Рассказ мордюковой о съемках фильма молодая гвардия. Ко дню рождения Нонны Мордюковой: яркая и трагическая жизнь советской актрисы. Личная драма: сын…


10 цитат Нонны Мордюковой

1. Рискуйте! Если вы победите — будете счастливы, а если проиграете — мудры.

2. Как мне надоело слышать, что я сильная. Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось…

3. У нас в станице так говорили: «Будешь падать — держись за землю». Я и держалась.

4. Женщина не может быть счастливой без своего единственного рядышком…

5. Я, если честно, не правильных люблю и хороших, а таких, у кого в душе что-то булькает. И пускай судьба то нахмурится, то рассмеется, то накажет, то закроет на твое озорство глаза — главное, чтобы в тебе была жизнь.

6. Мне, как толковому математику, достаточно небольшого общения, чтобы все про человека понять. Если чувствовала, что внутри уже начинала зевать, вставала и шла, свободная.

7. Я никогда не влюблялась в плечи, в глаза. Поступок! Вот что для меня всегда было главным.

8. Когда дружит семья — это настоящее. Наши родители не оставили нам ни серванта хорошего, ни «Мерседеса», но нас — шесть братьев и сестер, мы — семья, великая сила, великое богатство.

9. Вот за что я мужиков не люблю — нервные они все.

10. Я сильна только там, где я посыльная от земли, от родины, от болей и радостей сегодняшней жизни, от людей, которых я люблю… Я лист от корня, которому служу всей душой. И пусть я отлечу когда-то — меня сменят по весне другие листья из моей породы.

«Разница в возрасте с возлюбленным у Нонны была 19 лет, и она из-за этого очень комплексовала. Однажды в Доме кино Юрия приняли за сына Мордюковой и Тихонова . Нонна своего спутника ткнула в бок: «Понял? Ты понял, что так будет всегда!» Об этом рассказала родная сестра актрисы Людмила Мордюкова.

Я глубоко убеждена, мою сестру Нонну Мордюкову не во ВГИКе научили актерскому мастерству, она с ним родилась. Недаром в Британской энциклопедии «Кто есть кто» она названа в десятке лучших актрис ХХ века. Вспоминаю одну довольно жуткую историю из нашего военного детства. Нас в семье было шестеро: два брата и четыре сестры. Мама наша была очень активной: коммунистка, до войны поднимала колхозы, потом в городе Ейске работала секретарем горкома партии.

Когда немцы подошли к Ейску, мама зашила партбилет в юбку, погрузила нас на телегу, и мы поехали куда глаза глядят - прятаться. Но немцы дорогу уже перекрыли и сам город заняли. Была зима, по пути нам встретилась заброшенная маленькая сторожка: открываешь дверь, за ней - комнатка, и больше ничего. Вокруг стояли амбары с семечками и кукурузой и скирды соломы. Деваться нам было некуда, и мы поселились там. Вскоре и туда пришли немцы. Оставили полицаев, а сами двинулись дальше - завоевывать.

Боялись мы страшно, ведь расстреливали как раз коммунистов, а еще партизан и евреев. Рядом была речка с крутым склоном на другом берегу, и мы не раз видели, хоть мама и прикрывала нам глаза, как немцы ставили на обрыв целые семьи, расстреливали, и тела падали вниз. Были в округе и партизаны, они иногда приходили к нам из леса погреться. Мама как член партии считала своим долгом им помогать. И вот однажды пришли из леса трое. Мама затопила печку соломой, накормила их, напоила. И тут к нашему дому подъезжают полицаи. Один партизан зарылся в семечки, второй спрятался в стог сена, а третий говорит: «Я никуда не пойду, мне снилась церковь, меня все равно убьют». Мама умоляла его: «У меня дети, не губи нас, иди где-нибудь спрячься». - «Нет», - говорит, и все. Отвернулся и лежит. И тут Нонна - ей только 17 лет было, но вот что значит актриса от Бога! - быстренько надевает пальтишко, выходит на улицу и как будто не замечая, что полицаи вокруг, начинает перекидывать сено вилами, еще и песенку напевает.

В это время полицаи верхом на конях окружают ее. Спрашивают: «Дочка, кто в доме?» А она с наивным и беспечным видом разворачивается к ним и говорит: «Мама и дети, заходите, дядя». При этом достает из кармана семечки и грызет. А мама нас маленьких в окошечко выставила, как будто мы любопытствуем, что там происходит. При этом только и думаем, что за нами партизан лежит. Тем временем полицаи спрашивают у Нонны: «Чьи это следы на снегу? Кто к вам в дом приходил?» Она абсолютно спокойно отвечает: «А это мы с братом хворост собирали, печку топить». И так это она все убедительно сыграла, что ей поверили и в дом не зашли. Каково ей было в этот момент - даже представить невозможно…

В 11 июня 1990 году ушёл из жизни советский артист Владимир Тихонов. Для его родителей Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова смерть сына стала настоящим ударом.

сайт узнала, как Нонна Викторовна пережила гибель своего единственного ребёнка.

Владимир Вячеславович появился на свет 29 февраля 1950 года. Отношения у его родителей были весьма непростыми – Мордюкова и Тихонов абсолютно не подходили друг другу. Они продолжали жить вместе только из-за сына. В конце концов, спустя 13 лет их брак всё-таки распался. Юный Володя рос в актёрской семье, поэтому вопрос выбора будущей профессии перед ним не стоял. По настойчивой просьбе своей матери (вообще Александр хотел пойти учиться на юриста) он поступил в Московское театральное училище имени Бориса Щукина. Его сокурсниками были Юрий Богатырёв, Наталья Варлей, Константин Райкин, Наталья Гундарева и другие молодые артисты, которые через несколько лет стали настоящими звёздами советского кинематографа.


Кадр из фильма

Первая супруга Владимира Тихонова Наталья Варлей вспоминала, что он всегда очень сильно переживал из-за того, что был сыном народных кумиров. Статус «звёздного отпрыска» не давал ему покоя. Ещё во время учёбы он начал злоупотреблять алкоголем, а также пристрастился к наркотикам – кто-то из приятелей предложил ему попробовать таблетки, принесённые с собой на одну из студенческих вечеринок. После этого он даже попал в больницу. В тот год Нонна Мордюкова снималась в картине «Комиссар». Пагубное пристрастие Тихонова младшего стало причиной двух инсультов. Всю жизнь он пытался бороться со своим пагубным пристрастием, однако так и не смог остановиться. В кино Владимир Вячеславович играл исключительно положительных, добрых персонажей. За свою короткую жизнь он успел сняться в 12-ти картинах.

Скоропостижный уход Владимира Тихонова стал сокрушительным ударом для всех, кто его любил. Нонна Викторовна души не чаяла в своём сыне и всегда надеялась на то, что он сможет изменить ситуацию и вырваться из порочного круга. Однако реальность оказалась очень жестокой. В 1971 году Нонна Мордюкова и Владимир Тихонов вместе снялись в картине Николая Москаленко «Русское поле». Этот фильм оказался пророческим – по сюжету героиня Мордюковой хоронит своего единственного сына, который погибает на границе. Владимира не стало летом 1990 года. Причиной смерти врачи назвали острую сердечную недостаточность.


Источник: globallookpress.com

Нонна Викторовна с трудом пережила первый год после смерти сына. Она практически не выходила из дома, а в разговорах с близкими постоянно повторяла, что это именно она виновата в гибели Владимира. По её собственному признанию, Мордюкова не уделяла достаточного внимания своему ребёнку. В своей автобиографической книге «Не плачь, казачка!» она рассказывает, что после рождения ребёнка она с головой ушла в работу. На воспитание сына у неё просто не было времени. Позже она всеми правдами и неправдами пыталась вытащить Владимира из трясины, однако ключевой момент был упущен. В 1993 году Нонна Мордюкова приняла участие в съёмках ток-шоу «Тема», которое тогда вёл Владислав Листьев. Телеведущий, который тоже потерял своего сына, очень деликатно поинтересовался у актрисы, как она смогла пережить боль после его смерти. Мордюкова тогда ответила, что горе никуда не ушло. Она сказала: «Когда это случилось, у меня паровозное колесо стояло на груди. Дышать было нечем года полтора. Потом это колесо сошло, но вот здесь остался стакан слёз. Это уже навсегда».

Виноватым в случившейся трагедии считал себя и Вячеслав Тихонов. В жизни он был немногословным человеком, а после 11 июня 1990 года знаменитый артист полностью ушёл в себя и практически ни с кем не разговаривал.

Нонна Викторовна пережила своего единственного сына на 18 лет. Эти годы стали самыми горькими в её жизни. Мордюкова, всегда производившая впечатление очень сильной женщины, на самом деле была очень уязвимым человеком. Смерть Владимира Тихонова навсегда отняла у великой актрисы возможность радоваться жизни. Она скончалась в 2008 году. Похоронили артистку рядом с сыном на Кунцевском кладбище. На чёрном гранитном памятнике выгравированы их портреты, имена, даты жизни и колосья, напоминающие о картине «Русское поле», на съёмках которой мать и сын трудились вместе.

О сложном характере Нонны Мордюковой ходили легенды, но это не отталкивало режиссеров. Многие советские кинодеятели стремились поработать с известной артисткой, ведь ей одинаково удавались драматические и комедийные амплуа. Последнюю роль артистка сыграла в 1999 году. Во время съемок звезде советского экрана пришлось еще раз вспомнить о личной трагедии, произошедшей в ее семье.

ПУТЬ К КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМУ ОЛИМПУ

Ноябрина Мордюкова (настоящее имя актрисы) родилась в селе Константиновка Артемовского округа Украинской ССР. С юных лет будущая звезда мечтала играть в кино. Огромное впечатление на нее произвела лента «Богдан Хмельницкий».

Надеясь когда-нибудь прославиться так же, как и Любовь Орлова, Мордюкова приехала в Москву и поступила во ВГИК. Еще будучи студенткой театрального вуза, Нонна дебютировала в ленте «Молодая гвардия». Эта картина принесла ей всенародную любовь и повлияла на личную жизнь артистки.

А дальше последовали работы в хитах «Чужая родня», «Хождение по мукам», «Женитьба Бальзаминова». Однако полностью раскрыть свой драматический потенциал Мордюкова смогла лишь в 1967 году, когда сыграла в ленте «Комиссар». Волевая главная героиня, красивая и сильная покорила зрителей.

Именно на 60-е годы пришелся пик карьеры Мордюковой. Она сыграла в монументальной ленте «Война и мир», где поработала с бывшем мужем Вячеславом Тихоновым, а также перевоплотилась в эффектного управдома «Бриллиантовой руке».

// Фото: Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

На протяжении 70-х-80-х годов актриса активно играла как в кино, так и на театральной сцене. В этот период на экраны вышли такие фильмы, как «Они сражались за Родину», «Вокзал для двоих», «Русское поле».

Среди советских граждан Мордюкова была известна как актриса, которой подвластно любое амплуа. Она эффектно смотрелась в комедиях, а могла перевоплотиться и в драматическую героиню. Зрители следили не только за ее творческой деятельностью, но и активно обсуждали личную жизнь артистки. О романах Нонны ходили легенды, но она сама не любила говорить об этом.

ЧЕТЫРЕ ЛЮБВИ И ТАЙНЫЕ РОМАНЫ

Первой настоящей любовью Нонны Мордюковой стал Вячеслав Тихонов. С будущей звездой советского экрана она познакомилась еще на съемках «Молодой гвардии» в 1947 году. Уже в 1950-м у супругов родился сын Владимир.

Отношения Нонны и Вячеслава нельзя было назвать гладкими. Мордюкова обладала взрывным характером, много работала и не могла уделять достаточно внимания сыну и мужу. К тому же, актриса была настоящей красавицей, поэтому ей все время приписывали романы с партнерами по съемочной площадке.

В интервью для «Амур. Инфо» в 1999 году звезда рассказала об одном из своих любовных увлечений. Когда Мордюкова еще жила в браке с Тихоновым, она начала испытывать чувства к Василию Шукшину.

«В 60-м году мы вместе работали над картиной «Простая история». Шукшин обладал удивительной энергетикой, люди к нему так и тянулись. Я вся перед ним млела, но у Васи тогда уже была невеста Лида. Несмотря на это, он в меня влюбился. Однажды прямо подошел на съемочной площадке и сказал: «Я Лиде признался, что люблю тебя». Не знаю, чем бы все закончилось, но тут на съемки, которые проходили далеко от Москвы, в деревне, приехал Тихонов с нашим сыном. Мужики, они такие, все чувствуют. И вот он приехал в панаме, с удочками, держит за руку ребенка. Какие уж тут романы», - поделилась воспоминаниями Мордюкова.

Несмотря на все попытки супругов спасти брак, их отношения закончились в 1961 году.

Вскоре стало известно, что Нонна Мордюкова закрутила роман с бывшим мужем другой советской звезды экрана - Людмилы Гурченко. Ее союз с Борисом Андроникашвили не был зарегистрирован официально, но влюбленные прожили вместе достаточно долго.

Роман с цыганским певцом Играфом Иошкой актриса старалась не комментировать. Их связь продлилась несколько лет, после чего пара тихо разошлась. В своих немногочисленных интервью Мордюкова всегда старалась не поднимать тему об этом гражданском супруге.

Второй раз прославленная актриса вышла замуж за известного сердцееда Владимира Сошальского. Актер был женат пять раз, и его союз с Мордюковой продлился всего полгода. Влюбленные тихо развелись, и после этого не общались.

В одном из последних интервью артистка призналась, что не часто влюблялась по-настоящему. По словам Мордюковой, у нее слишком много лет уходило на каждые отношения, и бороться с чувствами звезда не умела.

ГЛАВНАЯ ТРАГЕДИЯ АКТРИСЫ, ЗАБВЕНИЕ И ЗАТЯНУВШАЯСЯ БОЛЕЗНЬ

Несомненно, наиболее печальным событием для Нонны Викторовны стала смерть ее единственного сына Владимира. Мальчик редко виделся с родителями, ведь и отец, и мать постоянно пропадали на съемках. В подростковом возрасте юноша также решил посвятить свою жизнь кино.

Первую роль он сыграл в 1967 году, и в течении 70-х считался одним из самых перспективных молодых артистов. В этот период Владимир даже поработал с матерью на одной съемочной площадке в ленте «Русское поле».

// Фото: кадр из фильма «Русское поле»

Артист злоупотреблял алкоголем, а также пробовал запрещенные вещества. Пагубные пристрастия сказались на его творческой деятельности и здоровье. Это сказалось на его творческой активности. В 80-х годах Тихонов играл все реже, а в 1990-м он скончался в возрасте сорока лет. По официальной версии, смерть наступила в результате сердечной недостаточности, вызванной передозировкой наркотиками.

В автобиографии «Не плачь, казачка!» Мордюкова вспоминала о борьбе сына с вредными привычками.

«Позвали меня давно-давно в съемочную группу фильма «Комиссар» на собеседование. По пути домой я изумилась фамилии режиссера - Аскольдов. Забавно... «Аскольдова могила». Может, это рок? Оставила своего красивого душевного мальчика-подростка на чужую тетку, обеспечила разными «пряниками». И уехала на четыре месяца в киноэкспедицию под Херсон. Не ехала я к нему. Ну что стоило вырваться на два дня? Думала, как-нибудь доведу до конца съемки, а там и радость моя - сын. Вернулась - он в больнице, веселый и виноватый. Признался, что Сашка Берлога принес пиво и «колеса» (таблетки). Пылко заверил меня, что больше это не повторится. Я хотела поверить - и поверила», - рассказывала Мордюкова.

Смерть единственного сына стала для Нонны Викторовны ударом. Из-за трагической судьбы наследника она не общалась со старшим внуком Василием. Брак Владимира Тихонова и Натальи Варлей просуществовал всего пару лет, и Мордюкова не могла простить невестке, что та оставила ее любимого мальчика.

Позже двум прославленным артисткам удалось найти общий язык. В эфире программы «Сегодня вечером» Варлей призналась, что успела попрощаться с бывшей свекровью.

«Между нами с Нонной Викторовной пробежала черная кошка. Но мы успели помириться, сказали слова любви друг другу. Я приезжала к ней домой, приходила на похороны. Однажды, в самом начале нашего примирения Нонна Викторовна произнесла в мою честь тост. Сказала, что я хорошая мать», - вспомнила Варлей.

// Фото: кадр из программы «Сегодня вечером»

Нонна Викторовна возобновила отношения и с внуком Василием. В последние годы жизни дети единственного сына стали главной отрадой для Мордюковой.

Тяжелая в моральном плане картина «Мама», снятая в 1999 году, стала последней ролью Мордюковой. Здесь она играет родительницу шестерых сыновей, готовую пойти на все ради их защиты. На съемочной площадке Нонна Викторовна часто вспоминала собственного ребенка, поэтому работалось ей непросто.

Чуть позже звезда рассказывала, что ждала приглашения от режиссеров, но в кино ее больше не звали. Последние годы жизни актриса провела в забвении. Она редко выходила в свет и тяжело болела.

Звезда на протяжении многих лет страдала от сахарного диабета. 5 июля 2008 году ее доставили в тяжелом состоянии в одну из московских больниц. Несмотря на усилия врачей, уже 6-го числа любимица советских зрителей скончалась.

Нонну Мордюкову похоронили на Кунцевском кладбище рядом с любимым сыном.

Актриса оставила огромное наследие и до сих пор считается одной из главных звезд советского экрана. Ее крылатые фразы из «Бриллиантовой руки» и «Молодой гвардии» до сих пор цитируют. Несмотря на все выпавшие ей испытания, Нонна Викторовна ушла из жизни несломленной, непобежденной.

Чтобы помнили. Мордюкова Нонна Викторовна
http://www.сайт/users/3596969/profile/

Народная артистка СССР (1974)
Лучшая актриса по опросу журнала «Советский экран» (1972)
Лауреат Государственной премии первой степени (1949, за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия»)
Лауреат Государственной премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973, за роли в фильмах «Журавушка», «Председатель»)
Лауреат премии Президента России (2001, в области литературы и искусства)
Лауреат национальной кинематографической премии «Ника» (2004, в номинации «Честь и достоинство»)
Лауреат премии деловых кругов России «Кумир» (1999, в номинации «За высокое служение искусству»)
Лауреат премии «Кинотавр» (1996, в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру»)
Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, в номинации «Человек кинематографического года»)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005, за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и киноискусства и многолетнюю творческую деятельность)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000, за большой личный вклад в развитие киноискусства)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995, за заслуги перед государством и многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства)
Кавалер ордена Дружбы народов (1985)
Кавалер ордена «Знак Почёта» (1975)
Признана одной из 10 самых выдающихся актрис XX века (1992, по версии Редакционного совета английской энциклопедии «Who is who»)

«Я ведь всю жизнь словно чувствовала себя в долгу перед русской женщиной, и не знаю, является ли это актерской темой. А ведь каждая из моих героинь всегда отличалась народностью, и за это их хвалили, но за это моих героинь, а значит и меня хвалить, на мой взгляд, противоестественно, ведь это все было воспитано во мне жизнью. Столичность девушек я никогда не копировала, а их бедой я считаю бездумную погоню за модным внешним оформлением и модными мыслями. Для меня всегда было и остается главным верность своей природе, ее я и развиваю». Нонна Мордюкова.

Нонна (Ноябрина) Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновской Донецкой области. Позже семья Мордюковых переехала в Ейск.

В юности Нонну окружала привычная для нее сельская жизнь. У нее было сложное детство, и преодолевать трудности ей помогал неугасающий бойкий характер. Как говорила о себе сама Нонна: «Я жила слишком пламенно, угловато, не думая о завтрашнем дне. Старалась много работать, с пленками моталась по городам и селам, душу свою сжигала в огне «юпитеров».

Ее мама Ирина Петровна была председателем колхоза, любила петь душевные романсы с русскими народными песнями и создавала в колхозе оперный театр. «Почему именно оперу, сказать сложно, может, это было ближе всего к периоду ее молодости, ведь когда-то она пела в церковном хоре, - вспоминала Мордюкова. – Но она и меня приохотила, пела я арию из «Наталки-Полтавки». Ирина Петровна была беременна 9 раз, но трое детей умерло. Помимо Нонны в семье было еще три сестры и два брата, поэтому маленькой Нонне приходилось нянчить братьев и сестер под строгим контролем матери. Когда началась война, станица оказалась на оккупированной территории. Нонна Мордюкова позже рассказывала: «Отец Виктор Константинович был военным и когда он приезжал домой, возвращал нас к засолке всякой всячины на зиму. Уйдя добровольцем на фронт, вернулся без ноги. Во время войны семья жила на оккупированной территории. Сильно голодали, немцы при наступлении все с собой забирали: зерно, сало, кур, по погребам лазили, знали, где что народ прячет. У них у самих дети голодные были, Германия ведь тоже разрушена оказалась. Соль тогда сильно в цене была, за стакан соли гардероб отдавали, работали по ночам, и ни у кого не возникало вопроса, почему в такое время работаем. Питались зернами подсолнуха, это был наш завтрак, обед и ужин». О матери Мордюкова всегда вспоминала с теплотой, хотя проскальзывала и обида на то, что детства она почти не видела из-за того, что постоянно приходилось воспитывать младших сестер и братьев. Когда подруги шли на свидания и танцы, Мордюковой приходилось стирать, гладить и ухаживать за кем-то из близких. Работу и жизненные трудности дети делили наравне со взрослыми. Позже Нонна вспоминала: «Когда была еще совсем маленькой, уже приходилось тяжело работать наравне со взрослыми: воду таскать, за скотиной смотреть. А потом сестры да братья пошли один за другим, вот и потаскала я их на закорках, понавытирала соплей, понянчила вдоволь». Нонна в семье была первым ребенком, и со своей старшей дочерью мать часто говорила на философские темы. «Моя пламенная подруга», - так называла ее Нонна. Позднее мама заболела раком, а отец умер. После того, как Нонна окончила институт, она перевезла маму в Нальчик, чтобы ей там сделали операцию. Мордюкова вспоминала: «Никогда не забуду маму с вымученным лицом, но все время улыбающуюся: «Разве ж здесь дадут умереть?». «А еще она говорила, - продолжала рассказывать Нонна. – Вот куплю валенки с галошами, потом на курорт съезжу и заживем!». Но этому уже не суждено было случиться.

Учеба в школе и институте не всегда давались Нонне гладко. Когда она училась в первом классе, ее исключили из школы за озорство и любовь к справедливости, а в институте ее ругали за неуспеваемость по предметам, которые казались Нонне совершенно ненужными в актерской профессии. Об этом времени Нонна рассказывала: «Чуть с голоду не померла! Украла даже однажды булку у квартирной хозяйки». Школьные учителя прочили Нонне актерское будущее и постоянно вспоминали про Бондарчука, который несколькими годами ранее окончил эту же школу. Точные науки Нонне давались с трудом, и однажды она даже подговорила своих одноклассниц написать письмо Сталину о том, что в программе стоит отменить изучение математики и химии.


Еще во время учебы в школе, отправившись однажды в кино, Нонна увидела афишу фильма «Богдан Хмельницкий» с участием Николая Мордвинова, после чего написала ему письмо. Ответ, как ни странно, пришел от актера довольно быстро. В июне 1941 года, когда еще не было известно о войне, Мордвинов рассказал девушке в письме о ВГИКе и просил разыскать его в Москве.

После того, как закончилась война, Мордюкова пришла, как она сама говорила «чуть ли не по шпалам» в Москву из донской станицы. Ее первые впечатления от жизни в столице были сравнимы с удивительными предвкушениями новой интересной и увлекательной актерской жизни, похожей на бесконечный праздник. Но спустя годы Мордюкова над своими заблуждениями только посмеивалась. Профессия актрисы оказалась тяжелым трудом с бесконечной чередой экспедиций, сопровождающихся полукочевым образом жизни. Это был по-своему сладостный, но очень тяжелый и подчас беспощадный труд с унынием провинциальных гостиниц и вечно торопливой едой в крошечных перерывах между съемками.

После окончания войны Нонна ехала в Москву в товарном вагоне в течение четырех суток. Выступление перед приемной комиссией грозило поначалу закончиться провалом, но озорная и бойкая Мордюкова начала рассказывать истории из жизни и петь задушевные украинские и кубанские песни. Выглядела Нонна в сравнении с хорошо одетой столичной, уверенной в себе молодежью весьма колоритно. На ней были галоши, надетые на толстые вязаные деревенские носки и старенькое платье. «Сидят, - вспоминала Мордюкова. – С такими лицами, словно мучить сейчас собираются». Нонну попросили прочесть басню или рассказ, и она искренне удивилась: «С газеты что ли читать нужно?», - на лицах членов комиссии появились улыбки. «Ну, расскажи что-то из жизни», - и здесь задорную и веселую Мордюкову было не остановить. Приемная комиссия во время выступления Мордюковой просто покатывалась со смеху. Вечером были известны имена прошедших отбор, и в списке числилось имя Мордюковой. Нонна была принята в мастерскую Бибикова и Пыжовой. Во время учебы, как и все приезжие студенты, она жила в общежитии на станции Лосиноостровская, а в 1950 году после окончания ВГИКа стала актрисой Театра-студии киноактера.

Первой работой в кино и путевкой в творческую жизнь для Мордюковой стали съемки в фильме «Молодая Гвардия» режиссера Сергея Герасимова в 1947 году. Герасимов и Фадеев решили не игнорировать общее сходство героев с актерами, а так как Мордюкова была очень похожа на Ульяну Громову - это предопределило выбор ее на роль. Именно эту роль позже Мордюкова вспоминала чаще всего, помимо дорогих ей ролей в фильме «Председатель», отмеченном Ленинской премией, «Женитьбе Бальзаминова»,


«Бриллиантовой руке»


и «Родне».


За роль в этом фильме Мордюкова была награждена Сталинской премией I степени, а зрители в своих письмах к Мордюковой, даже десятилетия спустя, обращались по имени Уля. «После выхода первого фильма, - вспоминала Мордюкова. – Мама ходила с высоко поднятой головой, ни одного сеанса не пропускала, а потом открытки мои, которые по всему Союзу продавали, столько накупила, чтобы всем дарить и гордо говорила: «Это моя дочка!»


В фильме «Молодая Гвардия».

Позднее у Мордюковой долгое время не было других работ в кино. Роль Ульяны Громовой наложила свой отпечаток на восприятие Мордюковой режиссерами, и почти пять лет Мордюкова вообще нигде не снималась. В 1952 году Мордюкова была приглашена Всеволодом Пудовкиным на съемки фильма «Возвращение Василия Бортникова». В этой картине она снялась в роли Насти Огородниковой, а в следующем году она сыграла роль в картине «Калиновая роща».


Мордюкову окружающие считали невероятно сильной женщиной, а она хотела быть нежной и мягкой. Но почувствовать себя женщиной за сильной мужской спиной Нонне так и не удалось. Сестра Наталья также рассказывала о жизни Нонны Викторовны: «Пять лет они прожили в гражданском браке с Борисом Андроникашвили, который был раньше супругом Людмилы Гурченко, но потом Нонне надоело тянуть все на своих плечах. А с Сошальским они прожили всего около года, но Нонна ведь любила во всем порядок, а у него до утра на кухне дым коромыслом, а утром встанет, кофе выпьет и в театр».

В 1954 году Мордюкова сыграла роль в фильме «Чужая родня» режиссера Михаила Швейцера.





В фильме «Чужая родня».
Худсовет крайне недоброжелательно отнесся к кандидатуре Нонны, но Швейцер настоял на том, чтобы роль была сыграна Мордюковой.

На съемках «Молодой гвардии» судьба свела Нонну Мордюкову с Вячеславом Тихоновым. Ему было тогда 19 лет, а Нонне - 22. Вячеслав долго не обращал внимания на Нонну, и ей стоило больших усилий вскружить голову Тихонову. 29 февраля 1950 года у них родился сын, которого назвали Владимиром. Нонна пеленала сына во время скитания по квартирам друзей, и больше десятилетия прожила в проходной комнате в коммунальной квартире. Спустя годы после развода Нонна с сожалением отмечала, что взаимопонимания между супругами не было. Позже в интервью она с болью говорила, что муж ее совсем не любил: «И даже когда я сына родила, это нас не сблизило, в больницу он ко мне, по сути, не приходил. Дома тоже я все чаще видела его спину, когда он играл в шахматы с моей подругой. А когда мне сделалось плохо, «скорую» он не вызвал, просто не верил, что мне может быть плохо, соседка вызвала. А когда я стонала в подушку, с иронией, не повернув головы, спросил: «А что, если стонать, легче становится? С днем рождения так за всю жизнь и не поздравил, - сожалела актриса. - Бывало уже и солнце садится, а я все жду, что вспомнит. Какой он был? А вот Штирлицем и был».

Как говорила сама Мордюкова: «Наше супружество было каким-то неудачным, не подходили мы с ним друг другу. Он меня не любил, а я его любила. Мы оказались с ним такими разными, что казалось, что занесло нас на одни квадратные метры с разных планет». Мордюкова всегда жаловалась маме на то, что ей с ним скучно, а мама твердила, что Нонна должна за него держаться, что он хороший отец и семьянин. Тихонов действительно именно таким и был, но разошлись Нонна и Вячеслав спустя всего несколько дней после похорон матери Мордюковой. «Изжили друг друга», - как она сама говорила. После развода они почти не разговаривали. Лишь в конце жизни Мордюкова связалась с Тихоновым и попросила прощения. Это случилось после выхода в эфир передачи «Все о тебе», где Тихонов просил прощения у Нонны Викторовны. Он говорил, что хорошо к ней относится и желал ей долгих лет. Мордюкова рассказывала: «Он же первый про меня по телевизору - фильм назывался «Все о тебе», то есть о Мордюковой, - сказал: «Нонна, я виноват, что перепутал твою жизнь. Прости... Я хорошо к тебе отношусь, и все пустяки». Я довольна была, что он сказал такое. Поэтому взяла и ему позвонила. Говорю: «Славочка, дорогой, я тебя очень уважаю и посылаю тебе большой привет, и спасибо, что ты вспомнил обо мне. Я тоже твою жизнь запутала, дорогой, не обращай внимания на то, что было, - что было, то уплыло. Все равно ты был первым, ты и последним остался для меня».


О своей личной жизни после брака с Тихоновым Мордюкова позже рассказывала: «Выходила замуж, да только без загса, и все как-то неудачно. У одного все печатная машинка на одной странице пять лет была заправлена, другой как присказку каждый день повторял: «Тебе хорошо, ты известная артистка».

В 1957 году Мордюкова сыграла роль Дуси в фильме «Екатерина Воронина»,


в 1958 году она сыграла в картине «Добровольцы», в 1959 году – в фильме «Ванька», и в этом же году - в фильме «Отчий дом».


На съемочную площадку фильма «Добровольцы» Мордюкова попала случайно. Однажды в павильоне Нонна столкнулась со своим давним знакомым по ВГИКу режиссером Юрием Егоровым, который попросил ему помочь: «Выручи, Нонна! Надень вот эту брезентовую робу и сядь в павильоне, где установлены декорации шахты метро, сядь и пей молоко из бутылки». Мордюкова согласилась, и решила сымпровизировать, придав своей маленькой роли неповторимую индивидуальность фальшивым исполнением во весь голос строки из «Кармен».

Большая часть сыгранных Мордюковой в то время ролей были второстепенными, но многие из них оставались в памяти у зрителя, становясь своеобразным символом эпохи. Мордюкова была отличным рассказчиком и всегда была любима обычными людьми, она для них была таким же простым и понятным человеком, как и они сами. Зрители ее везде встречали оглушительными овациями, причем такими, что другие артисты иногда обижались. Ее любили соседи. Как-то Нонне случилось переехать, и у нее состоялся разговор с соседкой, с которой ранее она не общалась. Соседка расстроилась из-за переезда артистки, и Нонна искренне удивилась: «По какой же причине жалость, мы ведь с Вами и не общались?», - на что та ответила: «И жить то спокойнее, когда за стеной великий талант спит». Сама Мордюкова объясняла это тем, что на экране и в жизни она была представителем народа с большой буквы.

Небывалый успех пришел к Мордюковой в 1964 году после выхода фильма «Председатель», в котором главную роль сыграл Михаил Ульянов. Позднее он делился впечатлениями: «В «Председателе» мы встретились с Мордюковой как коллеги уже не первый раз, раньше, когда я еще был только начинающим актером, а Нонна уже известной и опытной, я считал ее нетерпеливой, а она меня, наверное, неповоротливым. Уже позже я понял, как мне повезло, что мне удалось сыграть с ней, ведь она все схватывала на лету, моментально понимала, какое настроение нужно придать моменту, какой тон задать. Именно она мне помогла понять, что и как нужно сделать, чтобы сыграть моего Егора Трубникова. Мордюкова – актриса, талант которой уходит далеко в русскую землю, такое редко встретишь, она не старается быть такой, какой она является, она такая и есть на самом деле».

В фильме «Председатель».

Мордюкова была невероятно настоящей и правдивой и в каждой своей роли, и в жизни. Пятерых младших братьев и сестер она не только воспитывала с самого их рождения, но и дала им образование в Москве. Однажды даже Тихонов сказал Нонне: «Как мне надоел твой колхоз!» Но Мордюкова не растерялась и быстро нашлась что ответить: «Этот колхоз меня вырастил!». Именно так она была воспитана - сами голодные, худые и рваные, но - с красным знаменем: «Мы всего должны добиться. И страна наша самая сильная». Все это позже было ею отражено в роли Клавдии Вавиловой в фильме «Комиссар».


В фильме «Комиссар».

На кинофестивале, состоявшемся в Западном Берлине, фильм удостоился четырех главных призов, а после был отправлен в Сан-Франциско, где имел колоссальный успех. Режиссер фильма Александр Аскольдов говорил о Мордюковой: «Кусок породы, кусок естества». Роль в этой картине Мордюкова сыграла в 1966 году, и она, возможно, стала одной из ее лучших работ в кино, хотя сама картина почти 20 лет пролежала на полке. Для самой Мордюковой и для Аскольдова съемки «Комиссара» стали настоящим испытанием. Мордюкова называла это время «чуть ли не самым сложным периодом ее жизни». С производством фильма было связано судебное разбирательство, а в московской больнице тем временем лежал сын Мордюковой - Володя. Для Аскольдова суд закончился увольнением из штата студии. Мордюкова вспоминала: «Дело-то какое вытащили! Конницу ведь в «Комиссаре» много снимали, животных должны были подковывать пара конюхов, но вместо этого просто пили, не просыхая, коней приходилось выбраковывать, что приносило колоссальный убыток, и, конечно же, крайним в этой проблеме оказался режиссер. Ко всеобщему счастью, адвокаты все-таки доказали, что коней режиссер подковывать не должен, но картину на долгие годы положили на полки в еще не озвученной версии. Да и для меня сплошная боль, и эта картина и то, что не могла вырваться хотя бы на два дня со съемок, успокаивала себя тем, что после окончания съемок сразу же вырвусь к нему».

Мордюкова была актрисой невероятного таланта, кардинально и выигрышно отличалась от остальных артистов с первых же ролей. Она также несравненно и потрясающе играла в театре, хотя не сыграла, к сожалению, и половины того, что могла бы сыграть.

В роли Дарьи в спектакле «Суровое поле» Театра-студии киноактера (1963).


1965 Война и мир:: Анисья Фёдоровна, Анисьюшка

Несмотря на свою непростую жизнь, в кино Мордюкова одну за другой создавала успешные комедийные роли. Она исполнила роль управдомши в фильме «Бриллиантовая рука» и вдовы в фильме «Женитьба Бальзаминова». За эту работу она была удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых. Мордюковой удавалось надолго запомниться зрителю благодаря искрометным фразам, моментально расходившимся «в народ». Кроме этого, ею был сыгран ряд успешных ролей в мелодрамах. В 1968 году она сыграла роль в фильме «Журавушка», в 1970 году – роль в фильме «Молодые», в 1974 году – в фильме «Возврата нет»,


а в 1976 году – в фильме «Семья Ивановых».


Большой платонической любовью для Мордюковой был Василий Шукшин. Знакомство с ним произошло на съемках фильма «Простая история» в 1960 году, куда на главную роль ее пригласил Юрий Егоров после того, как она сыграла эпизод в фильме «Добровольцы». Шукшин был для Нонны человеком, способным излучать тепло и свет. Но Мордюкова была замужем. В 1975 году Мордюкова сыграла в фильме «Они сражались за Родину» роль донской казачки. Эпизоды, сыгранные Мордюковой и Шукшиным, получились жизненными и озорными, и вместе с тем - грустными. От съемок в фильме «Они сражались за Родину» Мордюкова чуть было не отказалась, и уговорил сняться ее именно Шукшин. Сергей Бондарчук в роли Натальи Степановны видел только Мордюкову, но она наотрез отказывалась сниматься, предполагая, что все актеры на съемки приедут с семьями. Мордюкова к тому времени была разведена и чувствовала себя некомфортно. Но Шукшин был настойчив и пообещал: «Ничего такого, что ты думаешь, там не будет!». Мордюкова тогда не поняла чего «такого», но для себя определила: «Надо ехать!». После ее приезда на съемочной площадке не было ни одной жены, а сам Бондарчук даже снял обручальное кольцо. Фильм «Они сражались за Родину» стал одной из четырех картин, в которых Шукшин с Мордюковой сыграли вместе. «Это была как игра в пинг-понг, я ему – он мне. Мы не заметили, как сыграли все на одном дыхании, одним дублем, а еще через несколько дней Васи не стало, как на огне сгорел, от водки, все пытался свои эмоции усмирить. Он мой вечный свет», - вспоминала Мордюкова.


В фильме «Они сражались за Родину».

В 1976 году начались съемки фильма Чухрая «Нетипичная история», но производство фильма обернулось скандалом. Некоторые кинематографисты написали письмо, адресованное министру обороны, о том, что сюжет фильма портит советскую действительность. Мать, согласно сценарию, прятала своего сына от армии. Политическое управление Советской армии приняло решение запретить фильм, однако спустя два года Чухрай вырезал из фильма моменты, вызвавшие ажиотаж, фильм получил название «Трясина» и вышел в прокат.


Григория Чухрая Нонна Викторовна называла любимым режиссером, он был для нее ближе всех остальных, как она сама говорила, а второе место занимал Михалков, хотя с ним Мордюкова часто ссорилась на съемочной площадке. Мордюкова писала о нем в своей книге «Не плачь, казачка…»: «Я сразу влюбилась. Не смейтесь: я влюбилась в его фигуру, маленькие, но мускулистые кисти рук и все не могла понять, почему он такой хорошенький, душистый и богообразный… Никита не дал развиться моему чувству. Он не признавал и не признает сейчас никаких «любезничаний».

В 1982 году Мордюкова снялась в картине Никиты Михалкова «Родня». «Пришлось шестимесячную завивку сделать шаром вокруг головы и два накладных зуба из нержавейки вставить, - вспоминала актриса. - Но деваться было некуда, пришлось согласиться, ведь искусство требует жертв».

Но после шумного успеха «Родни» и рязановского «Вокзала для двоих» у Мордюковой 18 лет не было ни одной серьезной роли. Так, работу в фильме «Ширли-мырли» Мордюкова не считала серьезной работой. «Туда я пошла из-за денег», - признавалась актриса. После последовали съемки в фильме «Запретная зона» режиссера Николая Губенко, в фильме Константина Воинова «Ссуда на брак» и в фильме «Доченька».


В фильме «Ширли-мырли».

Мордюкова не хлопотала для себя о житейских благах, и была очень скромным человеком. Очень долгое время Мордюкова жила в однокомнатной хрущевке, пока случай не изменил ее квартирный вопрос. Однажды она участвовала в телешоу, ведущий которого Урмас Отт поинтересовался: «Почему великая народная артистка имеет столь скромные жилищные условия?». Мордюкова тогда с присущей ей скромностью ответила: «Не могу я просить у начальства», - и добавила, шутя: «Вот напишу в ЮНЕСКО!» Через несколько дней Мордюкова перевозила вещи в новую трехкомнатную квартиру.

Она очень радовалась, когда ей к пенсии сделали прибавку, и ничего не знала о том, что это Михалков добавляет ей свои деньги. На одном из концертов для партийных деятелей Мордюкова не села с ними за стол, и предпочла провести вечер в окружении знакомых артистов. Ей приходилось встречаться с кремлевскими вождями в неформальной обстановке, и одна такая встреча правительства с интеллигенцией в Архангельском под Москвой особенно запомнилась Мордюковой. Она о ней рассказывала: «На встречу с Хрущевым, Ворошиловым, Буденным и Микояном были приглашены шестеро актеров: Скобцева, Бондарчук, Рыбников и Алла Ларионовна, Тихонов и я. В момент, когда Хрущев стал произносить тост, Рыбников вдруг перебил его и задал вопрос о Кубе. Хрущев одернул его, все артисты замерли, подумав, что всему конец, но заступничество министра культуры Фурцевой спасло ситуацию. Рыбников не унимался и напоследок выпросил мешок раков, сваренных в пиве. А на следующее утро она сама позвонила нам и успокоила».

Большим трагическим испытанием, которое выпало на долю Мордюковой, стала смерть ее единственного сына. Мордюкова со своим сыном Владимиром сыграла в двух картинах. Одной из них был фильм «Журавушка», а другой фильм «Русское поле», снятый в 1972 году, оказался пророческим для их судеб.

В фильме «Русское поле».

По сюжету фильма единственный сын погибал на границе, но уход мужа и потеря сына не смогли сломить характер героини. Владимир с детства мечтал стать актером. Он успешно окончил Щукинское театральное училище, после чего снялся в 12 картинах, самой известной из которых стала «Версия полковника Зорина» в 1978 году. На экране Тихонов-младший всегда представал перед зрителями исключительно в роли положительных героев, но судьба приготовила для него совсем другую жизнь. Съемки фильма «Комиссар» в 1967 году обернулись для Володи и его матери трагическим стечением обстоятельств. Легко поддающийся дурному влиянию Владимир сначала связался с плохой компанией, а после пристрастился к наркотикам. После возвращения со съемок Нонна Мордюкова застала сына в больнице. Он признался, что друг принес ему пиво и «колеса». В тот день Владимир заверил маму в том, что этого больше не повторится, и она поверила. Но все повторилось. Владимир пытался покончить с дурными пристрастиями во время службы в армии, но этому не суждено было сбыться. Мордюкова надеялась, что женитьба и рождение сына, а потом вторая женитьба и второй ребенок заставят отказаться Володю от алкоголя и наркотиков, но и это не помогло. Жены уходили от Владимира.


С сыном Владимиром.

Обеих своих невесток Нонна не любила, и объясняла это тем, что любит только сына. С первой женой Владимира у Мордюковой сразу не заладились отношения. Ею была Наталья Варлей, в которую сын Мордюковой влюбился после выхода фильма «Кавказская пленница». Позже, даже после расставания с Владимиром, Наталья никогда не забывала о Мордюковой, привозила ей подарки. В разводе со второй женой, признавала Мордюкова, был виноват ее сын. Однажды он попросил Нонну Викторовну похоронить его на Павловском Посаде. Мордюкова все же надеялась на излечение Владимира, но в 1990 году его не стало.

В том же трагическом 1990-м году на сборном концерте в Череповце Мордюкова познакомилась с молодым певцом Юлианом, который помог пережить ей тяжелый стресс. Всю свою невоплощенную материнскую любовь она перенесла на него. В то время как студент ВГИКа Юлиан жил в общежитии. Мордюкова звонила ему, и спрашивала: «Скажи мне, что ты сегодня ел?». Маленькая стипендия заканчивалась в первую же неделю, и актриса строго говорила: «Так, я жарю курицу! Быстро приезжай!». Спустя какое-то время, на одном из творческих вечеров на вопрос о планах на будущее, актриса ответила: «Жениться!». С тех пор желтая пресса постоянно приписывала Мордюковой и Юлиану истории о том, что они то сходятся, то вновь расходятся. Сама Нонна в шутку называла своего подопечного «супругом», а себя «его вечной невестой».

В 1992 году составители британской энциклопедии «Кто есть кто» занесли Мордюкову в число лучших актрис 20 века, кроме того, артистка была удостоена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

В 1998 году вышел на экраны фильм Дениса Евстигнеева «Мама», в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль. Но «настоящее кино», как отмечала сама актриса, закончилось для нее еще 1982 после съемок «Родни». Суровый характер не позволял актрисе сниматься в низкопробном кино. Мордюковой не соглашалась на мелкие роли в мыльных телевизионных операх. Она с неохотой давала интервью, и единственное, о чем она всегда с желанием вела разговор, были воспоминания из детства. На другие вопросы она могла ответить коротко: «Не Ваше дело…». Мордюкова очень обижалась, когда режиссеры распускали слухи о ее, якобы, скверном характере. Но некоторая почва для подобных утверждений все же имелась. Во время съемок «Родни» Михалков получил от Мордюковой затрещину и лишился двух пуговиц на рубашке за то, что решил призвать актрису к порядку. Однако позже он сам пришел к Мордюковой с коньяком и просьбами о примирении.


В фильме «Мама».

Фильм «Мама» оставил в памяти Нонны теплые воспоминания. Она рассказывала: «Актерский состав на мой взгляд подобрался замечательный: Машков, Миронов Женя, Меньшиков, этот так вообще мало того, что с юмором, так еще и с ног меня на съемочной площадке сбил. Когда выезжали, еще совсем тепло было, а съемки, как это часто бывает, затянулись, и стало совсем холодно, а мы легко одеты были. Олег в своей тонкой безрукавке весь синий стал, что-то бормочет мне еле заметно, я к нему наклонилась, чтобы получше слышно было, а он мне: «Ну что, Нонна, нравится актрисой быть?», - а я смешливая, так и упала, все бросились меня поднимать, кроме него, потому что хохотал, не мог остановиться».


Мордюкова написала книгу с воспоминаниями, которые получили название «Не плачь, казачка». О содержании книги Мордюкова рассказывала: «Начиная с 5 класса, я постоянно делала какие-то записи на маленьких клочках бумаги, это были интересные эпизоды и фразы из жизни. Однажды Сергей Бондарчук пришедший к Нонне Викторовне в гости, увидел Мордюкову, рассевшуюся на полу с кучей бумажек. И сказал: «Если бы я сейчас не запустился с «Войной и миром» тотчас же, не читая, заключил бы договор на постановку фильма по этим бумажкам».

Мордюковой в преклонном возрасте часто предлагали играть роли бабушек, но она не соглашалась, так как считала, что украшением ее роли должна быть любовь. Быть обычной бабушкой для бойкой до конца жизни Мордюковой было просто неинтересно. Мордюкова решительно отказывалась от ролей, которые не стоили того, чтобы их даже рассматривать.

В последние годы жизни Мордюкова отказывалась от встреч с журналистами. На просьбы о встрече она отвечала: «Зачем я Вам, мне помирать скоро». Она жила вдвоем с сестрой, долго и сильно болела. При этом она во всем пыталась найти хорошие и положительные моменты. «А любить много кого можно, - говорила Мордюкова. – Черномырдина боготворю, ведь за трехкомнатную квартиру он для меня похлопотал. Путина очень люблю, такой он статный и по-офицерски изящный. А вот Ельцина так и не смогла полюбить, слишком уж он свой, на президента не тянет. В Машкова могла бы влюбиться без памяти, да только он моложе намного меня, но такие уж у него глаза нефтяные, затягивающие. Чубайс – такой замечательный, он обо мне побеспокоился, персонального доктора мне оформил, ну и просто такой уж он видный мужчина!». Она продолжала придумывать себе роли, репетировала и мечтала о том, как могла бы еще играть. В последний раз она появилась на публике за три года до смерти, в день своего 80-летия. Зал московского дома кино был заполнен, люди сидели на ступеньках и в проходе. Нонна Викторовна чувствовала себя неважно, но встреча со зрителями была для нее важна, и выступление длилось почти три часа.


В 2004 году у Мордюковой был обнаружен тромбоз артерии, и с этим диагнозом она была доставлена в институт имени Склифосовского. Из клиники Мордюкова уехала, так и не долечившись, а спустя несколько дней попала в реанимационное отделение с инфарктом. Когда началось внутреннее кровотечение, Нонну Викторовну перевели в ЦКБ. Она пошла на поправку, но в 2006 году у нее случился инсульт, с которым она вновь попала в ЦКБ. В 2008 году дали о себе знать его последствия, но она никогда не жаловалась, всегда надеялась, что выкарабкается, и к своим недугам относилась с юмором.

В марте 2008 года Нонна Мордюкова была снова доставлена в Центральную клиническую больницу. Перед сном медсестра собиралась дать Нонне Викторовне на ночь таблетку, но актриса была без сознания. В реанимации пытались сделать все возможное. «В воскресенье Нонночка хорошо себя чувствовала, - рассказывала сестра Наталья. – Я была у нее в субботу, она плохо ела, а в воскресенье ее навещал брат Геннадий с женой Валентиной, и мы с ней говорили по телефону. Через неделю я планировала забрать ее домой. О причине смерти врачи говорят, что, скорее всего, оторвался тромб, сердце и сосуды слабые».

Панихида не состоялась по воле покойной. Сестру Наталью Нонна Викторовна просила, чтобы не открывали ее гроб на людях, так как хотела, чтобы ее запомнили молодой и живой. Еще она просила, чтобы ей не делали большой памятник.

Нонна Мордюкова была похоронена на Кунцевском кладбище рядом с сыном.

Грузинский режиссер Мераб Кокочашвили в интервью сказал: «В Грузии, где часто бывала Нонна, ее очень любили и уважали. Для российского и мирового кинематографа уход Мордюковой стал невосполнимой потерей. Она была невероятно сильной и вместе с тем очень нежной и ранимой женщиной, женщиной, которая олицетворяла всех женщин России, судьбы которых были переполнены страданиями и метаниями в поисках обычного человеческого счастья». Драматург Виктор Мережко вспоминает, что после того, как узнал о смерти Нонны, заплакал: «Мы с ней очень дружили, а познакомились на съемках «Трясины», где я выступал в качестве одного из соавторов. Нонночка там играла весьма трагическую роль и чувствовала себя в ней неуютно, все просила меня о том, чтобы я написал для нее комедию, ведь мы с ней очень сдружились, так и появился сценарий к фильму «Родня».

Наталья Крачковская рассказывала: «У меня такое ощущение, что мы потеряли королеву русского кино, она бы могла еще много ролей сыграть. Но мы их не увидим, потому что столкнулась она бессмертным русским разгильдяйством, мол, успеем еще Мордюкову поснимать, а сама она все ждала хороших ролей, а их все отдавали другим».

Кира Головко, с которой Мордюкова познакомилась на съемках фильма«Председатель», вспоминала: «Сначала Мордюкова смотрела на меня волчьим взглядом, злилась, что я играю главную героиню, а через неделю подошла и так по-доброму сказала: «Все, надоело мне тебя ненавидеть», - а сама достает бутылочку и два стакана, в тот момент я заплакала, мы выпили и поцеловались на брудершафт, с тех пор остались в хороших отношениях, я радовалась, что рядом есть такие добрые и искренние люди».

О Нонне Мордюковой была подготовлена телевизионная передача из цикла «Человек в кадре».

Использованные материалы:

Книга Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка…»
Материалы сайта «Аргументы И Факты», тексты Ольги Шаблинской, Оксаны Барциц, Ирины Толчевой, Марины Герасимовой, Ольги Шаблинской и Андрея Ванденко
Материалы сайта «СМИ.ру»
Материалы сайта www.eg.ru , текст Артура Мехтиева
Материалы сайта «Комсомольская правда», текст Александра Гамова и Анны Велигжагиной
Материалы сайта «Собеседник», текст Анжелики Пахомовой
Материалы сайта «ETOYA.RU», текст Леокадии Коршуновой
Материалы ИТАР-ТАСС и РИА «Новости»
Материалы сайта «Lenta.RU», текст Юлии Штутиной
Материалы сайта «Новые Известия», текст Виктора Матизена
Материалы сайта «Известия», текст Елены Ямпольской
Материалы сайта «Теле-шоу», текст Андрея Кулика
Материалы сайта «Международный Объединенный Биографический Центр»
Текст статьи Сергея Капкова
Текст статьи Сабины Мальян

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1948 - Молодая гвардия - Ульяна Громова
1952 - Возвращение Василия Бортникова - Огородникова Настя
1953 - Калиновая роща - Надежда Романюк
1955 - Чужая родня - Стеша Ряшкина
1957 - Екатерина Воронина - Дуся Ошуркова, крановщица
1958 - Добровольцы - метростроевка
1959 - Ванька - жена Аляхина
1959 - Всё начинается с дороги - Даша
1959 - Отчий дом - Степанида
1959 - Хмурое утро - Матрёна Красильникова
1960 - Простая история - Саша Потапова
1960 - Секретарь обкома - Наталья Фадеевна
1962 - Павлуха - Наталья
1964 - Женитьба Бальзаминова - купчиха Белотелова
1964 - Председатель - Доня Трубникова
1965 - Тридцать три - Галина Петровна Пристяжнюк, начальник Облздравотдела
1965 - 1967 - Война и мир - Анисья Фёдоровна
1966 - Дядюшкин сон - Софья Петровна Карпухина
1967 - Комиссар - Клавдия Вавилова
1968 - Бриллиантовая рука - управдом Варвара Сергеевна Плющ
1968 - Журавушка - птичница Глафира Огрехова
1969 - Гори, гори, моя звезда - Мадам
1970 - Баллада о Беринге и его друзьях - императрица Анна Иоанновна
1970 - Случай с Полыниным - Дуся Кузьмичёва
1971 - Молодые - Дарья Васильевна
1971 - Русское поле - Евфросиния Угрюмова
1973 - Возврата нет - донская казачка Антонина Каширина
1973 - Два дня тревоги - Мавра Григорьевна
1973 - Завтра будет поздно - Кузюрка
1974 - Лев Гурыч Синичкин - стареющая примадонна Раиса Сурмилова
1975 - Они сражались за Родину - Наталья Степановна
1975 - Семья Ивановых - Мария Петровна Иванова
1977 - Инкогнито из Петербурга - Анна Андреевна
1978 - Трясина («Нетипичная история») - Матрёна Быстрова
1979 - Верой и правдой - тётя Паня
1981 - Родня - Мария Коновалова
1982 - Вокзал для двоих - «дядя Миша»
1982 - Этюд для домино с роялем - доминошница
1986 - От зарплаты до зарплаты - Плисова
1987 - Доченька - Зинаида Яковлевна
1987 - Ссуда на брак - Татьяна Ивановна
1988 - Запретная зона - Авдотьина
1989 - Зима в раю
1991 - Бегущая мишень - баба Зина
1992 - Луна-парк - тётка Алёны
1995 - Ширли-мырли - работница ЗАГСа
1999 - Мама - мама Полина
2000 - Нет смерти для меня









2024 © voenkvm.ru.