какие нужды направляются средства государственного кредита. Что такое государственный кредит. Теоретической основой курсовой работы


5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного кредита

1.1 Сущность и значение государственного кредита

1.2 Основные функции и формы государственного кредита

1.3 Управление государственным кредитом

Глава 2. Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях

2.1 Российская Федерация - как заемщик. Анализ долговой политики страны в период с 1985 по 2016 годы

2.3 Российская Федерация - как кредитор

2.4 Государственные гарантии Российской Федерации

Глава 3. Государственная кредитная политика современной России: проблемы и тенденции развития

3.1 Проблемы государственного долга Российской Федерации

3.2 Мероприятия направленные на оптимизацию государственного

долга Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы исследования: для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита, возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст 817 ГК РФ).

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита.

Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

Целью курсовой работы является: рассмотрение сущности государственного кредита, его функций и способов управления им. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть сущность и функции государственного кредита;

Проанализировать современное состояние государственного кредита, возможности его использования;

Рассмотреть возникновение и развитие государственного долга в Российской Федерации;

Описать внешнее и внутреннее состояние государственного долга Российской Федерации;

Рассмотреть основные тенденции развития государственного кредита в Российской Федерации.

Объект исследования: система экономических отношений между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения денежных средств.

Предмет исследования: движение ссудного капитала, предоставляемого государством (в лице его органов власти и управления) либо чаще всего государству взаймы на принципах возвратности, срочности и платности.

Теоретическая значимость курсовой работы: Основные выводы и рекомендации курсовой работы могут использоваться при разработке законодательных и нормативных актов федерального уровня, а также государственными органами власти и коммерческими организациями при разработке мероприятий по совершенствованию системы государственного кредитования.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность тему курсовой работы. Рассматриваются поставленная цель и задачи курсовой работы.

В первой главе «Теоретические основы сущности государственного кредита» рассматриваются теоретические основы сущности государственного кредита, его понятие и роль, а также функции и способы управления.

Во второй главе «Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях» рассматривается современное состояние государственного кредита в России.

В третьей главе «Государственная кредитная политика современной России: проблемы и тенденции развития » рассматриваются проблемы государственного долга в Российской Федерации и мероприятия направленные на его оптимизацию.

В заключении даются выводы по курсовой работе.

Список использованных источников включает в себя литературу зарубежных авторов.

Глава 1. Теоретические основы сущности государственного кредита

1.1 Сущность и значение государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.

Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам.

По утверждению Волынского В.С.: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита :

Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки». Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица;

Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами»;

В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то «государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала».

В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.

В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг .

В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора которое предоставляет кредитную помощь, которая заинтересована в развитии национальной экономики в целом. Финансирование жилищного строительства, инфраструктуры, экспортное производство осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием заемных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, чтобы помочь национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке.

Волынский отмечает, что «сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансового сектора» .

Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.

Вывод: исходя из выше изложенного, можно сказать, что государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.

1.2 Основные функции и формы государственного кредита

В экономической литературе обсуждаются различные функции государственного кредита и государственного долга. Как финансовой категории государственный кредит имеет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальной функцией государственного кредита является то, что кредит осуществляется через централизацию денежных средств государства. Положительный эффект от фискальных функций государственного кредита заключается в более равномерном распределение налоговой нагрузки с течением времени.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения, уровень процентных ставок денежного рынка и рынков капитала, производства и занятости.

Врублевская О.В. рассматривает следующие государственные функции кредита :

Формирование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудного капитала в центральный фонд государства, основанного на принципах погашения, срочности и уплаты налогов;

Использование средств денежных фондов - функции, вытекающие из необходимости возврата заемных средств, которое осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет механизма рефинансирования, т.е. погашение ранее выданных обязательств за счет средств, полученных от размещения новых обязательств;

Контроль - функция государственного кредита, которая выражается в воздействии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.

В перераспределения финансовых ресурсов в процессе движения капитала между сферами производства и обращения. На практике это выражается в том, что государство, являясь активным участником на рынках капитала и действуя на него все чаще в качестве заемщика оказывает существенное влияние на уровень кредитных ставок, так как является конкурентом для участников рынка, ищущих кредитные ресурсы, а также приводит к изменениям в минимальной доходности на уровне инвестиционных проектов в реальном секторе;

В повышении эффективности использования ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективное использование государственных средств, при наличии «кассового разрыва» между временем их получения и использования в случае отсутствия, а также в случае превышения финансовых ресурсов;

Для ускорения концентрации финансовых ресурсов, что позволяет государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в кратчайшие сроки.

В книге Малиновской О.В. были выявлены следующие особенности государственного кредита :

Распределительная. Благодаря функции распределения осуществляется формирование централизованных государственных денежных средств и их использование на условиях срочности, возвратности и платности;

Регулирующая. В этом случае акцент делается на том, что государство может;

сознательно использовать государственный кредит как инструмент экономического регулирования, влияющий на состояние валюты, процентные ставки, производство и занятость;

Контроль. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории.

В свою очередь Ковалёва В.В. выделила три функции государственного кредита :

Важнейшая функция - перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом. Поддерживает возможность конкретного направления социально-экономической деятельности. Перераспределение осуществляется между: федеральными и региональными бюджетами; областной бюджет и бюджеты муниципальных образований; международные финансовые и кредитные учреждения федерального бюджета; иностранные юридические и физические лица, а также федеральные и региональные бюджеты; федеральные, региональные и местные бюджеты и юридические лица - резиденты и другие;

Регулирующая функция. Бюджетные ресурсы в условиях своей ограниченности не всегда могут выделяться на безвозмездной основе. Кроме того, эффективное использование средств, выделяемых для возвращения и на платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных безвозмездно. Таким образом, посредством регулирующей функции, государственно оказывает влияние на заемщиков обязуя их обеспечить эффективное применение бюджетных кредитов;

Функция учета, целенаправленное и рациональное использование кредитов, выделяемое государством, и контроль над ним. Эти функции возложены на соответствующие учреждения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Мониторинг осуществляется в следующих областях:

Движение денежных потоков, осуществляется через органы Федерального казначейства или уполномоченные банки;

Соблюдение условия договора кредитования;

Целевое применение выделенных средств;

Выполнение взятых на себя обязательств субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно мнению Тишкиной Л.Е. в центре дискуссий о кредитных функциях государства лежат спорные вопросы о сущности и функций финансов . В основном в литературе рассматриваются аналогичные функции финансов и государственного кредита. Такая позиция представляется вполне обоснованной, так как государственный кредит является частью финансовых отношений. Тем не менее, он имеет свои особенности. Согласно мнению Тишкиной Л.Е. государственному займу присуще перераспределительная функции, потому что посредством ее перераспределяются сбережения населения и хозяйствующих субъектов и государства, уже заранее перераспределенные с помощью финансов. В свою очередь, процесс распределения невозможно без осуществления финансового контроля, так что второй функцией государственного займа является контроль.

Практическая цель этой функции заключается в обеспечении полного и своевременного погашения государственных обязательств, а также эффективное использование средств, привлеченных за счет кредитной системы .

Нельзя не согласиться, что последняя точка зрения более оправдана, она более полно и точно отражает функции государственного кредита.

Уже было отмечено, что государственный кредит осуществляется в трех формах, в которых государство выступает:

В качестве кредитора;

В качестве заемщика.

Вывод: как финансовой категории государственный кредит имеет две функции: фискальную и регулирующую. Фискальной функцией государственного кредита является то, что кредит осуществляется через централизацию денежных средств государства. Регулирующая функция государственного кредита охватывает: состояние денежного обращения.

1.3 Управление государственным кредитом

государственный кредит заемщик долг

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами.

Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Государственный кредит - часть государственных финансов, одна из форм привлечения денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций.

Но чтобы государственный кредит играл такую позитивную роль в экономическом регулировании, нужно проводить очень гибкую и квалифицированную финансовую политику.

Они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, количество кредитов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производства, занятости и экономической целесообразности реализации национальных программ в поддержку малого бизнеса в отдельных регионах страны.

Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

Минимизация стоимости долга для заемщика;

Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

Обеспечение своевременного возврата кредитов;

Максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк .

Вывод: управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гарант. Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Глава 2. Анализ состояния государственного кредита в России в современных условиях

2.1 Российская Федерация - как заемщик. Анализ долговой политики страны в период с 1985 по 2016 годы

Россия в современных условиях выступает одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям. Рациональное использование внешних займов способствует решению социально-экономических проблем.

Однако ограниченность собственных финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование внешних заимствований, нарушение сроков их погашения обусловили значительный рост долга развивающихся стран. Бразилия, Мексика и Аргентина в течение длительного времени возглавляли список крупнейших должников мира. В последние годы быстрыми темпами увеличивалась внешняя задолженность Китая. Крупными должниками в Азиатском регионе остаются Индонезия, Индия, Южная Корея, Турция. У нашей страны образовался тоже немалый внешний долг.

Структура и объем внешнего долга России отражают геополитические и экономические проблемы - разрушение СССР, экономический спад в России 90-х годов, непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с иностранными кредиторами. По официальным данным, внешний госдолг России на начало 1999 г. составил 158, 8 млрд. долл. По некоторым оценкам, накануне кризиса долг частных российских заемщиков составлял 54 млрд. долл., в том числе банков - 29 млрд., предприятий - 25 млрд. долл. Общая сумма российских обязательств превысила 212 млрд. долл.

Значительную часть долга Россия унаследовала от Советского Союза. Долг СССР в основном сформировался в 1985-1991 гг., увеличившись с 22, 5 в 1985 г. до 96, 6 млрд. долл. в начале 1992 г. Быстрый рост внешнего долга был обусловлен, во-первых, экономическими условиями, и прежде всего падением цены на нефть на мировом рынке. Советская экономика, базировавшаяся на нефтедолларовой «подпитке», не смогла перестроиться, и для оплаты импорта потребовались крупные внешние займы.

Во-вторых, непродуманной либерализацией внешнеэкономической деятельности. В рамках ее в апреле 1989 г. союзные министерства получили право от имени государства выдавать предприятиям гарантии по кредитам. Поскольку до 1990 г. Советский Союз тщательно соблюдал график платежей по обслуживанию долга, то международные банки и другие западные кредиторы охотно предоставили ему новые ссуды. После распада СССР возникла проблема распределения долга между союзными республиками. В качестве критерия раздела был принят показатель, в котором учитывались численность населения, национальный доход, экспорт и импорт в среднем за 1986- 1990 гг. Доля России составила 61, 3%. На втором месте с большим отрывом (16, 3%) шла Украина.

Этот показатель был распространен и на внешние активы, включая собственность за рубежом и долг иностранных государств Советскому Союзу.

Однако вскоре выявилось, что только Россия выполняет в той или иной мере свои долговые обязательства. Но в силу заложенного в соглашение принципа солидарной ответственности к России могли быть предъявлены претензии. В связи с этим Россия предложила взять на себя ответственность за весь долг СССР при условии перехода к ней прав на внешние активы. На основе этого принципа был достигнут компромисс, который устроил заинтересованные стороны. В апреле 1993 г. Запад официально признал Россию в качестве единственного государства, ответственного по долгам СССР.

Три этапа можно проследить в динамике внешнего долга России. На первом этапе (1992-1998 гг.) происходит быстрый рост внешнего долга, в основном за счет новых заимствований, не соответствует возможностям его нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общий долг превысил $ 188 миллиардов США, то есть почти в два раза. Увеличение произошло в размере около 92 миллиардов долларов. В подавляющем большинстве пришлось на долю заемных средств (более 90 млрд.д.), а долг бывшего СССР не только не уменьшился, но немного увеличился.

В конце 1993 года внешний долг России превышает ее международные резервы в 13 раз, и переведя в российские рубли по текущему курсу обмена составляет около 91% от стоимости валового внутреннего продукта в этом году.

Пять лет спустя (в конце 1998 года), внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (увеличение числа) в 15 с лишним раз, в то время как в рублевом выражении это почти половина (48%) превышает размер ВВП .

Второй этап (1999-2001 гг.) - Период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России, как несостоятельной стране фактически заблокировали доступ к глобальным кредитам. Новые кредиты и займы были сведены к минимуму, а по старым кредитам так или иначе пришлось заплатить. В результате, новый долг России в течение трех лет сократился на четверть - от 90 до 68 миллиардов долларов. Из-за реструктуризации и частичного списания долг бывшего Советского Союза также сократился еще на 20 млрд. долларов (до 78 млрд.).

Так что сумма внешнего долга Российской Федерации снизилась до 146 млрд. долларов. (по сравнению с предыдущим максимумом - 42 млрд долларов, или 22%). Это снижение имело место на фоне значительного роста (три раза), валютных резервов, так что к концу 2001 года внешний долг превысил последний всего в 4 раза.

Улучшение и соотношение «долг / ВВП», хотя и с продолжающимся падением курса рублевой стоимости внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшился, но, наоборот, увеличилась с 3, 9 до 4, 4 трлн. деноминированных руб., то есть 11%.

Рост ВВП с инфляцией был значительно больше (в 3, 4 раза), и в результате, коэффициент упал до 49%.

Третий и нынешний этап (с 2002 г.) имеет беспрецедентный рост внешнего долга России, и только за счет новых заимствований. В период 2002-2015 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных платежей и преждевременных списаний снизился на 54 млрд. долларов. до уровня ниже 25 млрд (по сравнению с максимальным уровнем - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% от общей суммы долга. В отличие от этого, новый долг с точки зрения повышения международного кредитного рейтинга России увеличился за этот период до 439 млрд. долларов (до 371 млрд долларов., или почти в 6, 5 раза), в результате чего общая стоимость внешнего долга до 464 млрд. долларов.

Российской Федерации составил 5, 8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 4, 5 трлн. руб., государственный внешний долг - 40, 5млрд. долл. США (эквивалентно 1, 3трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2017 года уровня 11, 1 трлн. руб. или 13, 4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75 %.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.

По ряду макроэкономических показателей экономическое положение России лучше, чем у развивающихся стран категории «ВВВ», а в некоторых случаях лучше, чем у стран категории «А».

Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами («BBB» со стабильным прогнозом от Fitch, «Ваа1» со стабильным прогнозом от Moody"sи «ВВВ» со стабильным прогнозом от Standard&Poor"s), свидетельствуют о том, что наша страна недооценена.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017-2019 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.

Таблица 1. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации (бюджетная позиция), %

Показатель

Пороговое значение

Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП

Доля расходов на обслуживание

государственного долга Российской

Федерации в общем

объеме расходов

федерального бюджета

Отношение платежей на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

Источник: Минфин России

Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации. Во-первых, несмотря на планируемое последовательное замедление в предстоящем периоде, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Так, в 2017 г. расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации вырастут на 85, 5млрд. руб.

Согласно результатам проведенного стресс-тестирования долговых показателей России, в случае установления и сохранения в предстоящий период фактических цен на нефть на уровнях на 40 долл. США ниже прогнозируемых, в 2017 г. показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20%. Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 года.

Существуют следующие особенности, связанные с текущим состоянием государственного долга:

Государственный долг увеличился в течение квартала в целом на 30 млрд;

На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы в течение последних шести лет. Эта задолженность сельскохозяйственным предприятиям, организациям, осуществляющим северный завоз, преобразованные в казначейские векселя, облигационные займы для погашения товарных обязательств перед Центральным банком, Пенсионным фондом России и тд;

Центральный банк сосредоточил свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка;

Там нет средне - и долгосрочного планирования, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга и его графики погашения. Без такого прогноза, по крайней мере на два - три года, невозможно проводить перспективный анализ ситуации;

Российский рынок государственных ценных бумаг будет цивилизованным лишь тогда, когда количество инструментов, а также доля долгосрочных ценных бумаг (со сроком погашения 5-30 лет) будет увеличена, что не произойдет раньше, чем через два-три года.

Управление государственных обязательств на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства;

Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно сливаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуска ценных бумаг, в том числе в иностранной валюте. С одной стороны, наблюдается массовый приток нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ (внутренний инструментов заимствования), с другой - существует путаница - «долг в национальной валюте», существующие в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса Российской Федерации, в частности, по оценкам ЦБ РФ, сальдо счета текущих операций снизился в 1996 году до 7 млрд. долларов США. По сравнению с предыдущим годом. Сегодня Центральный банк фактически должен взять на себя не свою присущую ей функцию гаранта сделок с нерезидентами ГКО. Эти дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной Центральному банку, - поддержание стабильности российской денежной системы. Таким образом, данные о динамике Российской Федерации внешнего долга в период 1994-2015 гг. показывают следующее. Общий долг с колебаниями вверх и вниз, в конечном счете вырос почти до 346 млрд. долл., или почти в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть важную роль в проблеме внешнего долга страны. Они снизились на 80 млрд. долл., а их доля в общем объеме задолженности снизилась с 89 до 5%. Теперь проблема сосредоточена на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. долл., т.е. около в 33 раза, в то время, увеличив свою долю в общем объеме долга от 11 до 95%.

Но благодаря положительному прогрессу в развитии российской экономики, в частности, из-за глобального нефтяного бума, внешние показатели долговой нагрузки в этот период значительно улучшились.

Соотношение снизилось с 91 до 35% «долг / ВВП», в то время как сумма долга стала еще меньше, чем величина валютных резервов (напомним, что в начале 1994 года долговые резервы превысили 13 раз) .

Объем заемных средств, привлеченных на рынке государственных облигаций в 2016 г., оказался почти равным совокупному объему привлечения за два предыдущих года. Планируется, что совокупное ежегодное привлечение средств на внутреннем рынке капитала в ближайшие три года будет снижаться, и в 2019 г.составит 1, 1 трлн. рублей.

К настоящему времени рынок государственных долговых обязательств представляет собой ключевой сегмент национального финансового рынка, составляя 43% всего российского рынка долговых эмиссионных инструментов. За последние три года рынок госдолга рос быстрее как рынка корпоративных обязательств, так и рынка муниципального и регионального долга. В 2016 г. рынок государственных долговых обязательств вырос на 6, 3% (с начала 2015г. - на 96, 7%), рынок корпоративных обязательств увеличился на 10, 6% (с начала 2015 г. - на 48, 8%), а объем рынка регионального и муниципального долга сократился на 6, 0% (с начала 2015 г. его объем уменьшился на 5, 3%).

Официальная статистика внешнего долга Банка России определила четыре категории заемщиков: правительство (в том числе федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы по денежно - кредитной политике (в лице Банка России), банки и другие секторы (прежнее название не- финансовые предприятия). Долг правительства и органов денежно-кредитного регулирования относится к государственному долгу, задолженность перед банками и другим заемщикам считается долг негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего Советского Союза как часть государственного долга, конечно, часть долга федерального правительства, все остальное - это новый долг России.

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2016 года

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

внешний облигационный заем с погашением в 2015 году

внешний облигационный заем с погашением в 2018 году

внешний облигационный заем с погашением в 2020 году

внешний облигационный заем с погашением в 2028 году

внешний облигационный заем с погашением в 2030 году

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

Распределение внешнего долга среди основных категорий заемщиков на сегодняшний день претерпела коренные изменения. До кризиса, и первые годы после кризиса основу имеющейся задолженности составлял государственный долг, за который нес ответственность федеральный бюджет.

Место государства, и в гораздо более значительных масштабах, занимают структуры, которые являются одними из частных заемщиков, которые самостоятельно несут ответственность за полноту и своевременность возврата денежных средств.

Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:

1 этап связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций;

2 этап обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов;

3 этап определяется системным финансовым кризисом;

4 этап характеризуется постепенным преодолением;

5 этап представляет современное развитие рынка внутреннего долга.

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

Снижен уровень доходности по государственным облигациям;

Стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;

Значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года составил 7 307, 61 млрд. рублей. Из данной суммы на долговые обязательства по госбумагам приходится 5676, 0 млрд. рублей, на государственные гарантии в рублях - 1590, 0 млрд. рублей (табл. 3).

Таблица 3 Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб.

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

Регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг ; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями , иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам , международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества . С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала . Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги , которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства . Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора , контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления .

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита , когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц , иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ , муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

В теории финансового права определяется, что государственный кредит (государственное кредитование) и государственные заимствования (государственный долг) как взаимозависимые институты являются одними из основных инструментов, с помощью которых достигается баланс доходов и расходов государственного бюджета.

Применительно к России необходимо вести речь о государственном (на федеральном и региональном уровнях) и муниципальном кредите (на местном уровне). В литературе их часто объединяют понятием «публичный кредит».

Государственный (муниципальный) кредит является одной из важнейших разновидностей кредита. Для этого вида кредита характерна денежная форма.

Исторически сложилось так, что под государственным кредитом долго понимали лишь государственные займы, т.е. отношения, в которых государство является заемщиком . Такое мнение сложилось еще в дореволюционные времена. В СССР также главенствовала эта позиция. Однако со временем стала расширяться и такая практика кредитной деятельности государства, как предоставление кредитов, когда государство становится заимодавцем. Это сказалось и на понимании категории «государственный кредит» - помимо государственного заимствования, в нее стали включать и государственное кредитование.

Кроме того, ранее традиционным было и во многом остается в теоретических работах понятие «государственный кредит» - финансовые отношения, в рамках которых государство аккумулирует на добровольных началах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на основе возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и решения иных общественных интересов.

Это понятие в финансово-правовой литературе было расширено: государственный кредит стали понимать как финансовые отношения, в рамках которых государство: а) заимствует денежные средств различных субъектов в целях обеспечения государственных функций с образованием соответствующего долга у государства; б) предоставляет денежные средства другим субъектам во временное пользование на началах возмездности, возвратности и срочности; в) служит гарантом в кредитных договорах.

Однако буквально в последние годы ситуация стала складываться таким образом, что указанные теоретические положения не во всем согласуются с современным законодательством России. Можно, очевидно, говорить о том, что правотворчество шагнуло вперед дальше, а теория отстает.

Со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 институт государственного кредита приобрел иные формы.

Так, в соответствии с бюджетным законодательством (гл. 13, 15 БК РФ) предусматриваются следующие виды кредитов, в которых кредитором является государство:

  • бюджетный кредит;

Термин «государственный кредит» законодатель применяет только к международным финансовым отношениям, в которых Россия является кредитором , т.е. понятие «государственный кредит» в современном российском законодательстве (в отличие от теории финансового права и предшествовавшего финансового законодательства) предельно сужено. Поэтому термин «государственный кредит» в соответствии с действующим российским бюджетным законодательством означает «государственное кредитование», т.е. исключается составляющая, связанная с образованием государственного долга (заимствованием). Понятие «государственный долг» в законодательстве не используется; вместо него введен в оборот другой термин, означающий то же самое: «государственные заимствования».

С таким подходом не согласны ряд теоретиков финансового права, и в финансово-правовой литературе понятие «государственный кредит» нередко по-прежнему раскрывается прежде всего как государственный долг (заимствования), а также как кредитование. Дискуссия по этому поводу продолжается и в настоящее время. Поскольку учебная дисциплина «Финансовое право» ориентируется в первую очередь на финансовое законодательство, представляется, что и понятие «государственный кредит» должно отражать действующие нормы права.

Государственный кредит - это выдаваемая от имени государства уполномоченными на то государственными органами денежная ссуда другим государствам, иностранным юридическим или физическим лицам по обоюдному согласию, на основе международно-правовых норм и на условиях возмездности, возвратности, срочности.

Основные признаки понятия «государственный кредит»:

  • является разновидностью экономико-финансовых отношений, урегулированных нормами права;
  • материальным объектом кредитных отношений являются денежные средства;
  • обязательный субъект - публичное образование в лице государства;
  • правовой базой предоставления является международное право;
  • реализуются только в правовой форме.

Государственный кредит является частью финансовой системы РФ - как и банковские кредиты, предоставляемые частными банками. Однако банковские кредиты имеют гражданско-правовую, а государственный кредит - государственно-правовую природу (при этом для реализации государственно-кредитных отношений используются, тем не менее, многие гражданско-правовые институты).

В рамках действующего бюджетного законодательства обособляются две формы бюджетного кредита:

  1. государственный финансовый кредит;
  2. государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, когда Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства (ст. 122 БК РФ).

Государственный финансовый кредит существенно отличается от обычного бюджетного кредита.

Так, договор обыкновенного бюджетного кредита заключается по правилам, установленным ГК РФ, тогда как на процедуру заключения договора о предоставлении государственного финансового кредита правила российского законодательства не распространяются.

Далее, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, гражданское законодательство РФ применяется, а к отношениям, связанным с государственным финансовым кредитом, - нет. Есть и иные отличия.

Государственный экспортный кредит - это форма бюджетного кредита, когда за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита (ст. 122 БК РФ).

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации внешних долговых требований , к которым помимо государственных экспортных и финансовых кредитов, предоставленных Российской Федерацией, относятся также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР - к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Государственной Думой ФС РФ при втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.

Цели государственного кредита . На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Как правило, государство-кредитор нацелено не столько на получение дохода, сколько на реализацию политических и экономических целей. Так, в ряде случаев предоставление кредитов сопровождается требованиями о предоставлении льготного режима для компаний страны- кредитора, допуске их в стратегически важные отрасли экономики страны-заемщика, а также о координации действий по решению межгосударственных вопросов.

Страны-кредиторы в 1956 г. создали Парижский клуб кредиторов, координирующий действия стран-кредиторов по отношению к странам-должникам. В 1997 г. полноправным членом данного клуба стала Россия. В настоящее время Россия, как и ее предшественник - СССР, является одним из крупнейших кредиторов на международном финансовом рынке. Так, размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством СССР и Правительством РФ, по состоянию на 1 января 2006 г. составлял около 69 млрд. долл. Ранее СССР практически открыто преследовал политические цели, направленные на распространение социализма. Сейчас речь идет о более мягком характере влияния России на позиции тех стран, кому предоставляются кредиты.

При этом, как и ранее, Россия периодически «прощает» своих должников, списывая их долги (так, в 1996 г. Россия списала 3,5 млрд. из 5 млрд. долл., долга Анголы; по условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен до 2016 г. в виде векселей). В июне 1999 г. в рамках Парижского клуба кредиторов подписано Кельнское соглашение, в соответствии с которым Россия в 2000-2003 гг. списала 60-90% долгов целого ряда стран (Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне). На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет. В 2010 г. Россия списала остаток долга Афганистана в объеме 891 млн. долл. Такая позиция России (как и других стран- кредиторов) во многом объясняется заведомой невозможностью должников выплатить долг.

Что касается «бюджетного кредита», то это понятие имеет более широкое значение, при этом в любом случае речь идет о кредиторе - публичных структурах Российской Федерации.

Ранее бюджетный кредит в бюджетном законодательстве определялся как форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

В настоящее время формулировка изменена: бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Как видно, целеполагание бюджетного кредита в законе исключено, следовательно, сфера его использования расширена.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом (публично- правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Посредством бюджетных кредитов осуществляется следующее:

  • решаются проблемы финансирования бюджетного дефицита;
  • выравниваются социально-экономические условия жизни населения и функционирования региональных экономик;
  • осуществляется поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • осуществляется поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Сущность бюджетного кредита проявляется через выполняемые им функции: фискальную, регулирующую, контрольную. Наряду с этими функциями, по мнению некоторых авторов, бюджетному кредиту присуща и функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам (ст. 93.3. БК РФ). Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

В случае если предоставленные бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита.

Характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже - как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

По субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

  • централизованные
  • децентрализованные;

По месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

По сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг - это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.









2024 © voenkvm.ru.