Как правильно писать записки о здравии и об упокоении в Церкви: образец, скачать. Как правильно подать записку и как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме? Церковные записки: кого поминать и как правильно писать? Как написа


Панихида - это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): "Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство".

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Ника Кравчук

Церковные записки: кого поминать и как правильно писать?

Каждый день верующие в утреннем правиле поминают родных, наставников, благодетелей. Огромную роль играет также прошение Церкви. В любом православном храме можно поставить свечи и написать записки. Но их написание тоже имеет свои особенности. Обо всем по порядку.

Бланк или книжечка?

Обычно церковная записка — это бланк, на котором мы пишем имена людей для поминовения в храме. Если это уже напечатанные листы, то они различаются цветами. На черных с надписью «О упокоении» принято указывать усопших людей, а на красных, соответственно с заглавием «О здравии» — за живых.

Обычно они предназначены для одноразового поминовения. Для более длительных при храмах и монастырях заводят специальные тетради.

Также есть и специальные книжечки — помянники (синодики). Их можно купить на свечном ящике либо в церковном магазине. В них принято вписывать имена родных (как живых, так и усопших), о которых вы молитесь. Синодик используют в разных целях.

Во время чтения утреннего правила, отдельных акафистов или молитв также можно стоять в храме и молиться за родных людей самостоятельно. Если человек определился с храмом, имеет духовника, то вместо постоянного написания одноразовых записок он подает в алтарь помянник.

За кого молится Церковь?

Только за тех, кто к ней принадлежит, то есть тех, кто был крещен. Если человек отошел от православной веры либо перешел в другую конфессию, то его имя нельзя указывать в записках.

Если человек в детстве и был крещен, но потом стал атеистом и противником веры, то разве Церковь может за него молиться? Он ведь отрекся от нее. Никого нельзя заставить любить...

Ни в коем случае нельзя молиться в Церкви за самоубийц (кроме тех, что имели психологические расстройства). Они сознательно отказались от жизни, которую им дал Бог, то есть воспротивились замыслу Творца. Поэтому Бог, как Любовь, а не насилие, не может принять таких людей в Небесную Церковь.

Виды записок о здравии

Не надо воспринимать это буквально и подавать список имен больных. Имеется в виду здоровье как физическое, так и духовное.

Поэтому развенчаем еще один распространенный миф. Церковная записка — это панацея от телесных недугов. Написал имя — и смертельно больной стал здоровым и пошел.

Конечно, если для спасения человека это нужно, то Бог так и сделает.

Но в первую очередь Господь думает о нашем духовном состоянии. Поэтому не надо относиться к Церкви как к бюро магических ритуалов.

Различают такие записки о здравии:

  • простая;
  • заказная;
  • на молебен.

Простая — священник, молясь в алтаре, читает списки имен.

С заказной все намного серьезнее. Указанные люди поминаются на проскомидии .

Если вы причащались, то хорошо знаете, что в чаше присутствуют вино и хлеб — Тело и Кровь Спасителя. Так вот частички из просфор как раз вынимаются на проскомидии.

Как это выглядит? Кроме упоминания имени, за каждого человека священник вынимает частичку просфоры, погружает ее в чашу со словами « отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь ». То есть идет сильнейшая молитва: обращение ко Христу, который искупил людей Своей Кровью.

Также можно подавать записки на молебны и во время чтения акафистов. Такое поминовение не связано с Литургией. Молебны есть дополнительное прошение или благодарение Господу, Богоматери и святым.

За кого подают записки о здравии?

Обычно принято первыми в списке писать духовников, дальше — родителей, детей, родственников, потом — благодетелей, а также не забывать об обидчиках.

Но есть примечание, оно относится к заказным.

В таком списке должны присутствовать не просто крещеные (бабушка в детстве тайком решила, а человек никогда в храме не был), а в самом деле члены Церкви. Что имеется в виду? Люди, которые посещают храм и причащаются. В ином случае подавать на проскомидию людей, далеких от веры, чревато последствиями. Почему?

Вы через священника обращаетесь ко Христу: омой Своей Кровью грехи того-то. А этот человек своей жизнью свидетельствует: не хочу быть с Богом. Видите внутренний конфликт? А Господь никогда не поступает как насильник.

Церковные записки об упокоении

Молитва об усопших очень важна. В загробной жизни люди все видят и чувствуют, но лишены способности действовать. То есть они (кроме святых) не могут просить Бога за себя. Поэтому вся надежда — на молитву родных и близких.

За умерших принято также подавать простые и заказные записки, а также молиться на панихиде .

Это специальная служба только за усопших. Обычно родственники отошедшего в мир иной не только пишут имена, но и приносят в храм продукты. Почему так? Считается, что помочь умершему родственнику можно молитвой и милостыней.

А продукты с панихиды как раз предназначены для того, чтобы раздаваться служащим в храме и нуждающимся.

9 правил оформления церковных записок

  1. Помните, что ваш список предназначен для молитвы. С таким же чувством приступайте к его написанию.
  2. Пишите разборчивым почерком и крупными буквами (у многих священников со временем ослабевает зрение).
  3. Указывайте только крещеных, в заупокойных не указывайте самоубийц!
  4. Имена должны быть церковными, в полной форме и родительном падеже. Например, Арсения, Натальи, Анатолия (а не Толи). Бывает и так, что мирское и церковное имена человека отличаются. К примеру, женщина по паспорту Анжела, а в крещении — Евгения, или мальчик Руслан, которого крестили в день памяти Андрея Первозванного и нарекли в честь святого. Если не знаете точно церковного имени человека, то не указывайте его в записках, пока не уверитесь.
  5. Фамилия, отчество, профессия, титул в церковной записке не указываются. Бог, которому известны наши мысли, точно знает, какого Валерия либо Гавриила вы имели в виду.
  6. Детей до 7 лет указывайте так — «младенца...», от 7 до 14 лет — «отрока...».
  7. Допускаются такие уточнения: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося», иногда — «заблудшего» (отошедший от Церкви), а также уточнения сана священнослужителей; в заупокойных — новопреставленного (до 40 дней), приснопамятного (в памятные дни).
  8. Пользуйтесь сокращениями: отр. Тарасия — отрока, бол. Марии — болящей, прот. Георгия — протоиерея, н. пр. Виталия или н/п Виталия — новопреставленного.
  9. Желательно писать не более 10 имен в одной церковной записке, большое количество разбивают на несколько списков.

Длительные поминовения в церкви

Существуют и более длительные поминовения:

  • сорокоуст — поминовения на протяжении 40 дней (как в алтаре, так и на проскомидии — надо уточнять непосредственно на свечном ящике в храме);
  • полгода или год (обычно ежедневное чтение записок в алтаре на указанное время);
  • Неусыпаемая Псалтырь — поминовение имен людей во время круглосуточного чтения Псалтыри. Читается только в монастырях, можно заказать на 40 дней, полгода или год. Тоже считается очень сильным. Человек молитвенно защищен 24 часа в сутки;
  • В некоторых монастырях распространены 40 акафистов — имя человека упоминается 40 дней во время молитвенного прошения к Богородице и святым. При чтении акафистов Церковь приносит прошение за живых.

Во время подачи церковных записок не забывайте об одной очень важной детали: молитва Церкви действует тогда, когда и сам человек прилагает усилия. Список имен для поминания — это не индульгенция, это не попытка «поддобриться» к Богу, это не легкая дорога в рай.

Человек должен сам хотеть спасения себе и тем людям, чьи имена он указывает.

Иначе это попахивает шизофренией: я сам не в Церкви и туда не хочу, но пусть за меня и моих родных помолятся, чтобы нам было хорошо и в рай мы все-таки попали.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Кроме общей молитвы Церкви, выраженной в Литургии, вечерней, утренней, есть еще и требы. Это специальные священнодействия и молитвословия, которые совершает священник по просьбе (на церковно-славянском, по «требованию») частных лиц.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения

Молитвенное поминовение

Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких - молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник - особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома - у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме.

В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Как совершается поминовение по запискам?

Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия - это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор: "агничная" (служит собственно для причащения), "Богородичная", "девятичинная" (в честь святых), "о живых" (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и "об усопших" (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).

Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос - круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: "Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)". Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: "Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию". Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей "во Христе братии нашей", о властях и воинстве...

Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи - две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.

"На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени. Но проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении", - писал преподобный Макарий Оптинский.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сорокоуст - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. "Сорокоусты, - пишет св.Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом".

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей»... нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Беседовала Наталья Горошкова

Записки в храмах пишут многие верующие. Когда мы заходим в церковь, то, как правило, видим, что у церковной лавки люди что-то помечают на листочках. Каков же он - образец записок о здравии и упокоении? Что в них нужно указывать? В статье мы поясним, что они собой представляют, как правильно их написать, и как лучше подать список в церкви.

Записки в церкви

Все знают и понимают, что в храме верующие молятся. Подавая записку, вы будете уверены, что о перечисленных в ней будет молиться священник. Конечно же, молитва в храме - доме Божьем - из уст священнослужителя будет намного сильнее, чем ваше домашнее воззвание к господу. Причем возноситься молитва будет во время прохождения службы, а это придаст ей еще большую силу.

Подаются верующими записочки (поминовения, по-церковному) там, где продают свечи в свечной ящик. Образец записок о здравии и упокоении можно спросить там же у служителей. На ней обязательно должен быть изображен святой крест, а содержать она может не более десятка имен. Если же нужно упомянуть больше, напишите несколько листков.

Теперь выясним, когда подаются записки-поминовения:

  • Совершать это лучше при каждом посещении храма. Можно делать это и специально, по каким-либо случаям.
  • В Дни рождения и крещения вашего ребенка обязательно подавайте записки за здравие.
  • При болезнях близких, при госпитализации или подготовке к операции.
  • Если близкий человек впал в грех: воровство, пьянство, блуд и прочее.

За кого молится церковь?

Православная церковь возносит свои молитвы обо всех своих грешных детях, даже тех, кто жил в страшном грехе - пьянстве, прелюбодеянии, наркомании. За ныне живущих некрещеных совершаются отдельные молебны (к примеру, мученику Уару), но на проскомидию за них прошения не подаются. Да и вообще, образец записок о здравии на проскомидию не нужен, так как это, как правило, готовый бланк, в который вносятся только имена крещенных.

Не подаются в церкви записки и об усопших, которые были некрещеными. Это есть насилие над душой, человек сам выбрал свой путь жить вне Христа. Не подаются записки и о тех младенцах, которых не успели окрестить до смерти. Молиться о таких детях можно перед иконами, и упоминать их имена про себя в молитве. Это не означает, что в том мире им будет хуже. Дети - ангелы, они не обременены грехами, и им, безусловно, уготовано местечко в раю.

Как правильно подать записку о здравии: образец

Само понятие «о здравии» включает в себя не только физическое состояние (здоровье), но и духовное, а также материальное благополучие. Ну а если мы помолимся о здравии человека - недруга своего, - это не означает, что он и дальше прибудет в том же состоянии. Мы просим Господа, чтобы он переменил его в лучшую сторону, чтобы тот жил в гармонии с верой, с Богом, окружающими. В записку о здравии вписываются имена всех, кому желаем мы полного здравия, благоденствия и спасения. Ниже мы опишем, как пишутся записки о здравии, (образец представлен на изображении).

Зайдя в храм, попросите в церковной лавке лист для записки. Где-то уже есть готовые бланки с пустыми полями для заполнения. В некоторых храмах прихожанин сам полностью заполняет лист. Чтобы точно знать, как правильно писать записки о здравии, образец можно спросить у церковных служителей:

  • По центру, в самом верху, нужно изобразить восьмиконечный православный крест (три перекладины). После этого пишите заголовок «О здравии».
  • Ниже вписываются имена только в родительном падеже. О здравии кого?
  • Если на данный период человек болеет, можно написать, например: «болящего Иоанна».
  • До 7 лет дети упоминаются как младенцы. В этом возрасте они безгрешны и причащаются, не исповедуясь.
  • Имена вписываются те, которые даны при крещении. Например: Георгий (а не Юрий), Сергий (а не Сергей), Стефан (а не Степан), Ангелина (а не Алина).
  • В записках не нужно указывать степень родства, фамилию, должность и звание (кроме церковных).
  • Можно подписывать в записках о здравии: болящего - о больных, воина - о военных, закл. - о заключенном, путеш. - о путешественниках, непразд. - о беременной. Младенец (мл.) - до 7 лет, отрок (отр.) - до 14 лет.
  • О здравии священнослужителя всегда подается записка с указанием его сана: иерея, игумена, диакона, монаха, архимандрита и другие.

Записки о здравии

Записка в церковь о здравии (образец на картинке) может быть нескольких видов:

  • Простая. Имена из нее упоминаются в молитве священником во время богослужения.
  • Заказная. Сверху надо пометить «заказная». Имена эти повторно упоминаются священником перед Престолом.
  • На проскомидию. За этих людей сильнейшая молитва произносится на самой главной службе - Литургии.
  • Молебен. Сверху подпишите, например, «молебен Николаю Чудотворцу за воина…».

Как заказать сорокоуст - сорокадневное поминовение или о здравии, или об упокоении? Читается оно во время Литургии. Из просфоры вынимается частичка за того, о ком просят помолиться, в конце службы все эти частички священник с молитвой опускает в Святую Чашу, где Тело и Кровь Христовы. Это священнодействие дает упомянутым людям благодать святого Духа. Заказываются сорокоусты не только об упокоении, но и о здравии тяжелобольных людей.

Полугодовое, годовое поминовение (молитва) читается весь заказанный период. Бывает оно «с частицей», когда ежедневно вынимают частичку из просфоры, или «без» - в этих случаях имя вносится в поминальный синодик. Братия монастыря или храма в течение всего указанного времени упоминают имена в богослужениях.

А при вечном поминовении молятся за указанных людей на протяжении всего времени, пока существует храм или монастырь.

Записки о упокоении

Образцы записок о здравии и упокоении (православные) схожи между собой, отличаются лишь названиями. В записке об упокоении записываются имена усопших - всех тех, кто нам дорог, за кого мы молимся (сродники, близкие, знакомые, учителя, благодетели).

Как превозносим мы молитвы о живых, также нужно молиться за умерших. Не только за своих ближних, но и за весь род, кто делал добро нам в этой жизни, помог и научил.

Православные веруют, что усопшие сродники, даже те, кого мы не знаем, молятся о своих потомках. Общение и единство с умершими наиболее остро ощущается во время горячей молитвы о них. Она сильно воздействует на душу молящегося, производит глубокое впечатление тесного общения с теми, за кого возносятся молитвенные слова.

В записке об упокоении можно пометить следующее:

  • «новопреставленный» - если не прошло 40 дней после смерти;
  • «убиенный» - если человек стал жертвой.

После перечисления определенных имен пишется: «с почившими сродниками», что означает упоминание всех других умерших родственников.

Виды записок об упокоении

Записки о здравии и о упокоении, образец которых схож между собой, все же имеют различия. Усопшие не всегда могут обрести полный покой после физической смерти. Душа может страдать о не выполненном, о нераскаянных грехах, угрызениями совести. Задача живых - молиться об усопших, просить у Бога для них покоя и облегчения. Для этого подают:

  • простую записку - имена упоминаются священником во время богослужения;
  • сорокоуст - упоминание в течение сорока дней во время литургии;
  • постовую записку - пишется в дни Великого Поста. Время особой молитвы и поминовения усопших. Священник читает за них на протяжении всего Поста;
  • записку-панихиду - свершаются панихиды на 3, 9, 40 день после смерти, а также в день рождения, смерти, именин усопшего. На заказанной панихиде лучше присутствовать самому и помолиться вместе со священником, так молитва стане вдвойне сильнее.

После того как все записки прочтены, их сжигают в специальном месте.

За кого нельзя подавать записки

Подавать записки нельзя за самоубийц. Они отказались от главного божьего дара - жизни, а это самый страшный грех. За таких людей церковь, к сожалению, не молится и не отпевает их.

Что толкает человека на подобный поступок? Отчаянье и уныние, когда теряется смысл жизни и вера, а это глубочайший грех. В уныние впадают неверующие люди, кто не признает чудотворные силы и надеется только на себя. По сути человек в этом случае противопоставляет свою ничтожную сущность самому Господу, который сотворил весь мир. Только в руках Божьих жизнь человека, и совершив самоубийство, он обрекает себя на вечные муки вне смирения и раскаянья.

Имена

Обратите внимание, как написана записка о здравии (образец). Имена там написаны в родительном падеже и только церковные. Очень важно правильно указать их правильно. Это должны быть лишь те имена, которые давались при крещении. Чаще всего они совпадают с называемыми нами в повседневной жизни - Ирина, Ольга, Василий, Александр. Но есть и те, которые стали звучать немного по-другому: Стефан (Степан), Георгий (Юрий), Сергий (Сергей), Ангелина (Алина), Апполинария (Полина), Иоанна (Яна).

А некоторые вообще нельзя встретить в православном календаре. В этих случаях человек при крещении получает созвучное имя. Так Руслана могут окрестить как Романа, а Арину как Ирину. Перед тем как подавать записки о здравии, лучше осведомиться у своих родственников - как в точности их зовут по православному календарю.

В чем преимущество молитв в церкви

Церковная молитва имеет большую благодатную силу, чем домашняя. Сама по себе молитва - это животворящее слово. А там, где она возносится двумя и более людьми, то обретает особую силу. Именно поэтому очень важно подавать на церковную службу записки.

В храме собираются верующие - единые по духу. Храм - Божий дом, там священник приносит Бескровную Святейшую жертву. В ветхозаветные времена в жертву приносили животных. В Новом Завете этого не существует, так как сам Христос принес себя в жертву за наши грехи и всего мира. Свою Пречистую Плоть и Кровь принес он в жертву, чем установил на Тайной Вечере поминать о нем хлебом и вином (аналог Плоти и Крови его). Это и совершается в храмах при каждой литургии. Молитва в церкви еще сильнее и потому, что свершает ее священник, который специально поставлен для того, чтобы производить священнодействия и возносить за нас молитвы.

Помянник

Образец записок о здравии, предоставленный в нашей статье, поможет вам правильно заполнить бланк. Чьи имена в нем упоминать, решать только вам. Во многих семьях, где чтут свои корни, ведется специальная книжечка - помянник. В ней записаны имена всех живых, а также умерших сродников. Во время богослужения такие книжечки подаются для поминовения.

Помянник - запись всех живших в этом мире предков, которых необходимо почитать и помнить. К книге этой нужно относиться с уважением, чистоплотностью и хранить ее у домашних икон. Назвать ее можно богослужебной книгой, ведь на ней изображен Святой крест, ее вносят перед прочтением в алтарь, читают перед святым Престолом.









2024 © voenkvm.ru.